Кто держит паузу
Я не признаю ту форму начала работы, когда Режиссер легко вздохнул и, улыбнувшись иронично, говорит актерам: 'Ну, давайте начнем. Попробуем разораться, что это такое пьеса и как ее играть'. Мне случалось сталкиваться с такими режиссерами, и мое отношение к ним определилось: этот человек либо лукавит (все знает, куда и как поведет, но притворяется незнающим) - тогда это нечестная игра: зачем сажать взрослых людей за парту начальной школы? Либо этот человек действительно собирается разобраться в пьесе по ходу работы. Тогда он не готов, тогда некуда ему вести людей, тогда он не режиссер.
Задача режиссера - убедить, увлечь в дело. Задача актеров - воспринять, увлечься. И идея и философия будущего произведения должны касаться тех, кто вступает в работу. Затрагивать их. Вот первая проверка результата. Случилось объединение на первой стадии или нет? В этот момент складывается (или не складывается) коллектив, который будет в течение нескольких месяцев делать общее художественное произведение. Как это трудно, К каким начальным последствиям ведет ошибка в выборе даже одного человека. Один может испортить все.
Особенно трудно, когда ты не очень хорошо знаешь труппу, как это было со мной в Театре имени Моссовета. Многое на глазок, или по совету, или по интуиции. Но один из моих принципов я соблюдал твердо. Я сам двадцать с лишним лег актер и хорошо знаю, как неприятно узнавать о своем назначении на роль из приказа. И насколько достойнее чувствуешь себя и больше доверяешь режиссеру, когда роль тебе предложена или обещана, а приказ только подтверждает это.
Я поставил десять спектаклей, и всегда, даже исполнителям самых маленьких ролей, делал предложение сам, с каждым имел разговор. Если человек отказывался-убеждал, сколько мог (чаще эго удавалось). Но если не удалось убедить. - его не назначали. С моей стороны это не тактика для достижения контакта, а потребностъ. На этих предварительных разговорах мы знакомимся. Ситуация острая: для актера такое предложение всегда либо радость, либо досада (тогда сильная), либо неожиданность. Во всех случаях эмоциональные актерские натуры вспыхивают в этот момент, многое в них открывается.
Конструкция завязки
Действие развивается в течение суток. От полудня субботы до полудня воскресенья.
Для обитателей дома Барабошевых, для жителей этого маленького государства, обнесенного каменными стенами, это день и ночь шквальных событий. Все персонажи переживают высшие точки своего существования. Кипение страстей. На кону благополучие. Все тайное, припрятанное, приготовленное оружие обнажено, и силы сшиблись в лобовом столкновении. Но оказалось, что не все спрятанное было предъявлено. Еще запас остался, и еще новые, совсем неведомые силы вмешались - Сила Грозное, например. Тут и заколыхались весы успеха. Начались неожиданности, и победа пришла к тем, кто ее уже вовсе не ожидал.
Сцена первая - заговор Филицаты.
Старая нянька решается на бунт. Она не за себя воюет. Она решила спасти свою любимицу Поликсену. Хватит ей мучиться и сидеть, 'как в тюрьме',- она, Поликсена, на грани взрыва, и тогда, с ее-то характером, бог знает что произойти может.
Действие-опередить разрушительный бунт Поликсены более мягким средством - заговором. Направлен заговор против Мавры, Амоса и Никандра.
Филицате нужны союзники. В первом диалоге она 'прощупывает' Зыбкину. Говорит ей вслух крамольные слова о хозяевах и вглядывается - что та? А та настолько погружена в предстоящее унижение - просьбу об отсрочке долга,- настолько пронизана мещанскими 'приличиями', что пугается вольностей Филицаты. В результате нянька даже не сказала Зыбкиной, что предмет страсти Поликсены - ее сын, Платон Зыбкий, что заговор-то в его пользу. Не сказала, потому что поняла: это не союзник, больно робкая, больно зыбкая. А тут еще слоняется садовник Глеб, вечно подслушивающий н готовый донести. Он и сейчас бродит где-то возле беседки, в которой происходит разговор' мелькает за деревьями. Правда, на Глеба тоже есть управа-он вор, и Филицата знает это. Она дает ему понять, что молчит о его делишках до поры до времени. Кто же союзник? Поликсена? Нет, слишком горяча, действовать нужно без нее, хотя и ради нее. Платон? Нет, слишком прямолинеен, для заговора не годится. Только один союзник и есть у Филицаты. Сильный, невероятный. Но он пока тайна. Она собирается за ним куда-то далеко, в Преображенское, прикрываясь смутными ссылками на какую-то будто бы 'ворожбу'. И все же действие началось.
Итак, сцена первая - заговор Филицаты.
Мавра Тарасовна потеряла покой. Поликсена - любимица, надежда, ежеминутно необходимая рядом,- рвется из дома, от нее. Проявляет непокорность, а то и открытое неповиновение. Рушится дом. Рушится домашнее государство.
За каждой шторой, за дверью, за стенкой кто-то подслушивает. Кто там? Это садовник Глеб. 'Вор',- почти впрямую говорит ему хозяйка. Но он так длинно и темпераментно доказывает обратное, плетет такую чепуху, что лучше просто кончить пока этот разговор. Разве главное - мелкие кражи? Тут другая забота. По дому ходят слухи про сына, Амоса, и его адъютанта - приказчика Никандра. Да что слухи, у Мавры и свои глаза зоркие.
Итак, сцена вторая (в покоях Мавры) - тревожное утро хозяйки.
А вот и сын - с заплывшими, полузакрытыми глазами, в незавязанком галстуке на шее. И за ним тенью Никандр Мухояров.
Второй заговор. Совсем иной, чем заговор Фили-цаты. Здесь двигатель - не любовь и не возмущение несправедливостью. Здесь пахнет большими деньгами, большим обманом и уголовщиной.
Хозяйка дела-Мавра. Это у нее в сундуке 'большие тысячи лежат' и шкафы от серебра ломятся. Амос Панфилыч 'торгует от нее по доверенности'. Солидное имя Барабошевых дает право на большой кредит. Да и живые торговые деньги идут через руки Амоса. Впрочем, его руки тянутся не к деньгам, а к дорогим 'удовольствиям', доставляемым этими деньгами. К деньгам же тянутся ловкие руки Никандра. Вот они и играю! в четыре руки. Что же это за деньги?
'Мавра. А сколько Амос Паи филы ч взял из кассы?
Филицата. Да, говорят, тысяч двадцать пять в короткое время'.
'Амос. А уплаты?
Никандр. Уплаты и сегодня и завтрашнего дня.
Амос. Какая сумма? Никандр. Тысяч тридцать'.
'Амос. Мне нужно две тысячи на мои удовольствия'.
Вот о каких суммах говорится.
Что же это такое-пятьдесят с лишним тысяч? Сравним с двумястами рублями, которые не смог заработать старший конторщик Платон за два года службы, чтобы вернуть долг.
Филицата предлагает Грознову сводить кучера и садовника в трактир, угостить их. Дает ему на угощение рубль. И Грозной приходит и угостив и сам угостившись до сильного опьянения, Это на рубль! Амосу в этот вечер нужно на развлечение-две тысячи рублей. По размеру денег и размер заговора. Цель - утаить растраты. Выманить право на новые кредиты. Ликвидировать Платона, который со своей дурацкой честностью может составить истинный баланс и все обнаружить. Заговор направлен против Мавры и Платона. Платона надо дискредитировать - выставить темным путаником, почти сумасшедшим, а еще лучше - упрятать в долговую тюрьму. Методы самые неразборчивые. От вранья (про якобы найденного жениха для Поликсены - генерала, которому нужно много денег) до выкрадывания личных бумаг (Никандр крадет письмо Платона к Поликсене), прямых угроз и подкупа.
Глава заговора не Амос. У него в последнее время с головой плохо и 'что к чему - этого ему не дано'.
Глава - Никандр Мухояров, человек, егозящий в тени и направляющий из своей тени интригу.
Сперва они морочат Мавру Тарасовну. Морочат не очень успешно, потому что Амос сильно не в форме и сбивается. И еще потому, что Мавру вообще трудно морочить. Но в результате своего добиваются. Очередная сумма добыта.
Затем издевательски и грубо подавляют мать своего врага - Зыбкину и наконец берутся за Платона. Тут они расходятся вовсю. И результаты прекрасные: удалось сделать Мавру и Платона врагами, внушить ей подозрения. Платон пойдет в тюрьму! Победа! Правда, ценой, скажем современным языком, предынсультного состояния у Амоса Панфилыча.
Итак, сцена третья (сперва в покоях Мавры, а затем в конторе)-заговор Амоса и Никандра.
А сцена четвертая (в саду) очень маленькая, назовем ее - Поликсена решилась!
И Поликсена и Филнцата слышали громогласный скандал. Поликсена поняла, что Платон пожертвовал свободой и карьерой, чтобы только не открыть дорогим ее родственникам ее имени. Она оценила поступок. И не хочет быть в долгу.
Она посылает Филициату к Платону - чтобы нынче ночью он был здесь, в саду. В запертом, охраняемом, опасном саду. Нынче. Иначе: 'купи мне мышьяку, или я сама за ним пойду'. А у Поликсены слова с делом не расходятся. И второй раз уже звучит тема смерти, могилы.
'Вот когда моей головушке мат пришел', - восклицает Филициата, и закрывается занавес.
Итак, в субботу под ярким сентябрьским солнцем, в доме Барабошевых в Замоскворечье примерно к часу по полудни закрутится такой узел событий и страстей, который мудрено будет развязать. Затронуты жизненно важные интересы каждого.
Оба заговора против Мавры. Один - за Платона, другой - против него. Но поддерживающая сила еще не начала действовать, а враждебная разошлась вовсю. А он сам, Платон, кто он и что с ним?
Герой
Платон 3ыбкин -.бухгалтер, личный почетный гражданин, скромное, но все-таки достижение - звание, и успешное учение. С самого рождения жил в нужде, близкой к нищете. Был еще в младенчестве, когда отец разорился и попал в долговую яму, а потом умер. Любящая, нежная мать, готовая все отдать сыну. Но отдать-то нечего - ни средств, ни силы духа нет в ней. Только страх - как бы не было еще хуже. И остатки достоинства, сильно смахивающие на мещанскую благопристойность. Будем как все, - ни хуже ни лучше, - вот ее философия.
Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70