Колеса для 'изделия Л-2'
-
- Луноход учили ходить по Луне в нашем городе.
-
- 19 февраля 1969 года, за полгода до американского Apollo-11, стартовала советская ракета-носитель 'Протон', которая несла на себе первый летный экземпляр лунохода. Однако на 52-й секунде полета сработал автоматический подрыв ракеты. Следующая попытка запустить луноход в ноябре 1970 года стала успешной. Так 35 лет назад по поверхности спутника Земли начал движение первый в мире советский автоматический аппарат, название которого стало таким же нарицательным, как и слово 'спутник'. Это произошло благодаря труду специалистов, работавших в нашем городе.
-
- Где танки, а где Луна...
-
- Летом 1963 года в ленинградский ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш) прибыл представитель возглавлявшегося Сергеем Королевым ОКБ-1 Владимир Зайцев. Он побеседовал с директором института Василием Старовойтовым и начальником отдела новых принципов движения Александром Кемурджианом. Перед институтом была выдвинута задача - создать аппарат, который станет работать на поверхности Луны.
- Аппарата еще не было, но его рабочее название - 'изделие Л-2' - уже фигурировало в секретных документах. Была создана инициативная группа специалистов, которой руководство института оказывало твердую поддержку. При этом необходимо было преодолеть инерцию мышления: танковый институт и вдруг - Луна... Противники были и в родном главке министерства, и в институте.
- Уже к лету 1964 года Королеву во время его очередного визита во ВНИИТрансмаш показали первые наброски аппарата, который сразу же, наравне с 'изделием Л-2', нарекли 'луноходом'. В первом отчете ВНИИ-100 за N 642524, который назывался по-наукообразному витиевато - 'Определение возможности и выбор направления в создании шасси аппарата 'Л-2', насчитывалось 125 страниц текста и 57 рисунков. Машинистка поначалу напечатала слово 'луноход' с большой буквы, а потом исправляла на маленькую.
-
- Под шифром 'Шар'
-
- Первоначально луноходом занимался только ВНИИТрансмаш, но скоро стало ясно, что эта работа требует кооперации. Поэтому в конце 1965 года Королев решил передать работу по созданию автоматических аппаратов для исследования Луны и планет, в том числе и лунохода, коллективу ОКБ им. С.А. Лавочкина. С этого момента ленинградский институт сосредоточился на создании самоходного шасси, автоматики управления движением и системы датчиков, обеспечивающих это движение. К 1965 году, уже во втором отчете, выпущенном во ВНИИТрансмаше по этой теме, которой дали шифр 'Шар', в варианте повышенной проходимости появилось знаменитое восьмиколесное шасси, которое и вошло в летный образец лунохода.
- Сразу проявилась масса вопросов. Каков грунт Луны? Каким способом организовать движение по ее поверхности? Как управлять аппаратом с Земли? Как смоделировать на Земле лунные условия? Как, наконец, сделать машину легкой, управляемой, способной перемещаться за сотни тысяч километров от оператора?
- Одной из самых сложных проблем было то, что на Луне сила тяжести примерно в шесть раз меньше земной. Сначала исследование процесса взаимодействия модели колеса с грунтом проводили на стенде с падающим контейнером, который был связан с системой грузов. Позднее на специально оборудованном самолете ТУ-104 был установлен стенд с грунтовым каналом. Была разработана и изготовлена система при испытаниях на полигоне, которая обеспечивала постоянство разгрузки подвижного аппарата с погрешностью 1%. Моделирование моментов инерции лунохода достигалось с помощью разнесенных грузов.
- К исходу 1967 года самоходное шасси лунохода было отработано и передано в ОКБ им. С.А. Лавочкина. 'Летные' комплекты шасси были отгружены в июле 1968 года. Шасси состояло из жестких сетчатых металлических колес, подвески, кронштейнов крепления ходовой части к корпусу лунохода, электродвигателей, трансмиссии и блока автоматики шасси (БАШ), который размещался внутри контейнера. Ходовая часть представляла собой восемь ведущих мотор-колес, каждое имело каркас из трех титановых ободьев, обтянутых сеткой из нержавеющей стали.
-
- Управление движением
-
- Специалистами ВНИИ-100 был предложен пульт управления луноходом при движении его по Луне, они разрабатывали методику обучения водителей. Сложность заключалась в том, что расстояние от пульта управления, где находится экипаж, до лунохода около 400 000 км, сигнал с учетом шифровки, дешифровки, передачи идет в одном направлении 2,5 секунды. То есть вы видите на экране монитора картинку, а перед луноходом все это уже было. Другое обстоятельство - управление по плоскому изображению. Поэтому во время тренировок по предложению членов экипажей на мониторы были нанесены специальные сетки, позволяющие оценивать расстояния до препятствий. На полигоне во ВНИИ-100 имитировали также и особо контрастное освещение поверхности, характерное для поверхности Луны.
- Водителей выбирали из военных в обстановке секретности в 1967 году. Об этом мы уже рассказывали на страницах 'НВ'. Одиннадцать человек, приезжавшие во ВНИИ-100 в Ленинград в 1967-1968 годах, были разделены на два экипажа: Николай Еременко, Игорь Федоров, Габдулхай Латыпов (он первым свел 'Луноход-1' на поверхность Луны с посадочной ступени), Вячеслав Довгань (осуществил первое перемещение 'Лунохода-2' по Луне), Валерий Сапранов, Николай Козлитин, Константин Давидовский, Викентий Самаль, Альберт Кожевников, Василий Чубукин, Леонид Мосензов.
- Было устроено несколько полигонов для отработки движения луноходов - в Ленинграде, под Симферополем и на Камчатке. Камчатка вообще оказалась уникальным местом - там можно найти ландшафты почти любой планеты.
- Всего готовились к пускам три модификации лунохода, но 'Луноход-3' не стали запускать, скорее всего, по конъюнктурным соображениям.
-
Валерий Куприянов, председатель секции истории космонавтики и ракетной техники при Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики России,
Невское время (Санкт-Петербург), ? 04, 13.01.2006
Компьютерная обработка AVV
Назад