Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=89
Дата изменения: Fri May 5 15:25:10 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:00:19 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: 3

Разбор олимпиадных задач по информатике
Международные олимпиады по информатике проводятся 15 лет и команда
России (до 1992 года - команда СССР) занимает по итогам этих лет второе
место, уступая лишь Китаю. В течение этих лет олимпиадная информатика в
России испытывала несколько кризисов, но каждый раз преодолевала их,
становясь только сильнее. В начале 90-х годов наблюдался массовый отток
квалифицированных преподавателей из школ - оставались только самые
увлеченные своим делом. Но этот кризис был преодолен: за подготовку
школьников к олимпиадам взялись студенты, бывшие участники олимпиад. Однако
в последнее время начинается новый кризис - бурное развитие мультимедийных
технологий вызвало замену изучения программирования на изучение
информационных технологий в большинстве школ. Из-за этого некоторые
школьники, потенциальные участники олимпиад по информатике, не могут
получить у учителя должного уровня знаний по информатике, даже если они
интересуются этим. Кроме того, книг по олимпиадной информатике (алгоритмам,
необходимым для решения олимпиадных задач) доступных для понимания учащимся
7-10 классов (а именно в это время большинство участников олимпиад начинают
решать задачи) очень мало. Но и алгоритмы не единственное, что необходимо
знать при решении задачи - также нужен «стиль», хитрые приемы, и другие
знания, которые сложно получить из «классических» книг по программированию.

Постановка задачи

Создать доступный ресурс, который может дать необходимые для решения
олимпиадных задач по информатике знания. Ресурс должен быть ориентирован на
школьников 8-11 классов, студентов младших курсов и преподавателей, ведущих
кружки по программированию. Для того чтобы пользоваться сайтом необходимо
знание языка программирования высокого уровня (вставки и некоторые тексты
программ даны на языке Pascal, но их можно понять, зная язык C/C++). Кроме
того, на сайте должны быть представлены некоторые электронные варианты книг
по алгоритмам, олимпиадным задачам и языкам программирования, для
самостоятельного изучения.
Структура не подразумевает некоей программы, по которой должно идти
обучение, но сайт должен иметь удобную архитектуру, т.к. уровень подготовки
посетителей сайта различен, и каждый должен быстро найти материал,
соответствующий его знаниям. Такая структура сайта позволяет обеспечить его
быстрое обновление и сделать его более динамичным. Также сайт должен быть
легко доступен как можно большему числу людей, даже не имеющих постоянного
выхода в Интернет.
Кроме того, должен быть создан форум, где могут обсуждаться задачи и
алгоритмы.
Создать группу людей, профессионально занимающихся решением
олимпиадных задач по информатике, для совместных online-тренировок и
обсуждения решений задач.

Методика решения

Наиболее приемлемым способом для передачи знаний о решении задач, был
выбран вариант разбора задач в неформальном стиле обсуждения в кружке по
программированию. Выдвигаются идеи, доказательства их правильности (или
неправильности), приводится подробное описание выбора структур данных,
алгоритмов и особенностей реализации именно этой программы. По ходу
изложения встречается тот или иной прием, подходящий к данной ситуации,
который лучше запоминается, встретившись в подобной ситуации.
На сайте представлены свободно распространяемые книги по олимпиадным
задачам, такие как: «Информатика в задачах» С.М. Окулова,
«Программирование: теоремы и задачи» А. Шеня и другие. Также на сайте есть
сборник авторских статей, посвященных не задачам, а проведению, правилам и
подготовке к олимпиадам.
Сайт разбит на несколько разделов, основной из которых «Разбор задач».
В этом разделе также существует разбиение задач по времени написания
разбора и по сложности. Для проверки правильности решения, посетитель может
скачать с сайта тесты к некоторым задачам и протестировать свою программу.
Для удобства навигации по сайту имеется функция поиска (только для версии
сайта в Интернете).
Для того, чтобы сделать сайт доступнее было выполнено несколько
пунктов: до минимума уменьшен объем страниц сайта (нет ни одной страницы,
превышающий 10 Кб), при каждом обновлении сайт архивируется и выкладывается
единый архив, содержащий все материалы сайта, кроме тестов и книг - этот
архив на данный момент занимает около 125 Кб и сайт полностью
работоспособен на локальном компьютере.
На сайт был добавлен форум, в котором сейчас идет активное обсуждение
задач и олимпиад по информатике.
Совместно с Максимом Осиповым из Минска был создан FTP-архив
ftp://ioi.by.ru и сайт http://ioi.by.ru, введены правила и начата активная
работа по подготовке к олимпиадам. Сейчас в этом проекте участвует около 15
человек из разных стран, практически все они участвовали и побеждали в
национальных и международных олимпиадах.

Отличия от известных решений

До сих пор существовало лишь три широко известных источника разборов
задач: книга «Особенности национальных задач по информатике» (авторы:
Беров, Лапунов, Матюхин, Пономарев; часть материалов на
http://onzi.narod.ru), разборы задач с олимпиад в газете «Информатика»
(авторы: Е.В. Андреева, С.М. Окулов и другие; материалы на
http://1september.ru) и разбор наборов задач с командных олимпиад,
написанных Андреем Станкевичем и опубликованных в разных изданиях
(материалы на http://neerc.ifmo.ru/school). Некоторые из этих материалов
опубликованы в Интернете, но они не структурированы и разрозненны. Идея о
написании разборов задач оригинальна, качество разборов сравнимо с
разборами профессиональных преподавателей, а представление, по большинству
пунктов, превосходит аналоги.
Проект ioi.by.ru сильно отличается от сборников задач, т.к. это
единственный сайт, на котором можно обсуждать решения и активно
обмениваться знаниями.

Выводы

Был создан сайт http://g6prog.narod.ru, посвященный разбору
олимпиадных задач, который за год существования получил множество
положительных отзывов от профессионалов и начинающих в олимпиадной
информатике. Появилась достаточно большая группа постоянных посетителей,
которая регулярно посещает сайт и участвует в работе форума. Некоторые
преподаватели используют материалы сайта при работе кружка и чтении
спецкурсов по олимпиадной информатике. Сайт часто посещают студенты
«компьютерных специальностей» ведущих ВУЗов: МГУ, МФТИ, СПбИТМО и других
университетов. Поставленные задачи были полностью выполнены.

Направления развития

В ближайшей перспективе: увеличение количества и качества разборов
задач, добавление возможности сортировки задач по методу решению, что
позволит изучить только определенную тему.
В дальнейшей перспективе: издание материалов сайта в печатном виде,
для увеличения охваченной аудитории, перенос сайта на профессиональную
платформу для улучшения архитектуры сайта и удобства навигации.