3.3.4.
Метеорологические
спутники
Метеорологическая
обстановка влияет не
только на мирную, но и
на военную
деятельность. Не
говоря уже о
необходимости учета
погодных условий при
планировании учебной
или боевой
деятельности
вооруженных сил,
наличие или
отсутствие облачности
определяет
возможность
выполнения
разведывательной
фотосъемки, а точность
наведения головных
частей современных
МБР требует учета
температуры воздуха и
скорости ветра в
районе цели. Таким
образом, военным
пользователям
метеорологические
наблюдения со
спутников необходимы
даже более, чем
гражданским.
Работы по
созданию спутниковой
метеорологической
системы начались в
начале 60-х гг. В
отличие от
практически всех
остальных космических
аппаратов
метеоспутники
разрабатывались не
ракетной фирмой, а
ВНИИ электромеханики,
относящимся к
Министерству
электротехнической
промышленности. Такая
аномалия могла быть
вызвана изначальным
стремлением создать
спутник с
электромеханической
системой ориентации,
избавляющей
чувствительную
инфракрасную и
телевизионную
аппаратуру от
отрицательного
воздействия выхлопов
ракетных двигателей.
(Нельзя, впрочем,
исключить, что все
было как раз наоборот).
Система
электромеханической
стабилизации начала
отрабатываться еще в
1963 г. на спутниках
?Космос-14? и
?Космос-23?.
Измерительная же
аппаратура
испытывалась на
возвращаемых
фоторазведчиках
?Космос-45?, ?Космос-65?
и ?Космос-92?.
Первым
целевым
метеоспутником
официально считается
?Космос-122?, 25 мая 1966 г.
запущенный с
Байконура1
на круговую орбиту
высотой 625 км и
наклонением 65
градусов. Однако с
августа 1964 по май 1966 г.
на точно такие же
орбиты выводились еще
4 ?Космоса?, которые
также могли
предназначаться для
экспериментальных
метеорологических
наблюдений.
После
испытаний ?Космоса-122?
запуски были
перенесены в Плесецк,
предоставлявший
возможность вывода на
околополярные орбиты.
В 1967 г. ?Космос-144? и
?Космос-156? впервые
образовали
экспериментальную
космическую систему
?Метеор?, включающую
два аппарата на
взаимно
перпендикулярных
орбитах с
наклонениями 81,2
градуса. Однако
штатная эксплуатация
системы началась
только в 1969 г., после
чего используемые
спутники и стали
официально называться
?Метеорами?.
С декабря 1971
г. высота рабочей
орбиты ?Метеоров?
была увеличена до 900
км, что расширяло
полосу обзора, хотя и
приводило к снижению
разрешения. Система
?Метеор? обеспечивала
получение
телевизионных
изображений облачного
покрова Земли в
видимом и
инфракрасном
диапазоне через
каждые 6 часов. В 1975 г.
появились спутники
?Метеор-2?, способные
помимо этого измерять
вертикальный профиль
температуры в
атмосфере, а также
оснащенные системой
прямой передачи
изображения,
позволяющей без
посредства Центра
управления в любой
точке Земли получать
телеизображение
соответствующего
участка с разрешением
2 км.
В 1982-84 гг.
запуски ?Метеоров?
были переведены с
ракеты-носителя
?Восток? (А-1) на
?Циклон? (F-2). При этом
наклонение рабочих
орбит изменилось с 81,2
до 82,6 градуса, как это
произошло и со
спутниками
радиотехнической
разведки, и несколько
увеличилась высота
полета ? с 900 до 950
километров.
Последней
моделью серии
?Метеор? стал
?Метеор-3?,
дебютировавший в 1984 г.
(Первый спутник этого
типа вышел на
нерасчетную орбиту
из-за отказа последней
ступени носителя и был
назван ?Космосом-1612?).
ИСЗ ?Метеор-3? имеют
массу 2150 кг по
сравнению с примерно
1500 кг у предыдущих, но
тем не менее
доставляются на более
высокие орбиты,
благодаря большей
экономичности
осуществляемого
?Циклоном?
двухимпульсного
выведения. Увеличение
высоты орбиты до 1200 км
дало возможность
ликвидировать разрывы
между полосами
наблюдения в
экваториальных
районах при
сохранении угла
зрения оптической
системы.
Измерительная
аппаратура
?Метеоров-3?
размещается на
универсальной
монтажной платформе,
что позволяет менять
ее состав в
зависимости от
особенностей задач
каждого спутника.
Штатная
конфигурация системы
?Метеор-3?
предусматривает
одновременное
нахождение на орбитах
трех спутников,
восходящие узлы
которых отстоят друг
от друга на 60 градусов.
После того как в 1991 г. с
запуском 4-го
?Метеора-З? она была
полностью
укомплектована,
эксплуатация
?Метеоров-2?, очевидно,
завершилась.
Последние два
?Метеора-2? были
выведены на орбиты в
1990 г., несмотря на
наличие еще трех
работоспособных
предшественников, что
можно истолковать как
стремление поместить
на орбитальное
хранение остающиеся
спутники данного типа
перед полным
переключением на
новую систему.
В отличие от
США, Японии и Западной
Европы в СССР до сих
пор не существует
геостационарных
метеоспутников. Хотя
еще в 1976 г. Советский
Союз обязался до конца
1978 запустить такой
спутник в рамках
международной
программы изучения
глобальных
атмосферных процессов
(ПИ-ГАП/GARP),
впоследствии обещание
было взято назад со
ссылкой на
технические
трудности. Тем не
менее СССР
зарезервировал на
стационарной орбите 3
места для спутников GOMS
(Geostationary Operational Meteorological
Satellite)2.
С 1988 г. первый запуск
такого спутника,
ставшего также
известным как 17Ф45 [14] и
?Электро? [15],
неизменно обещался ?в
следующем году?, но
летом 1991 г. он был
наконец собран и
отправлен на
космодромдля
испытаний. Поскольку
?Электро? весит 2400 кг,
т.е. на 200 кг больше чем
РН ?Протон? с
разгонным блоком ДМ
может доставить на
геостационарную
орбиту, его запуск
должен осуществляться
с использованием
нового блока ДМ-2,
первый полет которого
также задерживается
по крайней мере с
конца 1990 г. В настоящее
время запуск первого
ИСЗ ?Электро?
планируется на 1993 г.
[16].
Для военных
пользователей
геостационарные
метеоспутники
представляют
наименьший интерес. В
метеорологическом
обеспечении военной
деятельности особое
значение имеет точное
определение погодных
условий в
относительно
небольших районах. По
этой причине после
того, как спутники
Национального
управления по
изучению океана и
атмосферы (НОАА) США
стали запускаться на
более высокие орбиты,
ВВС США создали
специализированные
низкоорбитальные
метеоспутники DMSP3
для удовлетворения
своих специфических
нужд, таких как
обеспечение полетов и
планирование съемок с
разведывательных
спутников.
В Советском
Союзе такой
специализации не
наблюдается, возможно
потому, что
Вооруженные силы,
контролируя все
космические аппараты,
имеют возможность
получать всю
необходимую
информацию из единой
системы
метеонаблюдений.
Кроме того, на
советских спутниках
оптической разведки
устанавливаются
бортовые датчики
облачности,
позволяющие избежать
расходования пленки
при неблагоприятных
погодных условиях в
районе цели [17].