УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Спецкурс 'Охрана животного мира' (4-й курс, 24 часа) по замыслу - продолжение курса 'Охрана природы', который К.Н.Благосклонов начал читать на биофаке МГУ в середине 20-го века ВПЕРВЫЕ В СССР. До него таких спецкурсов в вузах страны не было. Структура курса с тех пор изменилась: появился курс лекций 'Охрана окружающей среды', появились спецкурсы 'Охрана растительного мира'. Курс по охране животного мира возобновился на кафедре в 2001 году. Он построен как знакомство с различными методами и подходами к стабилизации современного состава и структуры фауны в мире и в России. Важное место отводится роли позвоночных животных в формировании среды обитания, специфике отечественной концепции охраны природы, ядро которой составляет заповедное дело, вкладу в концепцию российских ученых, в том числе сотрудников Московского университета.
Летняя практика на Звенигородской биостанции МГУ. Я веду ее с 1973 года, то есть более 30 лет. Основные задачи практики, как учил нас Игорь Александрович Шилов, познание фауны позвоночных животных Центральной России, знакомство с методами полевых зоологических исследований и, главное, постижение в природных условиях и на конкретных примерах единства организма со средой его обитания. Эти подходы к проведению практики я стараюсь проводить и развивать. Помимо экскурсий они неразрывно связаны с выполнением студентами самостоятельных исследовательских работ. Темы работ, выполненных под моим руководством, также отражают эти принципы.
Структура населения птиц речных долин окрестностей ЗБС.
Фауна и население птиц окрестностей озера Глубокое.
Фауна и население птиц Нарских прудов.
Фауна и население птиц Дединовского пойменного расширения р. Оки.
Динамика ночной активности и структура поселения козодоя.
Кормовое поведение серой мухоловки.
Поведение малой мухоловки в период выкармливания птенцов.
Гнездовое поведение крапивника.
Стадии развития растительного покрова и население воробьиных птиц заказника ЗБС.
Биология живородящей ящерицы на верховом болоте.
Поведение сизых чаек в период выкармливания птенцов в условиях разреженной колонии.
Бюджет времени и энергии утят кряквы в условиях, близких к естественным.
Мониторинг численности и размещения коростеля в окрестностях ЗБС.
Численность и размещение дятлов в окрестностях ЗБС (учет жилых дупел).
Групповое и родительское поведение летяг.
Наиболее интересные курсовые и дипломные работы, выполненные под моим руководством:
Конторщиков В.В., 1988. Некоторые особенности биологии кряквы в Москве.
Свиридова Т.В., 1992 . Фауна и население птиц Дединовского пойменного расширения р. Оки.
Коновалова Т.Н., 1993. Структура населения птиц долин малых рек (на примере рек Сетуни и Островни, Западное Подмосковье).
Лобачева Н.В., 1997. Отношения мать-детеныш и онтогенез поведения летяги (руководство совместно с Е.П.Крученковой)
Сергеева Е.С., 2000. Кряква (Anas platyrhynchos) в Москве и ее связь с условиями обитания.
|