Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.tal.dax.ru/kto-derzhit-pauzu/54/index.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:14:48 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: star
Кто держит паузу
Навигация: Начало > Кто держит паузу

Кто держит паузу

Можно ли по пьесам Островского реставрировать быт купеческой Москвы? Да, конечно. Кропотливое копание в деталях дает множество сведений о костюмах, внешнем виде людей, архитектуре, планировке, традициях, укладе жизни. Можно получить представление о русских законах того времени, особенно в области имущественных отношений. Можно ясно понять обстановку домов, гостиниц, стили мебели, расстановку предметов. Исследователь много получает здесь и удаляется обогащенным. Но беда театру, который увидит в Островском прежде всего хранителя и регистратора бытовых деталей. Не буду прибегать к Цитатам. Но многие деятели театра нашего века видели в Островском прежде всего драматического поэта. Дух времени, ритм общения, язык, психология отношений, наконец, поэтический строй произведения - вот гораздо более ценный клад, оставленный нам автором.
Прошу прощения, если я говорю об очевидных вещах. Но при работе над Островским нам чрезвычайно важно было очевидное открыть самим, а не брать из чужого арсенала. Цель ясна-должна быть живая, круто замешанная жизнь с подлинными страстями и и убедительной обстановке, которая была бы способна захватить внимание современного зрителя. Как достичь этого? Откуда начать движение? От бытовых деталей, от прозаической логики к драме страстей и комизму характеров. Или другое: попробовать уловить поэтическую многозначность' обнаружить высоту обобщенности образов, предметов, слов и отсюда двигаться к нахождению деталей-жестов, интонаций, достоверность которых была бы результатом художественной работы воображения.
Да, Островский великий знаток быта. Но он еще и творец быта. Обстановка, окружающая его персонажей, не просто фон. Это и художественно смонтированный мир, где каждая деталь имеет не только общеупотребительный смысл, но некое символическое значение, порожденное контекстом данного произведения.
Неоднозначность грозы как атмосферного явления в пьесе 'Гроза' - общепонятна.
Волга в 'Бесприданнице'. Волга - черта, за которой другая жизнь, спасение: 'как там хорошо, на той стороне'.
Волга унесла любимого - уплыл Паратов. По ней же он и вернулся на пароходе, с громом, с пальбой из пушек. Волга манит Ларису как избавление. Голова кружится, когда смотрит на реку с высокого обрыва.
Здесь, на самом берегу, и ее гибель.
По быту-город стоит на реке Волге. По пьесе - Волга разделяет судьбы, отрывает друг от друга, отделяет вчерашнее веселье от сегодняшнего похмелья.
В кабинете у Карандышеоа висит оружие на турецком ковре. По быту-деталь обстановки, декоративное украшение. Но мне кажется, есть в этом еще и символ скрытой агрессивности Карандышева, проявление комплекса человека слабого и незащищенного, и в результате - пистолет в руках и выстрел.
Или взять шампанское. Вожеватов простудился от шампанского и им же лечится. Примирение после серьезной ссоры - подать шампанского. Карандышев при составлении меню настаивает на шампанском, хотя оно дорого. Всевозможные шутки с шампанским. По поэтике пьесы - это новая единица измерения благополучия: дорогой заморский хмель.
В пьесе 'Не было ни грошг', Да вдруг алтын' - тема забора, загородки.
Полицейское предписание: ЗаРњРьг должны быть без дыр, выпрямлены и покрашен)'. С разговора об окраске и начинается пьеса. И с такой глобальной серьезностью Тигрий Львович Лютий требует приведения в порядок заборов, будто тут корень жизни. И развивается эта тема и в комическую и в трагическую символику. Елеся уж начал красить, так его не остановишь - все окрасил, в том числе и собственную будущую тещу. Невероятная и великолепная гипербола.
Суд будет строг, если Елеся целовал купеческую дочь, переступив загородку. Если ^е не переступив - смягчение. Опять загородка решает
Кабы не дыра в заборе, может, Крутицкий и не зашел бы в сад в своем умопомрачений и не повесился бы на дереве.
Говорил же Тигрий Львович: заделай дыру, не ровен час, вырастет небывалый Фрукт на дереве.
Заборы - символ расчерченной полицейской распорядительности. Оградить! Ану не выходит. Никаким забором не загородишься Ни от беды, ни от оговора, ни от смерти.
А шинель Крутицкого - нища рваная, бывшая, а он не расстается с ней ни в холод, ни в жару. Говорит про нее, любит ее. А в ней тайна, секрет: тыщи несметные вшиты, спрятаны. На себе богатство носит.
Символы у Островского не словесные, вещные, манкие для актера, для вскрытия (Фужин характера. Для действия. Это ключи к мизансценам, ключи к психологическому рисунку.
Какие же символы искали мы в нашем спектакле?

Ключи.
'Яблоки! Яблоки! Яблоки!'- .-этим криком торговца-разносчика начинается спектакль. И тут же вступает другой голос: 'Яблоки мочены?’'
Третий, женский: 'Хорошие ,(блоки'.
Голоса сливаются в аккорд: ,<Я-бло-ки!'
На сцене яблоневый сад в сентябре. Упоминание Островским яблок в этой пьесе настолько многократно, что это никак не может быть случайностью.
В первой же сцене речь идет о том, что садовник Глеб ворует яблоки мешками.
Во второй сцене целый диалог посвящен тому, что яблок сильно поубавилось, 'точно Мамай со своей свитой прошел'. И тема сторожа-ундера возникает именно в связи с необходимостью сторожить яблоки.
По втором акте Филицата приходит в гости к Зыбкиной, неся в подарок яблоки.
Грознопа угощают яблоками, и опять целый небольшой диалог о сорте, о ценах на этот продукт.
В третьем акте на сцене два мешка яблок, приготовленных для выноса, и сцена кражи.
Филицата, соединив молодых для тайного свидания, дает им 'по яблочку, чтоб не скучно было'.
Наконец, катастрофа Платона наступает, когда он застигнут как якобы 'яблочный вор'.
Если учесть, что у Островского был вариант названия этой пьесы - 'Райские яблочки', то мы утвердимся в мысли о символическом значении яблок в пьесе.
Послушаем, в каких странных сравнениях и словосочетаниях возникает этот фрукт:
'Филицата. Меркулыч, ты мешок-то с яблоками убрал бы куда подальше; а то в кустах-то его видно…
Глеб. А ты почем знаешь, что он с яблоками? Может, там у меня жемчуг насыпан?
Филицата. Не жемчуг, видела я'.
'Мавра Тарасовна. Вижу я, Меркулыч, что тебе у нас жить надоело.,. Оглядись хорошенько, что у нас в саду-то! Где ж яблоки-то?:
Поликсена (смеясь), Яблоков уберечь не можете, а хотите…
Мавра Тарасовна. Это ты что же, миленькая, с кем так разговариваешь?'
'Зыбкина. Яблочка не у годно ли?
Грознов (берет яблоко с тарелки). Налив?
Зыбкина. Белый налив, мягкие яблоки.
Грознов. В Курске яблоки-то хороши… Бывало, набьешь целый ранец.
Зыбкина. А дешевы там яблоки?
Грознов. Дешевы, очень дешевы.
Зыбкина. Почем десяток?
Грознов. Ежели в саду так солдату задаром…'.
'Глеб. Я вот. Мавра Тарасовна, рассуждаю стою, что пора бы нам яблоки-то обирать. Что они мотаются! Только одно сумление с ними да грех…'.
'Барабошев. На словах ты, братец, патриот, а на деле фрукты воруешь',
'Парень этот ни в чем не виноват; яблочков он не воровал, взял, бедный, одно яблочко, да и то отняли, попробовать не дали'.
Я процитировал часть разговоров о яблоках в пьесе. Упоминаемый в таком количестве предмет приобретает метафорический смысл. Ворочающая тысячами Мавра пропускает мимо ушей хищение крупной суммы, но терпеливо допытывается, почему яблок стало меньше. В этом ее мелочность. Но есть и другое: под яблоками мы разумели кражи вообще, которые завелись в доме, и Глеб понимает это. И, конечно, не только яблоки он крадет в переполненной яблоками Москве. Мы с Д. Покровским, автором музыкального оформления спектакля, открыли сборник нотных записей- крики торговцев того времени. Яблочные торговцы составляют специальный раздел -так много их было.
Так неужто Глеб нервничает из-за выноса пары мешков яблок? Нет) Он вор разнообразный и с размахом. Не знаю, крадет ли он жемчуг, но серебряные подносы и все, что плохо лежит, он не пропустит. Это и нашло выражение в мизансценах, образующих роль садовника Глеба.
Глеб ухватил Платона на свидании с Поликсеной. Речь идет о судьбе молодого человека.
'Платон. Ну, не губи ты меня и Поликсену Амосовну [
Глеб. Ее дело сторона… А ты как сюда попал, какой дорогой?.. Мне за вас напраслину терпеть.
Платон. Да об чем ты?
Глеб. Об чем? Об яблоках. (Громко.) Караул!'
На всех острых поворотах пьесы возникает у нас яблоко как символ сокровенного, желанного и окруженного опасной тайной. Райские яблочки с древа познания.
'Взял, бедный, одно яблочко, да и то отняли, попробовать не дали'.
В спектакле яблоки дали ключ к оформлению и ко многим мизансценическим ходам.
Сад Барабошевых. Центр композиции - огромная яблоня. Яблоки на ветках. Яблоки на земле - валяются под ногами. Говорят, что беречь, стеречь надо, а они-вот валяются, через них переступают, по ходят.
Громадная ветка с яблоками и над крышей дома. Художник спектакля В. Левекталь предлагал такой трюк. В нужное время, во время напряженной паузы, яблоко (тяжелое, налитое) срывается с ветки, падает на железную крышу, с грохотом катится по ней. С еще большим грохотом летит, стуча внутри водосточной трубы по всем ее коленам, и,,, плюхается в кадку с водой. И тишина. И так несколько раз за первый акт, Потом отказались от этого - уж слишком внешний, механический трюк. Но соблазнительно было очень, признаюсь.
Во втором акте. Комната Зыбкиных. Нищета. Все продали, чтобы долг отдать. Голые стены. Стол, два стула, диван -все, что осталось. И два крупных яблока на пустом столе. Они должны подчеркнуть пустоту стола, бедность.
В третьем акте мы мизансценически продлили игру с яблоками.
Филицата предложила молодым 'по яблочку', они их не взяли - не до того. Яблоки лежали на перильцах беседки. А потом бесшумно появился Глеб. Началась провокация. Он взял яблочки и шутливо, дружески спугнул страстный поцелуй, одно Поликсене подарил и отправил ее в дом, второе вложил в руку Платона. Да руку-то н зажал. И… закричал: 'Караул!' А свои люди тут же наготове. С поличным.
Выскочили все обитатели. Вор! И яблоко в руке!
- На что мне ваши яблоки!-сказал: Платон и кинул его на землю. Покатилось к центру, к авансцене.

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS
Подобные пьесы:
  • No related posts