Несколько лет - с
1992 по 1998 гг. - М.Тарасенко читал в Московском Физико-Техническом
институте свой курс лекций ?Развитие и применение космических
систем?. Максим рассказывал мне, как он пришел к решению
создать этот курс. Его самого очень интересовала эволюция
космической деятельности человека. Максим подходил к этому
вопросу, как Чарльз Дарвин к происхождению видов. Ведь если
космические системы создаются, на это есть веские причины.
Вот эти причины и общие закономерности развития космической
?сферы? его очень интересовали. В конспекте первой лекции
он пишет:
?Когда я в свое время
поступил на ФАКИ [факультет аэродинамики и космических исследований],
то был очень огорчен, не обнаружив в учебном расписании
практически ничего, посвященного собственно космическим
исследованиям. Только на 3 курсе дождался лекций Раушенбаха
по космонавтике, но и они все же сосредоточивались в основном
на механике космического полета. 32-й группе на базе читали
(и, наверное, продолжают читать) семестровый курс ?Физика
планет?, где говорится об исследованиях с помощью автоматических
межпланетных станций, и это практически все.
Получается, что студентов
сначала в институте, потом на базах основательно готовят
по конкретным научным дисциплинам. Но вот составить общее
представление о положении дел в космической деятельности
в целом, за пределами своей конкретной задачи - тут спасение
утопающих традиционно предоставляется самим утопающим.
Идея этого курса как
раз и состоит в том, чтобы дать общее представление о космонавтике,
как о сфере деятельности человека?.
На лекциях рассматриваются
основные этапы космической деятельности и классы космических
систем научного, прикладного и военного назначения, особенности
их функционирования.
Кратко излагаются технические
основы существующих космических систем и прослеживается
эволюция того или иного направления на конкретных примерах.
В основном внимание
уделяется истории космических программ СССР и США, поскольку
именно эти две страны обладают полными спектрами космической
деятельности.
?При этом помимо технических
мы будем рассматривать и политические, и экономические мотивы,
чтобы вы могли составить себе возможно более полное представление
о том, чем мотивировались те или иные направления космической
деятельности. Этого понимания зачастую не хватает нашим
"технарям", которые считают, что если у них есть
хорошая техническая идея, то этого достаточно чтобы государство
тут же бросало все силы на ее реализацию? [цитата из конспекта].
Сохранились наброски,
планы и конспекты некоторых лекций. На основании этих материалов
составлена книга.
Эта работа не призвана
восполнить пробелы в Большой советской энциклопедии. Задача
состоит в том, чтобы дать цельное представление о космической
деятельности. Работа написана на языке, понятном всем желающим
узнать, что летало и летает над нашими головами, каким образом
и с какими целями оно там оказалось.
А. Булгакова-Тарасенко.
|