Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://selena.sai.msu.ru/Home/Publications/Other_publications/LUNA9-10/Luna9-10.htm
Дата изменения: Mon Apr 20 15:42:33 2015 Дата индексирования: Sat Apr 9 23:58:22 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п |
ПЕРВАЯ МЯГКАЯ ПОСАДКА НА ЛУНУ И
ПЕРВЫЙ ЛУННЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК
Под редакцией:
лауреата Ленинской премии, члена-корреспондента АН СССР Бориса РАУШЕНБАХА;
летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, кандидата технических
наук Валерия КУБАСОВА;
лауреата Ленинской премии, кандидата технических наук Глеба МАКСИМОВА
Техника Молодежи, 1979г, N4, с.18-19
"3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени автоматическая станция "Луна-9", запущенная 31 января, осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь... По команде с Земли 4 февраля в 4 часа 50 минут станция "Луна-9" начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения на Землю".
За этими скупыми строчками сообщения ТАСС - чудо, которое наконец-то открылось людям. Газеты всего мира на первой полосе поместили фотографию поверхности нашей небесной соседки. На переднем плане был отчетливо виден небольшой камень, ставший, наверное, самым знаменитым камнем в истории. Именно в этот день в космонавтике произошло то поворотное событие - веха, с которой и начался новый этап в развитии науки о Луне. Началось непосредственное изучение нашего естественного спутника.
Осуществление такой сложной задачи, как мягкая посадка, пусть на самую ближнюю, но не имеющую собственной атмосферы соседку Земли, потребовало тщательной и долгой отработки как на Земле, так и при полетах автоматических станций (АМС) к Луне, на которых проверялись различные системы.
Выведение АМС на траекторию полета к Луне производилось так же, как и у "Венеры-1", с промежуточной орбиты спутника Земли. Когда станция "легла на курс", вес ее составлял 1583 кг, большая часть приходилась на тормозную двигательную установку и системы ориентации и коррекции станции в пути. Скорость ее движения при подходе к Луне составляла 2,6 км/с, и при подлете к поверхности ее предстояло полностью "погасить", иначе станция просто разбилась бы.
Посадка началась еще за пять часов до того, как станция достигла цели. Прежде чем начать торможение, ее развернули двигателем к поверхности планеты, и не просто развернули, а сделали это так, что его ось точно нацелили на центр Луны - по лунной вертикали. Построение подобной прямой - процесс сложный, в нем участвует целый комплекс специальной аппаратуры, которая в полете использовалась также и для проведения коррекции.
Одновременно начали измерять расстояние до поверхности Луны с помощью радиовысотомера. Когда до Селены оставалось всего 75 км, включился ракетный двигатель, погасивший скорость падения. Величина тяги по мере снижения регулировалась. Станция была сконструирована так, что аппаратура, отработавшая на траектории и не потребовавшаяся при торможении, отделилась от АМС. На Луну должна была сесть только автоматическая лунная станция (АЛС) с комплексом необходимой аппаратуры (весом 100 кг) для проведения исследований на планете.
Двигатель выключился в непосредственной близости от поверхности. В этот момент станция отделилась от тормозной установки. Тут же включился наддув амортизирующего устройства, которое, как кокон, укрыло всю АЛС, оберегая ее от удара о поверхность. Затем отделился и амортизатор, и на поверхности Луны раскрылся этакий "цветок" - лунная лаборатория, по форме действительно похожая на цветок с распустившимися лепестками. Эти "лепестки" несут двойную нагрузку: придают станции устойчивость и в то же время действуют как антенны. Когда "лепестки" раскрылись, спрятанная под ними телевизионная аппаратура "увидела" и передала на Землю первые в истории кадры лунной панорамы. В герметичном, овальной формы корпусе станции размещались радиоаппаратура, система терморегулирования, источники энергопитания.
Полет "Луны-9" имел принципиальное значение. Он не только позволил нам рассмотреть вблизи поверхность Луны, но и доказал, что посадка на нее вполне возможна, что никакая лунная пыль этому не помешает. Правы оказались сторонники "твердой Луны", в том числе и С. П. Королев. К сожалению, он ушел из жизни всего за три недели до этого триумфа советской космонавтики...
А ровно через два месяца, 3 апреля 1966 года, в 21 час 44 минуты по московскому времени была выведена на селеноцентрическую (окололунную) орбиту автоматическая станция "Луна-10". Она стала первым в мире искусственным спутником Луны. Началось детальное исследование Луны. Параллельно с орбиты спутника изучалось окололунное пространство. Ученые давно мечтали о "маленькой Луне", необходимой им для получения более полной информации о массе, геометрической конфигурации и аномалиях гравитационного поля этой планеты. В дальнейшем искусственные спутники Селены исследовали температурный режим и магнитное поле, собственное излучение, отражающую способность, концентрацию метеоров в окружающем небесное тело пространстве. С помощью таких спутников в последующие годы было проведено картографирование поверхности Луны.
Конструктивно автоматическая станция "Луна-10" состояла из двух основных частей: собственно "лаборатории" весом 245 кг и двигательной установки с приборными отсеками. При полете спутника по окололунной орбите удалось провести целый комплекс научных исследований. Так, было установлено, что магнитное поле Луны имеет скорее всего солнечное происхождение. Выяснилось, что возмущение ее движения за счет нецентральности поля тяготения в 5-6 раз больше, чем возмущения, вызванные гравитационными влияниями Земли и Солнца. Измерения показали, что на орбите станции плотность метеоров выше, чем в межпланетном пространстве. Искусственный спутник выполнял научную программу в течение месяца, совершив к концу активного существования 450 витков.
Исследования, начатые "Луной-9" и 10, продолжали автоматические станции того же класса - "Луна-13" (мягкая посадка на Луну в 1966 г.) и, "Луна-11", 12 и 14 (спутники Селены в 1966, 1968 гг.).
После первых экспериментов по непосредственному исследованию этой планеты начались работы по созданию аппаратов следующего поколения.
МАРИНА МАРЧЕНКО, инженер