Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-geogr-mag.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:32 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:50:48 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: движение планет

[pic]
1. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы
Магистр по направлению подготовки 021000 - География в соответствии с
целями основной образовательной программы и задачами профессиональной
деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь
следующие компетенции:
1.1. Компетенции общенаучного цикла (М 1) соответствуют ФГОС ВПО
магистратуры по направлению подготовки 021000 География:
знать философские концепции естествознания, место естественных наук в
выработке научного мировоззрения, владеть основами методологии научного
познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и
времени (ОК-1);
уметь свободно пользоваться современными компьютерными технологиями,
применяемыми при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче
географической информации; самостоятельно использовать современные
компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и
производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2);
владеть профессиональной лексикой на иностранном языке (ОК-3).
1.2. Компетенции профессионального цикла (М 2) соответствуют ФГОС ВПО
магистратуры по направлению подготовки 021000 География:
знать историю и методологию географии, современные методологические
проблемы географической науки
уметь использовать фундаментальные географические представления в
сфере профессиональной деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования;
получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного
анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять
аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и
производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте
ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические
рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах
исследований (ПК-1);
глубоко понимать и творчески использовать в научной и производственно-
технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов
специальных дисциплин магистерской программы (ПК-2);
владеть основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности
и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов,
аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с магистерской
специализацией (ПК-3);
использовать современные методы обработки и интерпретации
географической информации при проведении научных и прикладных исследований
(ПК-4);
знать историю географической науки, методологические основы и
теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической
ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и
использовать фундаментальные географические представления в сфере
профессиональной деятельности (ПК-5);
в проектно-производственной деятельности:
самостоятельно выполнять экспедиционные, лабораторные,
вычислительные исследования в области географических наук при решении
проектно-производственных задач с использованием современной аппаратуры и
вычислительных средств (ПК-6);
знать нормативные документы, регламентирующие организацию и методику
проведения производственно-технологических географических работ (в
соответствии с ООП магистратуры) (ПК-7);
уметь диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать
практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого
развития (ПК-8);
разрабатывать стратегии и программы эколого-экономической оптимизации
хозяйственной деятельности в городах и регионах, разрабатывать меры по
снижению экологических рисков (ПК-9);
проводить комплексную региональную социально-экономическую диагностику
стран, регионов, городов (ПК-10);
самостоятельно и в коллективе разрабатывать практические рекомендации
по региональному социально-экономическому развитию (ПК-11);
участвовать в разработке схем территориального, градостроительного и
ландшафтного планирования и проектирования (ПК-12);
проектировать социально-экономическую и хозяйственную деятельность в
регионах разного иерархического уровня, системах расселения и в городах;
проводить мониторинг социально(экономических, в т.ч. демографических,
миграционных, этнокультурных и туристско-рекреационных процессов (ПК(13);
проектировать туристско(рекреационные системы, руководить разработкой
туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ
развития туризма (ПК(14);
решать инженерно-географические задачи (ПК-15);
в экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности:
уметь проводить комплексную географическую экспертизу проектов
социально-экономического развития территорий и городов разного
иерархического уровня, бизнес-планов производственной и иной деятельности
(ПК-16);
уметь осуществить эколого(экономическую экспертизу при разработке и
принятии региональных управленческих решений (ПК-17);
иметь навыки проведения географической экспертизы федеральных и
региональных законов и законодательных актов (ПК-18);
осуществлять региональный экономико(географический и экологический
аудит, аудит в сфере туризма (ПК-19);
в административной деятельности:
осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими,
научно-производственными и экспертно-аналитическими работами (в
соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-20);
в педагогической деятельности:
обладать теоретическими знаниями и практическими навыками для
педагогической работы в вузах; уметь грамотно осуществлять учебно-
методическую деятельность по планированию географического образования и
образования для устойчивого развития (ПК-21).
2. Примерный учебный план
Примерный учебный план содержит перечень учебных циклов и дисциплин
базовых частей в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 021000 - География,
включая их трудоемкость, распределение по семестрам и формы промежуточной
аттестации представлен в Приложении 1.
3. Примерные программы дисциплин
Примерные программы учебных дисциплин для базовой части каждого цикла
даны в Приложении 2
Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистров по направлению 021000 География


Квалификация (степень) - магистр
Нормативный срок обучения - 2 года
| ? п/п |Наименование дисциплин |Трудоемкость |Примерное распределение по семестрам |
| |(в том числе практик) | | |
| | |Зачетн|Академ|1-й | 2-й |3-й | 4-й |Форма|
| | |ые |ически|семестр|семестр|семестр|семестр|проме|
| | |единиц|е часы| | | | |ж. |
| | |ы | | | | | |аттес|
| | | | | | | | |тации|
| | | | | | | | | |
|1.1. |Философские проблемы |2 |72 | | |+ | | |
| |естествознания | | | | | | | |
|1.2. |Иностранный язык |6 |216 | | |+ |+ | |
|1.3. |Компьютерные технологии в |2 |72 | | |+ | | |
| |географии | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. |5 |180 | | | | | |
| |дисциплины по выбору студента | | | | | | | |
|2.1. |Современные проблемы географии|2 |72 | |+ | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. |33 |1188 | | | | | |
| |дисциплины по выбору студента | | | | | | | |
| | | |Лекции |Семинары | |
|1 |Сущность и типы философских|10 |4 |2 |4 |
| |проблем естествознания | | | | |
|2 |Проблемы исторических |16 |8 |4 |4 |
| |реконструкций | | | | |
| |естествознания и этапы | | | | |
| |изменения его содержания | | | | |
|3 |Методологические проблемы |18 |8 |4 |6 |
| |естествознания | | | | |
|4 |Социальные проблемы |12 |8 |2 |2 |
| |естествознания | | | | |
|5 |Специальные проблемы |16 |8 |4 |4 |
| |отраслей естествознания | | | | |
| |ВСЕГО часов |72 |36 |16 |20 |
| |Всего зачетных единиц |2 |1 |1 |

5. Рекомендуемые образовательные технологии
Лекции, проведение семинарских занятий и написание рефератов,
широко применяются такие виды педагогической деятельности, как посещение
естественнонаучных и краеведческих музеев. Предусмотрено также
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных
ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопрос и заданий для самостоятельной работы
1. Что такое естественнонаучное мировоззрение, каково место естествознания
в общей структуре культуры общества?
2. Охарактеризуйте сущность философских оснований и проблем естествознания.
3. В чем заключаются философские основания географии и экологии?
4. Каковы взаимоотношения религиозного и научного мировоззрений? Какие
подходы к взаимодействию естествознания и религии Вы знаете?
5. Охарактеризуйте проблемы классификации наук. Каково место географии и
экологии в общей классификации наук?
6. В чем заключаются проблемы реконструкции истории естествознания? Какие
модели развития науки Вы знаете? Охарактеризуйте их.
7. Проанализируйте этапы становления современного естествознания. Почему
характер естествознания изменялся со временем?
8. Расскажите об основных проблемах методологии естествознания. Каковы
критерии отграничения научного знания от других видов знания?
9. Охарактеризуйте два основных пути познания, сформулированные Ф. Бэконом
и Р. Декартом.
10. Что такое научная теория, каковы ее функции, способы изложения?
11. Какова специфика методологии географии и экологии?
12. Перечислите трансдисциплинарные подходы в естествознании и кратко их
охарактеризуйте.
13. В чем заключаются проблемы математизации естествознания? Приведите
примеры из области географии и экологии.
14. Расскажите о классификации как о научной проблеме. Каковы проблемы
построения и использования классификаций в естествознании?
15. Охарактеризуйте описательный, генетический и аксиоматический пути
исследований. Каковы их перспективы и сфера применения в географических и
экологических исследованиях?
16. В чем сущность системного подхода и проблемы его использования в
естествознании? Поясните на примерах из географии и экологии.
17. Что такое модель и моделирование систем? Как моделирование используется
в географии и экологии?
18. В чем заключается проблема пространства и времени в естествознании?
Охарактеризуйте свойства пространства и времени.
19. Что такое географическое пространство и время и его особенности?
20. Какие теории можно считать базовыми для характеристики современной
картины мира? Каковы основные проблемы физической картины мира?
21. Охарактеризуйте основные концептуальные системы химии. Как они быть
использованы для решения географических и экологических проблем?
22. Какие философские проблемы биологии Вы знаете? В чем заключается
феномен жизни?
23. Охарактеризуйте проблемы антропогенеза. В чем они заключаются?
24. Расскажите о философских проблемах наук о Земле. Каково их значение для
формирования общечеловеческого мировоззрения и построения научной картины
мира?
25. Какие концепции взаимодействия природы и общества Вы знаете? Каково
значение философского осмысления этого взаимодействия? Поясните на
примерах.
26. Охарактеризуйте естествознание как социальный институт. Каковы
социологические основания естествознания? В чем специфика социологических
проблем географии и экологии?
27. В чем заключаются проблем взаимоотношений в системе «ученый - научное
сообщество - общество»? Этические проблемы естествознания.
28. Что такое биоэтика? В чем заключаются основные биоэтические проблемы?
29. Что такое социальная экология? Какую роль она играет в экологизации
общества?

Примерная тематика рефератов
Тему рефератов целесообразно предлагать для самостоятельного выбора
студентам с последующим ее утверждением преподавателем. В общем случае,
темы должны быть согласованы с примерным перечнем вопросов к экзамену, но
иметь более конкретную детализацию вопроса и составлять одну из граней
соответствующего вопроса.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Естественно-научное мировоззрение и его специфика.
2. Основные пути взаимодействия философии и естествознания.
3. Классификация наук и проблемы их построения.
4. Место географии в общей классификации наук.
5. Проблемы взаимоотношения естествознания и религии.
6. Проблемы математизации естествознания.
7. Проблемы реконструкции истории естествознания.
8. Основные модели исторических реконструкций науки.
9. Проблема периодизации развития естествознания и основные этапы
становления естествознания.
10. Развитие географических идей в истории естествознания.
11. Основные проблемы методологии естествознания.
12. Иерархичность и уровни научного знания.
13. Проблема отграничения научного знания от других видов знания.
14. Соотношение эмпирического и рационалистического путей познания природы.
15. Специфика методологии географического знания.
16. Общая характеристика трансдисциплинарных подходов в естествознании.
17. Классификация как научная проблема. Построение и использование
классификаций в естествознании.
18. Характеристика генетического и аксиоматического подходов и проблемы их
использования в естествознании.
19. Системный подход и синергетика и проблемы их использования в
естествознании.
20. Использование трансдисциплинарных подходов в географии.
21. Эволюция взглядов на сущность пространства и времени.
22. Пределы познания малых и больших расстояний и интервалов времени.
23. Пространство и время в различных отраслях естествознания.
24. Географическое пространство и время.
25. Самостоятельность пространства и времени.
26. Мерность и обратимость пространства и времени.
27. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Геометрические свойства
пространства.
28. Специфика и предмет наук о свойствах живой и неживой материи
29. Философские проблемы физики
30. Философские проблемы химии
31. Философские проблемы биологии
32. Специфика и предмет наук о Земле
33. Философские проблемы геологии
34. Философские проблемы географии
35. Философские проблемы экологии
36. Естествознание как социальный институт
37. История институализации естествознания
38. Проблема взаимоотношений в системе «ученый - научное сообщество -
общество»
39. Этические проблемы естествознания
40. Социологические проблемы географии
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология,
биоэкология. М., 2003.
Степин B.C., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М., 1997
Философия современного естествознания /Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.,
2004.

б) дополнительная литература:
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции, М.,
1994.
Борзенков В.Г., Северцов А.С. Теоретическая биология: размышления о
предмете. М., 1980
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989
Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998
Грегори К. География и географы. М., 1988
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990
Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М., 1965
Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1960
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002
Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденция развития. М., 1989.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975
Лямин В.С. География и общество. М., 1978
Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998
Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М.,
1984
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998
Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990
Мостепаненко А.М. Пространство-время и физическое познание. М., 1975
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
Пуанкаре А. О науке. М., 1983
Резанов И.А. История взаимодействия наук о Земле. М., 1998
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Рьюиз М. Философия биологии. М., 1977
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974
Силк Дж. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной. М., 1982
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.
Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971
Структура и развитие науки. М., 1978
Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Тимофеев-Ресовский Н.В.: биосферные
раздумья. М., 1996.
Трофимов В.Т., Зиллинг Д.Г., Аверкина Т.И. и др. Теория и методология
экологической геологии. М., 1997
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978
Философские проблемы современной химии. М., 1971
Фролов В.Т. Наука геология: философский анализ. Воронеж, 2004
Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988
Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,
1997
Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. Москва-
Ижевск, 2003
Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974
Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987
Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория на 70 мест с мультимедийным проектором для проведения
лекционных занятий
Учебная аудитория на 25 мест с мультимедийным проектором для проведения
семинарских занятий

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021000 География.

|Разработчики: |Доцент |В.П. Бондарев |
|Московский государственный | | |
|университет имени М.В.Ломоносова | | |
|Эксперты: |Профессор |Ю.Г. Рудой |
|Российский университет дружбы | | |
|народов | | |
|Географический факультет МГУ имени |Профессор |Ю.Г. Симонов |
|М.В.Ломоносова | | |







ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование дисциплины


Компьютерные технологии в географии




Рекомендуется для направления подготовки
021000 География


Квалификация (степень) выпускника Магистр



























1. Цели освоения дисциплины является получение студентами навыков
компьютерного моделирования для профессиональной научной и практической
деятельности. Компьютерные технологии применяются во всех науках о Земле и
обществе и связаны с информатикой, системами сбора и обработки данных и др.
В связи с этим курс тесно связан с общепрофессиональными дисциплинами
направления «география», а также опирается на ряд курсов по методам
исследований и использует цикл математических и информационных дисциплин.
При проведении лабораторных занятий необходимы начальные знания наиболее
распространенных компьютерных пакетов для обработки данных.

Задачи курса:

Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений
компьютерного моделировании в профессиональных исследованиях. В результате
изучения данного курса студенты должны:
- получить представление об основных концепциях компьютерного
моделирования в географии; роли и месте компьютерных технологий; о их
функциях в реализации конкретных методов исследований;
- усвоить основные идеи, принципы и закономерности в моделировании
пространственно-временных систем;
- научиться понимать и определять экономическую эффективность компьютерных
технологий при решении задач в области географии, а также пределы их
возможностей;
- овладеть навыками практической работы с использованием компьютерных
технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина предназначена для магистров, обучающихся по направлению
География и относится к базовой части общенаучного цикла

3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
компетенций: уметь свободно пользоваться современными компьютерными
технологиями, применяемыми при сборе, хранении, обработке, анализе и
передаче географической информации; самостоятельно использовать современные
компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и
производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2).
Магистр должен участвовать в научно-исследовательских работах в
исследованиях геосистем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: современные компьютерные технологии, применяемые в научных и
практических работах; технологии и разработки, составления, отладки,
тестирования и документирования программы на языках высокого уровня для
задач обработки цифровой, знаковой и текстовой информации, представленных в
векторной и растровой формахосвоить современные возможности
вычислительной техники и программного обеспечения при решении
пространственно-временных задач в области географии.
Уметь: рассчитывать информационные показатели эффективности компьютерных
алгоритмов разной объектной ориентации и пространственного охвата;
организовать работы с учетом требований современных технологий;
Владеть: методами кластеризации и классификации в географии.


4. Структура и содержание дисциплины «Компьютерные технологии в географии»


Введение. Задачи и место курса в комплексе наук о Земле и обществе.
Взаимосвязь с базовыми дисциплинами и курсами по применению математических
методов в географии, геоинформатикой, дистанционным зондированием и др.

Раздел I. Компьютерные методы исследований В географии

Моделирование отношений между природой и обществом. Методы
исследования в географии. Особенности применения компьютерных методов в
частных географических науках. Формальные методы оценки природных ресурсов
и природно-ресурсного потенциала территорий. Экономико-географическая
характеристика современного общества и хозяйства. Формирование интегральных
индексов и индикаторов устойчивого развития территорий.
Компьютерные технологии в реализации описаний: комплексные и целевые
описания, сравнительные описания пространственно-временных характеристик
геосистем, литературно-художественные описания с помощью современных
технических средств.
Геофизические методы в науках о Земле - геоморфологии, климатологии,
метеорологии, гидрологии, гляциологии и др. Моделирование в геофизике
ландшафта для изучения природно-территоиальных комплексов как функционально-
целостных объектов.
Понятие о геохимических методах. Компьютерные ландшафтно-
геохимические методы анализа и эколого-геохимическое картографирование
состояния окружающей среды.
Компьютерные технологии обработки статистических, картографических,
аэро- и космических материалов. Математико-картографическое моделирование.
Комплексирование компьютерных методов моделирования в географии.

Раздел II. Технологии и особенности моделирования в географии
Модели пространственной организации территорий. Ситуационный подход.
Проблемы масштаба в моделировании. Фрактальность. Пространственная
классификация и районирование. Геостатистика и нейронные сети.
Модели взаимосвязей пространственно распределенных явлений.
Корреляционные модели. Пространственная автокорреляция.
Модели пространственной динамики. Диффузионные модели и модели
потоков. Моделирование с целью прогноза.
Модели устойчивости геосистем. Теория катастроф, теория хаоса.
Понятие о геоситуационном моделировании.
Особенности компьютерного моделирования природной и социально-
экономической составляющей геосистем.
Раздел III. Средства реализации моделирования
Технологии сбора пространственно-временной информации в географии.
Становление и краткий обзор методов мониторинга. Дистанционное
зондирование, гидрологический и метеорологический мониторинг,
государственные кадастры и статистика. Примеры организации и
функционирования мониторинговых систем. Особенности организация сбора
информации в географических исследованиях. Создание специализированных баз
данных. Роль географических информационных систем (ГИС) и возможности их
интеграции с другими технологиями для интеграции пространственных данных
(ГИС и дистанционное зондирование, глобальные системы позиционирования,
сетевые технологии).
Средства визуализации результатов компьютерного моделирования.
Изображения в неевклидовой метрике, анимации, виртуально-реальностные
изображения. Возможности мультимедиа в организации компьютерной среды для
целей моделирования. Атласные информационные системы.
Интеллектуализация компьютерного моделирования в географии. Технологии
искусственного интеллекта, базы знаний и экспертные системы. Системы
поддержки принятия решений.
Техническое, программное и организационное обеспечение компьютерных
технологий в географии.

Информацию для выполнения практических работ можно получить в сборниках
Государственного Комитета Российской Федерации по статистике или в
Internet, адрес: http\\www.gks.ru.

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единиц _72_
часов.


|? |Название темы |ВСЕГО |Аудиторные |Самостоятельная |
|темы| |(часов)|занятия, в том |работа |
| | | |числе | |
| | | |лекции |семинары | |
|1 |Теоретические |2 |2 | | |
| |основы | | | | |
| |моделирования в | | | | |
| |географии | | | | |
|2 |Компьютерные методы|30 |20 |4 |6 |
| |исследований | | | | |
|3 |Технологии и |20 |8 |4 |8 |
| |особенности | | | | |
| |моделирования в | | | | |
| |географии | | | | |
|4 |Средства реализации|20 |8 |4 |8 |
| |моделирования | | | | |
| |ВСЕГО часов |72 |38 |12 |22 |
| |ВСЕГО зачетных |2 | |
| |единиц | | |

5. Рекомендуемые образовательные технологии
Лекции, проведение семинарских занятий и написание рефератов,
широко применяются такие виды педагогической деятельности, как посещение
естественнонаучных и краеведческих музеев. Предусмотрено также
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных
ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Перечислите основные методы географии, где широко используются
компьютерные технологии.
2. Каким образом можно использовать компьютерные технологии для описаний в
географии?
3. Охарактеризуйте систему геофизических методов моделирования геосистем.
4. В чем особенности геохимических методов моделирования геосистем?
5. Что такое "комплексные методы моделирования в географии»?
6. В чем особенности компьютерной обработки статистических,
картографических, аэро- и космических материалов?
7. В чем сущность ситуационного подхода в моделировании?
8. Какова роль масштаба в моделировании?
9. Поясните области приложения фрактального анализа.
10. В чем особенности пространственных классификаций и их отличия от
районирования?
11. Возможности применения нейронных сетей для совершенствования
компьютерных классификаций.
12. Объясните сущность основных методов геостатистики.
13. Объясните сущность корреляционных моделей в географии.
14. В чем особенности моделей пространственной динамики?
15. Что такое «пространственная диффузия»?
16. Охарактеризуйте принцип устойчивости-неустойчивости в развитии
геосистем.
17. В чем смысл «теории катастроф»?
18. В чем суть теории хаоса?
19. Что такое «геоситуационное моделирование»?
20. Какова специфика компьютерного моделирования природной и социально-
экономической компонент геосистем?
21. Каковы средства реализации компьютерного моделирования?
22. Какова роль геоинформационных технологий в компьютерном моделировании в
географии?
23. Как осуществляется визуализация результатов моделирования?
24. Охарактеризуйте атласные информационные системы.
25. Что такое «анаморфозы, картоиды и мысленные карты»?
26. Поясните особенности создания анимационных и виртуально-реальностных
моделей в географических исследованиях.
27. Что входит в понятие «интеллектуализация моделирования»?
28. Что такое «системы поддержки принятия решений» в географии?
29. Охарактеризуйте техническое, программное и организационное обеспечение
компьютерных технологий.
30. В чем Вы видите перспективы развития методов моделирования в географии?

Примерная тематика рефератов

1. Характеристика основных методов моделирования в географии.
2. Проблема оптимизации способов моделирования геосистем.
3. Комплексирование компьютерных методов для изучения геосистем.
4. Модели структуры, взаимосвязей и динамики пространственно распределенных
явлений.
5. Геоситуационное моделирование - состояние и перспективы развития.
6. Компьютерное моделирование природной и социально-экономической компонент
в географии.
7. «Интеллектуализация» методов моделирования.
8. Создание проекта атласной информационной системы для комплексных
географических исследований.
9. Возможности и ограничения средств моделирования в геоинформационной
среде
10. Роль методов классификации и районирования в географических
исследованиях.
11. Статистические методы исследования географических объектов и явлений.
12. Технологии визуализации в географических исследованиях.

Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену


1. Компьютерные технологии в реализации описаний с помощью современных
технических средств.
2. Возможности мультимедиа в организации компьютерной среды для
моделирования пространственно распределенных явлений.
3. Характеристика экспертных систем.
4. Техническое, программное и организационное обеспечение компьютерных
технологий в географии.
5. Виртуально-реальностные изображения.
6. Геофизика ландшафта - особенности моделирования.
7. Геохимические методы в экологии и природопользовании.
8. Средства визуализации результатов компьютерного моделирования.
9. Географические информационные системы и технологии моделирования в
географии.
10. Определение и характеристика баз знаний.
11. Компьютерные ландшафтно-геохимические методы анализа состояния
окружающей среды.
12. Особенности компьютерных технологий обработки статистических
материалов.
13. Создание специализированных баз данных.
14. Системы поддержки принятия решений.
15. Особенности компьютерных технологий обработки картографических
материалов.
16. Интеллектуализация компьютерного моделирования.
17. Геофизические методы в частных географических дисциплинах.
18. Изображения в неевклидовой метрике.
19. Корреляционные модели.
20. Комплексирование компьютерных методов моделирования в географии.
21. Многовариантность моделирования, способы ее реализации.
22. Модели пространственной организации территорий. анимации
23. Ситуационный подход.
24. Диффузионные модели
25. Пути оценки надежности моделирования.
26. Проблемы масштаба в моделировании и роль фрактального анализа.
27. Технологии искусственного интеллекта
28. Особенности компьютерных технологий обработки аэро- и космических
материалов.
29. Понятие об анаморфозах. Способы их создания.
30. Пространственная классификация и районирование.
31. Геостатистика - возможности применения в географических
исследованиях.
32. Теория хаоса в географии.
33. Нейронные сети.
34. Модели взаимосвязей.
35. Модели динамики пространственного распространения явлений.
36. Моделирование с целью прогноза.
37. Модели устойчивости геосистем.
38. Теория катастроф.
39. Пространственная автокорреляция.
40. Понятие о геоситуационном моделировании.
41. Технологии сбора пространственно-координированной информации.
42. Подходы к оценке достоверности математико-картографических моделей.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-
географических исследований. М., изд-во Моск. ун-та, 1997, 320с.
2. Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности. Учебн. пособие.
М., Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1998.
3. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы
географических исследований. - М., Просвещение, 1996, 207 с.
4. Исаченко А.Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. Л., Наука,
1980, 222с
5. Капралов Е.Г., Кошкарев А.В., Тикунов В.С. и др. Геоинформатика:
Учебник. Под ред. В.С.Тикунова. - М.: Академия, 2005, 480 с.
6. Книжников Ю.Ф. Аэрокосмическое зондирование: Учебное пособие. - М.:
МГУ, 1997. - 119 с.
7. Липец Ю.Г. Системное моделирование в социально-экономической
географии. - Итоги науки и техники. Теоретические и общие вопросы
географии, М., ВИНИТИ, 1987, 168с.
8. Модели и методы оценки антропогенных изменений геосистем. Отв. ред.
В.И.Гурман, А.К.Черкашин. Новосибирск, Наука, 1986, 146с.
9. Моделирование геосистем. - Вопросы географии, Вып. 127, М., Мысль, 1986,
215с.
10. Тикунов В.С. Моделирование в картографии. М., МГУ, 1997, 405 с.
11. Трофимов А.М. Моделирование геосистем (концептуальеый аспект). Казань,
Экоцентр, 1997, 143с.
12. Трофимов А.М., Игонин Е.И. Концептуальные основы моделирования в
географии (Развитие основных идей и путей математизации и формализации
в географии), Ред. В.С.Тикунов, Ю.П.Переведенцев, Казань, изд-во
«Матбугат йорты», 2001, 340с.
б) дополнительная литература
1. Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика: Исследование зависимостей. -
М., Финансы и статистика, 1985, 607 с.
2. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., Изд-во Наука, 1990.
3. Архипов Ю.Р.,Блажко Н.И.,Григорьев С.В., Заботин Я.И.,Трофимов А.М.,
Хузеев Р.Г. Математические методы в географии. Казань, Изд-во
Казанск. ун-та, 1976, 352 c.
4. Бобров А.Л. Социальная и эколого-экономическая устойчивость регионов
России. М., Диалог-МГУ, 1998.
5. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии. М.,
1995.
6. Васильев Л.Н. Фрактальность и самоподобие природных пространственных
структур. - Изв. АН, сер. географич., 1992, ? 5, с. 25-35.
7. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний.-Мн.: Дизайн-
Про, 1995. -225с.
8. Виноградов Б.В. Космические методы изучения природной среды,
Москва, Мысль, 1976, 287 с.
9. Геология и математика. Методологические, теоретические и орга-
низационные вопросы геологии, связанные с применением математических
методов и ЭВМ.- Новосибирск: Наука, 1967, 254 с.
10. ГИС для устойчивого развития территорий. Материалы международных
конференций ИнтерКарто/ИнтерГИС: ?1 - 13, 1994 - 2007.
11. Гусев А.А. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе прав
собственности на природные ресурсы - экономика и математические
методы. М., 1997, т. 32, вып. 3.
12. Гусев А.А., Гусева И.Г. Об экономическом механизме экологически
устойчивого развития - экономико-математические методы. М., 1996, т.
32, вып. 2.
13. Гусейн-Заде С.М., Тикунов В.С. Анаморфозы: что это такое? - М.,
Эдиториал УРСС, 1999, 168 с.
14. Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг. Тверь, Изд-во
Твер. ун-та, 1994, 88с.
15. Жамбю М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. - М: Финансы и
статистика, 1989, 342 с.
16. Жуков В.Т., Сербенюк С.Н., Тикунов В.С. Математико-картографическое
моделирование в географии.- М., Мысль, 1980, 224 с.
17. Жуковская В.М., Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических
исследованиях. М., Статистика, 1976, 152 с.
18. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Природная среда - методы исследования.
М., Мысль, 1982, 163с.
19. Зотов С.И. Моделирование состояния геосистем. Учебн. пособие,
Калининград, Изд-во КГУ, 2001, 237с.
20. Искусственный интеллект в 3-х кн. Кн.1: Системы общения и экспертные
системы. Под.ред. Попова Э.В., -М.: Радио и связь, 1990. -464с.
21. Казаков А.И. О мере сформированности подмножеств в нейроподобных
сетях. - Нейроподобные сети в робототехнике. Киев. Изд-во Ин-та
кибернетики, 1979, с. 43-51.
22. Капралов Е.Г., Кошкарев А.В., Тикунов В.С. и др. Основы
геоинформатики: Учебное пособие. Под ред. В.С.Тикунова. - М.:
Академия, 2004, кн.1 - 352 с.; кн. 2 - 480 с.
23. Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И. Аэрокосмические исследования динамики
географических явлений. М., МГУ, 1991, 206 с.
24. Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И., Тутубалина О.В. Аэрокосмические методы
географических исследований. М. Изд-во Академия, 2003.
25. Липец Ю.Г. Общие принципы моделирования динамики геосистем. - В кн.
Основные понятия, модели и методы общегеографических исследований, М.,
Изд-во АН СССР, 1984, с.94-109.
26. Матлин И.С. Статистическое моделирование развития системы поселений. -
Вопросы географии, N 88. Теоретическая география. М., Мысль, 1971, с.
153- 163.
27. Медведева О.В. Методы экономической оценки биоразнообразия. М.,
Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1999.
28. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических
многоуровневых систем. М., Мир, 1973, 344с.
29. Модели в географии. М., Прогресс, 1971, 380с.
30. Моделирование геосистем. Вопр. географии. М., Мысль, 1987, вып. 127,
203с.
31. Моделирование окружающей среды. Отв. ред. А.М.Трофимов, Л., Изд-во ГО
СССР, 1986, 133с.
32. Пегов С.А., Хомяков П.М. Моделирование развития экологических систем.
Л., Гидрометеоиздат, 1991, 222с.
33. Портянский И.А. Компьютерный арсенал географии. - М.: Мысль, 1989,
172 с.
34. Поспелов Г.С., Поспелов Д.А. Искусственный интеллект - прикладные
системы. - М.: Знание, 1985, 48 с.
35. Построение экспертных систем/ Под ред. Ф.Хейеса-Рота, Д.Уотермана,
Д.Лената. - М.: Мир, 1987, 441 с.
36. Рыбина Г.В. Технология проектирования прикладных экспертных систем.
Учебн. пособие. -М.: МИФИ,1991. -104с.
37. Серапинас Б. Б. Глобальные системы позиционирования: Учебное издание.
-М.: ИКФ «Каталог», 2002. -106 с.
38. Сербенюк С.Н.,Тикунов В.С. Автоматизация в тематической картографии.-
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, 112 с.
39. Симонов Ю.Г., Невяжский И.И. Экспертные оценки при географическом
прогнозировании. - Вестн. Моск. ун-та, сер. геогр., 1978, N 4, с. 25-
31.
40. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск, 1978, 319с.
41. Статистические и динамические экспертные системы:
Учеб.пособие./Э.В.Попов, И.Б.Фоминых, Е.Б.Кисель, М.Д.Шапот.-М.:
Финансы и статистика, 1996, -320с.
42. Тикунов В.С. Моделирование в социально-экономической картографии. М.,
Изд-во Моск. ун-та, 1985, 280 с.
43. Тикунов В.С. Классификации в географии: ренессанс или увядание? -
Смоленск, Изд-во СГУ, 1997, 367 с.
44. Тикунов В.С. Атласная информационная система «Устойчивое развитие
России» // Вестник Моск. ун-та. Сер.5. География. 2002, ?5. С. 21-31.
45. Тикунов В.С., Цапук Д.А. Устойчивое развитие территорий: картографо-
геоинформационное обеспечение. - Москва-Смоленск, Изд-во СГУ, 1999,
176 с.
46. Топчиев А.Г., Андерсон В.Н. Изучение географических структур и
текстур. Одесса, Одесск. ун-т, 1987, 80с.
47. Трофимов А.М., Заботин Я.И., Панасюк М.В., Рубцов В.А. Количественные
методы районирования и классификации. - Казань: изд-во Казанск. ун-та,
1985, 120 с.
48. Трофимов А.М., Панасюк М.В. Геоинформационные системы и проблемы
управления окружающей средой. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984.
- 142 с.
49. Трофимова С.Ф. Проблемы концептуального моделирования в ГИС. -
"Геоинформатика-2000": Труды Международной научно-практической
конференции . Под ред. А.И.Рюмкина, Ю.Л.Костюка, А.В.Скворцова. -
Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 7-12.
50. Ульман Дж. Основы систем баз данных. М.: Финансы и статистика, 1983.
334 с.
51. Фишер Р.А. Статистические методы для исследований. - М.: Статистика,
1957, 321 с.
52. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.:
Прогресс, 1968, 391 c.
53. Хузеев Р.Г. Теория принятия компромиссных решений. Казань, Изд-во
Казанск. Ун-та, 1988, 154 с.
54. Чорли Р., Кеннеди Б. Системы. - Новые идеи в географии. Часть 1.
Проблемы моделирования и информации. М., Прогресс, 1976. с. 9-35.
55. Экспертные системы. Инструментальные средства разработки.
Учеб.пособие./Л.А.Керов, А.П.Частиков, Ю.В.Юдин, В.А.Юхтенко;
под.ред.Ю.В.Юдина. -Сиб.: Политехника, 1996. -220с.
56. Экспертные системы. Принципы работы и примеры. - М.: Радио и связь,
1987, 224 с.
57. Элти Дж., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры.- М.:
Финансы и статистика, 1987, 191 с.
58. Computer software for spatial data handling. International
Geographical Union: Commission on Geographical Data Sensing and
Processing. - Ottawa; Ontario, 1981. - Vol.1: Full geographic
information systems. - P.136
59. Griffith D.A. Toward a theory of spatial statistics: another step
forward. - Geogr. Anal., 1987, 19, N 1, p. 69-82.
60. Ormeling F. Atlas information system. - 17th Int. Cartogr. Conf. and
10th Gen. Assembly ICA. Barcelona, Sept. 3rd-9th, 1995: Proc. Vol. 2,
Barcelona, 1995. - P.2127-2133.
61. Rolland-May C. La theorie des ensembles flous et son interet en
geographie . - Espace geogr., 1987, v. 16, N 1, pp. 42-50.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория на 70 мест с мультимедийным проектором для проведения
лекционных занятий
Учебная аудитория на 25 мест с мультимедийным проектором для проведения
семинарских занятий.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021000 География.

|Разработчики: |Профессор | |
|Московский государственный | |В.С.Тикунов |
|университет имени М.В.Ломоносова | | |
|Эксперты: |Профессор | |
|Приволжский федеральный (Казанский) | |А.М.Трофимов |
|университет | | |
|Саратовский государственный |Профессор | |
|университет | |А.Н.Чумаченко |

















Профессиональный цикл


Наименование дисциплины


Современные проблемы географии




Рекомендуется для направления подготовки
021000 География

Квалификация (степень) выпускника Магистр




















1. Цель освоения дисциплины дисциплины:
сформировать у студентов представление о географии как науке, активно
развивающейся под влиянием внутренних импульсов и социального заказа,
которая призвана дать адекватный ответ на инновационный вызов времени -
системную интеграцию фундаментальных и прикладных знаний об окружающем
мире.
Задачи:

. Приобретение сведений о закономерностях функционирования и
эволюции географической науки
. Развитие географического мышления на основе результатов
рассмотрения современных теоретико-методологических и глобальных
проблем
. Ознакомление будущих специалистов с междисциплинарными связями
. Освоение методологии географических исследований
. Обучение навыкам получения нового знания.

2. Место дисциплины в структуре магистерской программы

Дисциплина выступает одной из интегральных и фундаментальных в подготовке
магистра широкого профиля. Преподавание дисциплины предполагает знание
материала ряда университетских предметов, в том числе основ физики, химии,
биологии, экономики и общегеографического курса «Введение в географию»,
«Ландшафтоведения». Кроме того, требуется знакомство с соответствующими
разделами отраслевых наук. Дисциплина призвана служить общей
методологической предпосылкой обучения по различным географическим
специализациям. Дисциплина органически связана с читаемой в 1-м семестре
дисциплиной «История, теория и методология географии».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Современные проблемы географии»
обучающийся должен:
Знать:
. Пути и этапы географического исследования.
. Совокупность методов исследования как способа достижения цели.
. Области приложения теоретических географических знаний.
(Коды приобретаемых компетенций по ФГОС магистра: )
Уметь:
. адекватно выбирать нужный научный инструментарий для решения
фундаментальных и прикладных проблем.
. На конкретных примерах сформулировать сущность географической
проблемы.
(Коды приобретаемых компетенций по ФГОС магистра: )

Владеть:
. методами географического анализа и синтеза в рамках своей
специализации и смежных дисциплин.
. Знаниями зарубежного опыта в данной сфере научной деятельности.
(Коды приобретаемых компетенций по ФГОС магистра: )

4. Структура и содержание дисциплины «Современные проблемы географии».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Аудиторная нагрузка - 36 часов.

4.1 Структура преподавания дисциплины

| |Се|Неделя|Виды учебной работы, включая |Формы |
|Раздел |ме|семест|самостоятельную работу студентов и|текущего |
|Дисциплины |ст|ра |трудоемкость (в часах) |контроля |
| |р | | |успеваемости |
| | | | |(по неделям |
| | | | |семестра) |
| | | | |Форма |
| | | | |промежуточной|
| | | | |аттестации |
| | | | |(по |
| | | | |семестрам) |
| | | |Аудитор|Лекции|Семинары|Самостоя| |
| | | |ные | |и |тельная | |
| | | | | |практиче|работа | |
| | | | | |ские | | |
| | | | | |занятия | | |
|Введение. |2 |1-2 | |2 | |2 |Устный опрос |
|Понятие | | | | | | |(зачет) |
|проблемы в | | | | | | | |
|науке | | | | | | | |
|Априорное и |2 |2-3 | |2 | |2 |Коллоквиум |
|апостериорно| | | | | | | |
|е знание | | | | | | | |
|Пути |2 |4-5 | |4 | |4 |Коллоквиум |
|географическ| | | | | | | |
|ого | | | | | | | |
|исследования| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Пространстве|2 |6-7 |2 |4 | |4 |Реферат |
|нное | | | | | | | |
|измерение | | | | | | | |
|Временное |2 |8-9 |2 |4 | |4 |Реферат |
|измерение | | | | | | | |
|Парадоксы |2 |10-11 |2 |2 | |4 |Устный опрос |
|генетическог| | | | | | |(зачет) |
|о анализа | | | | | | | |
|Проблема |2 |12 |2 |2 | |2 |Коллоквиум |
|состава | | | | | | | |
|Проблема |2 |13 |6 |2 | |2 |Устный опрос |
|метода | | | | | | | |
|География |2 |14 |2 |2 | |2 |Тест-контроль|
|или | | | | | | |ная |
|географии? | | | | | | | |
|Проблема | | | | | | | |
|внутренних | | | | | | | |
|связей | | | | | | | |
|Проблема |2 |15-16 |4 |4 | |4 |Деловая игра |
|прогноза | | | | | | | |
|Проблема |2 |17 |8 |4 | |2 |Деловая игра |
|планирования| | | | | | | |
|Приложение |2 |18 |8 |4 | |4 |«Круглый |
|географическ| | | | | | |стол» |
|их знаний | | | | | | | |
|Итого | | |36 |36 | |36 | |

Введение. Понятие проблемы в науке
Науковедение о природе проблемы. Проблема как противоречивое знание о
незнании в ситуации выбора. Момент индивидуальной и коллективной
субъективности в представлениях о проблеме. Принципиальное отличие проблемы
от объективно существующих обстоятельств. Важность правильной постановки
проблемы. Главная особенность научного знания - возможность опровержения
полученных выводов. Парадигмы Т.Куна и исследовательские программы
И.Лакатоса. Место эмпирических обобщений (по В.И.Вернадскому). Роль
решающего эксперимента, иллюстрации из истории географии (шарообразность
Земли, размеры Земли, трехосность Земли и др.). Проблемные этапы в развитии
географии: 1) страбоновский (основная проблема - нахождение
территорий/акваторий и их идентификация); 2) классический (основная
проблема - разграничение множества территорий/акваторий путем
районирования); 3) современный (основная проблема - выяснение связей
территорий/акваторий).
Априорное и апостериорное знание
Познание мира начинается с априорного (доопытного) выделения объекта,
обособленность которого в окружающей среде кажется очевидной (примеры
изучения климата, вод, почв, рельефа, растительности и животного мира,
территорий и акваторий, населения и хозяйства, культур). Место как сосуд
(по Аристотелю).
Классификация и анализ - основные методы априорного подхода.
Произвольность выбора характеристик территорий/акваторий и упор на фиксацию
черт своеобразия мест при априорном подходе. Неадекватность априорных
представлений (в биогеографии, геоморфологии, физической географии и
экономической географии). Слабость географии, связанная с преобладанием
описательного метода с фиксацией особенностей распространения явлений.
Отличия апостериорного подхода - установка на поиск явлений
упорядоченности, планирование исследования как эксперимента и
заключительный синтез. Примеры реализации апостериорного подхода: биосфера
Вернадского, континуум организмов Раменского-Глисона, энерго-
производственные циклы Колосовского, этногенез Гумилева, расширяющаяся
планета Мантовани-Хильгенберга-Кириллова и др.
Пути географического исследования
Два пути в современной географии, нацеленные на изучение изоморфизмов
(подобий) и связей. География как наука об ареалах. Поиск универсальных
закономерностей размещения разнородных явлений на земной поверхности и их
описание с помощью моделей и математических методов. Концепции центральных
мест, распространения инноваций, хозяйственных кластеров. Построение
иерархий (на примере географии населения и/или геоморфологии). География
как наука о геосистемах. Роль потоков энергии, вещества и информации в
поддержании системообразующих связей. Идея поляризованного развития,
исследования феномена «центр - периферия» на локальном, региональном и
мировом уровнях. Промышленные узлы. Глобальные проблемы как результат
международной поляризации. Идея поляризованной биосферы. Обобщающая
концепция нуклеарных (ядерных) геосистем. Изучение сетей - связующее звено
двух альтернативных направлений в географии. Отражение особенностей
национального мировоззрения (по Г.Гачеву) в российской и англо-американской
географических школах.
Пространственное измерение
Геоцентризм или космизм? Ограничение сферы интересов географии земной
поверхностью при геоцентрическом подходе. Принятое допущение об
автономности глобальных процессов в климатологии, гидрологии и
геоморфологии. Развитие идей А.Л.Чижевского о влиянии космоса на природу,
население и хозяйство в современной географии: солнечно-земные и
межпланетные связи. География как наука о континентах и островах.
Альтернативные представления о земноводных комплексах и системах,
акватерриториальных производственных комплексах, прибрежных зонах.
Комплексные исследования мира пещер. Установки землеведения - науки о
планетарной системе. Иерархичность геосистем.
Временное измерение
Циклы или тренды? Ориентация на изучение периодических явлений в
зависимости от движения Солнечной системы, модификация и коррекция теории
М.Миланковича. Современный статус концепции четвертичных оледенений.
Иерархия природных циклов. Статические методы изучения периодических
явлений, вейвлетный анализ. Альтернативный метод наложенных эпох.
Возможности практического использования знаний о высокочастотных изменениях
(на примере сверхдолгосрочных гидрологических прогнозов Е.А.Леонова).
Обновленная фенология (использование дистанционных методов и применение
NDVI). Разработка идеи экономических циклов Н.Д.Кондратьева.
Геополитические ритмы глобальной интеграции-дезинтеграции.
Палеогеографические исследования направленных изменений природы,
современные взгляды на эволюцию Земли. Развитие общества: конвергенция или
дивергенция? Конвергенция в посткоммунистическом мире. Продолжение линии
Данилевского-Тойнби в наши дни. Столкновение цивилизаций С.Хантингтона.
Смена хозяйственных укладов.
Парадоксы генетического анализа
Генетическая установка в биогеографии, почвоведении, геоморфологии,
ландшафтоведении и культурной географии. Трудности идентификации
происхождения, обусловленные разнородностью и разнокачественностью
изучаемых образований. Предлагаемые решения. Критика генетического
подхода. Случаи субъективности и неоднозначности выводов, невозможность их
опровержения. Альтернатива: отказ от рассмотрения генезиса сложных объектов
и обращение к структурно-функциональному анализу (на примерах американской
морфологической школы почвоведения и флювиальной геоморфологии).
Проблема географического состава
Представляют ли собой природа определенной территории, хозяйство и
население с его культурой единое целое? Традиционный положительный ответ в
описательном страноведении и краеведении. Попытки обновления
общегеографической картины мира через представления о тотальных или
культурных ландшафтах. Критика этих построений с позиций науковедения.
Альтернатива: раздельное рассмотрение природы, хозяйства, населения и
культуры. Недостатки аналитического подхода: игнорирование реально
существующих вещественно-энергетических и информационных связей, отношений
и изоморфизмов. Снятие противоречий в ментальной географии и концепции
нуклеарных геосистем.
Проблема метода
География или фундаментальные науки? Единство объекта у географии и
множества смежных наук (земная природа и человек с его экономикой) и
различие предметов в зависимости от особенностей аспектов изучения.
Значение качества и специфичности исследовательских средств в географии.
Характеристики нового знания, которое дают и могут дать собственно
географические методы по сравнению с отраслевым инструментарием.
Сопоставление подходов биогеографии и экологии, ландшафтоведения и
экологии, геоморфологии и геологии, экономической географии и региональной
экономики, географии населения и региональной демографии. Методология и
методы географического исследования связей и отношений: геоинформационные
системы, сопряженный геохимический анализ, причинно-следственный синтез,
мультипликационный анализ, пространственно-временное сканирование и др.
География или географии? Проблема внутренних связей
Три подхода к организации географических исследований: 1)
самостоятельный поиск частных дисциплин, 2) так называемые комплексные
работы, при которых заинтересованные участники используют результаты,
полученные коллегами и 3) интеграция вокруг центральной идеи. Абсолютное
преобладание исследований первого типа и последствия разобщенности
географов. Комплексное направление (примеры: географические стационары,
подготовка атласов и схем регионального развития) и его ограничения.
Неразвитость географического синтеза и его субъективные причины (недостаток
внимания, недооценка значимости, традиционная отраслевая ориентация
большинства географов, отсутствие поддержки и др.). Важность реализации
интеграционных проектов.
Проблема прогноза
География, возникшая и долго развивавшаяся как наука, которая
обеспечивает важнейшую потребность человека в прогнозе географических
явлений в пространстве (с помощью карт и описаний), в последнее время все
чаще обращается к прогнозу во времени. Традиционные направления работ
географов - прогнозирование сезонных явлений и стихийных бедствий.
Применяемые альтернативные методы: вероятностные расчеты и
детерминистический анализ, основанные на знании солнечно-земных и
межпланетных связей. Метод географических аналогий. Принципы актуализма их
ограничения их применения. Удачные и неудачные решения прогностической
задачи на примере Каспия. Вклад географов в оценку воздействия на
окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности. Стратегическая
и кумулятивная оценка как специально-географические задачи.
Проблема планирования
Переход от описания пространства к разработке научных основ его
оптимальной организации. Выбор руководящей концепции. Противоречие между
потребностями и располагаемыми ресурсами и его разрешение географическими
средствами в современных схемах территориального планирования. Концепция
ландшафтного планирования, отечественные и зарубежные примеры ее
осуществления. Понятие о природном (экологическом) каркасе региона,
природные и элементы каркаса. Культурный каркас территории. Участие
географов в стратегическом планировании. География и построение «зеленой»
экономики.
Приложение географических знаний
Влияние социально-экономических сдвигов в стране и в мире на положение
географии. Современные потребности общества в отношении географической
информации, наблюдаемые тенденции и ожидаемые изменения. Обострение
конкуренции между географией и пограничными дисциплинами на рынке
информационных услуг. Нетрадиционные и относительно новые «экологические
ниши» географов (экологический менеджмент, экологический аудит, ландшафтное
планирование, производственный мониторинг, экологический и этнографический
туризм и др.). Географ как генералист в междисциплинарных коллективах.
Вклад географов в развитие инновационных процессов. Краеведение и
страноведение XXI века: территориальный мониторинг, создание региональных и
национальных обзоров на основе концепции устойчивого развития с
использованием системы соответствующих индикаторов.

5. Рекомендуемые образовательные технологии
В процессе преподавания используются различные виды образовательных
технологий: развивающее и проблемное обучение, лекционно-семинарско-
зачетная система обучения, технология развития критического мышления,
использование в обучении игровых методов, проведение «круглых столов». При
чтении данного курса применяются такие виды лекций как вводная, обзорная,
проблемная, лекция-информация и лекция-визуализация.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Основные виды самостоятельной работы студентов - работа с литературными
источниками, картографическими материалами, Интернет-ресурсами для более
глубокого ознакомления с отдельными проблемами землеведения. Результаты
работы оформляются в виде рефератов и/или докладов с последующим
обсуждением. Темы рефератов соответствуют основным разделам курса.
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в течение
семестра проводится несколько устных опросов, тест-контрольных работ и
коллоквиумов.
Форма итогового контроля - зачет по практическим и семинарским занятиям.
Экзамен по лекционному курсу.
Перечень контрольных вопросов и заданий
1. Что отличает настоящую проблему от научной задачи или вопроса?
2. Как география изучает связи?
3. Приведите примеры исследования изоморфизмов (подобий).
4. Что лежит в основе цикличности в экономике?
5. Причины цикличности природных процессов.
6. Происхождение широтной зональности и высотной поясности на суше.
7. В чем сущность метода наложенных эпох?
8. С помощью какого метода можно выявить формы пространственной
упорядоченности?
9. Чем связаны физическая и социально-географическая ветви географии?
10. Прогноз по аналогии и экстраполяции.
Перечень тем рефератов и заданий
1.Понятие проблемы в науке. Этапы и пути географического исследования.
1. Методология и методы пространственного анализа.
2. Методы анализа временных рядов.
3. Анализ и синтез причинно-следственных связей.
4. Методы анализа индивидуальных географических представлений.
5. Деловая игра: оценка воздействия на окружающую среду линейного
сооружения.
6. Деловая игра: разработка альтернативных сценариев развития региона.
7. Деловая игра: стратегическая оценка последствий вступления России в
ВТО.
8. Краткое комплексное описание страны или региона с использованием
системы показателей состояния населения, хозяйства, окружающей среды и
природных ресурсов.
9. Рейтинговый анализ общегеографических или специальных географических
терминов практического и прикладного содержания по Интернету.
Перечень вопросов к экзамену
1. Природа проблемы.
2. Биосфера и географическая оболочка: соотношение понятий.
3. Территория как ареал и как геосистема.
4. Космические воздействия на планету и автономность Земли.
5. Учет роли речного стока в физической и социально-экономической
географии.
6. Противоречивые свойства природы (на примере почв - почва-память и
почва-арена).
7. Гносеологические конфликты при изучении происхождения географических
объектов.
8. Сравнительное страноведение как решение проблемы глобализации.
9. Плитная и ротационная альтернативы в землеведении и глобальной
геоморфологии.
10. Ландшафт как объект и как представление о месте.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
Географические научные школы Московского университета. Гл.
редактор академик Н.С. Касимов. М.: Изд. Дом «Городнец», 2008. - 680 с.
Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н., Носонов А.М. Теория и
методология географической науки. - М.: Владос, 2005. - 463 с.
Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М.:
Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
б) дополнительная литература
Бакланов П. Я. Территориальные структуры хозяйства в
региональном управлении. - М.: Наука, 2007. - 239 с.
География, общество, окружающая среда. Под редакцией Н.С. Касимова. В
7-ми томах. М.: Издательский Дом «Городец», 2004.
Дронин. Н.М. Эволюция ландшафтной концепции в русской и советской
физической географии. М.: ГЕОС, 1999. - 232 с.
Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образ
пространства. М.: Аграф, 2004, - 512 с.
Ласточкин А.Н. Системно-морфологическое основание наук о Земле
(геотопология, структурная география и общая теория геосистем). СПб.:
Издательство НИИХ СПбГУ, 2002. - 762 с.
Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: Владос, 1998
Проблемы теоретической геоморфологии. Под ред. Г.С. Ананьева, Л.Г.
Никифорова, Ю.Г. Симонова. М.: Издательство МГУ, 1999. - 512 с.
Ретеюм А.Ю.Земные миры. М.: Мысль, 1988. - 266 с.
Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической
географии. М.: Ойкумена, 1999. - 256 с.
Скопин А.Ю., Хаггет П. Общая география: глобальный синтез. Учебник.
Pearson Education, 2005.
Современные глобальные изменения природной среды. В 2-х томах. Отв.
ред. Н.С. Касимов, Р.К. Клиге. М.: Научный мир, 2006. -
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Методические материалы по лекционному курсу, практическим и семинарским
занятиям представлены на сайте:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Оборудование
Компьютерный класс на 15 мест, оборудованный вычислительной, печатающей
(цветной), сканирующей и копировальной техникой, персональный компьютер
типа ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации презентаций.
8.2. Материалы
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021000 География.

Разработчики:
|Географический факультет | Профессор |К.Н.Дьяконов |
|МГУ им. М.В. Ломоносова |Профессор |Н.С. Мироненко |
| |Профессор |А.Ю.Ретеюм |
|Эксперты: | | |
|Таврический национальный | Профессор |В.А.Боков |
|университет имени В.И. | | |
|Вернадского | | |












Список разработчиков ПООП, экспертов
Разработчики:
|Географический факультет МГУ | Декан |Н.С.Касимов |
|имени М.В. Ломоносова | | |
|Географический факультет МГУ | Зам. декана по УМО |Э.П.Романова |
|имени М.В. Ломоносова | | |
|Географический факультет МГУ |Зав.кафедрой |В.Е.Шувалов |
|имени М.В. Ломоносова |экономической и | |
| |социальной географии | |
| |России | |
|Географический факультет МГУ |Зав.кафедрой |К.Н.Дьяконов |
|имени М.В. Ломоносова |физической географии и| |
| |ландшафтоведения | |
|Факультет географии и |Декан |В.И.Федотов |
|геоэкологии Воронежского | | |
|государственного университета | | |
|Географический факультет |Декан |А.И.Зырянов |
|Пермского государственного | | |
|университета | | |

Эксперты:
|Тихоокеанский институт географии | Директор |П.Я.Бакланов |
|РАН | | |
|Институт геоэкологии РАН |Зам. директора |А.В.Викторов |
|Всероссийский институт научной и |Зав.отделом |К.С.Лосев |
|технической информации РАН | | |






Программа одобрена на заседании Президиума УМС по географии от 18-19
февраля 2011 г., протокол ? 1-гео/умо.



Председатель УМС по географии УМО по классическому университетскому
образованию, академик РАН

Н.С.Касимов