Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=70
Дата изменения: Fri May 5 15:26:07 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:23:53 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: премия

Антисистемы в этногенезе

В последнее время все ?аще раздается вопрос: какого происхождение так
называемого "исламского терроризма", который сотрясает Афганистан, Ближний
Восток, Че?ню и даже США? Еще в середине ХХ века Л. Н. Гумилев разработал
пассионарную теорию этногенеза, которая объясняет происхождение такого рода
образований, которые называются антисистемами.
Итак, ?то же такое "антисистемы"? Для этого рассмотрим теорию
"осевого времени", выдвинутую К. Ясперсом. Он заметил совпадение
акмати?еских фаз этногенеза разных пассионарных тол?ков. Поскольку это
отнюдь не на?альные, исходные фазы, они всегда бросаются в глаза при
поверхностном наблюдении. Отсюда и выводы Ясперса, хотя и логи?ные, но
ведущие к заблуждению.
На?альные фазы этногенеза всегда крайне разнообразны, так как
формируются в специфи?еских ландшафтных и климати?еских условиях при
неповторимом со?етании этни?еских субстратов и нали?ии разли?ных традиций,
преображаемых новым этносом. А при акмати?еской фазе рефлексия мятущейся
персоны, негодующей на устоявшийся быт, неизбежно единообразна. Поэтому и
есть элемент сходства у Сократа, Заратустры, Будды и Конфуция: все они
пытались упорядо?ить живую, кипу?ую действительность внесением того или
иного рассудо?ного на?ала. Только это их и сближало, поскольку принципы
упорядо?ения у всех них были разные.
К. Ясперс, уловив то и другое, вынес за скобки общее для всех
деятелей акмати?еской фазы, не принимающих жизнь, обманувшую их надежды -
незнание ?ужой жизни и нелюбовь к ней. Как будто логи?но, но все эти
негативные философии выросли на по?ве отвергаемой ими жизни. Зна?ит, они -
ее порождение, неблагодарное и убийственное. Пройдет фаза их успеха - фаза
надлома этногенеза - и наступит обскурация, то окажется, ?то хрустальные
дворцы спекулятивной философии при таком перепаде температур трескаются и
рассыпаются в осколки.
Так погибли конфуцианские школы при наступлении отрядов Цинь
Шихуанди. Так сгорели буддисты-махаянисты в кострах, подожженных брамином
Кумариллой, у?ившим, ?то Бог создал мир и наделил его бессмертной душой -
атманом. Так были уни?тожены иудейские святыни огненного Яхве. Так был
зарезан туранцами Заратустра во взятом ими Балхе, а его последователи
разбежались при наступлении Александра Македонского. Но ужаснее всего была
казнь Сократа, погибшего от афинских сикофантов. "Философская вера", то?нее
- негативная идеология, съедает этнос, в котором она нашла приют, так же
как бледная спирохета съедает организм ?еловека и гибнет вместе с ним.
Появление "философской веры" озна?ает переход от фазы подъема к
акмати?еской фазе; торжество ее - переход к фазе надлома, а ис?езновение -
наступление обскурации. И если так, то "осевое время" не единственное в
истории, а повторяющаяся "возрастная болезнь" всех крупных процессов
этногенеза.
При детальном рассмотрении истории антропогенных ландшафтов, о ?ем
было сказано выше, напрашивается мысль, ?то наряду с деяниями, т. е.
плодами сознательных устремлений людей, идут стихийные процессы, связанные
с сопри?астностью ?еловека к биосфере, а это уже явления природы,
формирующие состояния вокруг людей и внутри ?елове?еских тел. Те и другие
влияют на поведение людей в отдельности и коллективов. Люди обы?но не
знают, ?то создает в них твор?еские подъемы или, наоборот, депрессии, но
наука может найти их при?ины.
Люди ведут себя крайне непоследовательно. В отли?ие от других высших
животных, ?еловек не только поддерживает вмещающие его ландшафты, но иногда
наносит им непоправимый ущерб, превращая их в бросовые, мертвые земли.
Делает это он во вред самому себе как виду, ибо лишает свое потомство
средств к существованию. Ответить на резонный вопрос: для ?его он это
делает? - трудно, потому ?то для этого надо посмотреть, где и когда
совершались такие неблагоразумные действия. Вообще, этногенезы как
природные процессы сами по себе безвредны, но могут быть губительны при
со?етании двух условий.
1. При смене фаз, когда этнос на время теряет присущие ему
эласти?ность и сопротивляемость внешним воздействиям, т. е. когда этнос
болен.
2. При активных межэтни?еских контактах (миграциях), которые сами по
себе отразимы, т. к. этнос в любой фазе практи?ески неистребим. Это надо
понимать в том смысле, ?то для истребления здорового этноса требуются
настолько большие затраты сил, ?то у соседей их, как правило, не бывает, а
если их и достато?но, то трата нецелесообразна. Но вместе с побежденным
этносом деформируется и вмещавший его ландшафт, потому ?то этнос составлял
?асть данного геобиоценоза, или экосистемы.
Уто?ним постановку проблемы. То, ?то для построения, допустим, нового
дома необходимо сломать старый, стоящий на том же месте - бесспорно. Это
обы?ная в природе и истории смена форм. При ней хорошее не всегда меняется
на лу?шее, но всегда на ?то-то реальное, соответствующее потребностям
эпохи. Такова специфика развития любой этни?еской системы, даже в эпохи
упадка, когда ненужные элементы культурной или природной окружающей среды
просто не поддерживаются и приходят в ветхость.
Но когда памятник культуры или природы уни?тожается и не заменяется
ни?ем, то это уже не развитие, а его нарушение, не система, а антисистема.
Руины или трупы не могут ни развиваться, ни сохраняться для потомства.
Динамика сменяется статикой, жизнь - смертью, изменение структуры -
аннигиляцией. Можно подумать, ?то вандализм тоже является функцией
пассионарности и, следовательно, предопределен природой как вариант
закономерности. Нет! В природе планеты процессов аннигиляции не
наблюдается. Там идет постоянное накопление, благодаря которому ныне
открыты залежи угля, нефти, мрамора и богатые по?вы.
И пассионарные тол?ки, тоже явления природы, создают импульсы
твор?еские, порождающие адаптационные синдромы, при которых этнос всегда
сопрягается с привы?ным для него ландшафтом. Но если этни?еская группа,
пусть даже не весь этнос, оказывается в непривы?ных для него условиях, то
он либо замыкается в скорлупу (изоляты), либо разрушает неприятную для него
окружающую среду. Гибнут беззащитные звери, цветы, красивые горы и ?истые
реки. Но так может делать только ?ужеземец. Своему будет жалко.
Однако миграция сама по себе еще не антисистема и не всегда повод для
возникновения антисистемы. Этни?еские миграции - процессы стихийные,
увлекающие людей, которым только кажется, ?то они едут в ?ужую страну по
доброй воле. В Америку людей толкало их пассионарное напряжение, мешавшее
довольствоваться спокойной жизнью где-нибудь в Кенте или Мекленбурге. А
ведь дома они имели пищу, кровь и женщину. За океаном же им все это
приходилось добывать с большим трудом и риском. И вряд ли жизнь в прериях
или лесах Канады была лег?е деревенской идиллии Европы.
Зна?ит, тут мы сталкиваемся с явлением природы, за которое ?еловек
моральной ответственности не несет, даже если при этом гибнут прекрасная
девственная природа и великолепная ?ужая культура. Грустно, коне?но, но ?то
делать?
Но если этот мигрант убивает индейского ребенка, ?тобы полу?ить
премию за скальп, или доносит, ?то его соседка - ведьма и колдунья, после
?его ее сжигают односель?ане, или спалит ?удную деревянную ?асовню в лесу,
или спасет заблудившегося путника в степи - это уже его деяния, за которые
он несет ответственность перед своей совестью. И разница между явлением и
деянием принципиальна, потому ?то деяния можно совершить или не совершить.
Они лежат в полосе свободы.
Казалось бы, ?то во всех деяниях ?еловеком руководит рас?ет, сознание
собственной выгоды, ради которой он имеет право приносить в жертву жизнь
других людей. Но существует самопожертвование ради других, ради оте?ества,
- патриотизм - не объяснимое никакой выгодой или рас?етом, и бессмысленное
уни?тожение предметов культуры или природных ландшафтов. Это факты,
зафиксированные историей. И свершение их возможно лишь при нали?ии
пассионарности как энергии. Но направление, в котором совершаются события,
определяется ?ем-то другим. Например, готы, взяв Рим, ограни?ились
контрибуцией, а вандалы, хотя и были столь же пассионарны, находились на
том же культурном уровне, ?то и готы, и то?но так же исповедовали
арианство, не столько грабили, сколько бессмысленно ломали красивые здания,
разбивали мраморные статуи, уни?тожали мозаику, соскабливали фрески. Именно
эта бессмысленность поражала современников, но и в последующие века она
наблюдалась то тут, то там вплоть до современной Америки.
И судьбы готов и вандалов оказались разли?ными. Готы в Испании
создали устой?ивое королевство, слились с местным населением в единую
полити?ескую систему и впоследствии в монолитный этнос - испанцев. Вандалы
свирепствовали в Африке до тех пор, пока небольшой корпус войск Велизария
не ликвидировал их крепостей, в которых они укрывались от гнева аборигенов.
После этого вандалов не стало. Похоже, ?то две соседние системы развивались
в прямо противоположных направлениях.
Вандализм не ограни?ивает поле своей деятельности памятниками
искусства. Он еще более губителен, когда его объектом является беззащитная
природа. И оскудение природы, и уни?тожение шедевров культуры нельзя
с?итать следствием борьбы за существование, а надо рассматривать как
преступление по отношению к потомкам. То, ?то факты вандализма в отли?ие от
миграций - не явления, а деяния, бесспорно, но связаны ли они с
пассионарностью? Коне?но! Однако характер этой пассионарности отли?ается от
того, который мы уже подробно описали. И происхождение ее другое. До
столкновения оба этноса были нормальными системами с разными уровнями
пассионарности. При их совмещении поток пассионарности будет направлен от
системы с более высоким уровнем к системе с более низким, и, таким образом,
общий уровень будет выравниваться. Этот энергети?еский перепад и создает
антисистему, т. е. системную целостность людей с негативным мироощущением.
От такого баланса страдают обе системы. Вандализм одинаково
деформирует и тех, кого губят, и тех, кто губит, т. к. губителям
оказывается невозможно жить на развалинах и опустошенных землях.
Антисистема подобна популяции бактерий в организме: распространяясь по
внутренним органам ?еловека или животного, бациллы приводят его к смерти...
и умирают в его остывшем теле. А ведь может показаться, ?то антисистема -
закономерное явление природы.
Нет! Человек не бацилла. Выбор характера деятельности лежит, как было
уже сказано, в полосе свободы, где ?еловек отве?ает за свои поступки. Нет
закона природы, диктующего бессмысленное уни?тожение шедевров, убийство
животных не для того, ?тобы насытиться, оскорбление беззащитных людей. Эти
две взаимоисклю?ающие линии поведения мы именуем добром и злом, при?ем
никогда не путаем одного с другим, потому ?то добро и зло - это не
зеркальные отражения друг друга, а совершенно разные стихии.
Итак, мы выяснили, ?то такое антисистемы. И все же, если окинуть
взглядом их историю - становится жутко. Это концепции-вампиры; ни могу?ий
интеллект, ни железная воля, ни ?истая совесть людей не могут противостоять
этим фантомам. Там, где складывается этни?еская химера - наложение
этни?еских полей разного уровня, появляются антисистемы. А так как за время
существования ?елове?ества на Земле все этносы давным-давно вступили между
собой в контакты, то, казалось бы, антисистемы должны были вытеснить
этносы. Но ведь этого по?ему-то не произошло.
Зна?ит, в мире есть какой-то импульс, противодействующий
распространению антисистем. Однако антисистемы появляются снова и снова,
так ?то этот импульс должен действовать если не постоянно, то достато?но
?асто. И он не должен находиться в сфере сознания людей, потому ?то эта
сфера открыта для обмана или для неполноты понимания предмета, т. е. для
заблуждений. И он не заповедан нам свыше, потому ?то антисистемы бывают
теисти?ны, а идеалы этни?еских культур - атеисти?ны. И он не складывается в
процессе эволюции, ибо за нужное для сложения время он бы погиб. Знаем ли
мы импульс с такими свойствами? Да, знаем! Это пассионарный тол?ок.
Нет, не героизм отдельных пассионарных особей, ли?ностей, жертвующих
собой, а именно тол?ок, мутация, порождающая признак пассионарности и
сообщающая заново возникающим этносам оригинальный ритм биополя - вот ?то
губит химеры и гнездящиеся в них антисистемы. Пассионарный импульс дает как
бы высокий накал, в котором химеры "плавятся" и превращаются в этносы,
гармони?но со?етающиеся с ландшафтами, как звено геобиоценоза. Но дальше
опять идет процесс этногенеза, при котором иногда появляются импульсы с
отрицательными зна?ениями.
Итак, пассионарные тол?ки - не только помехи в эволюции ?елове?ества,
но и о?истительная сила, без которой эволюция не могла бы продолжаться.

Список используемой литературы:
1. Л. Н. Гумилев "Этногенез и биосфера Земли" - СПб, 2001.
2. Л. Н. Гумилев "В поисках вымышленного царства" - СПб, 1994.
3. Л. Н. Гумилев "Конец и вновь на?ало" - М., 2001.
4. Л. Н. Гумилев "От Руси до России" - М., 2001.
5. Л. Н. Гумилев "Черная легенда" - М., 2002.
6. Л. Н. Гумилев "Открытие Хазарии" - М., 2002.
7. В. Вундт "Психология народов" - М., 2002.
8. А. Дж. Тойнби "Постижение истории" - М., 2001.