Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.altrs.narod.ru/F/File2_1.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Apr 9 22:24:06 2016 Кодировка: UTF-8 Поисковые слова: п п п п п п |
Конверсия оборонной промышленности |
||
Принято считать, что конверсионные процессы в отечественной промышленности широко развернулись в середине 80-х годов, с началом перестройки. Однако фактически принципы и этапы современной конверсии впервые в нашей стране были определены и отработаны гораздо на 30 лет раньше, в пятидесятые годы. Это случилось в городе Куйбышеве-Самаре. Именно в нашем городе сорок с лишним лет назад впервые прозвучало слово ?конверсия? применительно к военной авиационной технике. Такие работы были начаты в конструкторском бюро, которое возглавлял дважды Герой Социалистического труда, академик генерал-лейтенант-инженер Николай Дмитриевич Кузнецов. В середине пятидесятых годов он был включен в состав комиссии, которая готовила на заседание Куйбышевского обкома КПСС вопрос о состоянии дел у куйбышевских нефтегазодобытчиков - наша область носила тогда громкий титул ?второго Баку?. Николай Дмитриевич посетил нефтяные и газовые промыслы и был поражен, насколько неэффективное оборудование для газоперекачки используют добытчики: тяжелое, громоздкое. И в то же время авиационные двигатели. Выработавшие свой летный ресурс, ?снимались с крыла? и шли в металлолом. И в 1959 году Кузнецов обратился с письмом к Н.С Хрущеву о конверсии авиационных двигателей и использовании их в качестве компрессоров для газоперекачки. О письме Кузнецова в Москве вспомнили... десять лет спустя. Когда началось освоение газовых месторождений за уралом. И понадобилось строительство большого числа газоперекачивающих станций. С того времени куйбышевские-самарские двигатели ?НК? исправно транспортируют примерно треть добываемого газа из Сибири в европейскую часть нашей страны и далее, за границу. За четверть века сотрудничества с газовиками самарские двигателестроители не только отработали методику переделки самолетных двигателей в газоперекачивающие компрессоры, но и создали модификации, специально разработанные в соответствии с требованиями газовиков - НК-16. Сейчас начинается постепенная замена их на новые НК-38. Надо сказать, что в Министерстве авиационной промышленности, куда входило КБ Кузнецова, его желание сотрудничать с газовиками долгое время не находило поддержки. Однако время показало, насколько прозорливым оказался Николай Дмитриевич: у самарских двигателестроителей двадцать с лишним лет назад появился солидный заказчик - Газпром, и резервный фронт работ. Это позволило сохранить производство, когда в середине 80-х годов в СССР стало сокращаться финансирование аэрокосмических программ. Таким образом, принципы реальной конверсии, отработанные в Куйбышеве-Самаре, предусматривали комплексное, всестороннее использование созданного в авиационно-космической отрасли научно-технического потенциала для самых различных отраслей народного хозяйства. Были определены и этапы, стадийность внедрения в мирные отрасли высоких технологий ?родом из ВПК? - и это хорошо прослеживается на примере конверсии двигателей ?НК?. Сначала используются модифицированные готовые элементы авиационно-космической техники, потом на базе высоких технологий создается уже самостоятельная разработка для земной отрасли. ОАО СНТК им Н.Д. Кузнецова разрабатывает и производит оборудование для перерабатывающей и пищевой промышленности. Например: измельчители тонкого помола, ультрафильтрационные линии, линии производства овсяных хлопьев, линии для механико- ферментативной обработки крахмального сырья, отливочные и осадочные машины для производства шоколадных плиток и конфет. Для сельского хозяйства были разработаны: многорядные кукурузные навесные сеялки, теплогенератор ТГ-130, автоматический газовый лучистый отопитель ГОЛ-40.Сейчас в СНТК ?Двигатели ?НК? на базе авиационного двигателя НК-36 разработан газотурбинный привод НК-37, для турбогенератора ТЭЦ. Такая ТЭЦ, кроме электроэнергии, отпускает в час 40 тонн пара и 120 тонн горячей воды. Сейчас такой агрегат смонтирован на Безымянской ТЭЦ, одной из старейших в самарском промузле. Пять лет шла реконструкция, были задействованы многие местные предприятия, свыше тысячи человек были обеспечены работой. Это означает, что самарские принципы проведения конверсии вполне способны сохранить за предприятиями авиакосмической промышленности их градообразующую роль. К сожалению, в середине 80-х годов, когда с началом перестройки в СССР была провозглашена масштабная конверсия, многолетний опыт волжан оказался невостребованным. Безусловно, техническая отсталость практически всех сфер народного хозяйства от отраслей, входивших в ВПК, было вопиющим, и его попытались преодолеть, что называется, одним махом. Разрабатывать новое технологическое оборудование для пищевой и текстильной промышленности, сельского хозяйства и медицины было поручено предприятиям из оборонных отраслей. Так, в частности, на заводе ?Прогресс? специализировавшемся на производстве различных ракет и космических аппаратов началось изготовление карамельных линий. Первая линия была поставлена в 1989 году. К настоящему времени такие линии, дающие по 12 т карамели в сутки работают во многих городах страны. Особое значение имело быстрая разработка технологии и освоение производства одноразовых шприцов, игл и систем. Были предприняты попытки организовать производство сельскохозяйственных машин, автомобилей, мини-пекарен, трамваев, троллейбусов на производственных площадях ведущих самарских предприятий. Однако минувшие годы показали, что наиболее эффективными и экономически выгодными оказались те проекты, где сохраняется традиционная специализация производств, а изменяются сферы традиционного применения высоких технологий, или формируется круг новых потребителей. Так, в частности, по материалам космической фотосъемки, которая выполнена при помощи техники, созданной в Государственном ракетно-космическом центре ?ЦСКБ-Прогресс?, впервые получены экологические карты Самарской области и предложена общая схема организации экомониторинга, пригодная для ряда регионов России, но начало этим разработкам было положено именно на примере нашей области. Кроме того, предложена концепция создания малых космических аппаратов информационного обеспечения при чрезвычайных ситуациях и для решения задач экомониторинга.С 1995 г. и далее в областном бюджете впервые появилась отдельной строкой статья "Региональные научно-исследовательские программы".В результате выполнения работ по программе "Конверсия Самары" разработаны новые технологии и устройства, которые могут применяться в медицине, космосе, сельском хозяйстве, на предприятиях химической, нефтеперерабатывающей, электромашиностроительной промышленности, водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, для утилизации военной техники, снятой с вооружения.Самарская область, таким образом, уже не первое десятилетие является своеобразным полигоном, где принципы конверсии отрабатываются применительно к самым разным отраслям и производствам. И это не случайно. Заводская, промышленная, научная элита не могла мириться с тем, что техника, на создание которой отданы десятилетия напряженного труда - эта работоспособная техника обречена в один непрекрасный день пойти под пресс или аргонный резак, а уникальное оборудование и технологии окажутся невостребованными и забытыми.В работах над проектами по конверсии приняли участие Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ), Научно-исследовательский институт проблем конверсии и высоких технологий (НИИ ПКВТ), Поволжское отделение Российской инженерной академии (ПО РИА), ОАО Самарский ГИПРОНИИАВИАПРОМ, АО Самарский научно-технический комплекс (АО СНТК) "Двигатели НК" и многие другие.Много разработок в рамках программы выполнено для медицины. В Самарском медицинский университете в творческом содружестве с предприятиями области, создали компьютерный тонометр-тонограф ? прибор для измерения внутриглазного давления, не имеющий аналогов в отечественной и зарубежной медицинской практике.Корректор позвоночника, используемый для лечения сколиозов, остеохондрозов, радикулитов, травм позвоночника разработали в. студенческом КБ первого факультета СГАУ.Ряд уникальных разработок выполнен Институтом систем обработки изображений РАН (ИСОИ РАН). Созданы образцы тонкопленочных линз и искусственных хрусталиков для коррекции зрения человека. В Самарском техническом университете разработаны быстродействующие высокоресурсные электромагнитные топливные форсунки для автомобилей ВАЗ.Но, конечно, возможности самарских разработчиков высоких технологий несравненно масштабнее. И это не удивительно - авиакосмические проекты, которые в свое время создавались в интересах всей страны, всего народного хозяйства, обретать свою новую земную жизнь тоже должны были бы в рамках общегосударственных программ.В 1999 году Волжский филиал ракетно-космической корпорации ?Энергия? отметил четверть века своего существования. В восьмидесятые годы, когда самарцы принимали участие в проектировании и изготовлении советской суперракеты ?Энергия?, здесь был накоплен уникальный опыт работы с большими объемами сжиженных газов, причем таких капризных, как жидкий водород. В ходе создания и испытаний ракетной системы были отработаны системы транспортировки, пожаровзрывобезопасности, теплоизоляции ? словом, все компоненты надежности предстартовой подготовки на Земле и во время старта. И опыт самарских ракетостроителей мог бы найти широкое применение, если бы в России последовали примеру других северных стран, которые летом сжижают впрок природный газ, а зимой расходуют. Пока же каждую зиму в России мы все сталкиваемся с проблемой энергетического кризиса, принимаем самые экстренные меры, но государственной программы, которая позволила бы эти трудности преодолеть, до сих пор нет... В 1988 году, после второго успешного пуска системы ?Энергия-Буран?, волжане подготовили перечень научно-технических решений, которые тогда, десять лет назад, готовы были передать в народное хозяйство. В Волжском филиале таких решений набралось свыше семисот. В связи с реформированием экономики страны и резким сокращением государственного оборонного заказа, Самарский проектно - конструкторский и научно - исследовательский институт авиационной промышленности вышел на рынок гражданской проектной и конструкторской продукции и успешно конкурирует там с традиционно гражданскими институтами, проектными мастерскими и фирмами. Постановлениями Правительства от 18.05.95 г. ? 949 и от 17.07.98 г. ? 784 институт отнесен к перечню предприятий, чья продукция имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Институтом разработаны и внедряются в народное хозяйство: системы пожарной сигнализации; системы пожаротушения: водяного, пенного, газового, системы дымоудаления, порошкового и аэрозольного, в зависимости от классификации защищаемых объектов по пожарной опасности; системы автоматического управления пожаротушением с подсистемами для отображения и документирования информации о состоянии и самотестированию этих систем, например, систем- 14Г401, разработанная по заданию ОКБ Противопожарной техники (г. Торжок) для Минобороны России. По проектам института построено много нерядовых, порой уникальных промышленных объектов. В том числе: малярно-доводочный корпус 216 в г. Самара, малярно-доводочный корпус 117 в г. Комсомольске-на-Амуре, агрегатно- сборочный корпус 221 в г.Самара, корпус герметизации 8/3 УАПК г.Ульяновск. По проектам института уже построено и строятся десятки индивидуальных жилых домов в различных районах Самары, Тольятти и Ульяновска, объекты просвещения, детские дошкольные, здравоохранения и другие. Резкое сокращение государственного заказа на авиакосмическую продукцию повлекло за собой такое же резкое сокращение численности работников на ведущих предприятиях Самарского промышленного узла. Часть специалистов продолжает заниматься разработкой и внедрением высоких технологий. Но уже в рамках малых предприятий в самых разных отраслях народного хозяйства. Например, строительная фирма ?Ритм? занимается решением одной из важнейших экономических и экологических проблем - теплосбережнием. Снимки из космоса, сделанные в инфракрасном диапазоне, доступны лишь специалистам На таких снимках советские, российские города в любое время года и суток легко узнаваемы. В тепловом диапазоне они просто светятся! По официальным данных министерства строительства не менее 60% тепла с каждого здания уходит в воздух. Для решения этой проблемы давно найдены ответы в космической индустрии. Эти технологии и внедряет ?Ритм?. Огромные рыжие "заплаты" на стенах наших домов это архисекретный космический материал, пенополиуретан, один из самых лучших теплоизоляционных материалов. За металлической стенкой космического корабля в несколько сантиметров космический холод, минус 160 градусов. А внутри корабля люди, которым нужно создать нормальные условия существования. И даже непилотируемый аппарат требует хорошей теплозащиты - он начинен сложнейшей техникой, которая будет работать только в ?человеческих? условиях. Сегодня ?Ритм? применяет специальные фотокамеры, чтобы точно установить, где происходит в доме утечка тепла. Вместе со специалистами ГРКНЦ ?ЦСКБ-Прогресс? планируется разработка специальных моделей, которые позволят точно диагностировать количество теплопотерь, а стало быть, и толщину необходимой теплоизоции. В Поволжском НИИ материалов и технологий авиационных двигателей (НИИ МТД) много лет занимались разработкой и изготовлением композиционных материалов для авиационной и космической промышленности. И там же десять лет назад, одновременно с деталями обшивки космического самолета ?Буран? здесь была разработана установка для производства сгущенного молока. В СССР тогда все громче звучали разговоры о конверсии, и предусмотрительные конструкторы решили подстраховаться. Тогда же началось фермерское движение - именно для них, для малого ?семейного? производства и сделали свою установку самарцы. Размером она с обычную газовую плиту, разовая ?порция? перерабатываемого сырья - 30 литров. Это может не только молоко, но и овощи, фрукты. Тогда в результате в вакуумной выпарки поручится томатная паста, например. Или сок, повидло Государственных заказов у НИИ МТД нет уже давно. Сегодня основные партнеры - нефтяники и газовики. Для них самарцы делают разнообразное оборудование для буровых- фильтры, зонды для горизонтального бурения, осваивается производство немагнитных труб. Предполагают начать делать купола для церквей из стеклопластика. Совсем недавно закончили разработку гребней для сортировки зерна. Алексей Михайлович протягивает металлические пластины, на которых закреплены металлические изогнутые на конце прутья. Все это рассчитано и изготовлено по тем же самым методикам, по которым конструировались новые авиационные и космические материалы. А цена изделий для села оказалась в результате значительно ниже, чем на обычном механической заводе! __________________________________________________
Полетаева В.В., Андреев С.В. |