Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/projects/gse_phylos.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:54:11 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:48:21 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п











ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины: "Философия"

Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме
направления 030100 "Философия"


Квалификации (степени) выпускника: бакалавр, специалист












1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и
духовного освоения мира, основных разделах современного философского
знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми
принципами и приемами философского познания; введение в круг философских
проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности,
выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими
текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия
и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и
аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их
разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:
дисциплина цикла ГСЭ;
специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента
не предусматриваются;
является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр.,
"философия науки", философия техники"), если таковые предусмотрены учебным
планом.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие
основных общекультурных компетенций (напр., способности использовать в
познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в
области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать
перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного,
физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность;
способности к социальной адаптации; способности критически
переосмысливать свой социальный опыт и т.д.)

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии,
содержание современных философских дискуссий по проблемам
общественного развития.
Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по
различным проблемам философии; использовать положения и категории философии
для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское
содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной
речи и письменного аргументированного изложения собственной точки
зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию
альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и
мировоззренческого характера.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (не менее 4 зачетных единиц - 144
час.)
|Вид учебной работы |Всего |Семестры |
| |часов / | |
| |зачетных | |
| |единиц | |
| | |3 (3-4) | |
|Аудиторные занятия (всего) |72-108 |72-108 | |
|В том числе: |- |- |- |
|Лекции |36-54 |36-54 | |
|Семинары (С) |36-54 |36-54 | |
|Самостоятельная работа (всего) |72-108 |72-108 | |
|В том числе: |- |- |- |
|Творческая работа (эссе) |24-36 |24-36 | |
|Другие виды самостоятельной работы |48-72 |48-72 | |
|Вид промежуточной аттестации (зачет, |экзамен |экзамен | |
|экзамен) | | | |
|Общая трудоемкость |144-216 |144-216 | |
|часы | | | |
|зачетные единицы | | | |
| |4-6 |4-6 | |


(Виды учебной работы указываются в соответствии)
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
|? |Наименование |Содержание раздела дисциплины |
|п/п|раздела | |
| |дисциплины | |
|1 |Философия, ее|Философские вопросы в жизни современного человека. |
| |предмет и |Предмет философии. Философия как форма духовной |
| |место в |культуры. Основные характеристики философского знания. |
| |культуре |Функции философии. |
|2 |Исторические |Возникновение философии Философия древнего мира. |
| |типы |Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. |
| |философии. |Современная философия. Традиции отечественной |
| |Философские |философии. |
| |традиции и | |
| |современные | |
| |дискуссии. | |
|3 |Философская |Бытие как проблема философии. Монистические и |
| |онтология |плюралистические концепции бытия. Материальное и |
| | |идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. |
| | |Пространственно-временные характеристики бытия. |
| | |Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, |
| | |уникальности и множественности во Вселенной. |
| | |Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема |
| | |сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. |
| | |Природа мышления. Язык и мышление. |
|4 |Теория |Познание как предмет философского анализа. Субъект и |
| |познания |объект познания. Познание и творчество. Основные формы |
| | |и методы познания. Проблема истины в философии и науке.|
| | |Многообразие форм познания и типы рациональности. |
| | |Истина, оценка, ценность. Познание и практика. |
|5 |Философия и |Философия и наука. Структура научного знания. Проблема |
| |методология |обоснования научного знания. Верификация и |
| |науки |фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания |
| | |и проблема научного метода. Специфика |
| | |социально-гуманитарного познания. Позитивистские и |
| | |постпозитивистские концепции в методологии науки. |
| | |Рациональные реконструкции истории науки. Научные |
| | |революции и смена типов рациональности. Свобода |
| | |научного поиска и социальная ответственность ученого. |
|6 |Социальная |Философское понимание общества и его истории. Общество |
| |философия и |как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, |
| |философия |нация и государство. Культура и цивилизация. |
| |истории |Многовариантность исторического развития. |
| | |Необходимость и сознательная деятельность людей в |
| | |историческом процессе. Динамика и типология |
| | |исторического развития. Общественно-политические идеалы|
| | |и их историческая судьба (марксистская теория |
| | |классового общества; «открытое общество» К. Поппера; |
| | |«свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория |
| | |глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты|
| | |исторического процесса. Основные концепции философии |
| | |истории. |
|7 |Философская |Человек и мир в современной философии. Природное |
| |антропология |(биологическое) и общественное (социальное) в человеке.|
| | |Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл |
| | |жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, |
| | |творчество. Человек в системе коммуникаций: от |
| | |классической этики к этике дискурса |
|8 |Философские |(содержание раздела определяется вузом в рамках ООП |
| |проблемы в |направления или специальности подготовки) |
| |области | |
| |профессиональ| |
| |ной | |
| |деятельности | |


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами (заполняется разработчиками ООП вуза в
соответствии с циклом ГСЭ и профилями подготовки)

|? |Наименование |? ? разделов данной дисциплины, необходимых для |
|п/п|обеспе-чиваемых |изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
| |(последую-щих) | |
| |дисциплин | |
|2. | | | | | | | | | | |
|. | | | | | | | | | | |

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
|? |Наименование раздела дисциплины |Лекции|Семин|СРС |Всего|
|п/п| | |ары | | |
|1 |Философия, ее предмет и место в культуре |2 |2 |2 |6 |
|2 |Исторические типы философии. Философские |6-10 |6-10 |10-14|22-34|
| |традиции и современные дискуссии. | | | | |
|3 |Философская онтология |6-8 |6-8 |8-12 |20-28|
|4 |Теория познания |4-8 |4-8 |6-10 |14-26|
|5 |Философия и методология науки |4-6 |4-6 |4-6 |12-18|
|6 |Социальная философия и философия истории |6-8 |6-8 |8-10 |20-32|
|7 |Философская антропология |4-8 |4-8 |6-10 |14-26|
|8 |Философские проблемы области |2-4 |2-4 |2-4 |6 |
| |профессиональной деятельности | | | | |
| |Творческая работа (эссе) | | |24-36|24-36|
| |Всего |36-54 |36-54|72-10|144-2|
| | | | |8 |16 |

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) основная литература (учебники и учебные пособия)
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М,: Проспект, 2009
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия - М.:
Высшее образование, 2009.
Марков Б.В. Философия - СПб.: Питер, 2009
Налетов И.З. Философия. - М.: Инфра-М, 2007.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной - М.: Гардарики,
2008
Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,:
Проспект, 2009
Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко - М.: Юристъ, 2008

Б) дополнительная литература:
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов - М.: Инфра-М, 2009.
Новая философская энциклопедия, в 4-х т. - М. 2000-2001
Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.:
Алгоритм, 2007.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина - М.: Гардарики,
2009.
Философия: хрестоматия - М.: РАГС, 2006.
Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение -
М..: АСТ, 2008.
Хрестоматия по философии - М.: Проспект, 2008.

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collection.edu.ru/

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов
(классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к
предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания
философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к
формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции
по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном
изучении философских проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и
содержательному анализу работы классических и современных философов (либо
их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских
занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.
Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при
выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или
«против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той
или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно
обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе.
Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с
помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с
помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов
организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или
«конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по
группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание
творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.
Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение
объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо
значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая
работа не является рефератом и не должна носить описательный характер,
большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению
своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого
материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и
аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной
аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера
может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть
привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B,
C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра
назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их
отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами
за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма
считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть
переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например:
от 81 до 100 баллов - отлично, от 66 до 80 баллов - хорошо, от 51 до 65
баллов - удовлетворительно, до 50 баллов - неудовлетворительно).
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется
тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, итоговое
испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его
главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет
часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в
федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и
оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

Примеры тестовых заданий

Методологическая функция философии в целом состоит в
а. определении основных методологических установок познания и
преобразования мира
б. критике методов научного познания
в. разработке методов теоретического естествознания
г. обосновании методов научной коммуникации

В категорию «знание» необходимо входит признак:
а. обоснованность
б. верифицируемость
в. фальсифицируемость
г. гипотетичность

Среди перечисленных ниже характеристик выберите номера тех, которые
относятся к A) мировоззрению и Б) философии
Помните: возможно, что некоторые характеристики относятся сразу к двум
указанным сущностям.

1) плюралистичность;
2) умозрительность;
3) экспериментальная проверяемость;
4) система ценностей и идеалов;
5) целостность;
6) фрагментарность;
7) абстрактность;
8) совокупность норм и установок.

Разработчики:
|Российский университет |Заведующий кафедрой | Н.С. Кирабаев |
|дружбы народов |истории философии | |
|Московский государственный|Заведующий кафедрой |А.П. Алексеев |
|университет им. М.В. |философии гуманитарных | |
|Ломоносова |факультетов | |
|Московский |Заведующий кафедрой |В.В. Сербиненко |
|физико-технический |философии | |
|институт (государственный | | |
|университет) | | |


Эксперты:

|Институт философии РАН |Заместитель директора |С.А. Никольский |
|Московская медицинская |Заведующий кафедрой |Ю.М. Хрусталев |
|академия им. И.М.Сеченова |философии и политологии | |
|Санкт-Петербургский |Заведующий кафедрой |С.И. Дудник |
|государственный |истории философии | |
|университет | | |
|Новосибирский |Декан философского |В.С. Диев |
|государственный |факультета | |
|университет | | |