Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/as_rusia/lii/text/wolk.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 14:39:30 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 03:41:43 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: south pole
Игорь Петрович Волк

Игорь Петрович Волк

Igor' Petrovich Volk

Порядковый номер   - 143 (58)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.

Дата и место рождения:
Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиев (б. Готвальд), Харьковская область, Украинская ССР.
 
Образование и научные звания:
Учился в семилетней школе ?1 города Змиева и средней школе ?14 в городе Ворошилов (ныне - Уссурийск) Приморского края РСФСР.
В 1954 году окончил среднюю в школу ?5 в городе Курске. Одновременно с учебой в школе занимался в Курском аэроклубе, где получил первые навыки самостоятельного управления самолетом. Свой первый полет совершил в апреле 1954 года.
В 1969 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе по специальности 'инженер-механик'.
 
Профессиональная деятельность:
С 1995 года работал президентом авиакомпании ЛИИ им. М.М. Громова.
 
Военное образование:
В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков (КВАУЛ).
 
Воинская служба:
На действительной службе с 1954 года.
С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолетах Ил-28, Ту-16.
Вышел в запас в 1963 году.
 
Воинское звание:
Старший лейтенант запаса (с 1963 года).
Полковник запаса (с 1987 года).
 
Классность:
Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1965 года).
Летчик-испытатель 3-го класса (1966.07.22).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1969 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (1971.11.16).
Космонавт 3-го класса (1984 год).
 
Испытательная работа:
В 1963 году поступил, и в 1965 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1965 года на летно-испытательной работе в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.
Проводил целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.
С 1995 по 1997 года работал начальником ЛИЦ ЛИИ (заместителем начальника ЛИИ). Уволился из института 26 февраля 2002 года.
 
Космическая подготовка:
Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе 'Спираль'.
 
12 июля 1977 года приказом ?630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе 'Буран'. 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром отряда летчиков-испытателей ?1 комплекса 'А' Летно-испытательного центра.
1 февраля 1979 года приказом ?34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 ('Буран').
С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 года приказом MOM ?345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом ?26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация 'космонавт-испытатель'.
 
С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС 'Салют-7'.
 
С 26 декабря 1983 проходил непосредственную подготовку к полету на КК 'Союз Т' по программе экспедиции посещения, вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой.
 
Первый полет

С 17 по 29 июля 1984 года в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения на кораблях 'Союз Т-12' и ОС 'Салют-7'. Позывной: 'Памир-3'.

Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления 'Бурана', и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к 'Бурану', совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов 'Бурана' после воздействия факторов космического полета.
 
С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на МТКК 'Буран' проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления 'Бурана', на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК 'Буран'.
 
По планам МАП и ЛИИ Волк должен был стать командиром экипажа (вместе с Римантасом Станкявичюсом) для первого космического полета МТКК 'Буран'. Проходил подготовку в качестве командира экипажа также вместе с Александром Иванченковым из НПО 'Энергия', а с 1988 года - вместе с Магомедом Толбоевым.
 
Выполнил пять рулежек по ВПП в качестве командира и тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля 'Буран' для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира и второго пилота:
Рулежки
  1. 1984.12.29 - 1-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 45 км/час (командир).
  2. 1985.08.02 - 2-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 200 км/час (командир).
  3. 1985.10.05 - 3-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 270 км/час (командир).
  4. 1985.10.15 - 4-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 300 км/час (командир).
  5. 1985.11.15 - 5-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 170 км/час (командир).
Полеты
  1. 1985.11.10 - 1-й полет БТС-02, высота подъема - 1.5 км, скорость - до 480 км/ч (командир).
  2. 1986.01.03 - 2-й полет БТС-02 (командир).
  3. 1986.05.27 - 3-й полет БТС-02 (командир).
  4. 1986.06.11 - 4-й полет БТС-02 (командир).
  5. 1986.12.10 - 7-й полет БТС-02 (командир).
  6. 1986.12.23 - 8-й полет БТС-02 (командир).
  7. 1987.02.16 - 10-й полет БТС-02, первая полностью автоматическая посадка (командир).
  8. 1987.02.25 - 11-й полет БТС-02 (второй пилот).
  9. 1987.06.25 - 13-й полет БТС-02 (второй пилот).
  10. 1987.10.05 - 14-й полет БТС-02 (второй пилот).
  11. 1988.01.16 - 16-й полет БТС-02 (командир).
  12. 1988.03.04 - 19-й полет БТС-02 (командир).
  13. 1988.04.15 - 25-й, последний полет БТС-02 (командир).
 
В феврале 1987 года был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ).
 
Почетные звания:
Герой Советского Союза (1984),
Летчик-космонавт СССР (1984),
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983).
 
Общественно-политическая деятельность:
С 1984 по 1987 год был депутатом Жуковского горсовета.
С 1986 по 1990 год был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР.
С 1988 года - президент Федерации любителей авиации.
С 1989 года - член Исполкома 'Движения зеленых'.
В 1999 году выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Люберецкому одномандатному избирательному округу ? 107 от Партии пенсионеров, но был снят с регистрации.
Был кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу ? 106 на дополнительных выборах 18 марта 2001 года. Набрал 3,72% голосов.
С июня 2003 по 29 марта 2005 года был первым вице-президентом Федерации космонавтики России (ФКР), Председателем исполкома ФКР.
Входит в инициативную группу 'Зеленый мир', продвигающую проекты биоагроэкополисов.
 
Награды:
Награжден медалью 'Золотая Звезда' Героя Советского Союза и орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом 'За заслуги перед Отечеством' IV степени (Указ Президента Российской Федерации ?342 от 11 апреля 1997 года), медалью 'За заслуги в освоении космоса' (Указ Президента РФ ?436 от 12 апреля 2011 года).
 
Семейное положение
Отец - Волк Петр Иванович, 1912 г.р., инженер-автомобилестроитель.
Мать - Волк Ирина Ивановна, 1913 г.р., медицинский работник.
Сестра - Годлевская (Волк) Галина Петровна, 1940 г.р., фармацевт.
Жена - Волк (Скворцова) Валентина Александровна, род. 31.12.1940, домохозяйка.
Дочь - Волк Марина Игоревна, 1961 г.р., учитель.
Дочь - Волк Ирина Игоревна, 1968 г.р., учитель.
 
Увлечения
Пилотирование спортивных самолетов, теннис, горные лыжи, балет.
 
 
Публикации
Автор книги (в соавторстве с В.Анисимовым) 'Цель - 2001 год. Авиационная и космическая техника мира' (1991).
Статья 'Из космоса - на самолет', газета 'Правда', 04.03.1988.
 

Назад

Отряд ЛИИ

Энциклопедия