Что день грядущий
АНТОН ЧЕХОВ
'ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ МНЕ ГОТОВИТ?'
пьеса Алексея Литвина
по мотивам 'Рассказа неизвестного человека'
в двух действиях.
Москва, Белгород 1997-2001г.
Действующие лица: ******************************************
ОРЛОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ - Петербургский чиновник с холодным,
потертым и неприятным лицом.
Картежник.
НЕИЗВЕСТНЫЙ - Степан, его лакей.
ПОЛЯ - его горничная, хорошо упитанная,
избалованная тварь.
ЗИНАИДА ФЕДОРОВНА КРАСНОВСКАЯ - на вид не более 25 лет,
Белое лицо, с мягкими
линиями.
КРАСНОВСКИЙ - ее муж, офицер тайной полиции.
ПЕКАРСКИЙ - гость, лет сорока пяти, лицо
серьезное, как у греческого
философа.
КУКУШКИН – гость, толстое пухлое туловище,
с маленьким, худощавым лицом.
ГРУЗИН – сын генерала, подслеповатый
блондин в золотых очках.
СОНЯ - дочь Зинаиды Федоровны,
появляющаяся на свет, в день,
смерти матери. В финале ей 3 года.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ: 'ПЕТЕРБУРГ'
КАРТИНА ПЕРВАЯ
// Не очень сильно освещенный кабинет господина Красновского. Он – за столом. Перед ним на стуле сидит Неизвестный. //
П А У З А
КРАСНОВСКИЙ: Ну?
НЕИЗВЕСТНЫЙ: А скажите, – почему выбор пал именно на меня?
П А У З А
КРАСНОВСКИЙ: Мне не положено посвящать людей в маленькие тайны нашего ремесла, но вам: так и быть, я скажу. Во-первых, вы дворянин, во-вторых, – вы образованный человек, и, в третьих, – вы отставной лейтенант нашего флота.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Этот послужной список, имеют не мало людей в Петербурге.
КРАСНОВСКИЙ: Вы правы.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Так значит, что-то еще?
П А У З А
КРАСНОВСКИЙ: Ну, допустим то, что несколько дней назад у вас началась чахотка.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: /крайне удивленно/ Вам даже это известно?
КРАСНОВСКИЙ: Нам известно многое. Но главное, что нам известно, это то, что Вас давно раздражает обыкновенная обывательская жизнь, и что Вам давно хочется душевного покоя, здоровья, сытости и хорошего воздуха. Я не уверен, но думаю, не ошибусь, если скажу, что Вам каждый день снятся горы, море, женщины и прекрасная музыка.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Вы способны даже проникать в сны?
КРАСНОВСКИЙ: Ну не преувеличивайте наши скромные возможности.
П А У З А
НЕИЗВЕСТНВЙ: Поразительно!
КРАСНОВСКИЙ: Вы о чем?
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Да, нет , так: Ни о чем!
КРАСНОВСКИЙ: А все-таки?
НЕИЗВЕСТНЫЙ: А если я скажу, что я хочу жениться, уехать из Петербурга и посвятить себя литературе?
КРАСНОВСКИЙ: Это будет не правдой! Потому что вы крамольник!
Вы и ваши товарищи! И мы знаем ваши настроения! И вы их знаете!! Так что не будем терять времени!!!
П А У З А
Чаю?
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Нет.
П А У З А
Хорошо. Изложите, пожалуйста, суть дела.
КРАСНОВСКИЙ: Значит, вы согласны?
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Ну: вроде как:
КРАСНОВСКИЙ: Хорошо. / Не сразу./ По причинам, о которых теперь не время говорить подробно, вы должны будете поступить в лакеи к одному петербургскому чиновнику, по фамилии Орлов.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Орлов!?
КРАСНОВСКИЙ: Да. Но не к самому Орлову, – известнейшему государственному человеку, а к его сыну - Георгию Ивановичу, в возрасте тридцати пяти лет.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Он тоже представляет для вас интерес?
КРАСНОВСКИЙ: В общем, – нет. А вот его отца, мы считаем серьезным врагом своего дела, и расчитываем, что, живя у его сына, вы, – по разговорам, которые услышите, по бумагам и запискам, какие будете находить у него на столе, в подробностях изучите планы и намерения его отца.
П А У З А
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Это все?
КРАСНОВСКИЙ: Пока все.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Пока?
КРАСНОВСКИЙ: Пока.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Мне все-таки хотелось бы знать возможные перспективы.
КРАСНОВСКИЙ: Перестаньте! Вы человек военный!
НЕИЗВЕСТНЫЙ: В прошлом.
КРАСНОВСКИЙ: Ну, не в таком далеком!
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Куда вы клоните?
КРАСНОВСКИЙ: Никто не будет заставлять вас делать что-то, что могло бы запятнать вашу честь подданного Его Величества!
П А У З А
НЕИЗВЕСТНЫЙ: И как долго мне пребывать в лакеях?
КРАСНОВСКИЙ: Как только узнаете все подробности, касающиеся угрозы нашему Отечеству.
П А У З А
НЕИЗВЕСТНЫЙ: А моя внешность Вас не смущает?
КРАСНОВСКИЙ: Петербург - не Испания! Наружность мужчин здесь не имеет большого значения даже в любовных делах и нужна только представительным кучерам и лакеям.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Красивый разворот! Как я должен вам докладывать о результатах своей работы?
КРАСНОВСКИЙ: Об этом не беспокойтесь. У нас на этот счет большой опыт. Итак, как это не смешно и даже дико прозвучит, – постарайтесь не видеть для себя ничего унизительного в том, что вам придется большую часть времени проводить в лакейском фраке, стоя около двери.
НЕИЗВЕСТНЫЙ: Я постараюсь, хотя не уверен, что у меня получится.
КРАСНОВСКИЙ: Все у тебя получится, Степан!
НЕИЗВЕСТНЫЙ: /Крайне удивленно/ СТЕПАН!?!
КРАСНОВСКИЙ: Степан!!! Сте - пан!
/ з а т е м н е н и е /
К А Р Т И Н А В Т О Р А Я
// Дом Орлова. Очень много книг. 11 часов утра. Орлов просыпается. Звонит в колокольчик. Появляется Степан. Долгая молчаливая сцена умывания. Степан изредка покашливает. //
ОРЛОВ: У тебя что, чахотка?
СТЕПАН: Не знаю, Георгий Иванович.
//П А У З А. Орлов тщательно вытирается, изучая 'нового лакея'//
ОРЛОВ: Тебе сниться что-нибудь?
СТЕПАН: Мне?
ОРЛОВ: Тебе, тебе:
СТЕПАН: /Не сразу./ Венеция: Горы, женщины, музыка, море: Я же на флоте служил, понимаете? Фрак?
ОРЛОВ: Нет. Мундир.
//П А У З А. Идет сцена тщательного одевания.//
СТЕПАН: Удивляюсь, я вам, Георгий Иванович! Как вы с такой необыкновенной быстротой читаете? Столько книг, и на трех языках!! Сами привозите каждый день, да еще из магазинов присылают! И, философия, и французские романы, и политическая экономия, и финансы, и новые поэты, – и все прочитывается с одинаковой быстротой и с одним и тем же ироническим выражением глаз!
ОРЛОВ: А ты заметил?
СТЕПАН: Да как такое не заметить!
// Входит Поля с подносом: кофе, свежие газеты, сухарики. Ставит все на стол.//
ПОЛЯ: Пожалуйте, Георгий Иванович!
// Орлов подходит к столу и садится.//
ОРЛОВ: У нас в комнатах чем-то воняет.
СТЕПАН: /Не сразу./ Нет. Воздух чист.
ОРЛОВ: А я говорю, что воняет!
СТЕПАН: Я каждый день отворяю форточки.
ОРЛОВ: Не рассуждай, болван!!
ПОЛЯ: /Зная хозяина лучше./ А в самом деле, какой дурной запах! Откуда бы это? Степан! Отвори в гостиной форточки и затопи камин. / Шипит пульвелизатором./
// П А У З А. Орлов пьет кофе и просматривает газеты. Поля и Степан у дверей.//
ОРЛОВ: /читает/ ' Петербург - не Италия, наружность мужчин здесь не имеет большого значения даже в любовных делах и нужна только представительным кучерам и лакеям. / Усмехается, глядя на Степана. Поля тоже смеется./ Перо, бумагу.
// Поля подает письменный прибор. П А У З А. Орлов что-то пишет, грызя сухарик. Заканчивает, встает, берет кожаный портфель и подходит к Степану.//
Ты поедешь на Знаменскую и отдашь это письмо Зинаиде Федоровне Красновской в собственные руки. Но сначала, спроси у швейцара, не вернулся ли муж, то есть господин Красновский. Если он вернулся, то письма не отдавай и поезжай назад. В случае, если она спросит, если кто у меня, то скажи ей, что с восьми часов у меня сидят три каких-то господина и что-то пишут. / Отдает письмо и уходит./
ПОЛЯ: /Не сразу, убирая со стола, пародирует сцену передачи письма./ Зинаида Федоровна дома? /Меняет голос на писк./ Это я! /Опять меняет голос./ Письмо от Георгия Ивановича. /Пищит./ Кланяйтесь и благодарите! Есть кто-нибудь у Георгия Ивановича? /Меняет голос./ Какие-то три господина, что-то пишут. /Пищит./ Кланяйтесь и благодарите!
СТЕПАН: Поля, скажите, почему вы меня возненавидели? Причем с первого дня! Что вас так раздрожает!? Моя неумелость, моя нелакейская наружность, моя болезнь? Что? Ответьте?! Или то, что я не ворую вместе с вами, или не изъявляю никакого желания стать вашим любовником?! Это вас оскарбляет!?!
ПОЛЯ: Вы чужой человек.
П А У З А
СТЕПАН: /Одевается, чтобы идти./ Поля, вы в бога веруете?
ПОЛЯ: /Продолжая убирать 'завтрак'./ А то, как же?
СТЕПАН: Стало быть, вы веруете, – что будет Страшный Суд и что мы дадим ответ богу за каждый свой дурной поступок?
ПОЛЯ: Ты опять не давал мне спать!
СТЕПАН: Я?
ПОЛЯ: Ты! В больнице тебе лежать, а не у господ служить!
СТЕПАН: /Уходя./ Поля, когда я смотрю на ваши сытые и холодные глаза, я понимаю, что у Вашей цельной, вполне законченной натуры нет ни бога, ни совести, ни законов, и что если бы мне понадобилось кого-то убить, что-то поджечь или украсть, то за деньги я не мог бы найти лучшего сообщника, чем вы! /Уходит./
ПОЛЯ: /В дверь./ Вы не человек, а нечто стоящее неизмеримо ниже!!!
/П А У З А. Возвращается к столу, достает пудреницу, садится на стол
и начинает красится, напевая./
'Что день грядущий мне готовит?'
з а т е м н е н и е
КАРТИНА ТРЕТЬЯ:
// Тот же дом. Около 11 часов. Степан у окна изучает почту. Звонок в дверь. Степан оставляет свое 'занятие' и идет открывать. Входит Красновская.//
ЗИНА: Георгий Иванович встал?
/Степан не успел ответить, как Красновская прошла к кровати Орлова. В дверях появляется Поля с двумя огромными чемоданами./
ПОЛЯ: Это Зинаида Федоровна! Вот мы какие!!
// Орлов просыпается и долго не может понять, что происходит.//
ЗИНА: Степан, дайте же Георгию Ивановичу одеться!
// Орлов сел на кровати весь в смущении. Красновская подошла к столу и налила себе кофе. П А У З А. Орлов одевается с очень глупым видом.//