Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/as_turk/text/main.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 14:52:14 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 23:16:23 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http news.cosmoport.com 2005 04 18 1.htm
Турецкие астронавты

Общая информация

Несмотря на то, что Турция - самая европейская из азиатских стран, словосочетание - 'турецкий астронавт' пока кажется взятым из фантастического фильма или из статьи некомпетентного журналиста.

Но не все так однозначно. Во-первых, появилось и вошло в нашу жизнь такое понятие, как 'космический туризм'. Появились 'в свободной продаже' места на российских космических кораблях серии 'Союз'. В скором времени начнутся коммерческие полеты частных суборбитальных кораблей, и их пассажирами вполне могут стать граждане Турции. Информация о таких людях будет появляться в специальных разделах Энциклопедии (см. разделы Космические туристы и Суборбитальные космические туристы).

Но есть и другая возможность услышать на орбите турецкую речь. Не кто иной, как турецкие военные, традиционно играющие важную роль в жизни Турции, заинтересовались этим вопросом. По имеющимся у военных планам, первый офицер турецких ВВС может совершить полет на американском корабле до 2020 года. Более подробно об этом - в разделе Набор.

В июне 2005 года в Турции была принята новая Национальная программа космических исследований, утвержденная Советом национальной безопасности страны. Программа разработана Высшим советом науки и технологий и предусматривает ряд расписанных по годам шагов, на реализацию которых выделен 1 квадриллиона 125 триллиона турецких лир (примерно 765 млн долларов по курсу октября 2006 года). Среди запланированных мероприятий можно отметить:

2006 год

  • создание исследовательского института и центров;
  • налаживание производства передовых материалов, используемых в космической технике;
  • картографирование звездного неба, постоянное наблюдение за ближайшими планетами;
  • участие в Европейской космической программе;

    2007 год
  • закладка 'основ космической культуры в турецком обществе';
  • астрофизические исследования;
  • исследования в области гироскопических приборов;
  • исследования в области ракетных двигателей с ионным, жидким, твердыми видами топлива;

    2008 год
  • создание 'инфраструктуры Национальной космической системы';
  • совершенствование телекоммуникационного спутника Türksat;
  • работы по проектированию разведывательного спутника;
  • создание турецкого высотного научно-исследовательского самолета;

    2009 год
  • создание собственного спутника ДЗЗ Bilsat;
  • создание 'спутников на основе микро и нанотехнологий';

    2010 год
  • начало осуществления программы подготовки турецких космонавтов;
  • создание национальной системы контроля за космическими полетами;
  • создание малобюджетных ракет;

    2011 год
  • сотрудничество с другими странами с целью создания турецкого челнока;

    2012 год
  • строительство турецких 'космического комплекса и центра';

    2013 год
  • запуск первой турецкой ракеты;
  • 'исследование кометы';

    2014 год
  • запуск ракеты с целью исследования кометы;
  • запуск турецкого челнока;

    Наиболее понятен только пункт программы об участии в Европейской космической программе - расширение ЕКА происходит постоянно. Что имеется в виду под строительством 'космического комплекса и центра', 'исследованием кометы' и 'запуском челночного корабля' - непонятно и загадочно. А под 'осуществлением программы подготовки турецких космонавтов', скорее всего, имеется в виду проведение своими силами отбора нескольких кандидатов в космонавты (см. набор) с их последующей подготовкой в США.

    Долгое время никаких новостей из Турции слышно не было, однако 18 сентября 2009 года пресс-служба Роскосмоса сообщила, что состоялись переговоры о перспективах российско-турецкого сотрудничества в области космоса. Итогом переговоров стало подписание совместного российско-турецкого протокола между Руководителем Роскосмоса Анатолием Перминовым и президентом Турецкого совета по научно-техническим исследованиям Нюкет Йетиш. Примечательно, что к числу вопросов, вызывающих наибольший интерес в плане дальнейшего развития сотрудничества были отнесены 'пилотируемые полеты, развитие инфраструктуры, подготовка космонавтов и исследования'. Обе стороны договорились о формировании совместной двусторонней российско-турецкой рабочей группы для более углубленной проработки обсуждавшихся вопросов. Таким образом, Турция старается придерживаться заявленной программы космических исследований, и вопрос подготовки турецких космонавтов уже стоит на повестке дня.

    В январе 2010 года в СМИ получило распространение сообщение со ссылкой на засекреченные документы госдепартамента США, опубликованных на Wikileaks. Согласно данным публикации, в письме, датированном январем 2010 года и подписанным американским послом в Турции Джеймсом Джеффри, сообщалось, что в обмен на покупку самолетов Boeing правительство Турции планировало отправить на американском космическом шаттле своего первого астронавта. Джеффри ранее настаивал на том, чтобы частично государственная Turkish Airlines приобрела для своих нужд не европейские Airbus, а американские Boeing. Турецкий Министр транспорта Бинали Йыльдырым заявил американскому послу, что для Турции ключевым является вопрос цены, но он может быть решен в нужном русле, если США дадут добро на отправку первого турецкого астронавта на американском космическом шаттле в ближайшее время. В дипломатических документах также отмечается, что прежде вопрос о возможности отправки турецкого астронавта поднимался президентом страны Абдуллой Гюлем на двусторонних встречах с Бараком Обамой.
    'Йыльдирим однозначно намекнул на то, что желание Турции отправить астронавта в космос, о чем ранее говорил Адбулла Гюль, непосредственно связано с рассмотрением вопроса о покупке американских или европейских самолетов', - писал Джеффри. В письме также говорится, что Турция была бы совсем не против принятия помощи НАСА в становлении национальной космической программы. В том случае, если США пойдут навстречу Турции, то вопрос с покупкой лайнеров будет решен соответствующим образом. Также в американских дипломатических документах говорится, что Турция со своей стороны настаивала на том, чтобы в США не афишировали предмет торга по покупке самолетов в обмен на космический полет. В свою очередь в США заявляли, что НАСА и Федеральное управление авиации - это два различных ведомства, между которыми придется налаживать взаимодействие, чтобы выполнить пожелание турецкой стороны. В документах говорится, что американский посол пообещал помочь Турции в выяснении вопроса, связанного с помощью НАСА, хотя он признал, что размещение турецкого астронавта на шаттлах будет 'чрезвычайно затруднительным', так как с одной стороны шаттлы в ближайшее время списываются, а с другой - в оставшихся полетах все места астронавтов уже расписаны.