Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=133
Дата изменения: Fri May 5 15:24:42 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:21:44 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п

Влияние применения различных информационных технологий в образовательном
процессе на развитие исследовательских качеств личности.
М.Ф. Войцеховская, Ф.М. Вивдич.

В Концепции модернизации образования намечены пути решения основных
проблем российского образования. В частности, в ней говорится о
необходимости совершенствования образовательной системы как о политической
и общегосударственной задаче и в качестве приоритетных направлений указаны
максимальное развитие способностей ребёнка, адаптация молодого поколения к
меняющимся условиям жизни общества, что предполагает формирование
способностей к саморазвитию, самообразованию, развитие исследовательских
качеств личности.
Исследовательские качества личности могут формироваться и развиваться
на протяжении всей человеческой жизни. Наиболее благоприятен для приучения
детей к научным формам, методам и приёмам познания школьный возраст.
Поэтому в процессе обучения должны использоваться передовые технологии,
развивающие эти умения.
Информационные технологии (ИТ) по праву могут считаться передовым
рубежом современной науки. Информационные технологии, в том числе и
компьютерные (ИКТ), в разной мере присутствуют в процессе обучения и влияют
на конечный результат. Мера влияния применяемых в процессе обучения
информационных технологий на личность обучаемого определяется различными
сочетаниями их видов и способов применения.

Анализ существующего положения в школах показывает, что использование
ИТ в разных школах имеет разную степень глубины и системности. По этим
признакам мы можем выделить 4 уровня применения ИТ в обучении, краткие
характеристики которых приводим ниже.

1 уровень. ИТ в образовательном процессе практически отсутствуют, не
используются основные методы и приёмы получения и преобразования
информации.
2 уровень. Применение ИТ в учебном процессе минимально, используются
традиционные методы поиска и обработки информации: составление конспекта,
развёрнутого и краткого планов учебного материала, его аннотирование и т.д.
3 уровень. В образовательном процессе делаются попытки применения
информационных компьютерных технологий. Учащиеся овладевают первичными
навыками работы с персональным компьютером. Используются, в основном,
офисные приложения, рекомендуемые учителем. Эпизодически предпринимаются
попытки работы с электронными, сетевыми изданиями.
4 уровень. Широкое применение ИКТ в учебном процессе. Для получения
информации учащиеся преимущественно самостоятельно используют все доступные
средства: печатные издания, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы
локальных и глобальных сетей. В зависимости от условий конкретной задачи
выбираются наиболее рациональные способы обработки информации, основанные
на знании общих приёмов работы с ней.
Нами была предпринята попытка экспериментально выявить влияние
применения различных сочетаний информационных технологий в образовательном
процессе на развитие исследовательских качеств личности.

Для определения уровней развития исследовательских качеств личности
были использованы методики «Узнавание фигур», «Сложные аналогии», «Числовые
ряды», «Логическое и механическое запоминание».
Количественно результаты эксперимента определялись отношением числа
правильных ответов к общему числу поставленных в тесте вопросов. При этом
результаты для каждого учащегося варьировались в пределах от 0 до 1. В
соответствии с рекомендациями, принятыми для педагогических исследований,
нами была использована четырёхранговая шкала уровней развития
исследовательских качеств личности:
1 уровень: 0 - 0,34;
2 уровень: 0,35 - 0,63;
3 уровень: 0,64 - 0,84;
4 уровень: 0,85 - 1.
В качестве примера приведём гистограммы распределения учащихся
различных групп в соответствии с уровнями сформированности умения
проводить аналогии и выявлять закономерности.

Распределение


учащихся в соответствии с уровнем сформированности умения проводить
аналогии

[pic]
Распределение
учащихся в соответствии с уровнем сформированности умения выявлять
закономерности

[pic]


Сравнивая между собой результаты применения в образовательном процессе
различных сочетаний ИТ, мы может судить об их влиянии на формирование
исследовательских качеств личности. Из приведённых гистограмм видно, что в
группах, где обучение велось с углубленным применением информационных
технологий, преобладающее большинство школьников имеют более высокие
показатели уровней сформированности умений проводить аналогии,
классифицировать и выявлять закономерности. Большее количество учащихся
этих групп имеют хорошо развитую способность к механическому запоминанию.
Анализ этих результатов позволяет также выявить степень воздействия
сочетания отдельных видов информационных технологий на развитие качеств
личности.