Мой век
: Восемь! Уже! Это невозможно! (Кричит.) Марель! Марель! Бедная старуха, совсем глухая! Нина! (Громко стучит палкой в дверь, ведущую в кухню или в коридор, или в другие комнаты.): Пожар! (Нина в испуге выскакивает с граммофоном в руках.)
НИНА: Господи, что еще случилось?
МАЛУ: Ты слышишь, что в дверь барабанят? Это наверняка первые гости.
НИНА: Как? Уже?! А почему ты кричала 'Пожар'?
МАЛУ: Это старый трюк, чтобы привлечь внимание. Ладно, иди, открывай. Я убегаю. Я не могу показаться в таком виде. (К Марель, которая выходит из кухни.) Постарайся быть достойной своего происхождения. Попроси их подождать. (Авторитарно.) Любезно!
(ЛИХО МАНИПУЛИРУЯ СВОИМ КРЕСЛОМ, ОНА БЫСТРО УДАЛЯЕТСЯ ИЗ КОМНАТЫ. НИНА НАПРАВЛЯЕТСЯ В ПРИХОЖУЮ.)
НИНА: Это ты устроила такой переполох?! У тебя что, нет ключей?
ФОСТИН: Нет, и звонок не работает.
НИНА: Этого только не хватало! Заходи: Я тебя заждалась. Мы еще не закончили, и Малу не в себе! (Нина возвращается в сопровождении Фостин. Это двадцатилетняя девушка, стройная, утонченная. На ней джинсы, кроссовки, рубашка и приталенный пиджак. Она бесспорно современна. Слегка андрогинна, что придает ей особый шарм. Она дьявольски красива.)
ФОСТИН: А: ты сделала так? Неплохо, но немного не хватает мебели. Стефани не могла:
НИНА: О, нет! Ты еще:.Когда я закончу, все будет очень хорошо; впрочем, ты мне немного поможешь. Нужно убрать эти коробки, а те, которые покрепче, оставить и замаскировать в таком духе. (Показывает на обтянутую коробку. Фостин морщится.) Нам это понадобится. Это будет служить подставкой.
ФОСТИН: Вот как! Что об этом думает наш 'ВЕК'?
НИНА: (Пытаясь передвинуть большую коробку.) Прошу тебя, не зови ее так, это смешно! Держи, помоги мне!
ФОСТИН: Почему? Мне кажется, что это лучше, чем Малу. 'Век'. Это красиво. Она задует свои сто свечей, ее зовут 'Век'! (Они с трудом передвигают коробку.)
НИНА: Она не 'ВЕК', она просто столетняя женщина, одна из тех, кто пересек границы этого века, одна галлограмма века,.. и, к тому же, 'Век' - мужского рода, а к ней это уж никак не подходит.
ФОСТИН: Почему? В таком возрасте пол не имеет значения: он, или она - неважно. Она – гермафродит!
НИНА: Ты хочешь сказать, бесполая, гермафродит - это совсем другое. Собака Стефани - гермафродит.
ФОСТИН: Да что ты? С каких пор?
НИНА: С тех пор, как она это обнаружила. Помоги мне с коробкой:. С этой! Мы задрапируем ее сверху, и будет чудесная тумба: Она догадывалась, что у нее аномалия, – она не хотела случаться с кобелем-чемпионом.
ФОСТИН: О ком ты?
НИНА: О собаке Стефани, конечно: Нет, иди-ка лучше сюда: Ты знаешь, она взяла эту собаку, чтобы случить ее с чемпионом и продавать щенят, но из этого ничего не получилось. Тогда ветеринар посоветовал ей проверить, все ли там в порядке. По-моему, он это сказал, чтобы избавиться от нее, он не думал, что она последует совету, но надо знать Стефани!.. Подвинь немного еще: Она натянула резиновую перчатку, и: недолго думая, обследовала вагиналии своей собачки, и что она почувствовала на кончике пальца? Небольшой странный хрящик, выпирающий из края матки и:
ФОСТИН: Ладно, хватит о матке Стефани,: пардон, ее собаки. Не будем же мы обсуждать это на протяжении часа!
НИНА: Но это же ты спрашивала:
ФОСТИН: Вовсе нет, мы говорили о 'Веке'! Мне наплевать на собаку Стефани! Смотри-ка, что мне дала напрокат моя подружка. (Достает из своей сумки видеокамеру.) Я смогу теперь увековечить наш 'Век' с ее свечами! Я думаю, она будет в восторге! Нет?
НИНА: Ты ведь знаешь, Малу трудно удивить. Я думаю, что с годами орган восторга усыхает.
ФОСТИН: Только не у Малу! Мне иногда кажется, что она моложе, чем Марель и ты.
НИНА: Ну что ж, спасибо! Ты можешь закончить с коробками? Мне надо позвонить.
(Фостин награждает мать двусмысленной улыбкой, понимающе. Нина набирает номер, в то время, как Фостин уносит коробку в соседнюю комнату.)
НИНА: (Довольно тихо.) Алло? Алло: Фабрис? (Вздыхает, ждет.) Ты опять поставил эту ловушку - автоответчик!.. Я это ненавижу!: Тебя нет?: Да, как всегда: Фа-брис!.. Надеюсь, ты не забыл, что мы договорились встретиться сегодня вечером после столетия Малу? (Фостин ходит туда - сюда, пытаясь услышать, о чем разговор.) :Это продлится недолго. Оставь мне сообщение на своем автоответчике. (Еще тише.) Я тебя крепко целую,.. крепко. Я люблю тебя. (Вешает трубку.)
ФОСТИН: Ну что, звонила своему жиголо?
НИНА: Я не настолько стара и не настолько богата, чтобы иметь жиголо!
ФОСТИН: На сколько он младше тебя, лет на пятнадцать-двадцать, да? Нет?
НИНА: Тебе-то что? Я же не собираюсь устраивать с ним семейную жизнь. Я живу настоящим, и при этом прекрасно себя чувствую.
ФОСТИН: Если тебе так хорошо, зачем ты себе делаешь силиконовые уколы, эти маски, диеты, и всю эту белиберду, которую ты вычитываешь из журналов. Он любит только твою оболочку, красавчик Фабрис!
НИНА: Ты завидуешь?
ФОСТИН: (Смеясь.) Кому? Тебе? Фабрису?
НИНА: Почему бы нет?
ФОСТИН: Твой Казанова не в моем вкусе. Слишком слащавый: Готовый к употреблению.
НИНА: У тебя хорошо подвешен язык, и, что удивительно, ни тени вульгарности! Ценю!.. Правда, я думала, что ты уже давно пережила свой 'Эдипов комплекс'.
ФОСТИН: А если бы я тебе сообщила, что ты станешь бабушкой, какой бы комплекс у тебя стал развиваться?
НИНА: (Поворачивается и рассматривает ее слегка обеспокоено.) Ты беременна? От Жюльена?
ФОСТИН: Может быть: а может, от Жерома:
НИНА: Как это 'может быть'?
(МАРЕЛЬ ТОРОПЛИВО ВХОДИТ С СЕРЕБРЯННЫМИ ПОДНОСАМИ, НА КОТОРЫХ СТОЯТ АПЕРИТИВЫ.)
МАРЕЛЬ: Я уже не знаю, за что хвататься, в общем, я почти закончила. (К Фостин.) А, вот и ты, наконец-то! Стой! Найди-ка мне место, куда это все поставить. На кухне уже не повернуться.
ФОСТИН: Привет, Марель!
МАРЕЛЬ: Не называй меня так!
ФОСТИН: Извини, бабуля: Вечно занята?:Похоже, что ты нам готовишь сногсшибательную жрачку!
МАРЕЛЬ: Я не знаю, будет ли, как ты говоришь 'жрачка' сногсшибательной, но я очень старалась, чтобы этот праздник был приятным. Надеюсь, что вы тоже будете на высоте в такой исключительный день. Где Малу?
НИНА: В своей комнате, готовится. Она боялась, что это гости пришли раньше времени.
МАРЕЛЬ: Боже мой, который час?
ФОСТИН: (Кинув взор на бристоли перед бокалами.) Это кто - Саша? Жорж, Кристобаль?..
МАРЕЛЬ: (Оставив свои подносы, подходит к столу.) Откуда это?
НИНА: Малу велела мне расставить. Ты их знаешь?
МАРЕЛЬ: Откуда мне знать? Здесь только имена!
НИНА: Разыгрывает тайны Мадридского Двора, но по-моему, она на самом деле 'поехала'. Она уже не в своем уме!.. В каком-то смысле, оно, может, и к лучшему.
ФОСТИН: Ты думаешь? Я уверена, что она прекрасно все сечет, она еще далека от маразма. К тому же, мне не терпится познакомиться с дружками 'Века'. Чувствую, с ними не соскучишься!
НИНА: А тебе было бы лучше сегодня съехать на 'бемоль'. Ты понимаешь, что я хочу сказать?
МАРЕЛЬ: Лично я ничего не понимаю из того, что вы говорите. Какой-то закодированный язык. (Увидев в комнате граммофон.) Зачем ты откопала это старье? (Прежде чем Марель получила ответ, дверь ведущая в коридор, открылась, и на пороге предстает преображенная Малу.)
МАЛУ: Кто говорит о старье?
(Все три женщины заворожено смотрят на Малу, которая стоит против света, опираясь на палку. Прямая, в шляпе с вуалью, одетая в великолепное платье из черного шелка двадцатых годов, перчатки кружевные, кольца, браслеты, броши, бархатная накидка. Весь этот ансамбль не остается незамеченным, но тем не менее, он очень элегантен.)
МАЛУ: Не стойте, как бараны! Марель, пойди за моим креслом: Где мои гости?!
НИНА: Еще не явились, это была ложная тревога.
ФОСТИН: (Присвистнув.) Ты супер, Малу!!! Но как же ты стоишь без коляски?!
МАЛУ: Как все!.. Ну: С чуть большим желанием. (Слегка покачнулась.) Надеюсь, вы меня не оставите так стоять до 107-и лет! Мое кресло!! Господи, где же мое кресло?!
(МАРЕЛЬ БРОСАЕТСЯ К МАЛУ С КРЕСЛОМ-КАТАЛКОЙ. МАЛУ ТЯЖЕЛОВАТО В НЕГО ОПУСКАЕТСЯ, НО СНОВА НЕМЕДЛЕННО ПРИНИМАЕТ ДОСТОЙНУЮ БЛАГОРОДНУЮ ПОЗУ.)
МАЛУ: Ладно, ладно, хватит!!! На что вы так уставились? На мои украшения? Не стройте иллюзий, они фальшивые!! (Нине.) Давай, ты бы пошла лучше одеваться. (Она хлопает ее палкой по ногам, когда та проходит мимо.) У тебя помятый вид! Где шампанское? Марель, сбегай за шампанским!
МАРЕЛЬ: Но еще слишком рано! Гостей пока нет:
МАЛУ: У меня жажда!! (Марель выходит что-то бормоча и снимая фартук. Малу смотрит улыбаясь, как та выходит, потом оборачивается к Фостин.) Без меня в этом доме все развалилось бы!! Наверняка, твоя мать тебе уже сказала, что я того-с. (Жест.) Не беспокойся, я не буйная. Так что, малышка, все хорошо? Подойди-ка к свету, я посмотрю на тебя. (Фостин подходит к Малу и опускается перед ней на колени.)
ФОСТИН: Ну и как?
МАЛУ: Ничего, ты не дурнушка!.. Тебе не хватает немножко мясца, но это у нас семейное: С твоим чувственным ртом и кошачьими глазами ты могла бы натворить такого!.. Если бы немножко постаралась.
ФОСТИН: Я и так много чего вытворяю, спасибо!
МАЛУ: Вот как? Веселое время!!
ФОСТИН: В твое время было то же самое!.. Так называемая 'роковая женщина':
МАЛУ: Может быть, я теперь уже не помню. Во всяком случае, я не принадлежала к какому-нибудь одному времени, это были эпохи: как у Пикассо: у меня был свой 'голубой' период, 'розовый': и несколько черных!..
ФОСТИН: (Закуривая сигарету.) Ну и как оно, чувствовать себя 'Веком'?
МАЛУ: Скучно. Особенно последняя четверть. Но когда идешь к результату, нужно решиться на подвиг. Это возбуждает: И вот тут открывается второе дыхание! Дай-ка мне сигарету!
ФОСТИН: (Протягивает ей сигарету, затем отдергивает руку.) Ни к чему, Малу, это может быть даже опасно.