Целый букет ошибок сопровождает историю первого американского орбитального полета. Запуск 'Меркурия' MA-6 никогда не был назначен на 18 февраля 1962 года. Запуск никогда не переносили 'с 2 часов 20 минут на 20 часов 2 минуты'. Гленн не ждал шесть часов посадки в свой корабль - он проснулся менее чем за четыре часа до нее, а от посадки до старта прошло 3 часа 43 минуты. Запуск был выполнен в 09:47, а не в 21:47, и уж во всяком случае не 20 ноября, как гласит подпись к фотографии. Не особенно точно описание критической ситуации, связанной с ложным сигналом с замка теплозащитного щита. Три ракетных двигателя тормозной установки должны были обязательно отработать, иначе спускаться с неотделенной ТДУ было бы недопустимо. Но в соответствии с программой сработать не одновременно, так что никакого ужаса интервал между запуском первого и второго вызвать не мог. Наконец, Гленн был избран сенатором не 'в штате', а 'от штата' Огайо, а в 1984 году пытался прорваться не в Конгресс, а в президенты.
Безобразная ошибка допущена в описании неудачной попытки запуска 'Джемини-6' 12 декабря 1965 года. 'Стаффорд и Ширра приняли единственно правильное решение и, не мешкая, катапультировались', - пишет Г.Салахутдинов. Трудно сильнее исказить правду. Величайшее мужество и отличная квалификация астронавтов выразились в том, что, несмотря на сигналы на панели управления кораблем об отрыве ракеты от старта, Уолтер Ширра на основании личных ощущений и опыта первого своего полета 'в ту самую секунду' успел понять, что ракета начать движение не успела. Он имел мужество не пытаться гарантированно спасти свою жизнь за счет полного срыва программы совместного с 'Джемини-7' полета! Ширра и Стаффорд остались в своих креслах, ракета не упала и не сгорела, корабль остался годным к полету и был запущен три дня спустя. Во что же превратил этот героический поступок Г.М.Салахутдинов?!
Неверно, что астронавты 'Джемини-9' не могли состыковаться из-за неисправности стыковочного механизма ракетной ступени 'Аджена': во-первых потому, что их мишень не была 'Адженой', и во-вторых потому, что на мишени остался неотделенный головной обтекатель, который и закрыл стыковочный конус. А при выходе Юджина Сернана возглас 'Я ничего не вижу!' последовал отнюдь не 'тотчас же' после начала работы за бортом, а почти через час.
Экипаж 'Аполлона-1' не сгорел, а погиб в результате удушья во время пожара корабля 27 января 1967 года и, вопреки, утверждению Гелия Мальковича, успел полностью 'понять, что произошло'. Поразительно, но и при описании катастрофы 'Союза-11' Салахутдинов умудрился написать, что воздух из кабины 'мгновенно вытек в космос' и космонавты 'не успев что-либо понять, погибли'.
Есть и более мелкие ошибки и досадные опечатки. Заявление о том, что план пилотируемых полетов по программе 'Меркурий' был утвержден 5 октября 1958 года, неточно. 'Джемини-10' никак не мог на первом витке лететь над Анголой, приближаясь к экватору - надо полагать, имелся в виду терминатор. После возвращения на низкую орбиту он оказался не в двадцати, а в двух с небольшим тысячах километрах позади 'Аджены-8' - для чего, собственно, и потребовался перевод на высокую орбиту. Второй и третий пуски по программе 'Аполлон' (не называвшиеся в момент их осуществления 'Аполлон-2' и 'Аполлон-3'!) автором перепутаны. Ошибка, хотя и всего двухминутная, имеется во времени запуска 'Аполлона-11'. В 1970 году сокращена была не программа летно-конструкторских испытаний 'Сатурна-5', а 10-я, а затем и две предыдущих лунных экспедиции. Эдвард Гибсон в июне 1973-го был не кандидатом, а полноправным членом последнего экипажа 'Скайлэба'. Далее, Уолтер Кронкайт - самый известный 'космический' тележурналист США, а не некий абстрактный 'специалист'. Чарлз Бассетт почему-то фигурирует у Салахутдинова под именем Чарль Вэссет, Багамские острова превратились в Богемские, Южно-Атлантическая радиационная аномалия вдруг стала Северной Атлантической, а Томас Маттингли умудрился совершить полет на шаттле в 1972 году.
Описывая советские космические полеты, Г.М.Салахутдинов, вероятно, в значительной степени полагается на информацию академика, бывшего Главного конструктора Василия Павловича Мишина, обозначенного официальным рецензентом книги. Людям, интересующимся историей советской космонавтики, известны о их давнем сотрудничестве (примером его является известная статья в 'Нашем современнике' N3, 1990). Но мы также знаем, как много неточностей и ошибок оказалось в публикациях самого В.П.Мишина (интервью 'Правде' 'Полеты во сне и наяву' от 20.10.1989, интервью 'Огоньку' (N34, 1990), брошюра того же общества 'Знание' 'Почему мы не слетали на Луну' (N12, 1990)). Увы, Г.Салахутдинов подошел к заявлениям В.П.Мишина совершенно некритически. Многие его ошибочные утверждения не только вошли в текст 'Приключений', но и были умножены автором.
'Вряд ли тут остались какие-то белые пятна, - пишет Г.М.Салахутдинов о первом в мире космическом полете Ю.А.Гагарина. - ...Полет прошел блестяще.' 'Шесть полетов и ни одной серьезной неполадки, подобной хотя бы тем, что возникали порой на 'Меркуриях', - подводит он итог полетам 'Востоков'. Читать такие слова не только в 1994, но и в 1992 году было бы совершенно дико. Корабль 3КА ?3 ('Восток') был выведен на нерасчетную высокую орбиту, сход с которой в случае отказа тормозной установки за счет естественного торможения за время работы системы жизнеобеспечения был невозможен (эти сведения были опубликованы Леонардом Никишиным в 'Радикале' в декабре 1990 года). После торможения корабль перешел в быстрое вращение по всем осям, а разделение отсеков произошло нештатно - через 10 минут после срабатывания ТДУ вместо 10 секунд. Подробности этих трагических минут известны в изложении самого Юрия Гагарина - его послеполетный отчет в мае 1991 года опубликовали 'Известия ЦК КПСС'. Впрочем, еще в 1988 году О.Г.Ивановскому в книге 'Наперекор земному притяженью' удалось напечатать почти полный текст: слова 'Я ждал разделения. Разделения нет' были вычеркнуты цензурой, но четкие указания на нештатность ситуации остались. Неполадки после схода с орбиты были описаны и в упомянутой статье Л.Никишина. Но никаких следов этих событий в книге Г.Салахутдинова нет.
Совершенно ложными являются утверждения автора, относящиеся к беспилотному пуску 'Восхода' под обозначением 'Космос-57'. Мало того, что датой запуска названо 23 февраля... 1957 года. Г.Салахутдинов заявляет, что 'в действительности же беспилотный вариант 'Восхода' вообще не запускали и 'Космос-57' был совершенно другим аппаратом'. Но ведь история пусков беспилотных и пилотируемых 'Восходов' описана в отрывках из дневников Н.П.Каманина, опубликованных 'Советской Россией' еще в октябре 1989 и марте 1990 года, и в ряде других источников!
Описывая первые полеты 'Союзов', Г.Салахутдинов прибегает к жанру интервью с В.П.Мишиным. Главный конструктор и технический руководитель пусков проявляет редкостную степень забывчивости в отношении этих событий. Он вновь повторяет легенду о том, что до 'Союза-1' был всего один беспилотный пуск. Но ведь даже энциклопедия 'Космонавтика' издания 1985 года называет и 'Космос-133' и 'Космос-140', а, например, И.Б.Афанасьев ('Неизвестные корабли', 'КА' N12, 1991) указывает и аварийную попытку пуска второго корабля в декабре 1966 года! Сейчас, с публикацией 'Воздушным транспортом' относящихся к этим дням отрывков из дневников Н.П.Каманина, продолжение дискуссии потеряло смысл.
Остается неясным, почему Салахутдинов считает, что с 'Союза-2' на 'Союз-1' должен был переходить лишь один космонавт. Остается неясным, почему же не появилось никакого сообщения о завершении якобы 'нормального' полета 'Зонда-4'. Известно зато, что 'Зонд-6' не приземлился благополучно, а разбился из-за отказа парашютной системы (И.Б.Афанасьев). Непонятно, как 'донная часть' спускаемого аппарата 'Союза' могла иметь 'слабую теплозащиту'. Салахутдинов умудряется 'передвинуть' второй пуск Н-1 с 3 июля на 4 июня (Мишин, впрочем, отнес его в свое время на 1970 год). Буксировка спускаемого аппарата 'Союза-23' вертолетом заняла намного дольше, чем 'несколько минут'. Разумеется, автор научно-популярного, как значится на титульном листе, произведения не обязан подтверждать каждое свое слово ссылкой на источник, но он не должен выдавать без каких-либо объяснений сведения, противоречащие известным фактам!
В книгу 'Приключения на орбите' вполне оправданно включено введение, рассказывающее о том, что было до первого полета. Разумно и то, что оно невелико по объему. Но чем короче текст, тем осторожнее должен быть его автор. А вводная глава, помимо крайне вольного обращения с покойным Президентом Эйзенхауэром, отличается большим количеством ошибок. Масса второго спутника, включать ли в нее массу центрального блока 'семерки' или не включать, не равнялась 2.5 тонны. Неудачная попытка запуска спутника имела место не между первым и вторым, а вторым и третьим успешными советскими спутниками. Команда Вернера фон Брауна не была 'привлечена' к проекту 'Орбитер', а разработала его и безуспешно отстаивала право на его реализацию с 1955 по ноябрь 1957 года.
Решение о создании НАСА не было принято 1 октября 1958 года, но в этот день НАСА начало свою деятельность. 'Пионер-5', запущенный 11 марта 1960 года, не предназначался для попадания на Луну. 'Семерка' создавалась под первую завышенную прикидку (академика А.Д.Сахарова) массы термоядерного боеприпаса, но никак не атомного. Казалось бы, все это мелкие придирки, но многочисленные ошибки заставляют сомневаться и в том, что в книге верно и ценно.
Научно-популярный труд Г.М.Салахутдинова оставляет странное впечатление. Для себя я сформулировал его так: дайте прочесть эту книгу своим детям, которые еще не потеряли интерес к космосу, а потом расскажите им, как все было на самом деле.
Лисов Игорь.
Новости космонавтики, 1994, ? 16
Размещено с разрешения автора.
Компьютерная обработка AVV.
Подпись к фотографии в представленной на сайте книге уже исправлена в виду очевидности ошибки
Назад