...начинали с трагедии
У истоков создания 'Союза' стояли космические первопроходцы из знаменитого девятого отдела М.К.Тихонравова. Среди них К.П.Феоктистов, В.В.Молодцов, К.С.Шустин, Л.А.Горшков и многие другие. Поисковые работы по выбору систем (управления движением, сближения, двигательных установок, радиосистем, электропитания, жизнеобеспечения и др.) для корабля 7К проводились в ОКБ-1 в 1961-1962 годы с участием многих смежных предприятий. В 1963 году проектная разработка практически завершилась выпуском исходных данных на конструкцию и системы корабля.
В 1965 году проектные работы сосредотачиваются в отделе 93 И. С. Прудникова, но к ним привлекаются и специалисты, которые вели разработки корабля на ранней стадии. В конце 1966 года на базе проектного отдела 93 и конструкторского 15-го образуются проектно-конструкторские отделы 211 (начальник Г.Г.Болдырев) - по кораблю и 212 (А. Г. Решетин) - по спускаемому аппарату (СА). Корабль 'Союз' модификации 7К-ОК имел стартовую массу от 6460 до 6560 кг при массе СА 2800 кг, экипаж один-три человека и время активного существования три-десять суток.
Первый беспилотный запуск корабля 'Союз' (в прессе - 'Космос-133') был осуществлен 28 ноября 1966 года. Корабль не удалось вернуть на Землю из-за неправильного задействования исполнительных органов управления движением и стабилизации. Он ликвидирован системой аварийного подрыва 30 ноября 1966 года. Второй беспилотный запуск (изделие 11Ф615 N1) планировался на 14 декабря 1966 года, однако в момент запуска двигателей ракеты-носителя произошло их аварийное отключение. С ракеты было снято электропитание, но через 27 минут из-за отсутствия блокировок после отмены пуска неожиданно сработала система аварийного спасения. В результате произошел взрыв ракеты-носителя, приведший к разрушению старта площадки 31 и человеческим жертвам. Третий беспилотный запуск ('Космос-140') состоялся 7 февраля 1967 года. После двухсуточного полета корабль пошел на спуск. В результате ненормальной работы астродатчика ориентации спускаемый аппарат совершил баллистический спуск, сел на лед Аральского моря и затонул. Операция его подъема со дна моря подробно описана в очерке А. Лобнева 'Объект ушел под лед' ('Калининградка' от 16 февраля 2002 г.).
Результаты трех беспилотных пусков были тщательно проанализированы. Это позволило принять непростое решение о проведении первого пилотируемого полета на корабле 'Союз'. Как это было заведено в то время, запуск приурочили к празднику - 1 Мая. 'Союз-1' с космонавтом В. М. Комаровым на борту стартовал 23 апреля 1967 года. После выхода на орбиту оказалось, что не раскрылась одна из двух панелей солнечной батареи. К тому же вышел из строя датчик солнечно-звездной ориентации, поэтому ориентировать корабль приходилось вручную. На Байконуре в это время был готов к старту второй корабль с экипажем из трех человек, с которым должен был сблизиться и состыковаться 'Союз-1'. Выявленные серьезные замечания вынудили принять решение о досрочной посадке 'Союза-1' и отмене старта второго корабля. 24 апреля корабль покинул орбиту. Внезапно связь с ним прекратилась. Через несколько часов было объявлено, что произошла катастрофа и В.М.Комаров погиб. Правительственная комиссия установила, что трагедия произошла из-за невыхода основного парашюта из контейнера. Была проведена огромная работа, исключающая повторение выявленных неполадок.
В 231-й пришли первопроходцы
А тем временем после доработок продолжались беспилотные испытания кораблей 'Союз'. 30 октября 1967 года была осуществлена первая автоматическая стыковка двух кораблей ('Космос-186' и 'Космос-188'), что открывало дорогу строительству орбитальных комплексов. 15 апреля 1968 года 'Космос-212' и 'Космос-213' осуществили стыковку с полным механическим и электрическим соединением кораблей, еще раз подтвердив надежность автоматической стыковки.
29 марта 1968 года в ЦКБ ЭМ был создан отдел 231 для ведения проектных работ по комплексу 'Союз-ВИ'. Комплекс должен был состоять из малой орбитальной исследовательской станции (ОИС) и корабля для доставки на станцию экипажа. В конце 1969 года проектирование ОИС было прекращено в связи с развертыванием работ по долговременным орбитальным станциям (ДОС). Они имели более широкие возможности, так как для их выведения на орбиту использовалась ракета-носитель 'Протон' тяжелого класса. Но проектирование корабля с улучшенными характеристиками решили продолжать. Одновременно новый отдел должен был заниматься летно-конструкторскими испытаниями кораблей серии 'Союз' (по документации - изделие 11Ф615).
Его начальником был назначен И.Л.Минюк - опытный проектант-ракетчик, заместителем - В.Молодцов. Начальники сектора В.Н.Бобков, С.В.Бесчастнов и Ю.С.Денисов, группы А.С.Королев и А.Н.Максименко, старший инженер Н.М.Терешенкова - все они имели уже достаточный опыт для самостоятельной работы. В отдел были переведены Н.Н.Артюшевский, Г.А.Брусников, З.Волочкова, Р.В.Григорьева, В.М.Дякин, А.А.Иванов, Т.В.Ильина, И.А.Казакова, Л.Н.Кондакова, О.Е.Макарьев, Н.И.Мурашкина, Л.В.Попова, Ю.А.Рябцев, А.А.Супрун, В.И.Суровых, А.Туманов.
Я перешел в отдел 231 через два месяца после его рождения. С.С.Крюков, начальник отдела 3, где я работал, потребовал в обмен на меня двух выпускников вузов. На 'переводке' В.П.Мишин написал резолюцию: 'Направить в отдел 3 одного молодого специалиста'. Это была 'цена' моего перехода в новый отдел. Буквально, как с корабля на бал, а точнее - через месяц, я оказался на Байконуре.
28 августа 1968 года был запущен последний беспилотный корабль 'Космос-238' - зачетный перед пилотируемыми полетами. На следующем этапе испытаний была запланирована стыковка двух кораблей, один из которых пилотируемый. На площадке 31 они готовились параллельно. Внешне отличались только конфигурацией стыковочного узла: 'активный' имел форму штыря, а 'пассивный' - конуса. В процессе стыковки 'активный' корабль, приблизившись к 'напарнику', направляет штырь в ответный конус, после чего они плотно стягиваются, образуя единый комплекс. Стыковочный агрегат так и назывался - 'штырь-конус'. Кстати, ведущим конструктором по разработке и испытанию агрегата был С.В.Бесчастнов. Все системы беспилотного корабля, включая систему жизнеобеспечения, были штатными. Только вместо космонавтов в креслах размещались три симпатичных манекена.
26 октября 1968 года с Гагаринского старта ушел в космос беспилотный 'пассивный' 'Союз-2'. Через сутки, но уже с площадки 31, стартовал 'Союз-3', пилотируемый Героем Советского Союза Г.Т.Береговым. Автоматическое сближение кораблей до 200 м прошло нормально. Осуществляя далее ручное причаливание, космонавт неправильно ориентировался и пытался приблизиться к 'Союзу-2' 'вверх ногами'. Но автоматика, которая контролировала действия человека, отбивала его команды. Дважды пытаясь безуспешно сблизиться с целью, командир израсходовал все топливо, запланированное на этап сближения и стыковки. Топлива оставалось только на спуск, поэтому дальнейшие попытки сближения были запрещены и отдана команда на посадку.
Стыковка удалась
Все подготовленные проектные работы по следующей паре кораблей 'Союз-4' - 'Союз-5' как на предприятии, так и на Байконуре осуществляли А.Н.Максименко и Н.М.Терешенкова. Это была их последняя командировка от отдела 231, так как в результате очередной реорганизации наши пути разошлись. Талантливый проектант А.Н.Максименко, выросший впоследствии до заместителя начальника отдела, внес большой вклад в развитие космонавтики. Н.М.Терешенкова после 'Союза' принимала активное участие в проектировании орбитальных станций.
Корабль 'Союз-4', пилотируемый В.А.Шаталовым, и 'Союз-5' с экипажем в составе Б.В.Волынова, А.С.Елисеева и Е.В.Хрунова 14-17 января 1969 года полностью выполнили программу полета. Были осуществлены автоматическое сближение, ручное причаливание и стыковка двух пилотируемых кораблей, в результате создана первая экспериментальная орбитальная станция массой 12 924 кг. После стыковки кораблей А.Елисеев и Е.Хрунов через входные люки бытовых отсеков перебрались из 'Союза-5' в 'Союз-4', преодолев путь в открытом космосе. Возвращался Б.Волынов один и с большими приключениями. При разделении отсеков не раскрылись замки связей между спускаемым аппаратом и приборно-агрегатным отсеком (ПАО). Отстреленный бытовой отсек 'оголил' шпангоут и крышку входного люка спускаемого аппарата, который продолжал движение в плотных слоях атмосферы вперед люком, где не было мощной теплоизоляции. Шпангоут вспучился от нагревания, но выдержал эти нерасчетные условия. Далее в результате нагрева конструкции переходного отсека были нарушены связи, спускаемый аппарат освободился от приборно-агрегатного отсека и развернулся в нормальное положение. Спуск проходил по баллистической траектории.
Первая космическая сварка
В августе 1969 года на полигон вылетела новая экспедиция. На этот раз готовился групповой полет сразу трех кораблей. Вскоре после начала работ С.В.Бесчастнов был отозван на предприятие - там полным ходом разворачивалось проектирование нового корабля 'Союз-Т'. Управляться мне одному сразу с тремя изделиями было трудновато, поэтому усилиями заместителя техрука Е.А.Фролова к заключительным операциям Сергей Васильевич был возвращен на Байконур. Подготовка кораблей прошла без особых замечаний. Но вот старты запомнились тем, что в течение всех трех дней почти круглосуточно шел проливной дождь. Надо сказать, что дожди на Байконуре - большая редкость. А чтобы такие... Глинистая земля плохо пропускала влагу, и степь вокруг превратилась в сплошное озеро. Водой были залиты кабельные колодцы, однако, как говорится, обошлось.
Запуск производился с двух стартовых столов. 11 октября 1969 года с площадки 31 стартовал 'Союз-6' (космонавты Г.С.Шонин и В.Н.Кубасов). На следующий день с площадки 1 - 'Союз-7' (А.В.Филипченко, В.Н.Волков, В.В.Горбатко), а на третий снова с 31-й - 'Союз-8' (В.А.Шаталов и А.С.Елисеев). В ходе полета корабля 'Союз-6' бортинженер В.Кубасов производил эксперимент по сварке металлов в условиях глубокого вакуума и невесомости, став первым 'космическим сварщиком'.
Подготовка к следующему - длительному полету также была длительной и очень напряженной. В ИМБП были проведены три 'отсидки' операторов на продолжительность 'полета' до 25 суток. Проверялись все элементы системы жизнеобеспечения. При длительном полете появлялась необходимость не только умываться, но и мыться. Надо было бриться и заниматься физкультурой. Были оборудованы специальные места для сна, для отдыха предусмотрены книги и шахматы.
С 1 по 19 июня 1970 года космонавты А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов находились в автоматическом космическом полете, доказав, что длительная работа на борту станции возможна. Врачи, опасаясь за жизнь космонавтов, запретили им самостоятельно выходить из корабля после приземления. Члены поисковой группы прошли специальную подготовку по эвакуации экипажа из корабля.
Из кораблей серии 7К-ОК на ЗЭМе оставалось еще два изделия - заводской номер 18 и 19. Изделие 18 в конце июня 1971 года было отправлено на полигон. Предполагался запуск автономного корабля с космонавтами В.Г.Лазаревым и О.Г.Макаровым на борту. Вечером 29 июня на Байконур прибыла группа испытателей во главе с ведущим конструктором Ю.И.Максимовым, я был в их числе. На следующий день мы пошли в бюро пропусков на площадке 2. Войдя в помещение, услышали передаваемую по радио траурную музыку. Так мы узнали о гибели Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева. Через несколько дней было принято решение о прекращении работ по 'Союзу'. Материальная часть оставшихся изделий была использована при изготовлении кораблей следующей серии.
Через тернии - к 'Салюту'
В начале 1970 года отделом 231 выпускается эскизный проект транспортного корабля 7К-Т (чертежный индекс 11Ф615А8). Его задачей была доставка экипажа из трех человек на станцию 'Салют', работа над которой шла полным ходом, и возвращение его на Землю. Особенностью этого корабля стало применение на нем системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП) с диаметром переходного люка 'в свету' 0, 8 м. На корабле устанавливался 'активный' узел со штырем. На станции - 'пассивный' с конусом. За счет усовершенствования ракеты-носителя масса корабля увеличилась до 6800 кг. Беспилотных испытаний было решено не делать. Первый полет к станции 'Салют' состоялся 23-25 апреля 1971 года на корабле 'Союз-10' с космонавтами В.А.Шаталовым, А.С.Елисеевым и Н.Н.Рукавишниковым. Сближение и стыковка со станцией прошли удачно. Но из-за повреждения стыковочного агрегата не удалось выполнить герметичное соединение объектов и переход в станцию.
Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев на корабле 'Союз-11' в июне 1971 года состыковались со станцией. Впервые экипаж работал на станции 'Салют' в течение 23 суток. Но при возвращении на Землю на высоте более 150 км при отстреле бытового отсека произошло преждевременное и несанкционированное открытие клапана дыхательной вентиляции. За 30-40 секунд давление в аппарате упало практически до нуля, что стало причиной гибели экипажа. После этого для обеспечения безопасности экипажа на динамических участках полета (старт, стыковка, посадка) на корабле был установлен комплекс средств спасения. В него вошли защитные скафандры 'Сокол' и система подачи кислорода с автоматикой. В спускаемом аппарате на место левого кресла пилота была установлена рама с автоматикой и системой хранения и подачи кислорода. Тем самым численность экипажа снизилась до двух человек.
27-29 сентября 1973 года состоялись пуски двух беспилотных кораблей 'Космос-496' и 'Космос-573' и пилотируемого 'Союза-12' (В.Г.Лазарев и О.Г.Макаров). Двухместные корабли 'Союз' с успехом эксплуатировались до середины 1981 года ('Союз-40'). За это время было совершено 18 полетов к станциям 'Салют 4-6', два автономных пилотируемых полета и два беспилотных. В восьми экспедициях на станцию 'Салют-6' приняли участие иностранные космонавты. Максимальная длительность полета корабля в составе станции составила 108 суток.
Минюк, Феоктистов, Дульнев и другие
За 35 лет в результате реорганизаций отдел пять раз менял номер (сейчас 103). У него сменилось пять начальников (совпадение, не связанное с изменением номера). После ухода на заслуженный отдых И.Л.Минюка начальником отдела стал К.П.Феоктистов. Говоря о нем, особенно хочется отметить его неукротимую техническую инициативу. Он все время в поиске. Несмотря на то что являлся одним из создателей 'Союза', последние годы работы на предприятии он был его противником. Считая устаревшими принципы посадки на парашютах, при поддержке руководства предприятия, и особенно В.П.Глушко, он развернул проектирование многоцелевого корабля 'Заря' с экипажем до 4 человек (транспортный вариант) и до 8 в варианте спасателя.
Это корабль с мощной двигательной установкой (ДУ), с помощью которой он должен был совершать все динамические операции, включая приземление на специальный 'ракетодром'. Посадка производилась на надувные подушки, смягчающие удар о землю. Был разработан эскизный проект, началась разработка рабочей документации и экспериментальная отработка ДУ. К сожалению, массовые характеристики корабля существенно выходили за рамки возможности имеющейся в то время ракеты-носителя 'Зенит'. Кроме того, после введения в состав кабины 'Зари' катапультируемых кресел сохранить указанную численность экипажа стало невозможным. Эти обстоятельства, а также недостаточное финансирование проекта привели к его закрытию.
После ухода с предприятия К.П.Феоктистова начальником отдела был назначен Л.И.Дульнев - опытнейший проектант, лауреат Государственной премии. После очередной реорганизации начальником стал доктор технических наук, лауреат Государственной премии В.А.Тимченко. Отдел продолжал пополняться кадрами. Сюда пришли В.С.Беляев, В.Н.Соболев, А.А.Лобнев, А.И.Буянов, Е.М.Коськин, В.Есипов, А.Дегтярев, В.Н.Кузнецов, А.В.Покатилов, А.Жданов, М.И.Панов, Т.Н.Игнатенко, В.С.Ляшенко, Л.Н.Мусиенко, М.Овсиенко, В.Трифонов, Н.А.Смотрова, В.И.Леонова, Л.В.Быкова, А.П.Фомичева, А.Подобедова, О.Г.Корнюшина, В.В.Климова, Н.С.Окунева, А.Н.Данилова. Особо мне хотелось бы отметить свою 'правую руку' - Валентину Моисеевну Дубровину, с которой мы проработали непрерывно 30 лет. Она воспитывала троих детей и 'без звука' выходила на многочисленные авральные работы в выходные дни.
В отдел была переведена группа высококлассных проектантов во главе с кандидатом технических наук В.Е.Миненко: Л.Г.Сорокин, Б.С.Шиманский, Е.В.Данилова, И.И.Морозова. И если первые двое через некоторое время были направлены 'внедрять конверсию', то Б.С.Шиманский по сей день трудится в отделе. Это уникальный специалист по проектированию и эксплуатации спускаемых аппаратов, чувствующий аппарат до мельчайших деталей. Кроме этого, последние годы он представляет проектный отдел в составе поисково-спасательных групп на месте посадки. Уйдя на заслуженный отдых, добрую память о себе оставила очень грамотный инженер с целеустремленным, настойчивым характером Елена Васильевна Данилова, старшая дочь В.П.Мишина.
Транспортный вариант
Корабль 7К-С разрабатывался как базовый вариант пилотируемого корабля для проведения технических экспериментов и исследований в автономном полете с возможностью создания на его основе, с минимальными доработками, модификаций различного целевого назначения. Компоновочная схема и габариты корабля 7К-С практически не изменились по сравнению с 7К-ОК, однако большинство бортовых систем корабля разрабатывались вновь или модернизировались. Для ведения проектных работ по новому изделию создается служба главного конструктора Е.В.Шабарова с подчиненным ему отделом 031, образованным на базе отдела 231. Изготовление нового корабля шло ударными темпами. 6 августа 1974 года стартовал первый беспилотный корабль новой серии 'Космос-670'. Основным замечанием к нему был баллистический спуск по причине несвоевременной расстыковки спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека, описанный в материале 'Две звездочки на крымском небе' ('КП', 06.02.2003 г.). Полет второго корабля 'Космос-772' в конце сентября 1975 года прошел с незначительными замечаниями. Третьим беспилотным полетом закончилось испытание базового варианта изделия ('Космос-869', 29 ноября-17 декабря 1976 года).
Начиная с четвертого номера было признано целесообразным вести дальнейшие работы по изделию 11Ф732 только в транспортном варианте (корабль 7К-СТ). В связи с необходимостью доставки на станцию 'Салют' трех космонавтов корабль переоборудуется снова в трехместный (3М) вариант. За счет модернизации бортовых систем и улучшения компоновки в спускаемом аппарате разместился экипаж из трех человек. Был разработан новый комплекс средств спасения при разгерметизации. Запуском 'Космоса-1001' (4-15 апреля 1978 г.) и 'Космоса-1074' (31 января-1апреля 1979 г.) закончился цикл отработки корабля в беспилотном автономном полете. В результате полета 'Союза Т' (16.12.79-26.03.80 г.) была проведена стыковка со станцией 'Салют-6' и осуществлен совместный полет длительностью 100 суток. Это позволило перейти к эксплуатации пилотируемых кораблей в составе станций. Летно-конструкторские испытания закончились запусками кораблей 'Союз Т-2' (Ю.В.Малышев и В.В.Аксенов) 5-9 июня 1980 года и 'Союз Т-3' (Л.Д.Кизим, О.Г.Макаров и Г.М.Стрекалов) 27 ноября-10 декабря 1980 года.
Как спасали космонавтов и станцию
После этого началась эксплуатация нового транспортного корабля в составе станций 'Салют-6 и 7' и 'Мир'. В период с марта 1981 года по июль 1986 года проведено 13 пилотируемых пусков. Только один корабль 'Союз Т-8' (В.Г.Титов, А.А.Серебров и Г.М.Стрекалов) 22 апреля 1983 года не состыковался со станцией из-за отказа системы сближения 'Игла'. В связи с этой неудачей заместитель главного конструктора по изделию П.В.Цыбин шутя заметил: 'Второго Титова космос не приемлет'. К сожалению, эта шутка подтвердилась через пять месяцев. 26 сентября 1983 года примерно за две минуты до старта произошла авария ракеты-носителя. Буквально за секунды до взрыва, по визуальному наблюдению из бункера, была выдана команда 'авария'. Благодаря мужеству, быстроте оценки ситуации и реакции на нее группы управления пуском была спасена жизнь экипажа В.Г.Титова и Г.М.Стрекалова. Несмотря на многоступенчатость выдачи такой важной команды, как срабатывание системы аварийного спасения, начальник первого управления космодрома А.А.Шумилин и технический руководитель А.М.Солдатенков всего за 11,2 секунды смогли задействовать систему. За эту работу им было присвоено звание Героев Социалистического Труда.
Уникальную работу по спасению станции 'Салют-7' проделал экипаж корабля 'Союз Т-13' - В.А.Джанибеков и В.П.Савиных. На беспилотном участке полета вышла из строя система командного управления и была потеряна связь со станцией. В результате нарушения режима подзарядки буферных батарей станция обесточилась и полностью вышла из строя.
В истории космонавтики еще не было случая сближения и стыковки корабля с неориентированной станцией или, как ее называли, 'некооперируемым объектом'. 'Союз Т-13' стартовал 6 июня 1985 года. С помощью целеуказаний с Земли и ручного управления, с использованием лазерного дальномера и бортовой вычислительной машины, космонавты состыковались с молчащей станцией. Проведя ремонтно-восстановительные работы, они оживили станцию и более трех месяцев обслуживали ее.
20 февраля 1986 года на орбиту был выведен базовый блок станции 'Мир'. А уже 13 марта к 'Миру' пристыковался корабль 'Союз Т-15', пилотируемый
Л.Д.Кизимом и В.А.Соловьевым. Проведя на новой станции необходимые операции, космонавты перелетели на 'Салют-7' и провели там несколько незаконченных экспериментов. К тому времени работы на этой станции были прекращены, но здесь оставалось много ценного исследовательского оборудования. Около 450 кг груза со старой станции были перенесены на корабль, а затем доставлены на новую станцию. До 16 июля продолжалась эта 'одиссея'. Экипаж 'Союза Т-15' трижды стыковался поочередно с двумя станциями. Это был первый межорбитальный космический челнок.
Последним кораблем серии был 'Союз Т-15'. Параллельно описанным событиям шла работа с кораблем 'Союз' первого поколения, обслуживающим станции 'Алмаз' (изделия 11Ф615А8 с N 61). 29 мая 1974 года была успешно осуществлена стыковка беспилотного корабля 'Космос-656' со станцией 'Алмаз' (в прессе - 'Салют-3'), разработанной в ЦКБМ под руководством В.Н.Челомея. В июне кораблем 'Союз-14' на станцию доставлена экспедиция посещения (П.Р.Попович и Ю.П.Артюхин), проработавшая на ней 16 суток. А 'Союз-15' (Г.В.Сарафанов и Л.С.Демин) не смог состыковаться 26 августа того же года с 'Салютом-3' из-за отказа системы 'Игла'.
Корабль-спасатель
Параллельно с обслуживанием кораблей 'Союз Т' шло проектирование модифицированного корабля 'Союз ТМ' (изделие 11Ф732 с N51). В целях повышения надежности и безопасности полета и с учетом тенденций развития станции ряд систем корабля был доработан или заменен. Так, система сближения 'Игла', имевшая несколько серьезных замечаний, была заменена на систему 'Курс'. Были существенно облегчены парашюты за счет применения синтетического высокомодульного материала. В связи с переходом на новую элементную базу приборов замена, как правило, приводила к снижению массы систем. С другой стороны, за счет использования на ракете-носителе циклина вместо керосина выводимая масса корабля увеличилась до 7070 кг.
Запуск корабля с тремя манекенами состоялся 21 мая 1986 года. 'Союз ТМ' успешно состыковался со станцией 'Мир' и семь дней летал вместе с ней, после чего спускаемый аппарат благополучно приземлился. Полетом 'Союз ТМ-2' 6 февраля 1987 года началось планомерное обслуживание станции 'Мир' экипажами, которое проводилось непрерывно практически до конца ее существования.
Развивающиеся работы по космическим станциям, модулям для них и другим изделиям были причинами частых реорганизаций, при этом численный состав отдела постоянно уменьшался из-за перевода сотрудников в другие подразделения. А несколько человек по различным причинам уволились с предприятия. Преждевременно ушли из жизни полные творческой энергии А.С.Королев, В.И.Суровых, Т.Игнатенко, а также старейший работник отдела Н.И.Мурашкина. Отдел 'старел'. Пополнение начало поступать только с 1987 года. Самым стойким оказался Игорь Верховский, выросший за 10 лет до начальника сектора. Надежда Кужельная через некоторое время была зачислена в отряд космонавтов.
Корабль 'Союз ТМ' предназначен для доставки экипажа на станцию и возвращения его на Землю в штатном режиме. Но кроме этого он выполняет роль спасателя в случае возникновения аварийной ситуации. Дело в том, что ни 'Союз', ни американские шаттлы, даже полностью подготовленные к полету, не могут быть технически запущены с Земли менее чем за пять-семь суток. При возникновении смертельной опасности экипаж станции практически обречен. Корабль 'Союз' сразу же после стыковки со станцией полностью подготавливается для проведения спасательных операций. Если есть опасность, экипаж быстро переходит в корабль и, оценив с помощью ЦУПа степень аварии, может, при необходимости, отстыковаться от станции и вернуться на Землю.
Строительство станции 'Мир'
В зависимости от программы полета корабль доставляет на станцию двух или трех космонавтов. Третьим, как правило, был космонавт-иностранец. Так, на станции 'Мир' побывало 17 представителей 14 стран мира (французов было четверо). Каждый экипаж, побывавший на станции, выполнял большой объем медико-биологических, технологических и технических экспериментов и операций, в том числе с выходом в открытый космос. Одновременно шло 'строительство' станции 'Мир'.
Экипаж корабля 'Союз ТМ-2' (Ю.В.Романенко и А.И.Лавейкин, которого сменил А.П.Александров) 'принимал' 31 марта 1987 года и вводил в строй первый модуль - 'Квант'. А.С.Викторенко и А.А.Серебров ('Союз ТМ-8') в декабре 1989 года начинали осваивать модуль 'Квант-2'. На долю этого экипажа выпала задача испытать новое индивидуальное средство передвижения (СПК) в открытом космосе. Космонавты поочередно на СПК облетели станцию и фотографировали ее.
Во время работы на станции А.Я.Соловьева и А.Н.Баландина ('Союз ТМ-9') пристыковался модуль 'Кристалл', имевший дополнительный стыковочный агрегат типа АПАС (андрогинно-периферийный агрегат стыковки), предназначенный для стыковки со станцией корабля 'Буран'. Седьмая экспедиция, стартовавшая на корабле 'Союз ТМ-10' (Г.М.Манаков и Г.М.Стрекалов), испытала возвращаемую капсулу для доставки на Землю результатов исследований на борту станции. Полет гражданина Японии Т.Акияма вместе с В.М.Афанасьевым и М.Х.Манаровым на 'Союзе ТМ-11' стал первым коммерческим международным полетом.
Особым среди кораблей, обслуживавших станцию 'Мир', является 'Союз ТМ-16'. По программе испытания 'Бурана' была предусмотрена его стыковка с 'Союзом'. Изделие 11Ф732 с N101 проектировалось в качестве спасателя для 'Бурана', и было запланировано изготовить три корабля этой серии. Основной особенностью этих кораблей было наличие стыковочного агрегата АПАС вместо обычного ССВП, так как на 'Буране' был именно андрогинный узел.
К моменту прекращения работ над 'Бураном' первый корабль был практически изготовлен, поэтому его направили к станции. При этом преследовалась цель - стыковка с 'Миром' на узел АПАС, расположенный на модуле 'Кристалл', к которому впоследствии стыковались американские шаттлы. Космонавты Г.М.Манаков и А.Ф.Полещук четко выполнили операции ручного причаливания и стыковки. Этим они проложили шаттлам дорогу на станцию.
Во время полета корабля 'Союз ТМ-21' (В.Н.Дежуров и Г.М.Стрекалов) к станции пристыковывается (1 июня 1995 года) модуль 'Спектр'. И, наконец, 26 апреля 1996 года, когда на станции 'дежурили' Ю.И.Онуфриенко и Ю.В.Усачев ('Союз ТМ-23'), с комплексом стыкуется модуль 'Природа', завершая тем самым строительство станции 'Мир'.
Новые технологии и новые люди
Куйбышевское ЦСКБ, изготавливающее ракеты-носители для 'Союза', увеличило выводимую массу корабля до 7190 кг ('Союз ТМ-22'). Основным 'вкладом' в рост выводимой массы было применение горючего - циклина вместо керосина. Дело в том, что у циклина значительно больше удельная тяга. Это давало около 200 кг добавочного веса корабля. Однако стоимость циклина была существенно выше, что в итоге заставило от него отказаться. Поэтому проектантам на корабли 'Союз ТМ-23 и 24' было 'выделено' только по 6950 кг. Экономить пришлось на всем: 'недолили' топлива на второе резервное сближение корабля со станцией, исключили из состава снаряжение, дублирующее основное. Дошли до того, что из пищи, предназначенной на двое резервных суток, один суточный рацион сняли. За ним последовали резервные перчатки для скафандра и шлемофон.
Еще раз нашло подтверждение то, что у всех исполнителей, участвующих в комплектации корабля, имеется небольшой запас по массе в виде допусков и коэффициентов. И только у 'бедных' проектантов всегда дефицит. Все 35 лет существования отдела мы боролись за каждый килограмм.
На станцию 'Мир' за 13 лет (с 6 февраля 1987 г. по 4 апреля 2000 г.) было совершено 29 пилотируемых полетов. Последним был 'Союз ТМ-30' (С.В.Залетин и А.Ю.Калери) - первое изделие из усовершенствованной серии 11Ф732 с N204. Максимальная продолжительность полета кораблей в составе станции достигла 200 суток.
К этому времени в отделе 103 произошли серьезные изменения. Конец прошлого века стал окончанием трудового стажа Л.И.Дульнева, Ю.И.Марчукова, Н.М.Терешенковой, Е.М.Коськина, Р.В.Григорьевой, Л.Н.Кондаковой, А.Л.Фомичевой. Новым начальником в 1999 году был назначен молодой, но очень перспективный руководитель группы Вячеслав Владимирович Цветков, прошедший проектную школу по кораблю 'Прогресс'. В отдел пришли молодые специалисты А.Г.Власов, М.Ю.Зайцев, А.Н.Игнатов, М.Е.Косарев, А.П.Косенков, Е.Ю.Рунов, С.В.Четкин. За этими молодыми людьми - будущее российской космонавтики.
Начиная с 29 июня 1995 года станцию 'Мир' начали посещать американские шаттлы, проводившие смену экипажей параллельно 'Союзам'. В марте 2001 года в связи с готовностью МКС станция 'Мир' была сведена с орбиты спутника Земли.
Другая станция - другие порядки
Первый полет на Международную станцию был совершен 31 октября 2000 года на корабле 'Союз ТМ-31' с экипажем, в который вошли Ю.П.Гидзенко, С.К.Крикалев и У.Шепард. Это было началом пилотируемой эксплуатации МКС. 'Союз ТМ' имеет штатный ресурс работы в космосе до 200 суток. Поэтому смену корабля, несущего вахту на станции, необходимо проводить не реже одного раза в полгода, то есть для обеспечения работы в течение года экипажа из трех человек на станции достаточно двух кораблей. Однако американская сторона считает, что продолжительность работы одной экспедиции не должна превышать четырех месяцев. Была принята следующая схема полетов обслуживающих кораблей.
Примерно через каждые четыре месяца происходит смена экспедиций с помощью шаттлов. При этом экспедиции с нечетным номером (включая первую, выведенную на 'Союзе ТМ-31') имеют в своем составе двоих россиян и одного американца, а с четным - наоборот. А через каждые шесть месяцев для смены корабля, дежурящего на МКС, посылается очередной 'Союз ТМ' с экспедицией посещения, которая через несколько дней возвращается на предыдущем корабле. Таким образом, замена спасателя в составе МКС сочетается с коммерческой деятельностью, частично окупающей произведенные затраты. Уже на МКС были проведены четыре экспедиции посещения. Из них три - на кораблях 'Союз ТМ-32-34'.
'Союз ТМА-1' (11Ф732 с N211) является самой последней модификацией 'Союза'. По контракту с НАСА отдел 103 выпустил эскизный проект модифицированного корабля следующего поколения. В спускаемом аппарате нового корабля установлены кресла увеличенных размеров. При этом рост космонавтов может варьироваться в диапазоне 150-190 см (раньше допускался 164-182 см), а масса - от 50 до 95 кг (раньше 56-85 кг). Без изменения габаритов спускаемого аппарата была проведена перекомпоновка кабины с заменой всех основных систем, включая пульт пилотов. Для подтверждения надежности был проведен значительный объем экспериментальной отработки и макетирование с контрольной примеркой экипажей, включая астронавтов США. Положительные результаты сделали возможным запуск сразу же пилотируемого корабля 'Союз ТМА-1', который продолжает полет в составе МКС.
Перспективы
Трагическая гибель 'Колумбии' нарушила плавное течение событий. Приостановка полетов американских кораблей ставит под угрозу постоянное пребывание экипажа на станции, тем более, что на ней ограничены запасы системы жизнеобеспечения, особенно воды. Правда, президент США официально заявил, что эксплуатация МКС прерываться не будет. Но сделать это в полном объеме можно только за счет увеличения количества 'Союзов' и 'Прогрессов', обслуживающих станцию. Изготовление дополнительных кораблей и ракет-носителей требует больших капиталовложений. Мы на это время должны отказаться от экспедиций посещения, что скажется на окупаемости запусков. Однако американская сторона, похоже, раскошеливаться не собирается. Поэтому наиболее приемлемым вариантом развития событий представляется следующий.
Ближайший полет на МКС будет на двухместном корабле для доставки по одному 'дежурному оператору' на российском и американском сегментах станции. Придется сократить научную программу, включая внекорабельную деятельность. Это уменьшит нагрузку на 'Прогрессы'. Через полгода экспедиция посещения (к полету готовится представитель Испании) проведет замену экипажа станции. И остается надеяться, что к концу года шаттлы снова залетают, как утверждают некоторые специалисты в США. Насколько прогноз оправдается - покажет ближайшее будущее.
А вот неоспоримым является тот факт, что полет 'Союза ТМА-2' станет юбилейным. Это будет 50-й пилотируемый корабль на базе изделия 11Ф732 модификаций 'Союз Т, ТМ и ТМА'. С 5 июня 1980 года и по сей день он обеспечивал бесперебойную работу в космосе станций 'Салют', 'Мир' и МКС. Хочется от всего сердца поздравить с этим знаменательным событием всех специалистов, которые вслед за проектантами создавали, испытывали и эксплуатировали корабль. И особенно сотрудников отдела 231-031-193-178-103, отметивших 29 марта 2003 года тридцать пятую годовщину со дня образования отдела.
Юрий Марчуков
Калининградская правда (Королев), 23.03.04, 12.04.04, 30.04.2004
Компьютерная обработка AVV.
Назад