Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=223
Дата изменения: Fri May 5 15:25:31 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:41:19 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п


Аннотация


Данная работа носит проблемно-исследовательский характер и посвящена
сложной и мало разработанной работе теме - изучению мировоззрения, духовной
культуры и идеологии саков. На достаточно большом фактологическом материале
с привлечением публицистической и художественной литературы автор выдвигает
гипотезу о том, что исследования иссыкских археологических раскопок
«царских» курганов являются подтверждением достаточно высокой цивилизации
сакских племен. Особое внимание уделяется изучению семантики композиции
декора иссыкского костюма, основанной, как выяснилось, на мифопоэтическом
мировоззрении.
Новизна исследования обусловлена тем, что авторы используют разные
источники и по времени создания и по содержанию: исторические
первоисточники, мифологию, материалы исследования археологических
экспедиций, научную, художественную и публицистическую литературу,и на
основе их составления и творческого анализа пытаются по-своему восстановить
целостную картину развития сакской эпохи. Кроме этого авторы показывают
значимость такого уровня знаний для себя и молодых казахстанцев, что и
определяет степень ее самостоятельности. Отсюда и методику исследования
можно определить как гносеологическую - основанную на законах
познавательной деятельности человека.
Выводы, полученные в результате работы, соответствуют целям, задачам
и выдвинутой гипотезе.
Работа рассчитана на тех, кто интересуется историческим прошлым и
истоками мировоззрения как принципов философского освоения мира.

Задача исследования - исследование всех изобразительных памятников,
обладавших в глазах саков каким-то смыслом, т.е. выступавшим в качестве
текстов - присущих сакской культуре способов представления о мире.


Цель работы заключается в создании стройного, продуманного,
гармоничного в своих проявлениях и пропорциях величественного здания
протоказахского космоса, модели мира, в котором жили наши предки. Все
народы: индусы и греки, ассирийцы и вавилоняне, персы и китайцы, ацтеки и
инки - все древние цивилизации имеют потомков, гордящихся своим прошлым.
Почему у казахов нет такой цивилизации? Она была, должна была быть! Не
может быть, чтобы ее не было!


Золотой человек, найденный в Иссыкском кургане, вызвал новую волну
гипотез и научных предположений, основанных на новой идеологическо-
философской базе о древней казахской культуре.















Оглавление


1. Переосмысление исторической памяти народа - необходимый элемент
обретения реальной независимости государства.

1. Значимость уникальных исторических открытий.

2. Восстановление целостной картины жизни сакских племен V-IV вв. до
н.э. по историческим первоисточникам и археологическим данным


2. Моделирование мира в единстве основных компонентов скифо - сакской
культуры.

1. Пространственно - топографический код знаковой модели мира в
традиции курганного погребения.

2. О семантике одеяния и оружия Золотого человека и её мифопоэтических
истоках.


3. Взаимосвязь искусства "звериного стиля" и идеологии саков в
эпиграфическом декоре.

4. К проблеме наличия письменности у саков Семиречья.


3. К вопросу о восстановлении исторической личности погребенного.

4. «Золотой человек» - свидетельство высокой цивилизации саков.






В в е д е н и е





История - это священная дорога


познания, дорога познания
самого себя.
А.Алимжанов


Можно ли считать, что те, кого

мы не слышим, не имеют

своего взгляда на мир?

Ф.Кривин.

1. Переосмысление исторической памяти народа - необходимый элемент
обретения реальной независимости государства.

В преддверии III тысячелетия мы никак не можем обойтись без
всестороннего основательного переосмысления своего прошлого. Это важно еще
и потому, что восстановление исторической памяти народа, осмысления им
своей судьбы - необходимые элементы обретения реальной независимости
государства. Мы, молодое поколение казахстанцев, обязаны знать прошлое
нашего государства хотя бы для того, чтобы ретроспективно увидеть
многотрудные поиски нашим народом своего собственного пути в историю.
«Имевшиеся высокие моменты нашей истории поднимут наш дух, ошибки и
поражения заставят призадуматься о недопущении их впредь».[2] Поэтому тема
нашей работы продиктована и интересом к прошлому, и поиском ориентиров на
будущее. Ведь только познавая интеллектуальный и духовный опыт человечества
мы становимся на дорогу познания самого себя. Мы осознаем, что
предложенные нами исследования не могут быть новыми для науки, но сама тема
была новой для нас, для молодых современников. Только ощущая свою
сопричастность к «коллективной памяти человечества» мы сможем воспитать в
себе чувство ответственности за то, что происходит вокруг нас, и понимания
того, что и от нашего личного участия в процессе прогрессивного развития
цивилизации тоже что-то зависит. Мы воспринимаем мир саков через призму
современного мироощущения, но мы им и сопереживаем, идя по следам их
поисков Гармонии. Образное мифопоэтическое мышление древнего человека может
быть понято нами, людьми XXI века, если мы будем стремиться вступить в
своеобразный диалог двух понятийных систем - того времени и нашего.

1.1. Значимость уникальных исторических открытий.

История государства, на земле которого мы живем, начинается с истории
древних тюрков. За последние сто-сто пятьдесят лет были сделаны уникальные
открытия, значимость которых для истории Великой степи начали осознавать
только в последнее время. Здесь можно было бы назвать орхоно-енисейские
письменные памятники, подтверждающие то, что уже в VI-VIII веках тюрки
имели свою письменность. Получается, что каждый мог прочитать на «вечном
камне» эти надписи, призывающие к единению и добрососедству. (Все записи
были сделаны на двух языках: тюркском и китайском).
В истории тюрков были не только надписи, но и другие памятники,
отражающие глубины тюркской культуры. Архитектурный памятник - мавзолей
Ахмеда Яссави - это непревзойденный шедевр средневекового зодчества.
Вспомните его внешний вид: ковровый орнамент двух цветов, который, кажется,
складывался ради эстетики, но на самом деле это целая эпиграфика, ключ к
прочтению которой был открыт исследованиями.[20] Как все это грандиозно по
своей значимости. Нашим современникам, пожалуй, надо задуматься об истинном
назначении и сущности многих и многих произведений, созданных нашими
предшественниками.
Но самой интересной, потрясающей сенсацией нашего века стала
археологическая находка останков «Золотого человека» - сакского вождя,
погребенного под курганом Иссык. Оказывается, он пролежал в своем
могильнике около двадцати двух веков. Какое чудо сохранило его до наших
времен, когда все курганы вокруг были разграблены? И все-таки думается,
это не было случайным, ведь говорят же, что в любой случайности есть толика
закономерности.
Таким образом, мы хотели бы выдвинуть следующую гипотезу, что
иссыкские археологические раскопки «царских» курганов являются
подтверждением достаточно высокой цивилизации саков.
Для этого мы попытались собрать тот максимум информации по
предложенной проблеме, чтобы
- исследовать исторические первоисточники;
- изучить материалы археологических исследований;
- сделать обзор научной, публицистической и художественной литературы
по данной проблеме.
И на основе их сопоставления и творческого анализа выдвинуть
собственные предположения и выводы, когда от первичной обработки материала
нужно перейти к восстановлению общей исторической картины развития
общества, оставившего нам это удивительное искусство самовыражения народом
своих представлений о картине мира, свою традицию миропонимания,
существовавшую в данной культуре.
Новизна исследований заключается в том, что мы сделали попытку
восстановить более целостную картину той эпохи по некоторым ее
составляющим.
Выбор данной темы актуален еще и потому, что «золотой человек» стал
символом нашего государства и украшает площадь Независимости в городе
Алматы. Ведь десять лет независимости дали прежде всего возможность
восстановить многое из утерянного и, самое главное, историческую
справедливость. Кроме того, эта археологическая находка будоражит умы
ученых и политиков, историков и писателей. Часто статуя «Золотого человека»
используется в качестве символа на различных государственных документах, а
также в виде заставок в разного рода СМИ РК.


Исследовательская часть

1.2. Восстановление целостной картины жизни сакских племен V-IV вв. до
н.э. по историческим первоисточникам и археологическим данным.


Началом сакской эпохи для исторической науки древности были
киммерийские (так их называли в Египте) и скифские вторжения в VIII-VII вв.
в Переднюю Азию и Причерноморье. Её продолжением стали военные походы
ахеменидских царей, Кира и Дария, против саков за Оксом и Яксартом
(соответственно, Аму-Дарья и Сыр-Дарья). На фоне этих событий появилась
первая, не везде ясная и не вполне достоверная, информация о родине сакских
племен, об их жизни на своей земле, об их обычаях и нравах, об их племенах,
об их северных и восточных соседях.
Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:
клинописные наскальные надписи ахеменидских царей и сочинения греко-римских
авторов, начиная с Геродота, а также сведения о центрально - азиатских
«варварах», запечатленные в китайских летописях.
Как справедливо отмечает Масанов Н.Е. [12], эти письменные источники
содержат разнообразную информацию о различных племенах, предположительно
локализуемых разными авторами на территории Казахстана и сопредельных
регионов Центральной Азии. В частности, в них упоминаются племена турков
(tura-), алахов (alaha, alanha), саков (saha, saka tigrahauda), массагатов
(massagatae), и др.
Точная локализация этих племен и их этническая атрибуция, как и сама
терминология, проблематичны, поскольку информация историков противоречива и
оставляет много места для разного рода разногласий.
На обнаруженной плите в храме богини Иштар упоминаются племена саков
Тугдамме в надписи царя Ашшурбанапала (669-631 г. до н.э.). В сочинениях
Геродота рассказывается о сказочно богатой стране саков и объясняет причины
военной успехов саков: «Среди всех известных нам народов только скифы
обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно
состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают
спастись; и ни кто не может их настичь, если только сами они ни допустят
этого».[1]
Географ II века новой эры Дионисий Периэгет пишет: «За Согдианой по
течению Яксарата (Сыр-Дарьи) обитают саки, стрелами бьющие, из всех
стрелков в самое искусные, не пускающие стрелы наудачу».[1]
В знаменитой Бехистаунской надписи Дария I (522-486 г. до н.э.)
называет эти племена Сака Парадраайа, т.е. «заморскими саками». К.А. Акишев
называет еще ахменидские источники, в которых сообщается о трех больших
группах саков: саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-
хаомаварга (саки, варящие напиток хаома), саки-тиай-пара-дарайя (саки,
живущие у моря) («Бехистаунские надписи», высеченные в 516 г. до .н.э. на
скале в Иране). Вокруг походов Кира в античной литературе сложилось
несколько «остросюжетных», но совершенно легендарных повествований,
связанных с именем массагетской «царицы» Томирис.
Откуда же произошел сам этноним «сак»? Интерпретация этого термина
представляет собой наибольшую сложность.В индийских источниках они
именуются «шаха» (saha), в китайских «сэ» (sai, sek), что идентично термину
«сака» и «саки» древнегреческих текстов. Одни исследователи считают, что
термин «саки», имевший, возможно, общее значение «кочевники», сложился в
ахменидовом Иране для обозначения подвижных племен северной окраины
известной в ту эпоху ойкумены и противопоставлялся оседлому населению
Ближнего и Среднего Востока. Другие полагают, что термин «сака» в качестве
самоназвания (этнонима) сложился уже в VIII-VII в. до н.э. Однако
большинство исследователей считают, что происхождение этого этнонима не
является твердо установленным. Имеет место следующее предположение: казахи
говорят про своих древних предков: «iЯi-Ю?», т.е. белое дело, доброе дело.
Поскольку казахская буква «i» произносится мягко и отрывисто, то для
непривычного уха слышится «ЯЮ?». К разновидности саков казахи относят и
племена «iЯi+?ШО», т.е. «делая дело» и «iЯi+?ШКЮР», так в исторических
летописях появились слова «Я?ШО» - «скиф», «Я?ШКЮР» - «сколот».[19]
Поэтому, на наш взгляд и в имени Томирис есть скорее всего и этот элемент
р?ЛЮП + «iЯ».
То, что сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную
общность, выраженную единством самоназвания, подтверждает существование
местных больших и малых племенных союзов.
Множество исторических ценностей пока скрыто от нас и большинство
сведений о народностях, населявших эти земли получены древними авторами из
«вторых рук». Древнегреческий историк V в. до н.э. Геродот написал: «Я не
могу найти никого, кто бы сказал, что знает эти страны как очевидец». Но
благодаря его записям мы узнаем о том, что в степях, предгорьях Казахстана
и в соседних районах жили многочисленные племена массагетов, саков,
исседонов и других. Краткие, порой противоречивые сведения о хозяйстве и
быте этих племен, повествования о «царях» и «царицах», таких как Скунха,
Зарина, Спаретра,Томирис переплетаются с рассказами о стерегущих золото
грифах, одноглазых аримаспах, образуя невероятно пеструю смесь легенд и
картин действительности.
Поэтому особую значимость приобретает сегодня археологическая наука,
возвращающая нам забытые факты минувших времен. Это относится и к истории
Казахстана.
При обращении к археологическим данным всегда встает главный вопрос:
насколько материальная культура одного погребения или поселения
репрезентативна, т.е. типична и закономерна для широкого круга исторических
объектов? Можно ли по данным одного погребения судить о материальной
культуре целого исторического времени или региона? Можно ли, например, по
данным раскопок одного погребения Иссык судить обо всех ранних кочевниках?
К.А. Акишев, открывший этот памятник и много работавший над Иссыкским
комплексом, говорит о том, что они «параллельно с научным осмыслением вели
реставрационные работы и изготавливали точные копии золотых изделий. Эта
работа заняла три года (1971-1973г.г.). В итоге была создана уникальная
модель одежды, головного убора и обуви, украшенных копиями золотых
предметов.
Археолог П.Ю.Черносвитов задает вопрос: «Как же выглядит генетическая
теория эволюции культуры, если взглянуть на нее из археологического
раскопа?. Исследуя «культурный слой» археолог пытается собрать максимум
культурной информации для воссоздания предельно возможной по полноте
картины жизни древних людей. Как правило, в той или иной степени им это
удается» [21]. Поэтому мы и пытаемся собрать тот максимум информации, чтобы
можно было сделать выводы о том, что если мы принимаем в качестве рабочего
термина понятие «генофонд культуры», то мы должны признать его полезность в
исторической науке на том этапе археологических исследований известных
казахстанскых ученых А.Акишева, К.Акишева.

2. Моделирование мира в единстве основных компонентов скифо - сакской
культуры.

2.1. Пространственно - топографический код знаковой модели мира в
традиции курганного погребения.

Экспедиция К.А.Акишева в течение 4-х лет производила раскопки больших
курганов в урочище Бесшатыр. Он строился с размахом: насчитывает 31 курган,
некоторые из которых так велики, что воображение археологов невольно
ассоциировало их с гигантскими египетскими пирамидами. Было чему
удивляться: один курган имел диаметр 105 м. и высоту 17 м.! Интересной
особенностью этих курганов явились подземные катакомбы, выбитые в плотном
щебенистом грунте. Они составляют целый лабиринт, из которого только один
ход ведет к деревянной усыпальнице. Зачем понадобились предкам эти
подземные сооружения, каково их практическое назначение? Это не ясно до сих
пор.
Исключительно ценный в научном отношении и обильный по числу находок
материал был получен в 1970 году в результате исследования одного из
курганов близ города Иссык, неподалеку от Алматы. В этом единственном
уцелевшем «царском» захоронении было найдено погребение «человека в золотой
одежде». «Золотой человек» жил предположительно в V-IV в. до н.э. В его
погребении было найдено много предметов, содержащих очень интересную
информацию. Вообще каждый предмет иссыкского кургана был «говорящим», ведь
как мы уже выяснили, это был «царский» курган.
Как одинокие стражи древности возвышаются молчаливые курганы в
казахстанской степи. Подобные курганы обнаружены и в Хакасии.[8]
«Археологические исследования свидетельствуют о том, что курганный обряд
погребений не находит истоков в тысячелетиями складывавшихся древних
культурах VIII - I тыс. до н.э. ни в Северо-Западном Причерноморье и
Средиземноморье, ни в Передней Азии, ни в горах Иранского и Иракского
Курдистана, ни в Северной Месопотамии, ни в глубинах Центральной Азии и
Индостана. Нет истоков этого обряда в древнейших культурах неолита и
древней бронзы, ни у племен Западной Европы и Кавказа, не известен он и
племенам финно-угорской общности. Таким образом, погребальный обряд
является самым стойким этническим определителем племен древнего
Казахстана». [15]
Экспедиция ученого К.А. Акишева обнаружила целый ряд таких погребений:
на реке Талгар - Новоалексеевский могильник, в этом же направлении на
берегах реки Большой и Малой Алматинки, на берегах рек Или, Каракемер,
Тургень, Каратал, Аксу, Аягуз до озера Зайсан - Чиликтинские погребения и
Пазырыкские курганы на Алтае. Изучение показало, что все эти могильники
объединяет единство основных компонентов культуры.
Так как же понимать именно такую форму надмогильных курганов?
Неожиданный ответ на этот вопрос мы нашли у исследователя Туякбаевой Б.Т.,
которая связывает в одно целое ряд мнений о том, что голова человека
является вместилищем жизни и души и именно от нее исходит побуждающая
возрождение природы животворящая сила души. «В плане сакрального значения
головы. интерес представляет и коническая форма шапок у скифов, саков,
зороастрийских магов, манихеев и суфиев, аналогичная форма курганов -
надмогильных сооружений кочевников Средней Азии и шатровых мавзолеев,
возникших вследствие влияния Ислама. На наш взгляд, в этих параллелях
обнаруживается общность понятий головы и могилы как вместилищ человеческой
души». [15] Мы добавили бы к этому что это, возможно, восходит к теории
«Мировой горы» и к древней зороастрийской легенде о том, что арии знали
дорогу к Великой Горе - «Царству душ».
Так курганы позволили совершить еще один прорыв в исторических
знаниях
И так мы рассматриваем эти могильные сооружения как своего рода тексты,
воплощающие мифологическую концепцию мироздания

2.2. О семантике одеяния и оружия «Золотого человека» и её
мифопоэтических истоках истоках.

Изобразительное искусство скифо -сакских племен представляет одну из
наиболее привлекающих внимание исследователей сторон скифской культуры, и в
последнние годы много внимания уделяется вопросам семантики.
Исследование присущих сакской культуре, способов выражения,
представлений о мире, её содержательная сторона будет находиться в центре
нашего внимания и отвечает общим задачам нашей работы.
Коллективная память общества - это своего рода программа, которая
передается с поколения в поколение через обучение как по материальным, так
и по поведенческим образцам. («Делай, как я, делай, как мои предки»). В
связи с этим у нас невольно появляется чувство сожаления по поводу
утраченных этих традиции, когда культура воспринималась как философское
осмысление всей картины мироздания, центром которой был человек. И этот
человек, мастер-ювелир, живший в V веке, передал нам свой универсальный код
- язык символов, называемый в науке иконографией или эпиграфикой. Профессор
А.Акишев в своей работе «Искусство саков» расшифровал этот код и получил из
прошлого целое послание, позволившее нам представить мировоззрение
древнетюркских племен.
Д.С Раевский в своей книге "Модель мира скифской культуры" исследует
представления о мироздании, присущим скифским племенам, и приходит к выводу
что "структурирование окружающего мира находит выражение в модели мира,
которая может реализоваться . и в памятниках материальной культуры [17].
Мифологическая модель мира, в которой полное отсутствие каких бы то ни было
элементов хаотичности, неупорядоченности, на наш взгляд, как раз и нашло
отражение во всем одеянии "золотого человека".
Попытку сочетать изложение основных мифологических представлений
сакских( или как их представляет другой исследователь А.Д Грач - "иранская
скифо-сако-юэчжийская степная ойкумена" [17]) племен с конкретным
материальным(вещественным) памятником и на этой основе смоделировать
свойственную тому времени модель мира и её реализацию в изобразительном
искусстве одеяния иссыкского воина содержит данная глава.
Мы пытаемся представить в своей работе язык изобразительного
повествования, который может и должен рассматриваться как второй язык
культуры, служивший для передачи мифологической информации. Тексты на
таком языке представлены в системе декора различных предметов -
сосудов,оружии, всего одеяния иссыкского воина; иначе говоря, представить
метафорически закодированную модель мира.
Надо отметить, что весь специфический набор предметов от единичной
вещи утилитарного назначения до грандиозного могильного кургана - может и
должен рассматриваться как факт отражения во всех этих разнохарактерных
памятниках одних и тех же определяющих модель мира структурных
конфигураций. [17]
Поэтому вслед за этими исследованиями мы рассматриваем в этом, "вещном
тексте" только одних из этих кодов - пространственно - топографический, что
приводит к получению достаточно развернутого представления о модели мира
сакской культуры и о способах её выражения. Раевский характеризует такой
подход как своего рода "семиотическую археологию", для чего необходимо
уяснение семантики каждого из составляющих их элементов. Только таким
путем, " соединяя миф и вещь", можно получить возможность для постижения
знаковой системы модели мира, свойственной скифо-сакской культуре.
Например, оружие, найденное вместе с юным вождем жетысуйских саков,
объяснило нам многое. Возьмем, к примеру, кинжал. На его острие с обеих
сторон изображены змеи; в центральной части лезвия - иерархия зверей
(хищных и травоядных), а навершие меча венчает изображение двух грифонов.
Итак, мы явно видим, что это восходит к мифам о грифоне, сидящем на
«мировом дереве» и пожирающем змею, что символизирует борьбу, в которой
рожден мир. Через хаос, распад и смерть он приобретает меру и
упорядоченность. Поэтому композициям с мотивом растерзания издревле
приписывались магические свойства. Ножны этого кинжала были украшены
золотыми накладками в виде лошади и лося в агонии. Конь - миротворец, в
представлении древних саков выражал троичную модель космоса: перед -
восток, зад - запад, четыре ноги - четыре угла света, голова - небо, тело -
земля, хвост - нижний мир. С символом коня связаны мифы о космическом коне,
движение которого по кругу, вокруг Полярной звезды, сохраняют космический
порядок. Из всего этого можно сделать вывод, что кинжал был ритуальным. С
его помощью животных приносили в жертву богам. Теперь перейдем к «скифскому
оленю» - символу скифо-сибирского «звериного стиля». Он символизирует
«мировое дерево», его рога, подвергнуты растительной стилизации (ветви
«дерева жизни» по М.И.Артамонову [17]). К тому же, способность оленя
ежегодно сбрасывать панты вызывает ассоциацию с вегетативным циклом дерева.
Таким образом, древние саки в одном только кинжале смогли выразить строение
Вселенной [4] . В захоронении юного воина было найдено много украшений,
выполненных настолько искусно, грамотно и оригинально, что даже сейчас они
могут стать уникальным произведением ювелирного искусства. Надо учесть, что
и они несли в себе определенное содержание. На пальцах правой руки
«золотого человека» было обнаружено два перстня: один с зеркальным щитом, а
другой с изображением человеческого профиля. Есть предположения современных
историков, что это ничто иное, как профиль индейского вождя, и, что в то
время племена скифов имели какое-то отношение к индейским племенам. Но это
очень сомнительно и, практически, нереально, к тому же нет ни одного
реального подтверждения этому факту. Мы согласны с мнением А.Акишева, что -
это, скорее всего, изображение солярного божества, типа Митры. Культ Митры
сложился у восточно-иранских племен (в том числе и саков). Митра, как бог
союза, гарант договора, вероятно, особо почитался вождями племен,
поклоняющихся зороастрийской религии.[3]
Весь космос саков Семиречья заключен в объеме ритуального костюма, в
этой композиции " спрессован" избыток символов, несущих мифологическую
информацию. " Нельзя ли допустить существование у саков мифологических
сводов литературно или фольклорно обработанных сакральных . Зная эти мифы,
авторы расположили их изобразительные знаки в согласии со схемой,
выражавшей в обобщеном виде концепцию космоса." [3]
Настоящим кладезем информации стало одеяние «Золотого человека».
Именно оно не только показало какие одежды носили вожди, но позволило
определить черты культа священного царя у кочевников древности.
Одежда «Золотого человека» сшита из алой замши и украшена золотыми
пластинками. Такой подбор цвета не случаен. А.Акишев в своей работе
«Искусство и мифология саков» говорит о том, что пристрастие к красному
цвету прослеживается у разных народов Евразии с глубокой древности. Так,
например, в эпоху бронзы у срубно- андроновских племен (с ранних этапов
культур и до сакского времени включительно) существовал обычаи подсыпать в
могилу охру или реальгар. У скифо-сакских племен золоту поклонялись, к тому
же у многих народов красные одежды и головные уборы, расшитые золотом -
были неизменным атрибутом царской власти, а у индоиранцев соотносились с
сословием воинов - кшатриев - элиты кочевого общества эпохи военной
демократии. Исходя лишь из этого мы можем сделать вывод, что «Золотой
человек» - либо царь, либо прославленный воин, возможно, вождь. Это была
одежда, которую носили в дни торжественных приемов, массовых собраний и
парадных смотров. Для повседневной носки она слишком роскошна и слишком
неудобна. Она была предназначена для поражения воображения живых,
возвеличивала высшее над низшим. Существование такого специального
погребального одеяния маловероятно.


2.3. Взаимосвязь искусства "звериного стиля" и
идеологии в эпиграфическом декоре иссыкского костюма.

Толкование так называемого " звериного стиля" в эпиграф-декоре
включает в себя задачу уяснения характера присущего ему кода, уточнения его
интерпретации. В литературе по этому опросу много споров. Д.С Раевский,
подводя итоги, пишет, что основное внимание нужно уделить вопросу прямой
связи звериного стиля с мифологической картиной мира и пытается ответить на
вопрос: почему скифское искусство сформировалось именно как искусство
звериного стиля?
Поверх замшевой одежды на нем был надет камзол с узкими рукавами,
напоминающий броню, так как густо обшит золотыми бляхами в виде
трилистника. Даже в нем заложен огромный философский смысл: по краю одежды
идут пластинки с тигриными мордами, символизирующие власть, надежную
охрану, силу. Ведь не зря же у многих народов с древности и поныне
изображение тигра выполняет функцию оберега, защищает создаваемое
пространство со всех сторон. Поэтому есть основание считать, что
поверхност