Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://selena.sai.msu.ru/Gor/Cunstkam/Arms/SU-30/SU-30.htm
Дата изменения: Wed May 14 15:29:11 2014 Дата индексирования: Sat Apr 9 23:44:58 2016 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: solar system |
Виктор ЛИТОВКИН, "Известия", 1993г. В семействе машин Авиационного научно-промышленного комплекса "ОКБ Сухого" появился новый многоцелевой самолет Су-30МК. И хотя он впервые был включен в российскую экспозицию на недавно закончившейся выставке в Бурже, наиболее полный объем тактико-технических характеристик истребителя-штурмовика рассекречен специально для газеты "Известия". |
На снимке: многоцелевой самолет Су-30 МК. Фото автора. |
- Наш новый самолет, - сказал мне генеральный конструктор "ОКБ Сухого" Михаил Симонов, - является развитием самолетов семейства Су-27, в том числе и Су-35, и может делать все, что делает Су-24, но значительно мощнее его, выполняет тот же объем задач, что и Су-27, хотя имеет вдвое большую дальность и продолжительность полета и в 2,5 раза эффективнее в бою. Су-30МК также грозен и как ударная машина во фронтовой полосе и прибрежных морских акваториях, словно истребитель-бомбардировщик Су-17, но несет на себе 8 тонн боевой нагрузки.
Если сравнивать Су-30МК с аналогичной американской техникой, то, по отзывам специалистов, он один делает то, что бомбардировщик Е-111, истребитель Ф-15, истребитель-бомбардировщик Ф-15 Е и штурмовик А-10. Но, пожалуй, главная особенность нового двухместного истребителя-штурмовика в том, что он в отличие от всех своих собратьев может находиться в воздухе бесконечно долго. До 10-16 часов. Для поддержки мобильных сил, которые могут быть внезапно переброшены в любой район страны, это качество незаменимо.
При этом время нахождения в полете Су-30 ограничено возможностями боевых летчиков. Даже пассажиру сверхсовременного и комфортабельного лайнера трудно выдержать столь долгий перелет, а что говорить о пилотах сверхзвуковой машины, которым надо не только управлять ею на предельных высотах, но и маневрировать, резко меняя воздушные эшелоны, выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа и вести напряженный бой с таким же отлично вооруженным и подготовленным противником. А еще им надо уметь дозаправляться в воздухе от тяжелого танкера Ил-78 или другого самолета семейства Су-27.
Правда, встроенные топливные емкости Су-30 МК - а его конструкторы категорические противники подвесных баков, считают, что они ухудшают аэродинамику, - очень вместительны. В опытном беспосадочном полете по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре - Москва протяженностью 14 тысяч километров истребитель - бомбардировщик дозаправлялся четыре раза. На трассе такой же дальности, от Америки до Австралии, Ф-18 надо одиннадцать заправок.
Но, кроме высоких аэродинамических качеств, Су-30МК, - они традиционны для самолетов фирмы "Сухого", - основным является наличие самого современного вооружения. Его прицельно-навигационный комплекс дает возможность применять управляемое, как говорят специалисты, прецезионно-точное оружие для, поражения любых целей как в воздухе, так на земле и на море. Причем на очень больших дальностях, которые недоступны даже перехватчику Су-27.
Например, управляемая ракета Х-59М с телевизионно-командным наведением, находясь после пуска за пределами визуальной видимости пилота на расстоянии более ста километров от самолета-носителя, передает на экран кабины изображение, транслируемое ее головкой самонаведения, и после радиокоманды летчика может поразить цель прямым попаданием.
Наши читатели, наверное, помнят телерепортажи с войны в Персидском заливе, когда две экспериментальные американские ракеты, выпущенные с разных самолетов по очереди, одна проделала брешь в стене иракской электростанции, а другая потом влетела в пробоину, разорвавшись внутри здания, и при этом ракеты передавали еще изображение цели на экраны телевизоров. Так вот, все то, что делали ракеты нескольких американских самолетов, могут делать серийные ракеты Х-59М, стоящие на одном Су-30 МК.
Кстати, ракета Х-59М создавалась под руководством генерального конструктора ракеты Игоря Селезнева и при участии руководителя разработки Су-30 МК Виктора Галушко.
На самолете стоит также управляемая ракета Х-29Т с телевизионным наведением на цель.
Действует она полностью в автоматическом режиме. Про такие ракеты говорят "пустил и забыл". Стоит летчику-оператору навести перекрестие прицела на необходимый объект, нажать кнопку его запоминания, и "умное" оружие после пуска остальное сделает без него.
Есть на Су-30 МК ракеты Х-29Л и С-29Л с лазерным наведением. Они запускаются с самолета, но наводятся на цель по информации лазерной станции целеуказания, которую переносит на спине солдат. Воину нужно только навести луч лазерной подсветки на цель. Точно так же, как это делается для артиллерийского снаряда "Краснополь" ("Известия" N65), что дальность поражения танка или пусковой будет для самолета, конечно же, больше, чем для гаубицы "Мста-С".
О вооружении Су-30 можно рассказывать бесконечно долго, хотя этого не позволяет газетная площадь. И все же нельзя не упомянуть его противорадиолокационную ракету Х-31П. Ее тоже создавал Виктор Галушко. Она способна поражать все типы РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большей дальности без захода самолета в зону их огневого противодействия.
Например, у "Пэтриота" такая зона 35 километров, у "Хока" - 70, но бортовой комплекс ракеты задолго до подлета к ней определит место РЛС, введет ее координаты в собственную ЭВМ, "сообщит" о них летчику и по его команде уйдет к цели. Х-31П тоже действует по принципу "пустил и забыл".
Главным конструктором Су-30 является Алексей Кнышев. С его участием, собственно, и разрабатывались все семейство СУ-27 и первый истребитель-бомбардировщик Су-30 МК. Алексей Иванович родился в Могилеве, учился в Казани, работал в Комсомольске-на-Амуре, вел самолеты Су-17, Су-22. Его имя никогда не звучало в печати, да и за границу он поехал первый раз в прошлом году, когда в Китай продали Су-27.
Кнышев категорически отказывался фотографироваться для газеты. Только поддержка генерального - Михаила Симонова - помогла сделать этот снимок. У Кнышева нет ученых степеней и званий. Правда, в Су-27 - прообразе Су-30 МК - заложено более 500 изобретений. Он говорит, что все они коллективные. Может быть, и так. У нас в стране все делалось коллективами, а лица людей мы только сейчас учимся узнавать.
И последнее. В августе на выставке
"Мосаэрошоу-93" Су-30 МК впервые будет перед публикой демонстрировать свои летные качества. Я знаю: этот самолет завоевания господства в воздухе - далеко не последнее детище фирмы Сухого. Семья самолетов Су-27, Су-35 и Су-30 разрастается.