Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/as_usa/text/engle.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 14:56:44 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 23:32:59 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п
Engle, Joe Henry

Joe Henry Engle

Нажать для увеличения

Джо Генри Энгл

Количество высотных полетов на X-15          - 16
Из них космических (по версии ВВС США)   - 3
Максимальная достигнутая высота полета   - 85 527 м

Порядковый номер (космический)   - 104 (45)
Количество полетов                              - 2
Продолжительность полетов - 9 суток 8 часов 32 минуты 31 секунда.

Статус - бывший астронавт ВВС США и НАСА.

Дата и место рождения:
Родился 26 августа 1932 года в городе Абилин (Abilene) в графстве Дикинсон (Dickinson County), штат Канзас.
 
Образование и научные звания:
Начальную и среднюю школу окончил в городе Chapman в Канзасе, а затем окончил школу старшей ступени округа Дикинсон (Dickinson County High School).
В 1955 году окончил Канзасский университет, получив степень бакалавра наук по авиационной технике.
 
Профессиональная деятельность:
Работал техническим консультантом совместной комиссии Консультативно-экспертного совета Росавиакосмоса - Специальной комиссии консультативного комитета NASA (комиссии Анфимова - Стаффорда).
Ныне является президентом компании 'Энгл текнолоджик'.
 
Воинская служба:
Во время обучения в университете прошел подготовку по программе офицеров резерва ВВС США, и по окончании обучения был призван на действительную службу. В 1957 году начал проходить начальную летную подготовку и в 1958 году стал военным летчиком.
Был назначен в 474-ю истребительную эскадрилью (474th Fighter Day Squadron), а затем в 309-ю тактическую истребительную эскадрилью (309th Tactical Fighter Squadron) на базе ВВС Джордж (George AFB), в Калифорнии. Командиром другой эскадрильи, базирующейся на этой базе, был легендарный Чак Йегер (Chuck Yeager), который обратил внимание на Энгла и был впечатлен мастерством и реакцией молодого летчика. И когда Джо Энгл написал заявление с просьбой направить его в школу летчиков-испытателей, именно Йегер дал ему свою рекомендацию.
В 1962 году прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВВС США (U.S.Air Force Test Pilot School) на базе ВВС Эдвардс (Edwards AFB). К этому времени Йегер был уже начальником школы, и, так как он считал Энгла одним из лучших летчиков-испытателей, он сразу зачислил его в недавно организованную Аэрокосмическую школу пилотов исследователей (Aerospace Research Pilot School), которую часто называли 'школой военных астронавтов'.
Аэрокосмическую школу Энгл окончил в 1963 году, и сразу после этого был направлен на работы по программе Х-15.
Ушел в отставку из ВВС США 30 ноября 1986 года, а уже 1 декабря был зачислен в ВВС национальной гвардии штата Канзас (Kansas Air National Guard) и получил чин бригадного генерала.
 
Воинское звание:
Капитан ВВС (в 1963 году).
Полковник ВВС (в отставке с 30.11.1986).
Бригадный-генерал ВВС национальной гвардии Канзаса (в отставке).
 
Космическая подготовка:
Первое приближение Энгла к космосу произошло в июне 1963 года, когда он был включен в группу пилотов, проводивших испытательные полеты на самолете Х-15. Первый полет на Х-15 выполнил 7 октября 1963 года, а всего до своего ухода из группы 14 октября 1965 года выполнил 16 полетов.
 
Нажать для увеличения

В трех полетах (29 июня, 10 августа и 14 октября 1965 года) он превысил высоту 50 миль, которую ВВС США считают границей космоса, и получил статус астронавта ВВС США и нашивку 'крылья астронавта'.

Максимальная высота была достигнута им в полете 29 июня 1965 года, и составила 85 527 м.
 
Был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время 5-го набора 4 апреля 1966 года. Тем самым стал первым человеком, который был зачислен в отряд астронавтов НАСА, уже имея опыт космических полетов.
 
Нажать для увеличения

Первым назначением Энгла в рамках лунной программы США стало включение его в экипаж поддержки Apollo-10. Затем был включен в дублирующий экипаж корабля Apollo-14 (1971 год) и в основной экипаж (пилотом лунного модуля) корабля Apollo-17 (1972 год). Но так как программа полетов на Луну было сокращена, и полет Apollo-17 должен был стать последним полетом, Энглу пришлось уступить свое место в корабле ученому-геологу Гаррисону Шмитту.

 
Полученный им при полетах на Х-15 опыт в полной мере был востребован при первых испытательных полетах по программе 'Спейс Шаттл'. Так как приемы и системы управления полетом, которые которые были разработаны для возвращения в атмосферу Земли и посадки X-15, были впоследствии почти полностью скопированы при создании шаттла, то нет ничего удивительного в том, что именно Энгл, был назначен командиром одного их двух экипажей, проводивших в 1977 году испытательные полеты (Approach and Landing Test) шаттла Enterprise в атмосфере при сбрасывании с самолета Boeing-747 на высоте в 25000 футов (7 620 м).
 
Нажать для увеличения

Приобретя опыт атмосферных полетов на шаттле, был назначен командиром дублирующего экипажа первого испытаельного полета шаттла Columbia STS-1 и командиром основного экипажа второго испытательного полета - STS-2.

 
Первый полет

С 12 по 14 ноября 1981 года в качестве командира шаттла Columbia STS-2.
Несмотря на то, что длительность полета была сокращена с 5 дней до двух (из-за течи в топливной системе), благодаря напряженной работе удалось выполнить 90% запланированных работ. Во время возвращения он вручную пилотировал шаттл в течение всего периода посадки, с момента схода с орбиты (при М = 25) и до посадки, за исключением перехода на автоматическую систему наведения.

Продолжительность полета составила 2 суток 6 часов 14 минут 2 секунды.

 
С марта по декабрь 1982 года работал заместителем начальника отдела пилотируемых полетов (Manned Space Flight) в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. Но с января 1983 года он вернулся в Космический центр Джонсона (Johnson Space Center) и вновь получил статус активного астронавта (flight astronaut status).
 
Второй полет

С 27 августа по 3 сентября 1985 года в качестве командира экипажа шаттла Discovery STS-51I.
В качестве командира шаттла справился с поставленной всего за три месяца до старта задачей - осуществить подход к большому спутнику связи SYNCOM IV-3 весом 6,8 тонн, его ремонт и возврат на орбиту. И если ремонтом спутника занимались специалисты полета, то всеми операциями по сближению со спутником и 'зависания' в непосредственной близости от него, занимались пилоты: Джо Энгл и Ричард Кови (Dick Covey).

Продолжительность полета составила 7 суток 2 часа 18 минут 29 секунд.

 
Классность:
Единственный человек, имеющий квалификацию астронавта ВВС США и астронавта НАСА.
Налетал около 14000 часов, (из них 9000 на реактивных самолетах). Освоил более 180 типов летательных аппаратов. Испытал свыше 155 типов летательных аппаратов (в том числе 25 различных истребителей и ракетных планеров).
 
Награды:
Награжден двумя Авиационными крестами 'За выдающиеся заслуги' (Distinguished Flying Cross), медалью Министерства обороны 'За выдающиеся заслуги' (Defense Distinguished Service Medal), медалью ВВС 'За выдающиеся заслуги' (Air Force Distinguished Service Medal).
Награжден так же двумя медалями НАСА 'За выдающиеся заслуги' (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА 'За исключительные заслуги' (NASA Exceptional Service Medal), и двумя медалями НАСА 'За космический полет' (NASA Space Flight Medal).
Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).
В 2007 году Космическом командованим ВВС США был удостоен звания 'Air Force Space and Missile Pioneers'.
 
Семейное положение
Энгл женат на Мэри Кэтрин Лоуренс (Mary Catherine Lawrence), имеет двух взрослых детей - сына и дочь.
 
Увлечения:
Основное увлечение детства, а летчиком Энгл решил стать в 9 лет, не прошло до сих пор. Когда выдается возможность, он с огромным удовольствием пилотирует F-15 и F-16, а также боевые самолеты периода Второй мировой войны. Кроме того, любит поездки на рыбалки и на охоту.
 
 

Назад

С Ш А

Энциклопедия

Полет на высоту выше 50 миль (80 467 м)