Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=113
Дата изменения: Fri May 5 15:25:23 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:32:03 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п


СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ


Круподерова Климентина,


г. Мурманск, СШ ?43, 9б класс


Научный руководитель:


Круподерова Е.П., зав. кафедрой ЕН и
МО


МОИПКРО, канд. пед. наук


e-mail: krupoderova@mail.ru




Содержание

Введение
1. Закономерности перехода к информационному обществу
2. Последствия информатизации
3. Личность в информационном обществе
Заключение
Литература
Приложения













ВВЕДЕНИЕ
Человечество вступает в новую эпоху, когда уже не вещество и энергия,
а информация и научные знания - эти поистине неисчерпаемые и ничем другим
не заменяемые ресурсы - будут определять уровень развития государств,
счастье и благосостояние их граждан.
Проблемам информатизации общества, их влиянию на социальное развитие
посвящены работы Урсул А.Д. [ 15 ], Глушкова В.М. [ 3 ], Громова Г.Р. [ 1,
2 ], Колина К.[ 6,7 ], Соколова Н.Н.[ 12 ], Соколовой И.В.[ 13 ].
Информатизация общества - процесс проникновения информационных
технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Вторая половина XX
века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы
прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные
рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в
развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный
слой, который называют «белые воротнички» - люди наемного труда, не
производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой
информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и
т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих,
в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 47% людей было занято
в информационной сфере.
Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях
промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение
элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого
явления. Например, в станкостроительной отрасли в США в 1990 году было
занято 330 тыс. человек, а к 2005 году, по официальным прогнозам, останется
14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на
сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир
одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия
любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают однозначными.
Развитие техники и технологии всегда направлено на обеспечение большей
свободы человека в отдыхе, перемещениях, общении. Каждый новый станок,
новая технология повышали производительность труда и высвобождали время для
отдыха. Появление пароходов и паровозов позволило путешествовать огромному
большинству людей, в том числе и тем, кто раньше мог добраться только до
соседнего города. Телеграф и телефон качественно изменили форму и частоту
общения людей.
Одновременно прогресс все более «привязывал» человека к собственным
техническим изделиям. Если в начальный период своей истории человечество
зависело только от природных явлений, то, создав большие города, уже нельзя
обойтись без водопровода и канализации: чума и холера в средние века
оказались требовательными учителями. Развитие городов в XIX веке
определялось железными дорогами. С годами зависимость от техники возросла,
и вскоре стало невозможным существование без электричества. Земной шар
буквально «опутан» электрическими проводами, которые подходят практически к
каждому дому. Телефон, радио, телевидение не только изменили образ жизни
человека, но и стали абсолютно необходимыми.
В постиндустриальном обществе мы становимся зависимыми также и от
средств и методов передачи, хранения и обработки информации. Тот, кто
контролирует информационные потоки, может существенно влиять на жизнь всех
и каждого. Ответы на казалось бы сугубо технические вопросы:
. как принимать и передавать информацию?
. где и как ее хранить?
. как обрабатывать данные?
. кому и когда предоставлять сведения?
Когда информации так много, что человек не может контролировать движение
данных о себе, то тот, кто ее сортирует и обрабатывает, будет влиять на
вашу жизнь.
Развитие информационных технологий ведет как к увеличению свободы для
каждого человека, так и жестким ее ограничениям. Практически мы переходим в
качественно иную эру, которая существенно изменит наше существование. И уже
сегодня необходимо быть готовым к новой жизни.
Трудно взвесить, чего в процессах информатизации больше -
положительного или отрицательного, четких критериев для этого не
существует. Тяжелая физическая работа в не слишком комфортабельных
условиях, но с уверенностью, что она будет постоянным источником
существования для тебя и твоей семьи, с одной стороны, или интеллектуальный
труд в комфортабельном офисе, но без уверенности в завтрашнем дне. Что
лучше? Конечно, вряд ли стоит уподобляться английским рабочим, ломавшим в
конце XVIII века станки, лишавшие их работы, но правительство и общество
обязаны помнить об отрицательных социальных последствиях информатизации и
научно-технического прогресса в целом и искать компенсационные механизмы.
Потребность в осмыслении социальных последствий информатизации в
начале 21 века, когда в России информатизации стали уделять больше внимания
(например, в августе 2001 года принята федеральная целевая программа
"Развитие единой информационной образовательной среды на 2001-2005 годы) ,
определила выбор темы данной работы.
Целью работы является анализ влияния процессов информатизации на
социальное развитие общества, на развитие и положение человека в обществе,
на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.
Для решения поставленной задачи использовались следующие методы:
. анализ литературы по рассматриваемой проблеме
. анализ Интернет- источников
. анкетирование учащихся средней школы ? 43, Мурманского колледжа
экономики, статистики и информатики, студентов Мурманского
государственного педагогического института, Мурманского филиала
Московского государственного социального института по вопросам,
связанным с влиянием процессов информатизации на общество, с уровнем
информационной культуры.
Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему
возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно
появляющемся новом потоке информации становится все труднее
ориентироваться. Появляются противоречия между ограниченными возможностями
человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными
потоками и массивами хранящейся информации. Чтобы справиться с этими
потоками информации современный человек должен обладать соответствующим
уровнем информационной культуры. В работе рассматриваются составляющие этой
информационной культуры и условия ее формирования.


1. Закономерности перехода к информационному обществу
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него
информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа
жизни людей. Первые версии концепции постиндустриального общества, в
которых предполагалось решить все противоречия в результате социальной
эволюции на основе новых технологий, появились в США в 60-х годах столетия.
Теорию постиндустриального общества разрабатывали, прежде всего,
американские социологи и политологи Д. Белл, З. Бжезинский, О. Тоффлер, а
также французские ученые А. Турен, Ж. Фурастье и др.
Начиная со второй половины 1960-х годов, в ряде развитых стран стала
развиваться концепция "информационного общества" как модификация концепций
постиндустриального общества.
Само название "информационное общество", впервые появившееся почти
одновременно в Японии и США, стало основным в докладе специальной группы
научных, технических и экономических исследований, созданной японским
правительством для выработки перспектив развития экономики страны.
Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной
учеными этого направления, может быть представлен следующими тезисами:
1. большая часть населения развитых стран будет занята информационной
деятельностью;
2. одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным
продуктом производства и основным товаром становится информация;
3. власть в обществе переходит в руки информационной элиты ;
4. классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется,
уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с
ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и новое компьютерное
поколение свободных людей - "гомоинтеллектус".
Развитие социальных систем через призму накопления знаний
анализировались многими исследователями постиндустриального общества.
Рассмотрим наиболее интересный подход к такому анализу. На рис 1. показана
занятость населения в различных сферах хозяйства. Кривая 1 показывает, что
в аграрном обществе большая часть населения была занята производством
продуктов питания, в индустриальном обществе (кривая 2) - в материальном
производстве, в постиндустриальном обществе - в сфере услуг, в
информационном обществе - в сфере информационных услуг , в ноосферном
обществе - в интеллектуальной деятельности [ 13 ].

Рис. 1 Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих
занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации,
особенно высшей ее формы - знаний.
А.И. Ракитов предлагает ввести дополнительные критерии перехода общества к
информационной стадии своего развития. По его мнению, общество считается
информационным, если:
любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое
время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного
доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации
современная информационная технология;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных
информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся
научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и
отраслей производства и управления;
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего
оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Согласно оценкам ЮНЕСКО США и Япония достигнут уровня
информационного общества приблизительно к 2020 году, большинство стран
Европы - к 2030-2040 году, Россия - к 2050 году.
Рассмотрим каковы социальные предпосылки информатизации в России.
Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе,
чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Остановимся
на техническом аспекте. Развитие науки и техники - толчок и средство
реализации процессов информатизации. Сейчас в России процесс информатизации
вступает в 3-ю фазу развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление
вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку
символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались
АСУ воздушным и ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом. 2-я
фаза - 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по
развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на
"вызов" Японии, заявившей о создании машин пятого поколения). 1993 год -
начало 3 этапа. Необходимость создания после распада СССР концепции
информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослабла из-
за принадлежности ныне ряда оборонных предприятий-производителей
вычислительной техники Украине и другим странам СНГ. Рассматривая
технический аспект условий информатизации в России, отметим, что в стране
накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии
позволяет решить технический аспект проблемы информатизации.
Каковы политические условия и предпосылки информатизации? Необходимой
предпосылкой информатизации является демократизация. Лишь демократии нужна
совершенная информационная среда. При анализе политических условий
информатизации в России важно отметить, что в России пока весьма неглубоки
корни демократии как нормы политической жизни. Отсутствие политической
стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций,
часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.
Рассмотрим условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной
сфере. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых
информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность
- 57,2% [ 11 ]. Компьютерная грамотность россиян не соответствует
необходимости обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об
информационной культуре. Информационный образ жизни еще не является нормой
жизни в России, а информация не занимает высоких позиций в системе
человеческих ценностей. Достижение высокого культурно-духовного потенциала,
составляющими которого являются накопленные обществом знания,
овеществленное духовное богатство и люди, носители знаний. К сожалению,
конкурентоспособность отечественных научных разработок падает. Уровень
информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем американского
коллеги.
В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути
информатизации, лишь копируя опыт стран с высокоразвитой и эффективно
функционирующей рыночной экономикой. Мировой опыт показывает, что каждая
страна движется к информационному обществу своим путем от начального
рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и
культурными условиями. Возможный для России вариант - нахождение пути,
ориентированного на российские критерии и характеристики качества жизни,
социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-
экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны
государства.
Основой российского пути должны явиться:
. информатизация всей системы общего и специального образования от детского
сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и
переподготовки специалистов;
. формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных
услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового
потребителя;
. обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим
российским культурно-историческим традициям, в том числе организация
мощного русскоязычного сектора в Интернете.





















2. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые
изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. Понятие
"социальное" трактуется в широком и в узком смысле слова:
- "социальное" в широком смысле слова тождественно понятию
"общественное". Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок
информатизации - это анализ реального и необходимого состояния всех сфер
жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать
информатизацию;
- "социальное" в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются
информационные особенности существования различных социальных групп,
уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается
социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации.
Таблица Хессига "Последствия информатизации в зеркале общественности"[
13] является хорошим примером системного подхода к анализу социальных
последствий информатизации:

Положительные последствия Отрицательные последствия

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации (1) Технократическое мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня
(3)
Преодоление кризиса Лавина информации

цивилизации (2) Элитарное знание
(поляризация)(4)


Изоляция индивида (5)
ПОЛИТИКА
Расширение свобод Снижение свобод
Выравнивание иерархии власти (6) Государство - "надзиратель"
(7)
Расширенное участие Усиление власти
благодаря знаниям
в общественной жизни Усиление манипуляции
людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности Все возрастающая сложность
Рационализация жизни
Повышение компетентности (8) Обострение промышленного
Увеличение богатства кризиса
Экономия ресурсов Подверженность
кризисам
Охрана окружающей среды Массовая безработица
промышленности Новые требования
к
Новая продукция мобильности
трудящихся
Улучшение качества Стрессы
Новые профессии и Деквалификация
квалификации (9) Исчезновение
многочисленных профессий
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость (10) Усиление взаимозависимости
Появляется шанс на развитие Технологическая
зависимость
у стран "третьего мира" Уязвимость
Улучшение Усиление
опасности новой войны
обороноспособности из-за обновления
военных систем
Комментарий к таблице Хессига:
1."социализация информации" - увеличение степени направленности
информации на социальную сферу;
2. "преодоление кризиса цивилизации" - создание предпосылок для
разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого
развития цивилизации в целом;
3. "снижение культурного уровня" - развитие информационной среды
создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к
сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не
происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся
механическими потребителями предоставляемой информации;
4. "элитарное знание" - опасность огромной поляризации знаний в
обществе, возможном накоплении их в узком , "верхнем" общественном слое -
элите (политической, экономической и т.д.);
5. "изоляция индивида" - без общественного регулирования
информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться , как
правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже,
отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников -
весьма опасное социальное явление;
6. "выравнивание иерархии власти" в информатизируемом обществе должно
происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику;
7. государство- "надзиратель" - Левиафан, "помноженный" на
компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не
только поведения, но и мыслей людей;
8. "повышение компетентности" и как альтернатива этому -
"деквалификация";
9. "новые профессии и квалификации" и , с другой стороны, возможное
исчезновение многочисленных профессий;
10. "национальная независимость" и, с другой стороны, "уязвимость".
Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам
выходить на позиции национальной независимости.











3. Личность в информационном обществе
В своих поздних философских работах «Будущее одной иллюзии» и
«Беспокойство в культуре» Зигмунд Фрейд ставит вопросы: «Почему
человечество с развитием техники, получив власть над природой, не стало
счастливее и радостнее? Почему наше истинное «Я» не чувствует себя в
результате всех триумфов цивилизации, богаче, легче, свободней?» И сам же
отвечает: потому, что все это изобилие культуры досталось нам не даром, но
оплачено неимоверным ограничением нашей свободы в области инстинктов.
Взамен человек получил безопасность от сил природы, гарантированную пищу,
возможность отдыхать и другие блага современной цивилизации.
Однако человек продолжает борьбу за остатки своей свободы, которая
приняла форму поиска разумных ограничений каждого и всех. Оптимальной
соотношение между общим порядком и личной свободой человечество ищет давно
и не нашло до сих пор. Можно выделить крайние варианты общественного
устройства, такие как анархия, где свобода каждого определяется количеством
и качеством его вооружения, и фашизм с единоличным фюрером и хорошо
отлаженной системой массового подавления и уничтожения людей.
Право человека самостоятельно определять свои действия вносит
заметный хаос в жизнь общества. Развитие государства носит стихийный
характер. Хаос демократического общества таит в себе угрозу личной свободе,
которая исходит не столько от государства, сколько от других граждан, от их
понимания личной свободы. Ограничение прав полиции ведет к свободе действия
преступников, свободное распространение информации дает возможность любому
желающему самостоятельно сделать бомбу, а свобода перемещения позволяет
взорвать ее в любом общественном месте. Жесткое ограничение свободы всех
позволяет защитить от бандитизма и терроризма. Иными словами, тоталитаризм
несет определенную защиту отдельному человеку от других людей. При этом
человек становится абсолютно зависимым от государства. Но такая парадигма
уже никого не привлекает.
Объединившись в социальное общество и подавив свои инстинкты, человек
получил все блага современной цивилизации. Но дальнейшее развитие
информационной технологии способно «отнять» ту свободу, которую
человечество уже имеет.[ 2 ]
Наиболее наглядно влияние информационных технологий на нашу жизнь видно
на примере cети Internet, которая обеспечивает обмен между двумя ее
клиентами, находящимися практически в любой точке мира, полным спектром
представления данных: текст и графика, звук и изображение, кино- и
телепередачи - все может передаваться по cети. Свобода общения поднялась на
новый уровень - можно просто и дешево полноценно общаться с другим
человеком. Одновременно cеть позволяет связаться и с множеством
компьютерных баз данных, т.е. получить сведения, накопленные во всем мире.
И эти данные становятся доступны любому человеку в любой точке Земли
практически сразу, как только они поступили в компьютер cети.
В сети открыты виртуальные банки и виртуальные магазины, позволяющие
всем и каждому пользователю Internet управлять своим счетом в банке и
совершать покупки в магазине, не выходя из дома. Все большее
распространение получают виртуальные офисы, организованные дома у
работников и подключенные к Internet, что обеспечивает полноценное участие
сотрудников в работе фирмы. Виртуальный офис может размещаться в любой
точке Земли, имеющей выход в Сеть. Как следствие, в США наблюдается
развитие малых городов, расположенных в экологически чистых местах. В эти
городки переезжают инженеры и служащие крупных компаний, организующие
рабочие места в своих домах. Работая дома, человек получает еще одну грань
свободы. Но одновременно виртуальный офис - это и вариант домашнего ареста,
т.к. человек лишается нормального общения с коллегами, а начальство всегда
может контролировать сотрудника на своем «рабочем месте».Не случайно уже
наблюдаются и протесты по данной организации работы. В некоторых фирмах,
полностью отказавшихся от офисов и организовавших виртуальные офисы в домах
сотрудников, по требованию работников были организованы помещения, в
которых сотрудники могли бы собраться, попить кофе и обсудить
производственные и иные проблемы.
В настоящее время распространение информации в Сети носит
неконтролируемый характер, что приводит к многочисленным
несанкционированным обращениям к банковской, военной, политической и другой
секретной информации. По Сети передается порнография, фашистские воззвания,
рекомендации по изготовлению взрывчатых устройств. Все это заставляет
искать методы и средства идентификации источника информации. Законы по
контролю за передачей информации и несанкционированным обращениям, принятые
в одной стране или даже в группе стран, не могут решить вопросы контроля,
т.к. Сеть допускает обращение из любой страны. Поэтому необходимы
общемировые ограничительные законы.
Вопрос о возможности собрать, сохранить и обработать всю эту
информацию сегодня уже не стоит, т.к. современная техника позволяет все это
сделать. Разработанная система управления базой данной ORACLE 8 позволяет
создавать базу данных, в которой может храниться до 512 Пбайт (259
байт) данных или 96 млн. байт на каждого жителя Земли. Иными словами, одна
база данных позволяет ежедневно (в течение 70 лет его жизни) записывать о
каждом жителе Земли по 3600 байт данных (это около 20 страниц текста).[ 11
]
Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему
возможности воспринять эту информацию в полной мере. Появляются
противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и
переработке информации и существующими мощными потоками и массивами
хранящейся информации. Отсюда необходимость формирования информационной
культуры.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией
и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную
информационную технологию, современные технические средства и методы. [ 8
]
Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
. в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона
до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную
технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные
программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической
печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде
и уметь ее эффективно использовать;
в овладении основами аналитической переработки информации;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Для определения уровня информационной культуры школьников и студентов
автор провела анкетирование учащихся средней школы ? 43 г. Мурманска,
студентов Мурманского колледжа статистики, экономики и информатики,
студентов Мурманского государственного педагогического института,
Мурманского филиала Московского социального института. Кроме уровня
информационной культуры выяснялось с какой целью учащиеся и студенты
используют информационные и коммуникационные технологии. Всего
проанкетировано 178 человек.
Текст анкеты приведен в приложении 1, результаты анкетирования в
приложении 2.
Анализ результатов показал, что многие учащиеся школы довольно высоко
оценивают свой уровень информационной культуры (Например, ученики 10 А
класса считают, что их степень владения техническими средствами составляет
8,2; использование программных продуктов - 6,5; умение работать с
информацией -7,7).
В 9 б классе, где учится автор работы, результаты анкетирования
следующие: : степень владения техническими средствами- 6,5 ; использование
программных продуктов - 5,4 ; умение работать с разной информацией - .6,5.
При этом оказалось. что учащиеся чаще всего используют компьютер для игр
(78,9%), для подготовки к урокам (54,9%), для работы в Интернет, с
электронной почтой (39,4%). Интернет используется в основном для
развлечений (35,2%), «скачивания» рефератов (31%), для участия в чатах
(25,4%), работы с электронной почтой (22,5%), знакомства с информацией для
взрослых (7%). Сегодня в школе высок процент учащихся, имеющих дома ПК
(49,3%), Интернет (32,4%).
Что касается, результатов анкетирования студентов техникума, то здесь
результаты другие. Студенты значительно чаще используют компьютер для
подготовки к занятиям (88%), для набора документов (98% ), поиска
информации в Интернет (62%), хотя и для игр тоже (88% ). Свой уровень
информационной культуры студенты оценивают достаточно высоко: степень
владения техническими средствами- 5,64; использование программных
продуктов - 6,36; умение работать с разной информацией -6,75.
Студенты 4 курса физико-математического факультета МГПИ также активно
используют компьютер для подготовки к занятиям ( 100% ), для набора
документов
( 83% ), работы в Интернет (71%). У них высокая степень владения
техническими средствами (7,4), использования программных продуктов (7.7),
умение работать с разной информацией (7,8).
Что касается студентов Мурманского филиала МГСУ, то уровень их
информационной культуры невысок: степень владения техническими средствами-
5,3, использование программных продуктов - 5,1, умение работать с разной
информацией - 5,4. Это говорит о невысоком уровне информационной культуры
выпускников некоторых школ , ведь анкетировались студенты первого курса.
Но сведение информационной культуры только к выше перечисленным аспектам,
наверное, не правильно. Сегодня она должна стать составляющей общей
культуры человека.
Приведем пример с сотрудниками информационного пула- Кремниевой долины.
Эффект нового «информационного пула» возникает., когда концентрация ярких
индивидуальностей «на квадратную милю обеспеченной необходимой
инфраструктурой площади вновь создаваемого промышленного региона начинает
заметно превышать «критический уровень». Примером такого типа региона -
Кремниевая долина в Калифорнии, научной базой которой является Станфордский
университет.. Название региону придумал журналист Д.Хофлер. Он определил
словосочетанием Кремниевая долина сложным образом взаимодействующий
конгломерат из тысяч микроэлектронных фирм, которые, как грибы после дождя,
возникали на небольшой территории долины Санта-Клара. Чтобы оценить
достигнутый здесь уровень концентрации «соцветия умов», достаточно, видимо,
упомянуть, что почти 40% общего числа инженеров США в области электроники,
информатики и вычислительной техники работают в Калифорнии. В школах
Кремниевой долины процент детей, имеющих высший коэффициент
интеллектуальных способностей, принятый в США, почти в 40 раз выше, чем в
среднем по стране.
Однако необходимо подчеркнуть, что все вышесказанное относится только к
узкопрофессиональной стороне процессов формирования «культа информационной
технологии» в долине Санта-Клара. Социальный же фон, на котором все эти
процессы разворачиваются, увы, далеко не столь однозначен.
Практически полная внутри профессиональная «зацикленность» значительной
части наиболее ценных для фирм Кремниевой долина сотрудников, в конечном
счете, весомо заметно отражается и на общем культурном уровне их «среды
обитания»: процент пожертвований частных фирм на культурные нужды в
Кремниевой долине почти в два раза ниже, чем в среднем по США, а процент
разводов в семьях жителей долины - самый высокий. [ 2 ] Это еще один из
примеров тех негативных последствий, что несет с собой информатизация.
Следовательно, необходима планомерная работа по формированию
информационной культуры учащихся .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние информатизации на развитие общества беспрецедентно, его
масштабы столь значительны и глубоки, что влекут за собой кардинальные
изменения практически во всех сферах человеческой деятельности.
Процесс информатизации общества, который многими специалистами все еще
рассматривается как чисто технологический, в сущности является социальным
процессом, последствия которого еще только прогнозируются. Поэтому нам
представляется удачным определение профессора А.И. Ракитова, который
предложил квалифицировать глобальный процесс информатизации общества как
социотехнологическую революцию, подчеркнув тем самым не только
революционный, но и комплексный социально-технологический его характер.
В настоящее время становится все более ясным, что многие цели
информатизации общества не могут быть достигнуты без достаточно глубоких
социальных преобразований, которые должны охватить практически все сферы
жизни и общественной деятельности людей.
Сегодня информационные технологии начинают активно использоваться и в
образовании. Но вместе с необходимостью освоения учащимися различных
компьютерных технологий, навыков поиска информации в Интернет, участия в
различных дистанционных проектах, конкурсах, очень важно формировать их
информационную и коммуникационную культуру, которая становится сегодня
составляющей общей культуры человека.
Одним из важных инструментов для решения указанной задачи должна стать
социальная информатика - новое направление фундаментальных и прикладных
научных исследований. Это направление возникло на стыке нескольких научных
дисциплин (информатики, социологии, психологии и философии), а его
появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации
общества и их влияния на роль и условия существования человека. В настоящее
время социальную информатику можно рассматривать как самостоятельное
направление фундаментальных и прикладных исследований в области
информатики, которая, в свою очередь, должна рассматриваться как
фундаментальная общенаучная дисциплина.
Как было показано в работе, на пути к информационному обществу могут
возникать опасности и проблемы:
. реальная возможность разрушения информационными технологиями частной
жизни людей и организаций;
. опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой
информации и тех, кто эти средства контролирует;
. проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее
объеме;
. проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к
необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
. столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы
иллюзия и действительность;
. переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в
социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того,
информационное неравенство может добавиться к существующим видам
неравенства и, тем самым, усилить социальную напряженность;
. сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не
компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной
сфере, ведет к опасному социальному недугу - массовой безработице.
Развитое демократическое общество вырабатывает нравственные и правовые
законы, обеспечивающие защиту частной жизни граждан от вмешательства как
других граждан или организаций, так и государства. В настоящее время
разрабатываются законы, связанные с Internet. Но существовали и существуют
тоталитарные государства, в которых вся жизнь граждан контролировалась
государством. Как будет жить человек в таком государстве при новой технике?
При жесткой системе контроля можно не создавать отдельных лагерей -
достаточно всем и каждому разрешить посещать только строго определенные
дома, ездить по выделенным маршрутам, говорить по телефону с известными
номерами, покупать перечисленные товары в указанном количестве. Этих мер
вполне достаточно, чтобы вся страна превратилась в одну большую зону. Мы
должны ответить на принципиальные вопросы:
. Готовы ли мы войти во второй круг несвободы?
. Готовы ли мы допустить вмешательство в свою жизнь?
. И просто, готовы ли мы жить в окружении цифр, которые так легко
запомнить?

ЛИТЕРАТУРА

1. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного
использования. М., Наука, 1984.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., ИнфоАрт, 1993.
3. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., Наука, 1987.
4. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального
развития - М: Союз, 1996. - 60 с. (http://infosphere.narod.ru/)
Bottom of Form 0
5. Зубрилин А.А. Интернет: технологический и социальный аспекты
// Информатика и образование, 2001, ?7.
6. Колин К.К. Информатика и образование на пороге XXI века. //
Педагогическая информатика, 1999, ? 3.
7.Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования.
//Информационные ресурсы России,1997, ?5.
8. Макарова Н.В. Информатика. 10-11 классы. С.-Пб., Питер, 1999.
9. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М., Академия, 2001.
10. Правовые и этические аспекты Интернета. //С компьютером на ты. 2002, ?1
11. Семакин И., Хеннер Е. Информатика. М., Лаборатория базовых знаний,
2000.
12. Соколов Н.Н. Общество и телекоммуникационная инфраструктура -
технократический подход. Сборник статей "Телекоммуникации и новые
информационные технологии>, Международная Академия Информатизации, М.,
1998г. (http://www.chat.ru/~nsokolov/art.html.)
13. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и
перспективы взаимосвязи - М.: Союз, 1999. - 228 с.(
http://infosphere.narod.ru/)
14. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. М., Лаборатория
базовых знаний. 2000.
15. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и безопасного развития
цивилизации). Изд-во "Луч". М.1993.
16. Федеральная целевая программа "Развитие единой информационной
образовательной среды на 2001-2005 годы"(http://www.informika.ru)
17. Шафрин Ю. Информационные технологии. М. Лаборатория базовых знаний,
2001.







Приложение 1

Анкета для определения уровня информационной культуры

1. Имеете ли дома:
1. ПК ?
2. Выход в Интернет ?
2. Используете ли компьютер кроме занятий ?
1. Использую дома
2. У друзей
3. Интернет кафе
4. Назовите другой вариант
3. Для чего используете компьютер ?
1. Подготовка к занятиям
2. Набор документов
3. Игры
4. Интернет, e-mail
4. Используете ли Интернет ?
1. Чаты
2. E-mail
3. Поиск информации
4.3.1 Рефераты
2. Спорт
3. Развлечения
4. Информация для взрослых
5. Другое
4. Ваш уровень информационной культуры ( по 10-бальной шкале)
5.1 Степень владения техническими средствами
5.2 Использование программных продуктов
5.3 Умение работать с разной информацией





Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся СШ ? 43
[pic]

Использование информационно-коммуникационных технологий


[pic]
Характер использования ПК


[pic]

Использование Интернет учащимися СШ ? 43



[pic]

Уровень информационной культуры









Результаты анкетирования студентов МКЭСИ

Использование информационно-коммуникационных технологий


Характер использования ПК студентами МКЭСИ

Использование Интернет студентами МКЭСИ


Уровень информационной культуры













Результаты анкетирования студентов МГСУ
[pic]


Использование информационно-коммуникационных технологий

[pic]
Характер использования ПК студентами

[pic] Использование Интернет студентами МГСУ

[pic]
Уровень информационной культуры













Результаты анкетирования студентов МГПИ



Использование информационно-коммуникационных технологий






Характер использования ПК студентами


[pic]

Использование Интернет студентами МГПИ

[pic]

Уровень информационной культуры
-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]