Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/as_rusia/lii/text/zabolotskiy.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 14:39:27 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 05:06:46 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п р п р п р п р п р п р п
Виктор Васильевич Заболотский

Виктор Васильевич Заболотский

Viktor Vasilevich Zabolotskiy

Опыта космических полетов не имеет.

Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.

Дата и место рождения:
Родился 19 апреля 1946 года в городе Москва, РСФСР.
 
Образование и научные звания:
В 1961 году окончил 8 классов школы ?481 города Москвы.
В 1963 году окончил школу рабочей молодежи ?23 города Москвы.
18 августа 1965 года окончил 1-й Московский городской аэроклуб, получил свидетельство пилота аэроклуба.
14 октября 1969 года окончил Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ в городе Калуга. Получил свидетельство о среднем техническом образовании и диплом инструктора-летчика. Пилотировал самолеты Л-29, МиГ-15 и МиГ-17.
С 1 сентября 1976 заочно обучался в Академии гражданской авиации (г.Ленинград). 11 февраля 1981 года окончил командный факультет по специальности 'Эксплуатация воздушного транспорта'. По окончании получил квалификацию 'пилот-инженер'.
 
Профессиональная деятельность:
С 1961 года работал электромонтажником на заводе ?220 Министерства обороны в Москве и учился в школе рабочей молодежи.
18 августа 1965 года - летчик-спортсмен 1-го Московского городского аэроклуба. Пилотировал самолеты Як-18А, Як-18П, Z-326 Акробат, Z-226.
С 1969 года работал летчиком-инструктором в Калужском учебно-авиационном центре. Летал на самолетах МиГ-15 и МиГ-17.
С 1998 года работает начальником летно-испытательного комплекса авиационного ОКБ ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.
 
Воинское звание:
Капитан запаса (с 1981 года).
 
Классность:
Общий налет - более 6000 часов, освоил более 200 типов летательных аппаратов.
Летчик 3-го класса (1969.10.14).
Летчик 2-го класса (1972.03.13).
Летчик-испытатель 4-го класса (1975.04.25),
Летчик-испытатель 3-го класса (1977.11.18),
Летчик-испытатель 2-го класса (1980.12.23),
Летчик-испытатель 1-го класса (1985.01.29),
Пилот гражданской авиации 2-го класса (1990.06.29).
 
Испытательная работа:
В 1973 году поступил в Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП). Из-за обнаруженных медиками особенностей сердечной деятельности был вынужден сделать перерыв в учебе, но 25 апреля 1975 года успешно завершил обучение.
С 1975 года работал летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ.
Выполнял полеты по исследованию аэродинамики самолетов с острой кромкой, отрабатывал автоматические системы самолетов-мишеней (взлет, посадка, полет по профилю). Участвовал в испытаниях бортовых радиотехнических и телевизионных систем посадок, авиационных двигателей.
В 1978 - 1983 годах принимал участие в разработке компоновки кабины пилотов 'Бурана' и средств отображения информации.
Проводил испытания самолета корабельного базирования с вертикальным взлетом и посадкой - Як-38. Выполнил на нем 26 посадок на авианесущие крейсеры 'Минск', 'Новороссийск' и 'Киев'. 16 из них совершил в Баренцевом море на крейсер 'Киев' в ночных условиях, при потушенных огнях корабля с использованием лазерной системы 'Глиссада-С'.
С 14 ноября по 13 декабря 1983 года проходил подготовку на курсах повышения квалификации летчиков-испытателей Центра подготовки и совершенствования летного состава МАП СССР.
В 1987 году установил два мировых рекорда по скороподъемности и по высоте горизонтального полета на самолете 'Квант' (разработка МАИ).
С января 1997 года работал шеф-пилотом Опытно-конструкторского бюро Ракетно-космического завода (РКЗ) Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева.
 
За время летно-испытательной работы неоднократно попадал в различные сложные ситуации. Так, летом 1983 года в районе Йошкар-Олы во время буксировки мишени на высоте 4000 м в его самолет Су-7УБ попала молния. Расплавился замок фонаря, в крыле образовалось шесть отверстий. Несмотря на это самолет удалось посадить.
В 1985 году во время испытания гидросамолета АИ (точная копия самолета Р-5 конструкции С.П.Королева), построенного Харьковским КБ, при посадке на воду проломилось днище самолета, и он затонул. Летчики В.Заболотский и А.Голуненко выбрались самостоятельно.
В 1988 году во время испытания легкого самолета 'Лидер', с целью его использования для разведки, над атомным полигоном в районе города Оренбурга совершил вынужденную посадку на шоссе. В том же году во время испытания самолета на воздушной подушке произошла потеря устойчивости при повороте. Самолет упал с высоты 30 м и развалился, В.Заболотский травм не получил.
18 февраля 1992 года при пилотировании самолета МиГ-21 по резервным приборам с затемненным остеклением кабины, из-за ошибки оператора связи, сообщавшего параметры полета, пролетел на высоте 5 м от Земли между бетонными столбами ограждения аэродрома и снес прожекторную вышку. Несмотря на разрыв обшивки фюзеляжа, сильную течь из баков горючего и системы гидравлики, В.Заболотскому удалось посадить самолет на ВПП.
28 июля 1992 года во время подготовки к 'Мосаэрошоу-92', когда В.Заболотский пилотировал Як-38 (с вертикальным взлетом и посадкой), после выполнения остановки двух самолетов на встречных курсах, на высоте 50 м произошло самопроизвольное катапультирование летчика через остекление кабины. Самолет разбился.
Дважды попадал во флаттер на самолетах И-1Л и Р-5 'Пони'.
 
Космическая подготовка:
В 1978 году участвовал в эксперименте 'Иммерсия', который заключался в исследовании воздействия на организм недельной гидроневесомости в ИМБП.
 
В феврале 1982 года был отобран для работ по программе 11Ф35 ('Буран'). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем (ИМБП). 2 марта 1983 года со второй попытки прошел врачебно-экспертную комиссию ВЭК (первую, в декабре 1982 года не прошел в связи с особенностями организма), и уже 4 апреля 1983 года получил заключение ГМК о допуске к спецподготовке. 15 февраля 1984 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в отряд космонавтов ЛИИ МАП. 12 апреля 1984 года был утвержден приказом МАП ? 177 и 12 июня 1984 года - зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ.
С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация 'космонавт-испытатель'. Прошел также теоретическую и практическую подготовку по легководолазному делу в ЦПК, получил квалификацию 'нештатный водолаз'.
 
В 1986 - 1987 годах прошел подготовку по программе 'Буран', в ходе которой проводил отработку систем ручного и автоматического управления, размещенных на самолете-лаборатории Ту-154, а также на самолете МиГ-25Л, по аэродинамике приближенном к МТКК 'Буран'.
В 1988 году готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече 'Буран' после первого орбитального полета, но 18 августа прекратил подготовку и начал работу в составе комиссии по расследованию причин гибели А.Щукина на самолете Су-26, на котором В.Заболотский ранее проводил программу испытаний.
С сентября 1988 года до 1996 года был командиром отряда космонавтов ОКПКИ ЛИИ.
 
С февраля 1989 года готовился в составе экипажа по программе экспедиции посещения ОК 'Мир', вместе с Г.Манаковым и Г.Стрекаловым. Однако из-за изменения планов эксплуатации станции 'Мир' в сентябре в 1989 года временно прекратил подготовку к полету (впоследствии подготовка так и не была возобновлена).
 
Выполнил одну рулежку по ВПП в качестве второго пилота (в экипаже Р. Станкявичюса) на специальном экземпляре корабля 'Буран' для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02)
  1. 1989.12.28 - 9-я рулежка БТС-02 по ВПП. (Второй пилот).
 
С 1988 года планировался в МАП в качестве командира дублирующего экипажа 'Бурана' для первого полета.
 
Ушел из отряда космонавтов-испытателей ЛИИ в конце 1996 года, перейдя на работу в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.
 
Почетные звания:
Заслуженный летчик-испытатель СССР (13 декабря 1989).
 
Спортивные достижения:
Кандидат в мастера спорта по самолетному спорту. Многократный рекордсмен мира.
В ноябре 1991 - феврале 1992 года руководил межконтинентальным перелетом по маршруту Россия - Австралия - Россия, протяженностью 47 тыс. км.
 
Общественно-политическая деятельность:
С 12 декабря 1991 года - член Международного общества летчиков-испытателей и экспериментаторов.
С 1998 года по настоящее время является президентом Федерации любителей авиации (ФЛА) России.
 
Награды:
Награжден орденом 'За личное мужество' (29 декабря 1992), юбилейной медалью 'В память 850-летия Москвы' (1997).
 
Семейное положение
Отец - Заболотский Василий Ильич, (08.03.1920 - 09.10.1978), шофер, погиб.
Мать - Заболотская Лидия Николаевна, род. 23 мар.1926, инженер-химик.
Жена - Заболотская (Золотарева) Лидия Викторовна, род. 23 дек. 1945, мастер спорта по высшему пилотажу, профессиональный дирижер.
Дочь - Заболотская Маргарита Викторовна род. 22 апр. 1973, инженер-программист компании IBM во Флориде (США).
 
Увлечения
Исследования системы 'человек-машина', водные и горные лыжи, живопись, путешествия. Сам спроектировал и построил дачу, садовый домик, скутер
 

Назад

Отряд ЛИИ

Энциклопедия