Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://selena.sai.msu.ru/Symposium/rsce.doc
Дата изменения: Mon Oct 6 18:10:07 2008
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:14:45 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: jet

РКК "ЭНЕРГИЯ" им.С.П.Королева
Б.И.Сотников, Г.М.Байдал, Г.А.Сизенцев

УЧАСТИЕ ОТДЕЛА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛУНЫ И ПЛАНЕТ
ГАИШ МГУ В ОСВОЕНИИ ЛУНЫ
СРЕДСТВАМИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

В России, на?иная с1958 года активно велись работы по изу?ению Луны
косми?ескими средствами. Они прошли ряд последовательных стадий - от
доставки на лунную поверхность первого вымпела, обеспе?ения
фотографирования обратной стороны Луны до подготовки кратковременных
пилотируемых экспедиций на Луну и далее проработки программы и средств для
организации широкомасштабных лунных экспедиций и развертывания
долговременной обитаемой лунной базы. Работы велись поэтапно, с постоянным
усложнением зада?, каждая из которых была уникальной и осуществлялась
впервые.
В ОКБ С.П.Королева были разработаны все первые лунные аппараты, вклю?ая
аппараты серии Е-6 для мягкой посадки на Луну. Были пройдены принципиально
важные шаги: стало ясно, ?то Луна достижима, ?то управляя с большого
расстояния косми?еским аппаратом, можно реализовать облет им Луны с
нау?ными целями и возвращение к Земле, и, наконец, совершать мягкую посадку
на ее поверхность и успешно проводить на ней нау?ные исследования. Была
развеяна одна из крайних гипотез о том, ?то лунная поверхность покрыта
огромным слоем пыли, и садящееся на нее устройство утонет в ней.
В 1965 году в связи с тем, ?то руководством страны С.П.Королеву было
пору?ено возглавить работы по организации высадки ?еловека на Луну и его
возвращения на Землю, он решил сосредото?ить усилия своего коллектива на
пилотируемой тематике, а работы по лунным автоматам передать в ОКБ им.
С.А.Лаво?кина, возглавляемое тогда Г.Н.Бабакиным.
Коллектив конструкторского бюро С.П.Королева проделал большую,
исклю?ительно напряженную работу по подготовке пилотируемых экспедиций в
рамках темы Н1-Л3. Разрабатывались мощная ракета-носитель Н1, взлетно-
посадо?ный и орбитальный лунные корабли, разгонно-тормозной блок
многоразового вклю?ения - комплекс Л-3. Одной из составных ?астей лунной
пилотируемой программы был облет Луны ?еловеком с возвращением на
территорию страны. Он рассматривался как первона?альная стадия подготовки
к полету и высадке ?еловека на Луну. Был разработан, изготовлен,
экспериментально отработан и многократно опробован в беспилотном полете
корабль, входивший после возвращения от Луны со второй косми?еской
скоростью в атмосферу Земли и совершавший управляемый спуск на ее сушу или
водную поверхность (корабли серии "Зонд - 3-8"). Был успешно отработан в
околоземном пространстве беспилотный вариант лунного посадо?ного корабля.
Лунные автоматы прокладывали дорогу пилотируемым средствам. В их зада?и
входило обеспе?ение полу?ения необходимых надежных данных. Ими решались
вопросы картографи?еской съемки, уто?нения микрорельефа, морфологии и
несущей способности грунтов, отработки траекторий, алгоритмов управления и
надежных средств мягкой посадки, способов передвижения по лунной
поверхности. В этих целях были запущены искусственные спутники Луны,
обеспе?ившие разномасштабную съемку ее поверхности. Это способствовало
выбору районов для последующей высадки тяжелых аппаратов для мягкой посадки
и доставки в типовые районы Луны дистанционно управляемых с Земли
исследовательских луноходов, бурения верхнего слоя лунной коры, отбора проб
и доставки их на Землю. Естественно, автоматами при этом решались и
самостоятельные нау?ные зада?и.
После закрытия темы Н1-Л3 в 1976г. работы по пилотируемому направлению
в лунной программе были продолжены в плане исследований возможности
создания лунной базы и перехода к практи?ескому освоению ресурсов Луны.
Работы находились под пристальным вниманием академика В.П.Глушко и были
сосредото?ены на проектной проработке элементов лунного экспедиционного
комплекса, идеологии, принципах построения и составляющих элементах лунных
баз, выборе перспективных районов размещения баз, программе изу?ения и
освоения Луны. С 1981 года коллективом, занимавшимся лунной программой,
руководил Главный конструктор Ю.П.Семенов.
В РКК "Энергия" велись проектно-конструкторские проработки по
сверхтяжелой ракете-носителю, кораблям лунного экспедиционного комплекса.
Работы над лунным жилым и специализированными производственными модулями
велись под руководством академика В.П.Бармина в Конструкторском бюро общего
машиностроения (КБОМ), над луноходами среднего и тяжелого классов - во
Всесоюзном нау?но- исследовательском институте транспортного машиностроения
(ВНИИТрансмаш), картографи?ескими спутниками и спутниками ретрансляторами -
в НПО им. С.А.Лаво?кина. Центральный нау?но-исследовательский институт
машиностроения (ЦНИИМаш) выступал как головной теорети?еский центр
косми?еской отрасли. Под эгидой ИКИ РАН при активной координирующей роли
РКК "Энергия" в большой кооперации организаций и институтов Академии наук
СССР разрабатывалась "Программа изу?ения и освоения Луны", вклю?авшая
аспекты исследования и изу?ения собственно Луны и окололунного
пространства, а также проведения на Луне и с лунной поверхности большого
спектра нау?но-прикладных экспериментов, вклю?ая биологию и медицину,
астрофизику, поиски полезных ископаемых, производство разли?ных уникальных
веществ и материалов, и прежде всего, компонентов ракетных топлив. Во
многих организациях велись проработки по комплексу перспективной нау?но-
исследовательской аппаратуры.
Проводились работы по выбору потенциальных перспективных районов
базирования лунных экспедиций и размещения обитаемой лунной базы, вклю?ая
вопросы со?етания типи?ных, интересных для изу?ения форм рельефа и
глобальных геологи?еских структур, дающих общее представление о строении
Луны, районов, перспективных для разработки минералов. Особое место занимал
вопрос о возможном нали?ии в определенных зонах подпо?венного водяного
льда.
По пору?ению руководства и в соответствии с ли?ной просьбой академика
С.П.Королева активное у?астие в работах по исследованию Луны принимала
Лаборатория Луны и планет ГАИШ МГУ, которую возглавлял доктор физико-
математи?еских наук Ю.Н.Липский. В соответствии с рядом правительственных
постановлений продолжительное время она была головной в ?асти лунных
нау?ных исследований. Коллектив лаборатории, состоявший из ближайших
у?еников, в ту пору совсем еще молодых выпускников и аспирантов Московского
университета, у?аствовал в работах, на?иная с методи?еского обеспе?ения
съемки обратной стороны Луны и кон?ая методикой выбора и картографи?еским
обеспе?ением посадо?ных площадок для экипажей лунных кораблей
планировавшихся лунных экспедиций. Были разработаны оригинальные
предложения по проведению предполагавшихся косми?еских экспериментов и
последующей интерпретации полу?енных результатов.
Впервые ему и его ближайшим соратникам была поставлена зада?а в
исклю?ительно сжатые сроки подготовить нау?ное обоснование и дать
конкретные предложения по методике съемки обратной стороны Луны аппаратом
"Луна-3" и интерпретации полу?енных данных.
В период подготовки к мягкой посадке на Луну аппаратов серии Е-6 ("Луна-
9,13") этой группе было пору?ено методи?еское обоснование выбора районов и
осуществления процесса панорамной съемки с последующей обработкой
полу?енного материала.
На этапе изу?ения лунной поверхности со спутников Луны коллектив
Ю.Н.Липского занимался выбором перспективных районов съемки (обращая особое
внимание на обратную сторону Луны и краевые зоны), масштабов съемки,
привязкой полу?енных материалов к имеющимся данным и селенодези?еской сети,
распространением ее на обратную сторону. Большое внимание было уделено
фотограмметри?еской обработке снимков, полу?енных с борта ИСЛ "Луна-12" и
беспилотных лунных кораблей "Зонд-6,7,8", облетевших Луну и возвратившихся
на Землю.
Результаты этих работ, а также поступавшие из США материалы открытой
пе?ати по итогам съемок с автомати?еских аппаратов серии "Лунар орбитер" и
орбитальных кораблей пилотируемых экспедиций по программе "Аполлон"
позволили коллективу плодотворно завершить ?ерез несколько лет большую и
о?ень важную работу по созданию серии лунных карт на всю поверхность этого
небесного тела и глобусов разли?ных масштабов. Впоследствии с
использованием уже отработанной методики аналоги?ные глобусы были созданы
коллективом Отдела исследований Луны и планет ГАИШ МГУ для планеты Марс по
результатам исследований советскими и американскими аппаратами.
В ходе работ по программе пилотируемой лунной экспедиции одним из самых
животрепещущих вопросов было обеспе?ение надежной мягкой посадки на Луну.
Наибольший вклад в подготовку методи?еских материалов по реальным условиям
посадки внес коллектив профессора Ю.Н.Липского. Буду?и хорошо
подготовленным в нау?ном плане и тесно связанным с результатами работ ОКБ
им. С.А.Лаво?кина, он разработал рекомендации, которые легли в основу
многих инженерных решений, таких как рас?еты на про?ность, выбор
конструкционных материалов, схемы, обеспе?ивающей максимальную устой?ивость
посадо?ного устройства в моменты касания поверхности и обратного старта.
Коллектив занимался выбором перспективных районов посадки, трасс
подхода к ним, вклю?ая профильные гипсометри?еские разрезы, описанием
рельефа поверхности, созданием математи?еских моделей лунной поверхности
для выбранных площадок, в том ?исле исследованием статисти?еского
распределения кратеров, камней и уклонов разли?ной размерности. Это
обеспе?ивало исходными данными разработ?иков лунного посадо?ного корабля и
создателей полуавтомати?еской системы управления с у?астием ру?ного контура
для у?астка прецизионной посадки, разработки навигационных карт для
космонавтов и создания методики их быстрого ?тения ?ленами экипажей,
совершающих посадку на Луну.
Результаты работ по описанию микрорельефа и характеристик грунта
районов предполагавшейся высадки космонавтов первых пилотируемых экспедиций
легли в основу проектирования и создания реальной опорной кинематики
посадо?ного шасси лунного корабля, а также выбора запасов топлива на
осуществление необходимого предпосадо?ного маневра. С у?етом этих данных
были проведены рас?еты, смоделированы реальные условия, подобраны аналоги
лунного грунта и проведена экспериментальная отработка на макетах лунных
посадо?ных кораблей в условиях максимально приближенных к естественным.
Большой вклад коллектив Ю.Н.Липского внес в процесс выбора
перспективных районов базирования длительных лунных экспедиций в ?асти
морфологи?еского описания , гипсометри?еского обеспе?ения, предложений по
маршрутам движения исследовательских луноходов с экипажем на борту,
программе их исследований. Дальнейшим развитием этих работ стал выбор
потенциальных мест размещения постоянной лунной базы, в том ?исле ее
промышленной зоны. При активном у?астии этого коллектива проводилась
разработка методи?еских рекомендаций по вопросам оптимального размещения и
строительства элементов лунной базы, организации промышленных процессов на
Луне, в том ?исле по вопросам добы?и и наработки в практи?еских масштабах
ракетных топлив.
Более двух десятков лет коллективом, собранным Ю.Н.Липским, успешно
руководит его у?еник и ближайший сподвижник доктор физико-математи?еских
наук, Заведующий Отделом изу?ения Луны и планет В.В.Шев?енко. Под его
руководством заложены и нашли свое успешное развитие новейшие методы
дистанционного исследования Луны, планет и малых тел Солне?ной системы и
интерпретации полу?енных данных. В ?астности, большое развитие полу?ил
метод дистанционного определения минералоги?еского состава лунных пород по
спектральным отражательным характеристикам.
Это позволило дать ка?ественную и в зна?ительной степени коли?ественную
оценку хими?еского и минералоги?еского состава верхней ?асти реголитного
?ехла видимого полушария Луны и уто?нить его физико-хими?ескую модель.
Реальные итоги этих методи?еских поисков подкреплены большим рядом
практи?еских работ по интерпретации результатов исследований, проведенных
на оте?ественных и зарубежных наземных инструментах и косми?еских
аппаратах.
Следует отметить, ?то из тех ростков, которые в свое время заботливо ,
по-оте?ески пестовал профессор Ю.Н.Липский, сложился компактный,
спло?енный, работоспособный, талантливый коллектив, способный решать
поставленные зада?и в сжатые сроки и на высоком профессиональном уровне.
Это и есть лу?шая память об их у?ителе, 90-летие которого недавно было
отме?ено широкой нау?ной общественностью.