Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://sitilia.chat.ru/toppage7.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:26:45 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п
Операция "Встреча"

Русская версия    Операция "Встреча"   English version here

Home Up English version Деньги в Internet Спонсоры Разное

 

 

ОПЕРАЦИЯ "ВСТРЕЧА"

 

В мае 1972 г. Академией Наук СССР было подписано соглашение с НАСА о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях.

Советскими и американскими специалистами был разработан проект "Союз-Аполлон" о совместном полете корабля "Союз" с американским кораблем "Аполлон".

Основная нагрузка для реализации этой программы ложилась на нашу страну. Нашим специалистам необходимо было решить целый ряд технических вопросов по совместимости систем и агрегатов кораблей для совместного полета. Корабль "Союз" необходимо было не только модифицировать, но и испытать в полете. В 1973 г. были утверждены четыре экипажа космонавтов:

- первый экипаж (основной) А. Леонов, В. Кубасов,

второй экипаж (дублирующий) и основной для испытаний доработанных систем в полете А. Филипченко и Н. Рукавишников,
третий экипаж (дублирующий) В. Джанибеков, В. Андреев,
четвертый экипаж (дублирующий) Ю. Романенко, А. Иванчиков.

Специалисты обменивались опытом, экипажи готовились к полету, а космодром строил новые технические сооружения, дороги, украшал город.

На площадке 2 построили новый МИК, специально для программы "Союз"-"Аполлон", с вместительным конференц-залом, названным в шутку "греческим".

Перед клубом в/части 25741 (через 14 лет после полета)

62

 

установили бюст Ю. А. Гагарину. В городе у входа в парк

возвели обелиск "наука". Подготовка по программе ЭПАС заняла почти четыре года. Коллективы всех подразделений КБ и завода принимали обращения по своевременному изготовлению , испытаниям и проведениям заключительных операций на кораблях "Союз" ј 74,75,76 по теме ведущего конструктора Г.П. Кузнецова.

А коллективы участников работ на технической позиции, понимая государственную и политическую важность задачи, брали встречные обязательства: подготовить и испытать эти изделия в строго установленные сроки - к 15 июля 1975 г.

После посещения советскими специалистами и космонавтами космического центра в Америке наступил и наш черед принимать американских гостей.

Партийные работники активно вели идеологическую "обработку" личного состава. Основное направление этой работы - в контакт с американцами не вступать, подарков и сувениров от них не брать и им не вручать.

 

 

В целях "конспирации" полигона, офицерский состав переодели в гражданскую форму одежды. Испытателям, непосредственно участвующим в программе, костюмы шили в пошивочной мастерской военторга. Этим переодеванием, видимо, немало удивили американскую разведку. Уж они-то знали, какие задачи выполняет испытательный полигон. Еще в 1961 г,после полета Ю. Гагарина, в газете "Комсомольская

* - ЭПАС - экспериментальный полет "Аполлон" - "Союз".

63

 

правда" была помещена карта СССР, на которой над станцией Тюра-Там, в Казахстане, стояла надпись на английском языке "Советский канаверал". А вот представителей промышленности и конструкторских бюро, с которыми мы работали вместе помногу лет, ввели в полное заблуждение. Они не сразу нас узнавали в новом наряде.

27 апреля 1975 г. Ленинский аэропорт принимал гостей. Космонавты летели двумя самолетами ТУ-134. В одном летели основные советские и американские экипажи, в другом - дублирующие. Жители Ленинска вышли на улицы, чтобы приветствовать гостей. Американцы познакомились с городом. Провели несколько рабочих дней на испытательном комплексе пл.2. Претензий и замечаний при "обживании" "Союза" у астронавтов не было.

Рано утром 12 июля 1975 г. тепловоз бережно выкатил из МИКа платформу-установщик с ракетой. Испытатели сопровождали ее до старта пешком, Эта традиция ритуального "вывоза" была заведена еще С. П. Королевым и поддерживалась постоянно. Время "вывоза" всегда планировалось в графике работ.

Также по установленной традиции, 14 июля на стартовой площадке проводился митинг. Космонавтов представили всем участникам подготовки комплекса "Союз".

Через сутки, 15 июля был произведен пуск корабля "Союз-19" с космонавтами А.Леоновым и В.Кубасовым, а через 7 часов З0 минут с мыса Канаверал стартовал "Аполлон"

64

 

с астронавтами Т. Стаффордом, В. Брандом и Д. Слейтоном. В случае задержки пуска с основным экипажем "Союза", в/часть 33797 была в готовности произвести пуск резервного корабля с дублирующим экипажем.

Сближение и стыковка космических кораблей "Союза" и "Аполлона" были назначены на 17 июля. Этот исторический момент сближения первого международного экипажа должен был транслироваться в прямой передаче из космоса "Интервидением". Но за несколько часов до стыковки кораблей срабатывает "закон пакости" - не включается наружная телевизионная камера на корабле "Cоюз".

Громадными усилиями специалистов Центра подготовки космонавтов, космодрома, дублирующих экипажей, неисправность была обнаружена.

Техническое задание по устранению неисправности передавалось экипажу в сеансах связи.

Будучи оперативным дежурным по Управлению и находясь на "Заре"* в момент сеанса связи, я был свидетелем этой напряженной и ответственной работы.

Руководителю приходилось подсказывать А. Леонову из чего сделать перемычку, как и чем ее заизолировать и т.п. Этот случай показал недостатки в оснащении корабля инструментом и ремонтными материалами, необходимыми экипажу для работы на орбите при устранении неисправностей. И только после того, как заработала

 

*- "Заря" - радиосистема связи экипажа корабля с Землей на Байконуре.

 

65

телевизионная камера, нервное напряжение у всех стало понижаться.

Момент причаливания "Аполлона" к "Союзу" и их стыковку в космосе увидел весь мир.

Встреча в космосе состоялась! Совместный полет по программе ЭПАС был успешно завершен 21 июля 1975 г.

 

 

 

                                                                           Questions or problems regarding this web site should be directed to sitilia@chat.ru .
                                                         Copyright c 1998 Yura Boldirev. All rights reserved.
                                                              Last modified: четверг Август 19, 1999.