В середине апреля в Москве состоялся Международный форум по спутниковой навигации, в котором приняли участие 620 специалистов из 34 регионов России и 15 стран мира. Главной темой форума стала Глобальная навигационная система (ГЛОНАСС) российского производства. Напомним, что ГЛОНАСС включает в себя находящиеся на высоких орбитах спутники, которые излучают в сторону земли специальные навигационные сигналы. В теории человек или транспортное средство с прибором для приема и обработки этих сигналов, могут с высокой точностью определить не только собственные координаты и скорость движения, но выполнить привязку текущего местоположения ко времени. Система позволяет устанавливать местонахождение объектов с точностью до одного метра на поверхности суши и на воде. Поскольку ГЛОНАСС - система государственная, она с самого начала проектировалась как система двойного назначения, то есть для нужд Минобороны РФ и гражданских потребителей. Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС произошел еще 25 лет назад, в коммерческую эксплуатацию система была принята только в 1993 году, но и тогда она еще не обладала законченной комплектацией орбитальной группировки. Всерьез о спутниковой навигационной системе вспомнили только сейчас, хотя еще в 2005 году Владимир Путин обращал внимание правительства страны на то, что с завершением работ стоит поторопиться, а заодно и подумать над тем, кто и в каких объемах будет пользоваться ГЛОНАСС. Позже президент России подчеркнул, что ГЛОНАСС должна предоставлять качественные услуги в масштабах всей страны и быть конкурентоспособной на международном рынке. "Для того чтобы потребители выбрали ГЛОНАСС, система должна безупречно работать, быть более дешевой и лучшей по качеству, чем GPS", - сказал он. В итоге к концу марта 2007 года концепция использования отечественной навигационной системы стала более или менее отчетливой. В 2007 году на реализацию Федеральной программы по развитию российской глобальной навигационной системы из госбюджета будет выделено 9,88 млрд рублей. Эту сумму озвучил заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Носенко, который также подчеркнул, что этими деньгами проект не ограничится - будут обязательно привлечены и внебюджетные средства. Точный объем привлеченных средств пока неизвестен, но, скорее всего, речь пойдет о сотнях миллионов рублей. Именно они будут потрачены на разработку и производство наземной аппаратуры для потребителей навигационной спутниковой информации. В скором времени орбитальную группировку планируется довести до минимально приемлемого уровня в 18 космических аппаратов. В ближайшие годы она будет пополняться космическими аппаратами нового поколения "Глонасс-М" (ресурс работы - семь лет) и "Глонасс-К" (рассчитанные на десять лет эксплуатации). По ожиданиям руководителей Роскосмоса система должна заработать на всей территории России уже до конца нынешнего года. Правда, по мнению других специалистов, 18 спутников на орбите - явно маловато для полноценной работы; необходимо иметь еще и запасные космические аппараты на разных орбитах. Для сравнения: американская система GPS состоит из 30 спутников.
Важно и то, что по примеру GPS ГЛОНАСС теперь придет и в гражданский сектор. Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов предложил использовать ее, например, для ускорения процесса прохождения таможни. Идея проста: из огромной очереди на границе можно выделить фуры и вести их "растаможку" на специальных терминалах уже внутри страны. А для контроля перемещения груза оснастить каждую фуру "маяком" в виде ГЛОНАСС-устройства. Что же касается приемников, то в рамках федеральной программы "Глобальная навигационная система" в течение следующих двух лет планируется разработать новое поколение мультисистемных навигационных терминалов (ГЛОНАСС-GPS-Galileo) на базе сверхбольших интегральных микросхем. По оценкам экспертов для насыщения рынка отечественной конкурентоспособной аппаратурой необходимо наладить массовое производство с производительностью 350-400 тыс. изделий в год.
osp.ru |