Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/as_india/text/sel4.htm
Дата изменения: Sat Dec 20 16:00:34 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 03:26:37 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п
Space capsule Recovery Experiment

Планы реализации самостоятельных полетов

В июне 2006 года премьер-министр Индии Манмохан Сингх предложил реализовать национальную программу пилотируемых космических полетов и попросил индийских специалистов рассмотреть возможность разработки такой программы.

17 октября 2006 года специалисты Индийской организации по исследованию космического пространства (Indian Space Research Organization - ISRO) представили премьер-министру доклад, в котором подтверждали возможность Индии к 2014 году подготовить и запустить пилотируемый космический корабль. Специалистами ISRO был представлен детально проработанный план подготовки и осуществления пилотируемой космической программы. Согласно предварительным расчетам, стоимость проекта составит от 2 до 3 млрд. долларов.

7 ноября 2006 года более 80 индийских ученых, собравшихся по инициативе ISRO на конференцию в Бангалоре, единогласно согласились, что: 'Настало время для Индии осуществить запуск собственного пилотируемого космического аппарата'.

В том же месяце было опубликовано и придуманное специалистами по санскриту слово для обозначения индийских космонавтов. Их будут звать гаганавты, от слова 'гаган', которое на санскрите означает 'небо'. При этом в санскрите есть другое понятие, которое ближе по смыслу к слову 'космос' - 'антарикшьятри'. Но так как получавшееся в этом случае слово 'антарикшонавт' было бы непросто выговорить даже индийцу, решили ограничиться первым вариантом.

В качестве первого реального шага на долгом пути отработки технологии пилотируемых полетов 10 января 2007 года из Космического центра Сатиш Дхаван был осуществлен запуск изготовленного в Индии первого возвращаемого космического аппарата SRE-1 (Space capsule Recovery Experiment) весом 550 кг. В виду значимости этого эксперимента для будущей пилотируемой программы этому полету посвящен отдельный файл.

По существовавшим к осени 2008 года планам для запуска в 2014 - 2015 году пилотируемого корабля с экипажем из двух человек будет использоваться ракета-носитель GSLV Mark II (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle). Старт будет произведен из Космического центра на острове Шрихарикота (Sriharikota Space Center). В октябре 2008 года появились сообщения о том, что для осуществления пилотируемых полетов на космодроме будет построен специальный стартовый комплекс.

20 февраля 2009 года Комиссия по планированию бюджета Индии одобрила план Индийского космического агентства по запуску астронавтов в космос к 2015 году. При этом стоимость проекта оценена в 2,4 миллиарда долларов.

Нажать для увеличенияВ феврале 2009 года на сайте SPACE.com было опубликовано изображение проектируемого трехместного корабля. Согласно статье, вес корабля составляет около 3 тонн, длительность автономного полета с экипажем из двух человек составляет 7 суток. Обращает на себя внимание отсутствие в составе корабля бытового отсека (БО), что означает размещение всех систем корабля (в том числе СОЖ) в спускаемом аппарате (СА).

В перспективе Индия рассматривает возможность осуществления пилотируемой лунной миссии к 2020 году и миссии на Марс к 2030 году. По другим сообщениям, первый космонавт из Индии сможет высадиться на Луне в 2025 году. Об этом заявил представитель Индийской организации космических исследований Шантан Дэкор в начале марта 2009 года.

В марте 2009 года появилось сообщение, что специалисты одной из военных научно-исследовательских лабораторий пищи уже приступили к созданию космического набора карри для индийского астронавта. Вероятно, образцы 'космической пищи' будут опробованы во время планируемого на 2013 год полета индийского астронавта на российском корабле 'Союз ТМА' (о планах совместных полетов см. в соответствующем разделе).

Источник - ISRO2 мая 2009 года газета The Hindu опубликовала сообщение, что макет (эргономическая модель - Ergonomic model) создаваемого космического корабля изготовлен в Бангалоре и в конце апреля был доставлен в Космический центр имени Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre - VSSC) в городе Тируванантхапурам (Thiruvananthapuram), штат Керала. Макет предназначен для тренировок астронавтов и персонала центра.

23 декабря 2009 года начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов сообщил, что Индия обратилась к России с просьбой предоставить технологии для создания пилотируемых космических кораблей и отправить индийского космонавта на орбиту. Одним из этапов в становлении индийской пилотируемой космонавтики является использование опыта создания и эксплуатации корабля 'Союз'. Индийский корабль будет скорее всего строиться по похожей технической схеме, однако не будет точной копией 'Союза', поскольку имеющиеся у Индии ракеты-носители пока не в состоянии вывести на орбиту такие тяжелые корабли, как 'Союз'. Переговоры по этому вопросу находятся на самом начальном этапе. Александр Краснов напомнил, что ранее Россия участвовала в создании ракеты-носителя для Индии, а теперь индийская сторона предложила сотрудничество по пилотируемой программе до 2020 года.

11 января 2010 года заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов заявил агентству 'Интерфакс', что от индийской стороны поступило предложение выкупить пилотируемый корабль 'Союз', и этот вопрос находится в стадии обсуждения. По оценке Роскосмоса такой полет вполне реален на рубеже 2013 года. Учитывая сроки строительства кораблей индийская сторона должна окончательно подтвердить свое предложение в начале 2010 года, и если она этого не сделает, то полет будет передвинут на более поздний срок, т.к. на дополнительный 'Союз' есть и другие претенденты. При этом Давыдов подчеркнул, что индийская сторона должна будет оплатить все расходы по запуску, в том числе подготовку и полет российского космонавта, который будет командиром экипажа. Интересно, что рассматриваемое предложение не включает полет представителей Индии на МКС, а предполагает лишь автономную орбитальную миссию. Длительность полета пока не определена, хотя Индия желает отправить своих космонавтов в космос на неделю.

27 января 2010 года глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кумарасвами Радхакришнан заявил журналистам, что Индия запустит первый пилотируемый космический корабль в 2016 году. В космос отправятся два астронавта, которые проведут на околоземной орбите 7 дней. По его словам, в течение ближайших четырех лет ISRO спроектирует и разработает космический модуль для пилотируемой миссии, специалисты агентства ведут подготовку предполетной документации на строительство необходимой для реализации плана инфраструктуры, стоимость которой оценивается в 2,76 миллиарда долларов.

13 апреля 2010 года руководитель Индийской организации космических исследований доктор К. Радхакришнан (K. Radhakrishnan) заявил, что к 2017 году Индия отправит в космос двух космонавтов на борту космического корабля собственного производства. По его словам, летные испытания корабля в беспилотном варианте начнутся уже через четыре года (т.е. в 2014 году) одновременно с отработкой модифицированного варианта ракеты-носителя GSLV, с помощью которой и будет выполнен запуск.

13 июля 2010 года газета Times of India опубликовала интервью К. Радхакришнана, заявившего о том, что Индия планирует к 2013 году вывести на околоземную орбиту для испытаний непилотируемый космический корабль, на котором в будущем совершат полет два первых индийских космонавта. По его словам, работа над созданием корабля пройдет в несколько этапов: в ходе первого предстоит создать технологии конструкции обитаемой капсулы этого космического аппарата, который будет оснащен системами для обеспечения жизнедеятельности пилотов-космонавтов и их спасения в случае нештатных ситуаций. В рамках подготовки к пилотируемым полетам на главном индийском космодроме космического центра им.Дхавана в Шрихарикоте будет построена третья пусковая площадка. Для запуска капсулы с космонавтами планируется использовать ракету-носитель GSLV Mk-2, отметил Радхакришнан. Стоимость проекта космического полета индийских космонавтов составит 10 млрд рупий (около 2 млрд дол). В настоящее время эта программа ожидает одобрения индийского правительства.

По сообщению журнала 'Новости космонавтики' (?4, 2012) ISRO официально сообщила о решении перенести первую национальную пилотируемую миссию на 2020-е годы. У Индии нет финансовых и технических ресурсов для выполнения проекта в ранее называвшиеся сроки: задача оказалась сложнее, чем представлялось несколько лет назад. Индийцы намерены реализовать программу полностью самостоятельно, без иностранной поддержки, хотя ранее индийский пилотируемый корабль планировалось разрабатывать с помощью России. Рассматривался также вопрос о возможности привлечения к пилотируемому проекту зарубежных средств выведения, поскольку надежность самой мощной на сегодняшний момент индийской ракеты GSLV недостаточна, чтобы быть признанной годной для запуска пилотируемых объектов. Пока не ясно, какой носитель будет использоваться в пилотируемой программе. Ранее шла речь о GSLV Mk-2 и Mk-3, возможно дополнительное время позволит их довести до требуемого уровня надежности. ISRO считает абсолютно необходимым использовать в программе полностью отечественную инфраструктуру - ракету, корабль, космодром, наземные средства подготовки и сопровождения полета.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения28 августа 2013 года. ISRO провела серию испытаний по моделированию посадки на воду полноразмерного командного модуля (спускаемого аппарата) создаваемого космического корабля. Во время испытаний модуль сбразывался в бассейн с различной высоты, при этом записываниль различные параметры, такие как скорость на конечном этапе приводнения. Во время следущей серии тестов планируется сбрасывание макета с вертолета.

Нажать для увеличения12 октября 2013 года. В рамках работ по программе пилотируемых космических полетов (Human Space Flight Program) ISRO приняла в эксплуатацию новый испытательный стенд, называемый 'Комплекс моделирования параметров среды в кабине космического корабля' (Cabin Environment Simulation System - CESS). CESS будет использоваться для тестирования системы обеспечения жизнедеятельности экипажа создаваемого космического корабля на различных этапах полета.

Нажать для увеличенияCESS представляет собой горизонтально расположенную цилиндрическую камеру диаметром 1200 мм и длиной цилиндрической части 1200 мм, с торосферическими днищами, одно из которых является открывающейся крышкой. В этой термовакуумной камере можно создавать давление в диапазоне от 1,3 мбар до 1200 мбар, и обеспечивать нагрев внутри камеры до 100њС, при этом температура внешней оболочки камеры не поднимается выше 40њС. Внутри CESS на выдвижной тележке находится вспомогательная камера диаметром 300 мм и объемом 20 литров. Она рассчитана на рабочее давление до 3 бар и рабочую температуру от 10 до 80њС. Встроенные датчики позволяют измерять параметры испытываемых моделей в широком диапазоне давления, температуры и влажности.


Нажать для увеличения13 февраля 2014 года. Индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) отправила конструктивного модуля отсека экипажа (Crew Module Structural Assembly) создаваемого пилотируемого корабля в Космический центр имени Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre) в штате Тиванантапурам (Thiruvananthapuram). В космическом центре модуль отсека экипажа будет оснащен системами управления, навигации и другими системами. ISRO планирует запустить тестовую капсулу в космос во время первого экспериментального суборбитального запуска новейшей индийской ракеты, - Geosynchronous Satellite Launch Vehicle Mark III. Более подробно о подготовке и проведении этого испытания - в соответсвующем разделе.

ISRO пытается получить 2,5 миллиарда долларов от правительства в качестве финансирования программы космических полетов; представители агентства говорят, что астронавтов можно будет отправлять в космос через семь лет после того, как программа получит предварительное одобрение. Администрация премьер-министра Манмохана Сингха совсем недавно отклонила дорогостоящий проект, вместо этого выделив ISRO 36 миллионов долларов на развитие технологий для полетов человека в космос.

Индийская капсула для космонавтов, созданная HAL, сконструирована в расчете на недельную миссию, во время которой два или три астронавта будут находиться на околоземной орбите.

15 октября 2014 года в газете The Economic Times была приведены слова руководителя ISRO К. Радхакришнана, что изготовление тестовой капсулы (макета командного модуля) заняло всего полтора года и стоило 1,45 миллиарда индийских рупий (Rs 145 crore [крор - 10 млн. индийских рупий]). При этом, по его словам, семь лет назад [то есть в 2007 году] общая стоимость затрат на создание собственного пилотируемого корабля и всей инфраструктуры оценивалась в 12,400 крор. В той же статье приводился список компаний, работающих над разными аспектами программы пилотируемых полетов. Так компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) изготавливает металлическую основу модуля, компания Valeth High Tech Composites, расположенная в городе Ченнай (Chennai) шт. Тамилнад, разрабатывает систему теплозащиты, а компания Suresafety India из Барода (Baroda) шт.Гуджарат, занимается разработкой космических скафандров. При этом компании вкладывают в работы часть своих средств, в дополнении к выделяемым ISRO. Так, в разработку скафандра компания Suresafety уже вложила около 5 - 6 миллионов рупий (Rs 50-60 lakh [lakh = сто тысяч рупий]) собственных средств. По сообщению газеты, если ноябрьский полет пройдет успешно, то первый пилотируемый полет может состояться через 4 - 5 лет [то есть в 2018 - 2019 годах], при условии выполнения 6 успешных запусков РН GSLV Mark III подряд.

12 ноября 2014 года. Во время передачи на канале NDTV, посвященной успешной миссии первого индийского марсианского зонда Mangalyaan, руководитель ISRO К.Радхакришнана сообщил, что пилотируемый полет индийского космического корабля состоится уже через несколько лет. Ключевым моментом будет испытание корабля, рассчитанного на экипаж из трех человек. По его словам ISRO провела обсуждение по поводу того как именно называть индийских астронавтов, но окончательное решение должны принять сами граждане Индии.


 

Назад

Индия

Энциклопедия