Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.altrs.narod.ru/F/File2_7.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:25:28 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: п п п п п п п
work

Таинственный груз

 
Точного времени старта не знал никто. НАСА лишь сообщило дату - 1 декабря 1988 г. - и "стартовое окно" - с 6.32 до 9.32 утра. Никому это не нравилось, но правила игры были всем хорошо знакомы: практически никакой информации о секретной миссии многоразового космического корабля типа "Спейс Шаттл". Известен состав экипажа (все кадровые военные), номер полета по кодификации НАСА - STS-27, но ни малейших официальных комментариев по поводу полезной нагрузки. "На борту "Атлантиса" находится груз министерства обороны" - и все.

Еще не совсем спокойны сердца тех, кто наблюдает за подготовкой к запуску. Еще живы воспоминания о взрыве "Челленджера", прогремевшем в позапрошлом году в этом же флоридском небе над космодромом на мысе Канаверал и унесшем жизни семи астронавтов. И после той катастрофы состоялся всего лишь один полет шаттла два месяца назад.

Вскоре после трагедии "Челленджера" Национальное разведывательное управление США (NRO) - сверхсекретное правительственное агентство, ведающее космической разведкой - заявило, что отказывается от практики запуска своих спутников с помощью шаттлов. В этом проглядывал некий цинизм ("Пусть НАСА, если хочет, рискует жизнями своих астронавтов, а мы своими спутниками рисковать не собираемся"), но он диктовался сухим практическим расчетом, где нет места сантиментам. Спутники NRO стоят примерно по миллиарду долларов каждый и по средоточию уникальных технологий не имеют себе равных. Потерять такой аппарат при аварии носителя - удовольствие ниже среднего.

Когда-то NRO и ВВС США готовили себе стартовую площадку на западном берегу США, на авиабазе Ванденберг, откуда они могли бы без помех и лишних глаз запускать шаттлы в интересах Пентагона, но гибель "Челленджера" перечеркнула эти планы. Тем не менее у НАСА оставался "долг" перед военным ведомством, и оно обязано было вывести на орбиту несколько спутников-шпионов, прежде чем ВВС окончательно перейдут на их запуск одноразовыми носителями.

Кстати, к отмененному полету шаттла с базы Ванденберг в 1986 г. готовилось большинство из членов нынешнего экипажа STS-27: пилот Гай Гарднер, полетные специалисты Джерри Росс и Майкл Муллейн. В том, старом, экипаже состояли и будущий директор канаверальского Космического центра им. Кеннеди Роберт Криппен, и даже - ни больше, ни меньше! -сам директор NRO и замминистра ВВС Эдвард Олдридж.

Челнок "Атлантис" выкатили на стартовую площадку 39В еще 2 ноября. 10 ноября в грузовом отсеке шаттла разместили секретную полезную нагрузку. Но независимые наблюдатели во всем мире уже готовились отслеживать выведение на орбиту шаттла и неведомого груза и делать свои выводы на основании накопленного опыта.

Утром 1 декабря телекомментаторы, ведущие репортаж из Космического центра им. Кеннеди, сообщают, что запуск, запланированный на сегодня, отменяется -слишком густая облачность и сильный ветер. Старт переносится на сутки. На следующий день погода тоже приносит все основания для беспокойства, но неожиданно, как это всегда бывает при запусках по секретным программам, загорается табло часов предстартового отсчета, показывающее 9-минутную готовность. Диктор НАСА бесстрастно комментирует последние предстартовые операции, клубы дыма окутывают стартовую площадку. "Атлантис" отрывается от Земли и тут же делает разворот на 140 градусов. О, это уже кое-что!

Аналитики, следящие за запуском, тут же делают вывод: разворот соответствует азимуту выхода на орбиту с наклонением 57 градусов. Это подтверждает их догадку: на борту шаттла спутник радарной разведки типа "Лакросс".

О конструкции аппаратов этого типа известно не много. Однако хорошо известны удивительные качества спутников радарной разведки: от них практически ничего нельзя скрыть. Если спутник оптического наблюдения использует для получения изображений солнечный свет, и его возможности значительно ограничивают темнота, облачность, ненастная погода, то для "летающего радара" не являются помехой ни ночь, ни облака, ни дым.

Используя гигантскую радиолокационную антенну с так называемой синтезированной аппертурой, он способен выявлять любые объекты противника, даже если они замаскированы, засыпаны снегом или песком, скрыты листвой, искусственной дымовой завесой, брезентовым тентом и даже слоем грунта! Мало того, "Лакросс" способен обнаружить невидимые обычной оптике сдвиги уровня грунта в районе ведения подземных работ, например, рытья туннеля или строительства подземного завода. В буквальном смысле он может достать кого угодно из-под земли!

Радиолокационные изображения по качеству практически не уступают фотографиям, которые получает знаменитый спутник оптико-электронной разведки "Ки Хоул-12", военный аналог супертелескопа "Хаббл". Считается, что разрешение радиолокационных снимков достигает одного метра, а то и выше. Прототип "Лакросса" - спутник "Индиго" - был отправлен на орбиту в январе 1982 г., и, судя по всему, зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Спутники NRO, к которым принадлежит и "Лакросс", не зря прозвали "мастодонтами холодной войны": масса до 15 тонн, гигантская радиолокационная антенна диаметром около 15 метров, огромные панели солнечных батарей, вырабатывающие энергию мощностью до 20 киловатт - раз в десять больше любого другого радиолокационного спутника. Скорее всего, "Лакросс" был построен на предприятии фирмы "Мартин-Мариэтта" в Денвере, штат Колорадо.

Полет "Атлантиса" окутывала плотная завеса секретности. О работе экипажа на орбите ничего не сообщалось: ни пресс-релизов, ни фотографий. Стало лишь известно, что примерно через 7 часов после запуска Майкл Муллейн с помощью дистанционного манипулятора - огромной механической руки - вынес и оставил на орбите гигантский, размером с автобус, разведывательный спутник. Затем командир "Атлантиса" Роберт Гибсон отвел корабль на расстояние визуального контакта. Задачей экипажа было пронаблюдать за раскрытием гигантских, размахом в 50 метров, панелей солнечных батарей. Первая попытка наземных служб раскрыть батареи оказалась неудачной. Астронавты Джерри Росс и Уильям Шепперд начали готовиться к выходу в открытый космос, чтобы вручную раскрыть панели. У дальнейших событий имеются две версии: кое-кто считает, что астронавты вышли за борт и проделали эту операцию. По официальной версии, выхода не было - солнечные батареи раскрылись со второй попытки. Данный факт так и остался под вопросом и вызывает жгучее любопытство историков космонавтики: если выход все-таки имел место, то это ломает всю статистику внекорабельной деятельности, которую историки тщательно ведут.

Любопытно, что военный инженер Джерри Росс уже позже, в апреле 1991 г., стартовав на борту все того же "Атлантиса", проделал операцию, аналогичную той, которую приписывали ему в 1988 г. -облачившись в скафандр, он с напарником вручную раскрыл заевшую антенну гамма-обсерватории "Комптон".

Хотя официальной информации о полете "Атлантиса" и его грузе не было никакой, это не помешало независимым наблюдателям узнать то, что они хотели. С помощью своих любительских телескопов они быстро идентифицировали "Лакросс". Он был виден как небесный объект интенсивного оранжево-красного цвета и второй звездной величины. Причем они засекли его еще в грузовом отсеке "Атлантиса", затем - уже отдельно на одной орбите с шаттлом. Американская служба ПВО NORAD не опубликовала параметров орбиты секретного спутника, но "космические охотники" мгновенно их вычислили: апогей 690 километров, перигей 680 километров, наклонение орбиты 57 градусов. Наблюдатели в Канаде прекрасно разглядели "две звезды", пересекающие ночной небосвод - "Атлантис" и "Лакросс".

"Атлантис" возвратился на Землю через четверо с лишним суток. Проделав 68 витков вокруг Земли, он приземлился на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

А "Лакросс" на долгие восемь лет занялся своей рутинной работой - страхуя мир от неприятных неожиданностей, следить за советскими мобильными ракетными комплексами и стратегическими подводными ракетоносцами. И с распадом СССР он не утратил своего значения: во время операции "Буря в пустыне" спутник оказал неоценимую услугу союзным силам антииракской коалиции, несколько раз в сутки пролетая над Багдадом и другими районами Ирака. По переданным им изображениям союзное командование смогло судить о результатах воздушных атак по объектам Саддама Хусейна и планировать новые.

В марте 1997 г. "Лакросс-1" сошел с орбиты, до конца исчерпав свое топливо. Ему на смену пришел "Лакросс-3". Не приходится сомневаться, что пока еще не сошли со сцены террористические и псевдодемократические режимы (особенно последние, претендующие на "достойное место в многополярном мире"), без работы "Лакроссы" не останутся.

К сегодняшнему дню на счету "челнока" "Атлантис" 20 космических стартов. Придет время, и мы узнаем все подробности его таинственного третьего полета в далеком декабре 1988 года.

__________________________________________________
Леон Розенблюм, Израиль

 

Информация о спутнике радарной разведки типа "Лакросс" есть также в статье Максима Тарасенко "О радиолокационной разведке США", опубликованной в журнале "Новости космонавтики" (? 9/1998г.). Там же размещен кадр из фильма NRO, на котором, вероятно, изображен КА Lacrosse.