Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.altrs.narod.ru/F/File2_11.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Apr 9 22:28:01 2016 Кодировка: UTF-8 Поисковые слова: m 101 |
РУССКИЕ И АМЕРИКА В КОСМОСЕ |
||
Хотя космические программы США и Советов практически не согласовывались, их взаимное влияние было весьма значительным. Достаточно вспомнить, что создание организационной структуры NASA было американским ответом на запуск первого спутника, а во многом определяющая характер космонавтики США программа "Apollo" - на полет Гагарина. Зачастую серьезным аргументом в пользу той или иной космической программы был тезис "русские это уже делают". Однозначно можно сказать, что успехи советской космонавтики являлись сильным стимулом развития американской. Сегодняшние перемены в России остро ставят вопрос о воздействии кризиса советской космонавтики на космическую программу США. Понимание этого особенно важно для анализа долгосрочных перспектив Америки в космосе. Рассматривая проблемы новой политической реальности бывшего СССР мы имеем дело с переходными процессами, быстроменяющимися ситуациями, большим числом объективных и субъективных факторов. Все это делает ситуацию весьма сложной для анализа и уверенного прогноза. Политический и экономический кризис бушующий на территории бывшего СССР нанес серию серьезных ударов по космонавтике. Пик неприятностей пришелся на осень 1991 года. После провала августовского путча союзные структуры управления космонавтикой, такие как Военно-промышленная комиссия, Министерство общего машиностроения, Межведомственный научно-технический совет при АН СССР были демонтированы. Работы по исследованию и использованию космического пространства остались без финансирования. Начался и продолжается распад кооперационных связей между промышленными предприятиями. Архаичная система отношений в космонавтике, доставшаяся России в наследство от СССР, оказалась совершенно не приспособленной к рыночной экономике и демократическим принципам управления государством. От немедленного коллапса космонавтику спасли военные. Предельная милитаризация советского космоса и то, что военным удалось сохранить свои структуры во время распада Союза, позволило космическому комплексу еще полгода двигаться по инерции. О будущем советской космонавтики следует говорить только в вероятностном смысле. Единственный вопрос, на который можно ответить с большой степенью достоверности - это вопрос о реальном приемнике советской космической программы. Большинство новых государств рассматривают свое участие в космических исследованиях предельно прагматически, что в настоящей ситуации близко к отказу от них. Особую позицию занял Казахстан, на территории которого находится космодром "Байконур", обеспечивающий, в частности, доступ русских к стационарной орбите и выполнение пилотируемой программы. Правительство этой республики рассчитывает на продолжение космической деятельности и готово принять в ней участие. С другой стороны, позиция Украины, имеющей сильную базу по производству ракет и спутников, до сих пор не определена, хотя логика ее общей политики однозначно приведет к отказу от серьезного участия в космической программе. Из всех новых государств объективно только Россия может иметь целостную космическую программу. Свыше 80% космического потенциала бывшего СССР сосредоточено в России. C 1992 г. только русские финансируют космонавтику. Новые органы государственного управления Россией заинтересовались космической проблематикой, создана управляющая структура западного типа (Российское космическое агентство). Начинают действовать негласные рекомендации о пересмотре кооперационных связей в космической отрасли на внутрироссийские. Интенсивно исследуются политические, экономические и технические возможности компенсации негативных воздействий распада наземного космического комплекса СССР. Однако кризис в русской космонавтике продолжает нарастать. Российское космическое агентство еще не отладило механизмы управления отраслью, их формирование идет медленно и нескоординировано. Экономическая реформа Гайдара приводит к установлению реальных цен на космическую технику, а они в десятки раз отличаются от ранее действующих. Механизмы компенсации изменений структуры цен и учета инфляции не разработаны. Ситуация настолько тяжела, что в качестве одного из вариантов дальнейшего развития можно рассматривать "нулевой" вариант полного прекращения космической деятельности в России. Естественно, русские стремятся парировать неблагоприятные экономические факторы. Основной тенденцией сегодняшнего дня является усилия широкого круга руководителей российской космонавтики перевести ее на коммерческую основу. Это выражется в создании на базе исследовательских и производственных единиц новых коммерческих структур: корпораций, концернов, ассоциаций. Растет число малых предприятий и частных фирм работающих в космической области. В этом году впервые появились небюджетные источники финансирования космической программы. Развитие этой тенденции может привести к "коммерческому" варианту, когда на базе остатков космического потенциала сформируется коммерческий конгломерат, способный конкурировать с США и другими развитыми странами, особенно в области транспортных операций. И наконец, ряд событий указывает на возможность восстановления масштабной и разноплановой космической программы страны. Русские аналитики считают, что "кризис - мощный стимул форсированного развития". Произошла смена приоритетов в российской космонавтике с военных на гражданские. Серьезно сократив затраты на военный космос, Россия стремится в полном объеме финансировать научные проекты. Есть надежда, что, учтя свои ошибки и используя опыт других стран, Россия сможет в обозримом будущем сможет построить новую космонавтику, по всей видимости более компактную и более энергичную. Именно такой путь развития российской космонавтики является основной целью официальных кругов. Несмотря на трудности экономического кризиса, в проблеме сохранения космической программы правительство находит понимание и поддержку общественного мнения. Русские ученые считают, что сейчас России следует всерьез пересмотреть космическую политику и развивать те области деятельности, которые должны быть приоритетными в XXI веке. В случае успеха в России сформируется космическая программа рассчитанная на долгосрочную перспективу. Во всех трех сценариях почти неизбежна значительная демилитаризация российской космонавтики. Эта диктуется, во-первых, невозможностью в нынешних условиях поддерживать прежний высокий уровень финансирования военного космоса; во-вторых, изменением политического положения России, снижением уровня военного противостояния; в-третьих, требованиями развития космонавтики, связанными с коммерциализацией космической деятельности и привлечением к национальной программе иностранных инвестиций. Насколько описанные сценарии развития российской космонавтики соответствуют национальным интересам США? Согласно опубликованной в 1989 г. национальной политике главная цель США в космосе - сохранение лидерства. Недавно впервые было официально объявлено, что в СССР соответствующей целью было достижение паритета с США в космосе. Поставив рядом эти две цели можно ясно увидеть, что ни та, ни другая, целями как таковыми не являются, и могут вызвать только усмешку или сравнение с задиристыми школьниками. Более приемлема для анализа долгосрочная цель США - "расширение присутствия и деятельности человека в просторы солнечной системы". Исходя из этой цели и следует рассматривать влияние эволюции российской космонавтики на космическую деятельность в США. В "нулевом" варианте США лишаются основного соперника в космосе. Наиболее существенными следствиями этого станет падение общественного интереса к космонавтике в США, соответствующие снижение государственных ассигнований. Правительству США будет сложнее говорить о необходимости сохранения лидерства (оно уже есть) или о космической обороне. Космические программы ESA и восточных стран не смогут в полной мере сыграть роль конкурента для концентрированной государственной программы США. Кроме того, в случае ухода России с космической арены США придется рассредоточить ресурсы по большему числу направлений космических исследований с естественной дополнительной потерей темпа. Не благоприятен для Америки и вариант "коммерциализации" российского космоса. На мировом рынке появится потенциально очень сильный конкурент. Этот конкурент получает бесплатно развитую космическую инфраструктуру, научно-технический задел, он будет опираться на дешевую, и, тем не менее, квалифицированную рабочую силу, богатые сырьевые ресурсы. Применение традиционных методов ограничения активности русских на мировом рынке (COCOM, Режим контроля за ракетной технологий, антидопинговые меры) станет более затруднительным в связи с политическими и экономическими изменениями в России. Нельзя не учитывать, что сравнительно низкий технологический уровень вынудит русских искать рынки сбыта прежде всего в странах третьего мира с их неустойчивой политической ситуацией. Развитие этой тенденции может привести к снижению уровня безопасности США. Третий вариант развития российской космонавтики оптимален с точки зрения не только русских, но и Америки. В этом случае сохраняется достаточно сильный соперник, ограничивается активность России на мировом космическом рынке, существенно снижается вероятность воссоздания мощного военно-космического потенциала в России. В рамках такого сценария появляется возможность использовать возможности русской космонавтики для достижения стратегической цели США в космосе. Таким образом, интересы США в отношении российской космонавтики могут быть сконцентрированы в нескольких, на первый взгляд, трудно согласуемых направлениях: - не допустить возрождения военно-космического потенциала России; - ограничить конкуренцию российский космической промышленности на мировом рынке; - использовать потенциал России в рамках стратегической цели США в космосе. Сравнивая вероятности развития по одному из трех описанных сценариев, можно с большой степенью достоверности исключить "нулевой вариант". Следует отметить, что, вне связи с космической проблематикой, Президент США уже принял решительные меры по помощи России для выхода ее из экономического кризиса. Это еще больше снижает вероятность полного прекращения космической программы. Два других сценария можно считать равновероятными. Таким образом имеет место неустойчивая ситуация и минимальные воздействия на нее могут оказать самое сильное влияние на перспективы космонавтики в России и, следовательно, в мире в целом. В качестве иллюстрации возможностей воздействия США на российскую космическую программу можно рассмотреть фантастический случай покупки русской космической программы. При текущем курсе русского рубля это удовольствие будет стоить американским налогоплательщикам примерно 200 млн. $ за основные фонды и 80 млн. $ в год на выполняемую программу, что составляет всего около 2% бюджета NASA. Естественно, этот или подобный вариант действий совершенно неприемлем, да и бессмысленен. Зеркальный подход - продолжение нынешней политики невмешательства в российскую космическую программу. В этом случае русские со все возрастающей активностью и компетентностью начнут искать партнеров в Европе и странах третьего мира. Такой путь будет стимулировать российскую космонавтику к переходу к "коммерческому" варианту. Один из сильнейших методов воздействия на ситуацию - подключение России к SDI, в обмен на отказ от Договора по ограничению противоракетной обороны. Хотя этот вариант уже обсуждается на высшем уровне, в догосрочной перспективе он может привести к восстановлению военно-космического потенциала русских. В поисках наиболее рационального пути использования сложившейся ситуации в интересах США следует учесть трудно поддающийся анализу авантюризм русских. Можно вспомнить, что советская космонавтика также строилась в условиях тяжелого кризиса, в том числе и продовольственного. И сейчас, не имея возможности обеспечить даже минимальный уровень благосостояния народа, российские власти тем не менее практически в полном объеме восстановили финансирование программы исследования Марса. Учитывая всю совокупность действующих факторов, можно рассчитывать на успех точно спланированной "хирургической" операции, рассчитанной на долгосрочную перспективу. В нынешней обстановке было бы целесообразно специально разработать и предложить русским крупномасштабную программу сотрудничества в космосе, попытаться подключить Россию к SEI или ее аналогу. В этом случае русские могли бы перекрыть часть фронта исследований и обеспечить транспортные операции в рамках программы. При разработке такой программы важно учесть, что для Штатов было бы полезным движение России в направлениях SEI, но не на ключевых ее участках. Здесь уместно вспомнить одну из нереализованных возможностей сотрудничества США и СССР. В начале 1970-х годов США, выиграв лунную гонку, прекратили исследования Луны. Русские же, проиграв соревнование, сначала приняли решение о работах по созданию лунной базы, а затем, потеряв соперника, закрыли и их. Если бы космические программы СССР и США в то время координировались, легко можно представить продолжение освоения Луны на базе надежных американских пилотируемых аппаратов "Saturn-V - Apollo" и мощной советской ракеты Н-1 для доставки грузов на лунную базу. Анализируя историю продвижения русских и американцев в космическое пространство нетрудно заметить, что они движутся подобно альпинисткой связке. Более сильный и ловкий идет впереди, но скорость подъема в среднем одна и та же. Этот эффект нельзя не учитывать при рассмотрении долгосрочных космических программ США. __________________________________________________
Иван Моисеев Апрель 25, 1992 Иван Михайлович Моисеев - научный руководитель Института Космической Политики. Я попросила Ивана Михайловича изложить свои нынешние взгляды на соперничество/сотрудничество России и США в области космонавтики. Каковы основные политические и экономические тенденции в области космической деятельности наших стран. Возможно, статья будет выставлена на сайте в ближайшее время. А.В. Булгакова-Тарасенко |