Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=131
Дата изменения: Fri May 5 15:24:41 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:21:05 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: regolith

Связь личностных особенностей старшеклассников

с их отношением к будущему
Психологи, изучающие вопросы формирования личности, связывают
переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней
позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится
основной направленностью личности. Проблема выбора профессии, дальнейшего
жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов
старшеклассников. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию
взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить
себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности на ряду с пониманием
своего места и назначения в жизни. Актуальность исследования процессов
отношения к будущему обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и
практики. Цель для своего исследования мы определили следующую: рассмотреть
связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к
будущему. Согласно целям и задачам исследования, опираясь на сведения,
полученные в литературе по данной теме, нами были выдвинуты следующие
гипотезы: 1.Старшеклассники с высоким и средним уровнем самоактуализации
свое будущее детализируют в большей степени, чем старшеклассники с низким
уровнем самоактуализации. 2.Старшеклассники с высоким и средним уровнем
самоактуализации в будущем направлены на других людей. 3.Самооценка
старшеклассников влияет на эмоциональное отношение к будущему.Объект
исследования: группа старшеклассников 16-17 лет в количестве 30 человек (20
девушек, 10 юношей) из разных школ города Челябинска. Методы исследования:
1.Диагностика личностных особенностей по тесту самоактуализации.
2.Диагностика самооценки (Дембо-Рубинштейн) 3.Анкетирование (авторская
анкета). Согласно данным диагностики: 53,4% (16 чел) имеют средний
уровень самоактуализации, при этом они по-разному представляют свое
будущее: 56,3% (9 чел) детализируют свое будущее, т.е. при описании
будущего старшеклассники конкретизируют, выделяют отдельные компоненты
своей жизни; 43,7% (7 чел) не детализируют его. 6,3% (1 чел) в своей
деятельности ориентированы на других людей, 93,7% (15 чел) ориентированы
в будущем на себя. Старшеклассники с низким и высоким уровнем
самоактуализации в равной степени детализируют и не детализируют будущее.
1. Старшеклассники с высоким уровнем самоактуализации не отличаются друг от
друга по критерию направленности, а из старшеклассников с низким уровнем
самоактуализации: 41,6% (5 чел) направлены на других, 58,4% (7 чел) - на
себя. 44% (11 чел) с адекватной самооценкой, 75% (3 чел) с завышенной
самооценкой, 100% (1 чел) с заниженной самооценкой позитивно смотрят в
будущее, будущее им представляется светлым и счастливым. 52% (13 чел) с
адекватной самооценкой, 25% (1 чел) с завышенной самооценкой - свое
отношение к будущему еще не определили. Полученные в результате
исследования данные были доказаны статистически с помощью критерия
Фишера. Результаты диагностики позволили нам сделать следующие выводы:
1.Детализация будущего не зависит от уровня развития
самоактуализации.2.Старшеклассники со средним уровнем самоактуализации
1. в будущем направлены на себя.3.Эмоциональное отношение к будущему не
зависит от уровня самооценки.4.Старшеклассники с низким уровнем
самоактуализации и те, кто детализирует будущее, направлены на других;
2. а те, кто не детализирует будущее направлены на себя .Таким образом,
выдвинутые нами гипотезы не подтвердились, но полученные данные показали,
что связь между личностными особенностями старшеклассников и их отношением
к будущему существует. По результатам исследования были проведены
консультации, даны рекомендации старшеклассникам по участию в тренингах,
коллективных , творческих делах, конкурсах. старшеклассникам: им
предложено участие - в тренингах «целеполагания», «уверенного поведения»,
«партнерского общения»; в коллективных творческих делах; интеллектуальных
конкурсах, играх.
Литература :1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,
1991.; 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
М.:Просвещение, 1968, ГЛ.4; 3.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая
психодиагностика. - С-П.: Речь, 2000.; 4.Журнал «Вопросы психологии». 1999-
2001 .;5.Кон И.С. В поисках себя. - М.: Просвещение, 1984.;6.Кон И.С.
Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.;7.Кривцова С.В. Думая о
будущем: проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у
подростков. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997.;8.Маслоу
А.Г. Мотивация и личность. - С-П.: Евразия, 1999.;9.Наумова Н.Ф.
Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. -
М.: Наука, 1998.;10.Петровский А.В. Психология. Словарь. М.:
Политлитература, 1990.;11.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского
возраста. С-П.: Питер, 2000.;12.Рождественская Н.А. Как понять подростка.
- М.: Российское психологическое общество, 1998.;13.Рордуэлл Майк.
Психология от А до Я. Словарь - справочник. М.: Гранд, 1999.;14.Толстых
Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для учащихся 15-17 лет. Руководство практического психолога.
- М.: Академия, 1995.