Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=206
Дата изменения: Fri May 5 15:25:18 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:35:17 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п


«Методика внедрения информационных технологий в образовательный процесс».


Туркин Олег Владимирович, учитель информатики, центр образования ?1678,
г.Москва, center_1678@mtu-net.ru, glebol@online.ru


Введение

В данной работе речь пойдет о том каким образом можно резко усилить роль
информационно-компьютерных технологии в образовательном процессе. Сложилась
очень интересная ситуация, когда такой мощный инструмент деятельности
человека как компьютер никак не может быть приспособлен к процессу
обучения, в то время как этим инструментом пользуется каждый второй
школьник и, наверно, каждый четвертый работоспособный взрослый.
Целью нашей работы является активное внедрение информационных технологий в
образовательный процесс.
Действительно, слово «компьютер» сейчас у всех на слуху, разговоры о
том, какой у кого процессор в детской среде постоянны, продавцы
компьютерных игрушек и программных продуктов явно не скучают, фраза «нашел
в интернете» понятна всем и так далее. Постараемся разобраться в
сложившейся ситуации.

Причины

В первую очередь, это неполная и слишком неоднородная оснащенность
рабочих мест (в школе или дома) этими самыми компьютерами. Но это
препятствие в конце концов будет преодолимо и не оно играет существенную
роль. Даже если в каждом кабинете будет стоять один, два, три.. компьютера,
принтера и т.д., это совсем не значит, что дети или учителя эффективно и
полноценно будут использовать информационные технологии. Уверен, что
предлагаемые программные продукты со временем будут совершенствоваться (но
в каком направлении?), число людей, умеющих набирать текст или проводить
расчеты, читать электронные книжки или отвечать на тесты будет
увеличиваться, но все равно эта деятельность не будет вызывать интереса,
если она не будет творческой. В одной телепередаче было очень удачно
сказано, что «учитель самая творческая из массовых и самая массовая из
творческих профессия». Что же касается детей, то их интерес к компьютеру
более всего основан или на жажде познания (как сделать этот текст или
нарисовать эту картинку) или на жажде успеха Действительно, наибольшим
успехом у детей пользуются те игры, игрушки, в которых ребенок (от 5 до 80
лет) может все время побеждать и опять перед ним интересная цель, и опять
победа и т.д.
А что предлагается в обучающих программах? Прочитай этот раздел книжки,
посмотри эту картинку, затем ответь на вопросы этого теста. Причем, это
нужно делать, сидя перед экраном, напрягая спину и глазки. Куда приятнее
взять книжку, яблоко, или чашечку кофе или. (возможны варианты), сесть по
удобнее на диване и изучать, создавая себе комфортные условия.
Безусловно, есть и более продвинутые программы, где ребенку
предлагается смоделировать какой - либо процесс, но перед этим правильно
поставить задачу, оценить возможные варианты и на один - два порядка
лучше ребенка разбираться в этой программе (речь идет о «Живой физике» в
качестве примера). Но каждый школьный предмет несет в себе столько разных
моделей, что на каждый из этих предметов можно написать по 5 как минимум
серьезных программ, с которыми учитель должен не только ознакомиться, но и
научиться пользоваться и которому они должны понравиться.
И еще о программах. Существует одно очень серьезное противоречие, если
речь идет о компьютерной программе. Это противоречие меду
самостоятельностью работающего на компьютере и возможностями программы. Чем
мощнее программа по своим возможностям, тем больше она похожа на трамвай
или электричку. Можно ехать далеко и спокойно, но. только туда, куда рельсы
проложены. Давайте делать стрелки на путях, а тогда человек погружается в
проблему перевода этих самых стрелок (например программы по бухгалтерии)
Как ни странно, самые удачные программы, дающие простор для творчества
- это текстовые редакторы и электронные таблицы. Практически независимо от
степени владения этими программами, каждый может создать что-то, что ему
хотелось, с небольшими моральными потерями.
Еще один немаловажный момент. Давайте подумаем, а где должен находиться
компьютер со своими информационными технологиями. Между учителем и учеником
или рядом с ними? На первый взгляд, компьютер, а правильнее информационные
технологии со своими продвинутыми программами, могут облегчить работу
учителя, «технологизировать» деятельность ученика и .
И дать волю ребенку в выборе деятельности. И ребенок выберет . игру.
Так чтобы было просто интересно или можно было победить. Значит компьютер
должен быть рядом с ними и значит работаем втроем- учитель, ученик и эта
«умная» машина.

Работаем втроем

Уж, если решили работать втроем, то надо призадуматься над
распределением ролей, так чтобы всем было нескучно, и так чтобы никто не
«халтурил». А кто что умеет делать?
Начнем с «компа» О! Он умеет делать все! И рассчитывать по самым
сложным формулам, и делать красивый текст (не «думая» о содержании), и
помочь нарисовать картинку, и заставить эту картинку двигаться, и еще.. и
еще.. и еще. И ему все «интересно» Но вот одна беда - с ним нужно уметь
разговаривать, т.е. знать языки общения, или попросту говоря уметь
пользоваться всеми этими программами, которые в нем находятся.
Учитель. Главный в этой группе. Он знает о чем можно (нужно)
поговорить, за его спиной опыт и педагогический, и профессионала-
предметника и психолога. За ним -содержание разговора и совместной
деятельности. И есть у него идеи для этой деятельности. Единственное, что о
он еще пока не умеет, так это общаться с компьютером. И времени нет, да и
такой сильной необходимости нет, да и вообще, зачем обсуждать эту проблему.
Ученик. Вот ему можно позавидовать. Во- первых он уже кое-что умеет
делать на компьютере, во-вторых ему интересно, а что можно сделать на этом
компьютере еще, в третьих - он задумывается, а чтобы еще такое сделать
интересненькое, чтобы друзьям показать, или оценочку хорошую получить, или
просто «клавиатура и мышь зовут». Да, и еще хорошему человеку - учителю
помочь. А вот опыта нет или почти нет. И рожиц веселых нарисовано -не
перечесть сколько, и текстов типа «Зинка глупая у нас» разными шрифтами
сколько понаписано, но все не то.
Итак, роли уже можно распределять: за учителем - идея, за учеником -
реализация идеи, компьютер - инструмент.
И тогда можно сформулировать задачи, реализуемые при данной методике:

. создание работоспособных приложений с помощью учеников под
интеллектуальным и методическим руководством учителей,
. внедрение созданных приложений в процесс обучения и воспитания

Роль учителя информатики

Интересно, а кто в этой группе главный? А вот тут и нужен четвертый
участник, который может подсказать учителю, что же можно реализовать на
компьютере, оценить возможности информационных технологий и определить, а
что может и главное как может сделать задуманное ученик. И самое главное -
сохранить элемент творчества в этом процессе. А так как по замыслу
реализует все это ученик, то надо позаботиться в первую очередь о нем.
Подумать о мотивации его деятельности. Вот здесь легче сказать, чего нельзя
делать, чем попытаться перечислить причины положительной мотивации работы
ребенка за компьютером. Нельзя превращать реализацию задуманной идеи в
рутинную работу по составлению программы или написания текста, нельзя
допускать чтобы деятельность ребенка становилась однообразной. Надо сделать
так, чтобы ему было интересно, чтобы он все время побеждал, открывал что-то
новое для себя и создавал нечто такое, о чем он мог сказать с гордостью
«Это сделал я». Исходя из этих соображений формулируются методологические
особенности применяемой нами методики -
. преобладание деятельностного метода обучения информационным
технологиям
. создание положительной мотивации для ученика через создание
социально значимых программ - проектов по информационным
технологиям для применения в различных предметных областях.
А возможно ли это? Действительно, сейчас написано столько всяких
программ. Тут тебе и тесты разные, и игрушки, картинки всякие живые, и
писали все это профессионалы не за один день. Неужели ребенок сможет
сделать что-то подобное?
Теперь подумаем об учителе. Он предложил идею, ему написали программу,
и теперь он должен осваивать, как ей пользоваться? А если разработчик
закончил школу? А где время взять?
И конечно эта программа не должна зависеть от того, на каком компьютере
она написана. А то ведь как бывает - на этом компьютере «пошла», а на этом
«не пошла» - файла там какого-то нет.
Таким образом, предлагаемая методика обладает еще одной особенностью -
нужно из всего изобилия продуктов в информационных технологиях выбрать
такой (такие), чтобы был во-первых - легко изучаем (учителем и учеником),
во-вторых содержал в себе простые и вместе с тем богатые средства
программирования, и в третьих - был «доступен» любому компьютеру.


Есть такие программы!


Вообще, что значит написать более-менее приличную программу:? Это
значит, надо позаботиться, чтобы была картинка красивая, фон, шрифты,
кнопочки, что можно было вводить данные и тем кто пользуется программой, и
тому, кто захочет ее улучшить, добавить что-то. Далее, придется целый кусок
программы посвятить организации расчетов, созданию всяких переменных,
массивов и так далее, потом придется заняться построением графиков, или
сделать так, чтобы картинка была «живая», двигалась. Это как минимум. И за
каждым из этих этапов - серьезная работа. А потом процесс отладки.
А теперь обратимся к тому, о чем знает каждый, кто провел за
компьютером ну хотя бы 20 часов. Это всем известные продукты редактор Works
и электронная таблица Excel.
Начала о таблице. Во первых - мощные вычислительные возможности,
организуемые очень просто. Во-вторых, почти готовая картинка - и фон какой
хочешь, и шрифты всякие и прочее. В третьих - диаграммы и графики строятся
просто так за пять минут. Что еще? Ах, да. Движение и различные эффекты, и
вообще, что-то связанное с программирование. И это тоже есть! И называется
это Visual Basic for Application (VBA). А где это VBA находится? Да там
же, в электронной таблице, только нужно несколько кнопочек в меню найти и
щелкнуть по ним. А как программу писать в этом VBA? А также как в обычном
Бейсике, только вот и писать -то там особенно не приходится, потому что в
самой таблице уже почти все заложено. И как показал опыт применения VBA
можно выделить следующие преимущества этого языка программирования
1. Возможность выполнения и автоматизации части расчетов через
электронную таблицу (ЭТ)
2. Ячейки ЭТ можно рассматривать как ячейки памяти и, используя
формулы и функции самой таблицы, устанавливать связи между
ними, что является достаточно наглядным.
3. Язык VBA используется в основном для создания динамических
процессов, для анализа информации
4. Удачно реализуется режим отладки (меняя значения в ячейках
ЭТ, или используя значения в ячейках как промежуточные
данные), возможно визуальное наблюдение за изменением
переменных
5. Элементарно просто реализуется интерфейс для ввода и вывода
данных
6. Элементы управления имеют связь с ячейками ЭТ и, как
следствие, нет необходимости программировать часть свойств
этих элементов.
7. Построение диаграмм и графиков практически автоматизировано
и позволяет представлять данные в самых разных, порой
неожиданных и эффектных, формах без особого труда.
С редактором Word немного похуже. Просто редактор в основном
предназначен для создания текста и там меньше простора для фантазии.

И что же получается?

А получается вот что. Дети, в силу того, что это предусмотрено
программой по информатике, начиная с восьмого класса, умеют работать в
электронной таблице.
В девятом классе, как правило, они знакомы с основами Бейсика. И в силу
того, что и тот и другой разделы для них хорошо знакомы, реализация какого
- либо проекта у большинства не вызывает трудностей. Или эти трудности
легко преодолимы. Значит основная доля деятельности направлена на
осмысление идей учителя, на их изучение и понимание. С проблемами
программирования им поможет справиться учитель информатики (там программки
-то на пять строчек), а вот как это все сделать и красиво, и правильно, в
смысле по-научному, так это же подумать надо, и с учителем предметником
посоветоваться, и книжки почитать. А заодно, и учителю- предметнику
показать как это у него красиво получается, и что надо изменить, а что и
так можно оставить. И вообще, получается, такое можно сотворить! И
интересно почему-то становится!
А учитель - предметник, если найдет время, заодно и в электронной
таблице научится работать. А потом, когда захочет что-то изменить, то
сможет это сделать. И использовать это в учебном процессе с младшими
школьниками. (А это еще один участник.)

Реально ли это

Вполне реально. Почему так уверено? Да, потому что многое уже сделано. Два
года назад были созданы первые проекты по физике. Сначала они создавались
на уроках и основа проекта формировалась в течение 2 уроков информатики, а
доработка в течение 1-3 часов уже кем-то из учеников. Проекты («Абсолютно
упругий удар», «Бегущая волна») были представлены на 1 конференции в школе
и на конференции ИТО-2000. На следующий год были реализованы еще несколько
проектов по физике, астрономии и психологии. В этом году уже пробуем
подключать лингвистов, биологов, реализовать игру «О, счастливчик»,
продолжаем работать с психологами. Хотелось бы подключить математиков.

Практические результаты


1. Часть разработанных проектов получила признание за пределами школы (на
олимпиадах в МАДИ, на конкурсе в округе, проекты представлялись при
открытии компьютерного центра «Кентавр».
2. Некоторые из проектов оказались плодотворны в плане дальнейшего развития
для их применения пользователями (физическое моделирование, тестирование
и т.д.)
3. Часть проектов в результате совершенствования учениками по собственной
инициативе превратились в самостоятельные программные продукты.
4. Некоторые проекты нашли практическое применение.
5. Проекты могут быть использованы как методическая основа на уроках
информатики для изучения тех или иных тем.
6. Работа над проектами и их демонстрация создает высокую
замотивированность учащихся, которая выражается в следующем
. Продолжение работы над проектом после официального завершения как по
содержанию так и программном плане
. Самостоятельный поиск тем для проекта
. Подключение к работе над данным проектом или вообще к подобной
деятельности других учеников

Выводы.

В результате удачно выбора элементов информационных технологий (Msoffice и
VBA) возможно активное внедрение этих технологий в образовательный процесс
по следующим причинам:
1. Удачный выбор программного продукта - электронной таблицы Excel,
имеющей мощные вычислительные, графические, интерфейсные возможности и
встроенного языка программирования, являющегося развитием хорошо
известного ученикам Бейсика.
2. Популярность и общепризнанность электронной таблицы среди пользователей,
простота и легкость ее освоения.
3. Возможность моделирования различных процессов из самых разных научных
дисциплин, учебных предметов и областей деятельности человека в
электронной таблице.
4. Существование мощной мотивации для ученика в результате легкости
перехода из режима обучения в режим самостоятельной деятельности на любой
стадии разработки идеи - проекта.
5. Возможность передачи проектов по «наследству» в силу простоты,
унифицированности и прозрачности программных кодов и приемов создания
проектов.
6. Возможность практического применения завершенного проекта.

Практическая ценность методики.

1. Учащиеся при работе над проектом одновременно и замотивированно изучают
как разделы из информационных технологии, так и разделы из различных
дисциплин.
2. Созданные проекты имеют (или могут иметь) практическое применение.
3. Учителя - предметники постепенно освоят работу с компьютером, постепенно
понимая всю ценность этого освоения
4. Накопленный опыт работы над проектами позволяет построить продуманную
систему обучения на уроках и во внеурочное время для более эффективного
изучения как основ информатики так и способов создания проектов.


Наши дальнейшие планы

В январе 2003 года в нашем центре образования состоится очередная V-я
юбилейная конференция по внедрению ИТ в образовательный процесс. В этой
конференции будут участвовать почти все одиннадцатиклассники. Отличие
проектов, представленных на этой конференции от других состоит в том, что
резко возросло число проектов, «сопровождаемых» учителями предметниками.
Описания проектов, а в некоторых случаях и демоверсии бу дут размещены на
школьной странице (где уже размещены часть проектов)
http://schools.keldysh.ru/co1678/turkin Прорабатывается возможность поиска
программ для создания проектов для системы дистанционного образования.

Приложение 1. Перечень программ,. разработанных и созданных учащимися
|Название |Область |Год |
| |применения |создания |
|Программы - оболочки |
|Применение численных методов при |Физика, экология,|2001 |
|моделировании физических процессов[1] |биология и т.д. | |
|Комплекс развивающих заданий по |Различные |2002 |
|географии[2]. |предметные | |
| |области | |
|Оцифровка изображения для создания | |2002 |
|графических тестов и анимации[3] | | |
|Разбор предложений | |2002 |
|Программы для тестирования и развития творческих способностей |
|«Играем в слова» |Различные |2001 |
| |предметные | |
| |области | |
|Игровая оболочка "Кто хочет стать | |2001 |
|миллионером?" | | |
|В помощь учителю русского языка[4] | |2001 |
|"Играем со словами (английский язык.)" | |2001 |
|Тестирование "Ступени вверх" | |2001 |
|"Учим французский" | |2001-2002 |
|Тесты по немецкому языку | |2001 |
|«Говорим по французски» | |2002 |
|Программы для проведения практических и лабораторных работ по физике |
|Законы преломления |Физика |2001 |
| Лабораторная работа "Интерференция | |2001 |
|Решение задач на закон Кулона[5] | |2002 |
|"Постулаты Бора для атома водорода" | |2001 |


|Демонстрационных программы и программы для проведения уроков |
|«Бегущая волна» |Физика |1999 |
|«Закон сохранения импульса»[6] | |1999 |
|Формула линзы | |2000 |
|Модель движения шарика в восходящем потоке | |1999 |
|воздуха | | |
|Модель солнечной системы |Астрономия |2000 |
|."Спасаем Землю от астероида»,[7] |Астрономия |2001 |
|"Относительность движения - классический и |Физика |2001-2002 |
|релятивистский подход ". Демонстрация | | |
|опытов[8]. | | |
|"Подвижная карта звёздного неба" (2 |Астрономия |2001-2002 |
|варианта) | | |
|"Закон Архимед» |Физика |2001 |
|«Газовые процессы. 1 закон |Физика |2001-2002 |
|термодинамики»[9] | | |
|«Графики функций и их производные» |Математика |2001 |
|«Живые вектора» |Математика |2002 |
|«Законы Менделя» |Биология |2002 |
|Отечественная война 1812 года. |История |2002 |
|Крымская война[10] |История |2002 |
|Урок "Переработка нефти» |Химия |2002 |
|Школьная форма «Быть или не быть»[11] |Технологии |2002 |
|Решение транспортной задачи |Экономика |2002 |
| | | |
|Мультимедиа - проекты |
|Живопись XVIII века (обзор)[12] |МХК |2002 |
|Поэты серебряного века [13] |Литература |2002 |
|«Тайны . построения пирамид» |МХК |2002 |
|«Загадка большого сфинкса" |История |2002 |
|История возникновения музыки «Heavy metal" |Свободная тема |2002 |
|«Музыкальная энциклопедия» |МХК |2002 |
|Стили в музыке |МХК |2002 |


|Программы для проведения психологических исследований |
|Тесты по профориентации |Психология |2001 |
|Тесты «Наблюдения над странностями | |2001 |
|человеческой психики» | | |
|Тесты» (Психология) | |2001 |
|Социометрические исследования | |2002 |


Приложение2. Программа конференции
САО г Москвы
Центр Образования ? 1678
5-я научно-практическая конференция
по информационным технологиям
«Информационные технологии в
образовательном процессе»
15-17 январяя 2003 года
Адрес: Москва, Дубнинская, д.46,кор. 2
Тел -485-1814
center_1678@mtu-net.ru
http://schools.keldysh.ru/co1678/
Проезд: Станция м. «Петровско - Разумовская»,

Далее авт. 677,167,179, ост Ин-т Стали

г. Москва

2003-
Секция «Гуманитарные науки»
15 января, 14-30.

|Доронкина Е Кукина Е. |"Быт пушкинской поры" (Литература) |
|Доронкина C.К | |
|Комкова А |«Маяковский как часть истори и литературы.» |
|Доронкина C.К |(Литература) |
|Лебедева М Резванова Д |Знание английского - окно в Европу (Ин. |
|Садомова Е.А. |Язык) |
|Марченко В Нинуа Г |Мосты Мира (Своб. Тема) |
|Нугаев Т Шконда М | Сказка во Flash (Своб. Тема) |
|Игуменева Ю Матвеева М |"Готика" (МХК) |
|Кочерова Е.А. | |
|Краузе И Чернышёва Е |"Экскурсия по пушкинским местам" |
|Доронкина C.К |(Литература) |
|Золотаревский А Родченкова |Лента Времени (МХК) |
|Я Шишкин М Кочерова Е.А | |
|Борисова В Ивашова М |Сказка для малышей (Своб. Тема) |
|Мысачка К Балашов Д Швецов |"HIP - HOP" (Своб. Тема) |
|А | |
|Копьева К Журавлева Е |A-ha, Разбор предложния (Русский язык) |
|Оверко И.А. | |

Секция «Физика, химия, экономика, творчество»
16 января.. 14-30.
|Алеутдинова Г. Туркин О.В. |Законы сохранения энергии (Физика) |
|Бондарь И Мамажанов А |«Составь уравнение» Пособие по химии для |
|Воробьева О.В |восьмиклассника (Химия) |
|Скитев Н Туркин О.В. | Моделирование процесса решения задач по |
| |механике (Физика) |
|Ефимова А Мухамеджанова М |"Галактики." (Астрономия) |
|Тупицына ОГерасимова Г.В. | |
|Арбузов Н Тепикин С Храмов |Этюды по механике (Физика) |
|И | |
|Герасимова Г.В. | |
|Загидуллина Н Усачева О. |Витамины (Химия) |
|Воробьева О.В | |
|Александрова С Соколова М |Химия и Жизнь (Химия) |
|Муницына М Быковская Е |Жизнь звезд (Астрономия) |
|Олейнык Н Ткачук Л | |
|Юрова М Герасимова Г.В. | |
|Колобков И Воробъева О.В. |Этюды по химии (Химия) |
|Скалацкая Л |"Оригинальные тесты по развивающему |
|Туркин О.В. |обучению" (Информатика+..) |
|Головко М Конон О Попова Е|Стиль школы (Своб. Тема) |
|М Музыкина В | |
|Попова Е В |Логистика. Решение транспортной задачи |
|Сидорова С.К. Туркин О.В. |(Информатика, Экономика) |
|Шишкова А |Tatoo (Своб. Тема) |


Секция «Биология, техника, творчество»
17 января, 14-30.
|Демьянова Н |Эволюция зданий (Своб. Тема) |
|Маслихова О | |
|Корнеева М |Митоз (Биология) |
|Козловцева М. В | |
|Орешкина Е Салина Е. |Антропогенез (Биология) |
|Козловцева М. В | |
|Титов А Козловцева М. В |Строение млекопитающих (Биология) |
|Кормулев Д Усачев К |"Субкультуры" (История) |
|Соколова Е.Г. | |
|Лясина В Куниловская О |"Эволюция. Теории и факты" (Биология) |
|Шишлова Е | |
|Козловцева М. В | |
|Волкова Н Айнетдинова Д |"Половое развитие и эмбриогенез" (Биология)|
|Смирнова Е Козловцева М. В| |
|Гелин П Нестеренко В Шамов |Авто и мотопром в России (Своб. Тема) |
|М | |
|Логинов М Салихов Р |Современная военная техника Российской |
|Сапелкин А |Федерации (Своб. Тема) |
|Александрова М Позднякова О|Кактусы (Биология) |
| | |
|Козловцева М. В | |
|Киров А Лошатецкий Ф |Скейт- KORNFAMILYCREW (Своб. Тема) |

-----------------------
Проект занял первое место на конференции в МАДИ в 2001 году.

Подробнее об идее проекта можно прочесть в газете "1 сентября -
Информатика",?306 (май 2001г)

http://inf.1september.ru/2001/5/art/Turkin17.htm[1]
[2] Проект занял 2 место на окружной конференции по информатике
[3] Проект занял 2-е место на конференции в МАДИ в 2002 году и 1-е место на
окружных конференциях по информатике и по истории
[4] Проект занял 2-е место на окружной конференции по информационным
технологиям
[5] Проект занял 2-е место на окружной конференции по физике
[6] Подробнее о методике создания проекта можно познакомиться в газете "1
сентября - Информатика", (апрель 2002 г.)

http://inf.1september.ru/2002/4/art/turkin.html-ss
[7] Проект занял первое место на окружной конференции в 2001 году.
Подробнее о проекте можно прочесть в газете "1 сентября - Информатика",?355
(май 2001
[8] Проект занял 2-е место на окружной конференции по физике
[9] Проект занял 1-е место на окружной конференции по физике

Подробнее о методике создания проекта можно познакомиться в газете "1
сентября - Информатика", (? 351, апрель 2002 г.)

http://inf.1september.ru/2002/4/art/turkin2.html-ssi
[10] Проект занял 1-е места на окружной конференции по истории
[11] Проект занял 1-е места на окружной конференции по технологии и на
городской панораме по технологии
[12] Проект занял 2-е место на окружной конференции по информационным
технологиям, 1 место на конкурсе мультимедийных проектов в МИОО,
поощрительный диплом на выставке школьных компаний МКО
[13] Проект получил поощрительный диплом на выставке школьных компаний МКО