Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=224
Дата изменения: Fri May 5 15:25:32 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:36:45 2012
Кодировка: koi8-r


Программа «Дети» для cоциометрического исследования группы

и выявления лидеров.


Автор: Грегер Ольга Сергеевна, 9-А класс гимназии ?86, г. Нижний
Тагил, Свердловская обл. greger@uraltelecom.ru


Научный руководитель: Грегер Сергей Эдуардович


Введение.

Программа «Дети» создана для облегчения работы психологической службы
гимназии, возможности автоматизации тестовых карт, их хранения и
обработки.
Разработанная программа обеспечивает:
1. хранение информации об обследуемых в базе данных;
2. выбор социологических параметров и независимое хранение информации
для каждого из них;
3. расчет социометрических индексов;
4. выявление иерархической структуры группы через рейтинговую
оценку;
5. выдачу данных в удобной для анализа форме - в виде таблицы
взаимовыборов и иерархического дерева.

Для решения данной задачи использовалась технология ADO в
объектно-ориентированном языке программирования Microsoft Visual Basic
6.0. Алгоритм программы строился с учетом методики Карповой для
исследования группы и выявления лидеров. Программные решения, построенные
по данной методике, мне не известны.


В ежедневную работу психолога входит проведение тестов среди учеников
гимназии и их последующая обработка. Поэтому психологи регулярно обращаются
к спискам классов. Данная программа позволяет не заполнять анкетные данные
и не перебирать состав класса вручную, а выбирать нужного ученика из списка
и вводить его результаты. Список формируется из главной базы данных нашей
гимназии. В базе записаны все ученики школы и упорядочены по номеру и букве
класса.
Для ввода данных тестов и их просмотра созданы специальные формы, в
которых автоматически строится график изменения вводимого параметра.
Все результаты тестов записываются в базе данных «Психолог». В ней
созданы таблицы для каждого теста.
Особенно важной частью программы «Дети» является тест по выявлению
микрогрупп и их лидеров в составе класса. Он построен на основе
общепринятой методики Карповой для исследования группы и выявления
лидеров.
Данная методика предполагает сбор информации о личностных
выборах членов группы по некоторому социологическому параметру.
Применительно к школьной группе, это может быть желание выполнять
какую либо совместную деятельность. По собранным данным строится
социометрическая матрица выборов членов группы.
Социометрическая матрица представляет собой двухмерный массив,
количество строк и столбцов которого равняются количеству детей в классе.
Номеру строки соответствует номер ученика, относительно которого
производится исследование, а номеру столбца - номер ученика, который делает
выбор. На пересечении строк и столбцов ставится знак, определяющий выбор.
Знак + означает то, что данного ученика выбирают, знак - нет, а если нет
никакого обозначения, то к ученику относятся нейтрально.
Для каждого человека рассчитывается социометрический индекс,
учитывающий взаимный выбор членов группы и размер группы по
формуле:


Cj=S Ni /(N-1)
Где Cj - социометрический индех j -го учащегося.
Где Ni - выбор каждого из членов исследуемой группы. Он может
равняться 0 или 1, поэтому Ni можно рассчитать по количеству человек,
сделавших свой выбор.

По рассчитанным индексам в соответствии с выбранной
рейтинговой шкалой определяется статус члена группы и выводится в
соответствующую форму. Имеющий наиболее высокий рейтинг в
деятельности, определяемой выбранным социологическим параметром,
считается лидером исследуемой группы. Ниже я привожу критерии оценки
статуса учащегося.
От 5 и более - "Лидер"
От 3 до 4 - "Звезда"
От 1 до 2 - "Принятый"
Менее 1 - "Отвергнутый"



В соответствии с данной шкалой происходит формирование «дерева
отношений» класса. В программе предусмотрено построение следующих
структур:
Взаимные выборы - каждому ученику сопоставляется список выбирающих
его детей.
Выбирающие лидера - каждому лидеру сопоставляется список выбирающих
его детей.
Отрицания лидера - лидеру сопоставляется список детей, которые его
выбирают, но которых отрицает лидер.
Отрицающие лидера - лидеру сопоставляется список детей, которые
его отрицают, но которых принимает лидер.
По данным структурам можно проследить структуру взаимоотношений
в классе и сделать соответствующий выбор.


В настоящее время программа внедрена в деятельность медико-
социологической службы гимназии и позволяет проводить долговременный
анализ социального статуса учащихся внутри гимназии. На данный момент
эта программа является локальной, но в будущем я планирую полностью
перестроить ее в сетевую. При этом я буду ориентироваться на трехуровневую
архитектуру, так как для сетевой программы она более приемлема.