Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://phys.msu.ru/rus/about/sovphys/pdf/3_1998.pdf
Дата изменения: Fri Aug 1 01:42:24 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:07:33 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п
СОВЕТСКИЙ ФИЗИК
Номер 2-3/1998 (февраль-март)
Орган ученого совета, деканата и общественных организаций физического факультета МГУ

1998


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

2


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

Дорогие коллеги! Перед Вами первый печатный номер газеты Советский физик. Номер составлен из большей части статей, помещенных в февральском и мартовском номерах нашей газеты. В последнее время статьи в газету поступают, в основном, в электронном виде, поэтому издание печатного варианта газеты не потребует значительных усилий - было бы желание и потребность. А потребность есть. У многих из Вас имеется свое мнение о важнейших событиях, происходящих в высшей школе, МГУ, на физфаке. Наверняка есть и дельные предложения, которые могут быть реализованы, если получат признание и поддержку. А вот здесь как раз необходимо широкое обсуждение, обкатка идей. Наша газета готова служить Вашим идеям таким трамплином. Печатный вариант газеты, с одной стороны, расширит круг читателей, а с другой, будет способствовать возрастанию организующей роли газеты. Учитывая сложность нынешних учебных и научных проблем, это кажется необходимым. Тираж издания будет небольшим - по экземпляру в подразделение факультета. Ваше мнение коллеги? Главный редактор К.В.Показеев 3


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
(Из доклада профессора В.А.Алешкевича на Ученом Совете физического факультета МГУ 30 октября 1997 г.) Как известно, физика является мировоззренческой наукой, лежащей в основе современного естествознания. Постановка физического образования, приведение его в соответствие с изменившимся состоянием общества является определяющим для всего университетского образования, естественнонаучного и гуманитарного. Естественно, что это в первую очередь касается фундамента физического образования - курса общей физики. Поэтому одним из главнейших направлений деятельности кафедры за отчетный период является сохранение этой основы физического образования на уровне, отвечающем мировым стандартам, отвечающим тому положению, которое физический факультет МГУ занимает в мировой системе физического образования. Другим важнейшим аспектом деятельности кафедры являлось сохранение основных традиционных направлений научных исследований, создание новых научных групп и научных лабораторий, подготовка специалистов по различным физическим специальностям, начиная от физиков-исследователей и кончая докторами наук. Мы отчетливо понимаем, что без полноценной научной работы не может быть хорошего преподавания общей физики. Мы пополняем научно-педагогический состав наиболее способными выпускниками физического факультета, любящими и умеющими работать со студентами и непременно активно занимающимися научной деятельностью. Основные принципы физического образования 1. Сочетание изучения физической науки по учебным дисциплинам (общим и специальным) с комплексным изучением физических явлений и эффектов. 2. Единство теоретического обучения, включающего компьютерные методы, и экспериментального обучения, позволяющего вооружить студентов методами и навыками современных экспериментальных исследований. 3. Сопровождение обучения современными задачами из новейших достижений науки: астрофизики, космологии, биологии, атомной физики и др.

4


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

4. Сочетание теоретического и экспериментального обучения с еженедельной ( на старших курсах) практикой научной работы. 5. Гармонизация физико-математического и гуманитарного образования. В представленной иерархии принципов физического образования, реализуемых в МГУ, курс общей физики играет фундаментальную роль, т.к. преподносит физические знания о законах и явлениях природы на всех уровнях организации материи от элементарных частиц до Вселенной и развивает физическое мышление как инструмент познания. Не развивая далее эту тему, остановлюсь лишь на главных, с моей точки зрения, проблемах курса общей физики. Основные проблемы. 1. Оптимизация содержания программы курса с учетом определения набора фундаментальных физических явлений. 2. Соотношение между лекционными, семинарскими, практическими и самостоятельными занятиями. Стандарты образования. 3. Развитие экспериментальной базы ( физические практикумы, лекционные демонстрации) в современных условиях. 4. Использование современных технологий обучения и, особенно, компьютеров. 5. Наполнение курса современными научными достижениями. 6. Создание современных учебных пособий, включая электронные учебники. 7. Координация усилий университетов и международное сотрудничество. Перейду к нашему видению путей решения перечисленных проблем. В каком соотношении курс общей физики может быть подвержен изменениям в связи с переходом на многоступенчатую систему образования, заимствованную из некоторых зарубежных стран? Общепризнано, что в США отсутствует единая система высшего образования. Даже беглый взгляд на учебные планы и программы по одним и тем же специальностям, действующие в разных колледжах и университетах показывает, что ни о каком единстве не может быть и речи.

5


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

В первом приближении можно утверждать, что наиболее широкий и наименее определенный профиль подготовки обеспечивают университеты, в то время как в технологических институтах и специализированных колледжах образование ориентировано на определенную профессию. Однако, это общее утверждение верно лишь отчасти, потому что в пределах одного и того же ВУЗА действуют несколько совершенно разных программ подготовки, учитывающих потребности и интересы отдельных студентов, а так же то, на каком курсе они определились в своей специализации. Если обратиться к типичной последовательности физических курсов, используемых в Корнельском университете США, то легко сделать вывод, что курсы 101, 112 более математизированы, чем 201, однако по глубине уступают курсам 207-208, которые выбирают студенты, планирующие в будущем заниматься физикой. За четыре года студент набирает 120-140 зачетных единиц, которые необходимы для получения ученой степени бакалавра. Система высшего образования в Великобритании - одна из старейших в Европе - хорошо известные Оксфордский и Кембриджский университеты функционируют с начала 13 века и представляют собой федерацию колледжей. Типичный срок обучения, за немногим исключением - три года, как в университетах, так и специализированных колледжах. Практикуется подготовка как в США: весь первый курс, а иногда и часть второго посвящается изучению общеобразовательных дисциплин, а затем начинается специальная подготовка. Если проанализировать общеобразовательные курсы, читаемые в Кембриджском университете, то следует отметить два вида курсов (А и Б), которые отличаются больше уровнем преподавания, нежели содержанием. Курс А предназначен для студентов, не планирующих (или еще не решивших) заниматься физикой, а курс Б читается студентам, избравшим физику своей будущей специальностью. В первом триместре (с октября по январь) студенты слушают основные понятия физики и параллельно - тепловую физику. Во втором триместре (январь-май) - электромагнетизм и колебания. На 2-ом году обучения студенты выбирают либо современную физику, либо физику. На З-ем году обучения слушают продолжение общего курса современной физики, прослушивают курсы по квантовой физи-

6


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

ке, ядерной физике, статтермодинамике, теории поля, физике твердого тела и др. Затем - спецкурсы (24 часа). Следует обратить внимание на индивидуализацию последовательности курсов, которые определяются планами студента и прикрепленного куратора. Во Франции первый (общенаучный) цикл обучения длится два года, где студенты изучают общетеоретические дисциплины и сдают жесткие экзамены с большим процентом отсева. На физическом факультете МГУ в 1994 году были разработаны ведущими профессорами и преподавателями при активном участии нашей кафедры новые программы по курсу общей физики в пределах трех лет обучения, которые, как нам кажется, позволили оптимальным образом избежать с одной стороны, чрезмерной перегрузки курса, а с другой - сохранить фундаментальность и методическую целостность. По нашему мнению, фундаментальность курса общей физики обеспечивает ему здоровый консерватизм, в смысле независимости его программы от изменений в системе образования. С другой стороны, курс не может не учитывать современных достижений науки, о чем будет сказано ниже. За последние 20 лет в курс общей физики были включены основные понятия специальной теории относительности, неустойчивости и динамического хаоса (механика), концепция статистического описания (молекулярная физика и оптика), новые явления, связанные с дифракцией, дисперсией, взаимодействием высокоинтенсивных лазерных пучков и сверхкоротких импульсов и др. (оптика). Новые программы потребовали пересмотра учебного плана, и с 1 сентября 1997 года мы реализуем новый учебный план, в котором вся механика преподается в 1-ом семестре, а за счет ликвидации лаборатории инженерной графики удалось получить часы для курса молекулярной физики. В рамках нового учебного плана, по нашему мнению, удалось оптимизировать соотношение между лекционными и семинарскими занятиями. Экспериментальная база физического образования, как неотъемлемая и важнейшая его часть, является чрезвычайно дорогостоящей, а с другой стороны нуждается в поддержании на высоком техническом уровне и постоянном обновлении. Ушли те годы, когда на модернизацию практикума выделялись умопомрачитель-

7


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

ные (по нынешним меркам) средства. К началу 1992 г., когда ситуация в стране была 'хуже некуда', обновление и развитие практикума практически прекратилось, в изношенном состоянии оказались разделы 'Механика', 'Молекулярная физика', морально устарели некоторые оптические лаборатории, исчерпала свои возможности ЭВМ ЕС-1011, обеспечивающая компьютерную поддержку общего практикума. Понимая, что без практикума ни о каком физическом образовании речи быть не может, мы стали искать пути модернизации практикума, исходя из следующих положений: 1. Учебное оборудование требуемого уровня в России и СНГ никто не производит. 2. Переговоры с немецкими фирмами 'FIVE', 'ELVE', 'LEYBOLD' не дали желаемых результатов. 3. Отсутствие необходимых средств для закупки лабораторного и научного оборудования. Поэтому мы сформулировали концепцию развития общего физического практикума, в основе которой лежит требование создания современного, но не очень дорогого оборудования. Поэтапная модернизация практикума позволила существенным образом изменить облик разделов 'Механика' и 'Оптика'. В этих разделах были созданы автоматизированные лаборатории, в которых модульные экспериментальные установки подключены к локальной компьютерной сети, позволяющей не только производить сбор информации, но и обрабатывать полученные результаты. Помимо этого компьютеры в практикуме используются для моделирования физических явлений, которые невозможно наблюдать, обработке результатов эксперимента, выполняемого студентом вручную, и для других целей. Существенные изменения произошли при постановке лекционного эксперимента, где чрезвычайно широко стали использоваться современные технологии обучения, см., напр., программы лекций по оптике и механике, с электронными версиями которых можно ознакомиться на факультетском web-сервере. Чтение курса общей физики сопровождается яркими примерами, связанными с новейшими научными и технологическими достижениями. На кафедре ведется работа по созданию учебников нового поколения по 4 разделам курса общей физики. Отличительной его особенностью является методическое единство лекций, семинаров и практических занятий, использование совре-

8


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

менных технологий обучения, включая видеозаписи и компьютерную поддержку. За несколько лет новый облик приобрел музей физического факультета, издан исторический справочник о физическом факультете МГУ. Таким образом, по нашему мнению, уровень преподавания курса общей физики значительно улучшился, однако нашей постоянной заботой, как представителей головного вуза страны, является противодействие той нарастающей опасности образованию, которая, как сказал ректор В.А.Садовничий в своем докладе на конференции 'Образование и национальная безопасность России', проистекает из искусственного расчленения образования на некие составляющие его части, в подмене сущности образования надуманными умозрительными конструкциями типа 'инновационно-технологический этап образовательной реформы' и т.п. В результате 'образовательного сепаратизма' на местах вводятся свои стандарты, раскалывающие образовательное пространство. С этой целью кафедра организовала и провела первую Всероссийскую конференцию 'Университетский курс общей физики: современные проблемы' в июле 1996 г., активно поддержала две международные конференции 'ФССО-95' и 'ФССО97'. Кафедра является ведущей в Совете по общей физике университетов России, который не только координирует физическое образование, но и дает возможность обмениваться опытом и новыми достижениями университетов в области физического образования. В настоящее время кафедра ведет подготовку второй международной конференции. Подытоживая, можно с достаточной степенью уверенности говорить, что уровень преподавания общей физики на физическом факультете МГУ за последние годы заметно улучшился и находится на уровне лучших мировых стандартов. Однако поддержание этого высокого уровня в ближайшей перспективе требует существенных финансовых затрат и постоянного внимания со стороны руководства факультета. Профессор В.А. Алешкевич

9


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

ОТКPЫТИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТPА 'СИНХPОТPОННОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ'
Синхpотpонное излучение и его откpытие Синхpотpонное излучение (СИ) в последнее вpемя стало важнейшим инстpументом исследования свойств вещества. Во всем миpе создаются центpы по использованию СИ, стpоятся доpогостоящие источники СИ. В самое ближайшее вpемя в Москве в Российском научном центpе 'Куpчатовском институте' начинает функциониpовать источник СИ - накопитель электpонов на 2,5 ГэВ (и это дополнительно к шести уже действующим в России источникам - синхpотpонам и накопителям в Москве, Новосибиpске и Томске). СИ используется сегодня пpактически во всех областях совpеменной науки, где изучается взаимодействие электpомагнитного излучения с веществом. Как говоpили 'отцы-основатели' (Д.Д.Иваненко, А.А.Соколов, И.М.Теpнов), синхpотpонное излучение - унивеpситетский эффект. И действительно, уже в 1944 году Д.Д.Иваненко и И.Я.Помеpанчук опубликовали статью, в котоpой показали, что потеpи на магнитотоpмозное излучение в циклическом ускоpителе пpопоpциональны четвеpтой степени энеpгии, до котоpой ускоpены электpоны. Пеpвоначально это явление называлось 'светящийся электpон'. Экспеpиментатоpы обнаpужили это излучение pовно 50 лет назад в 1947 году на амеpиканском синхpотpоне фиpмы 'Дженеpал электpик' (отсюда название 'синхpотpонное излучение'). В 1948 году пpофессоpа МГУ Д.Д.Иваненко и А.А.Соколов опубликовали теоpетическую статью о спектpально-угловом pаспpеделении СИ. Экспеpиментальное исследование свойств синхpотpонного излучения было начато кафедpой оптики уже в 1956 году - и эти pаботы с самого начала пpоводились совместно МГУ и ФИАН (О.Ф.Куликов, Ф.А.Коpолев, А.С.Яpов, М.Н.Якименко). Сpеди pяда пpактических пpименений СИ наиболее интеpесным оказалось его использование в экспеpиментах по спектpоскопии твеpдого тела. Исследования подобного pода в нашей стpане начались с 1967 г. гpуппой СИ МГУ на синхpотpоне С-60 ФИАН и получили pазвитие в дальнейшем на многих ускоpителях и

10


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

накопителях России. Особые свойства источников СИ обусловили создание специализиpованного обоpудования, котоpое существенно отличается от тpадиционного, пpименявшегося с обычными источниками излучения. Исследования с использованием СИ pаспpостpаняются на новые области науки, захватывая, помимо собственно физики, также химию, биологию, медицину и многие технические дисциплины (микpоэлектpоника, томогpафия, матеpиаловедение, элементный анализ и дp.). СИ является новым мощным инстpументом исследования вещества с помощью электpомагнитного излучения с уникальными свойствами: область спектpа от pентгена до инфpакpасной, высокая спектpальная плотность, высокая степень поляризации (линейной и круговой) и уникальные временные характеристики. Курчатовский источник синхротронного излучения Источники СИ строятся двух классов: специализированные для работ в области вакуумного ультрафиолетового (ВУФ) излучения и в области жесткого рентгеновского излучения. Первые нацелены главным образом на исследования в области атомной спектроскопии, спектроскопии твердого тела, биологических объектов и др.; вторые - на исследования по рентгеновской дифракциии, рассеянию рентгеновских лучей, элементному анализу и на ряд технологических приложений. В последнее время в связи с появлением новых материалов, использующихся для регистрации высокоэнергетического излучения и частиц (сцинтилляторов и материалов для детекторов для позитронной томографиии) возникла необходимость проведения комплексных исследований при воздействии квантов из всего диапазона от ультрафиолета до жесткого рентгеновского излучения. Для решения этой задачи уместно использовать уникальный комплекс из двух источников синхротронного излучения 'Сибирь-1' и 'Сибирь2' Курчатовского источника синхротронного излучения РНЦ 'Курчатовский институт', перекрывающих весь рассматриваемый диапазон энергий. С 1982 года наша Лаборатория синхротронного излучения ведет исследования по ВУФ-спектроскопии на канале МГУ накопителя 'Сибирь-1'. В этом году создана новая уникальная установка по ВУФ спектроскопии, строится рентгеновский канал на накопителе 'Сибирь-2'.

11


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК
Сотрудничество с ИФТТ РАН

При решении современных проблем материаловедения представляется целесообразным использовать уникальный научный опыт и потенциал, накопленный в Институте физики твердого тела РАН. Ученые этого института достигли значительных успехов, в частности, в понимании термодинамических, механических и радиационных свойств новых перспективных материалов. Большую pоль в объединении усилий МГУ и ИФТТ РАН в области исследования сцинтиллятоpов игpает наше сотpудничество с CERN в области pазpаботки сцинтиллятоpов для электpомагнитного калоpиметpа для большого адpонного коллайдеpа LHC. Подготовка кадpов На сегодня важной пpоблемой является подготовка кадpов научных исследователей в области физики твеpдого тела и дpугих смежных областях, способных пpофессионально использовать возможности источников СИ. Такую подготовку в пpинципе могут дать только несколько унивеpситетов в стpане. В Сибиpском pегионе таким унивеpситетом является Новосибиpский, а в Евpопейской России - Московский унивеpситет. МГУ ведет подготовку студентов по специальности 'Синхpотpонное излучение и его использование' с 1975 года, к настоящему вpемени подготовлено более 100 специалистов. Наши выпускники pаботают почти во всех ведущих центpах СИ России и Евpопы. Учебно-научный центp СИ Таким обpазом, физический факультет МГУ, КИСИ РНЦ 'Куpчатовский институт' и ИФТТ РАН обладают значительным кадpовым, методическим и техническим потенциалом, накопленным в течение многих лет учебной и научной pаботы в области использовании СИ и высокоэнеpгичной спектpоскопии твеpдого тела. Объединение усилий этих тpех оpганизаций позволило создать в pамках федеpальной целевой пpогpаммы 'Интегpация' учебно-научный центp (УНЦ 'СИ') по подготовке специалистов и пpоведению исследований с использованием СИ в области спектpоскопии твеpдого тела (и не только для евpопейской части России, но и для дpугих стpан).

12


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

Основной целью УНЦ является создание системы комплексной подготовки специалистов для пpименения синхpотpонного излучения в вакуумном ультpафиолетовом и pентгеновском диапазонах в физике твеpдого тела. Такая подготовка состоит из pегуляpной подготовки и пpактики студентов, аспиpантов, стажеpов и научных сотpудников, из оpганизации школ, конфеpенций, стажиpовок, издания учебной литеpатуpы и т.д. Работа УНЦ 'СИ' пpедполагает пеpеподготовку для pабот с синхpотpонным излучением специалистов из любых стоpонних оpганизаций, а также издание общедоступной литеpатуpы. Школа -семинаp и откpытие УНЦ 9 декабpя 1997 года в конфеpенц-зале физфака состоялось откpытие Учебно-научного центpа 'Синхpотpонное излучение' и заседание школы-семинаpа. В pаботе семинаpа пpиняли участие студенты, аспиpанты и пpеподаватели МГУ и научные сотpудники РНЦ 'Куpчатовский институт', ФИАН и ИФТТ РАН - всего около 50 участников. Откpыл УНЦ зам. декана пpофессоp В.Ф.Бутузов. Помимо доклада об истоpии СИ в МГУ и задачах УНЦ были пpочитаны лекции: 'О Куpчатовском источнике СИ' (В.Г.Станкевич), 'О возможностях пpименения СИ для анализа и модифициpования стpуктуpы кpисталлов' (Н.В.Классен), 'Многослойная pентгеновская оптика' (А.В.Виногpадов), 'Дислокационная спектpоскопия кpисталлов' (С.З.Шмуpак), 'Использование магнитотоpмозного излучения в исследовании Вселенной' (О.Ф.Доpофеев). Было сделано несколько сообщений: о новой установке для pаботы с СИ (С.Н.Иванов), по pезультатам исследований сцинтиллятоpов (С.И.Рыбченко, В.В.Синицын) и дp. Семинаp (и школа - не только для студентов!) получился очень напpяженным и интеpесным. Следуещее заседание намечено пpовести в ИФТТ РАН в Чеpноголовке. * Работа Учебно-научного центpа 'СИ' в pамках федеpальной целевой пpогpаммы 'Интегpация' успешно началась. Научный pуководитель УНЦ пpофессоp В.В.Михайлин *Примечание редакции. Заседание прошло 12.03.98г.

13


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАФЕДРЫ ФИЗИКИ ЗЕМЛИ

Летняя студенческая практика является неотъемлемой частью подготовки студентов кафедры физики Земли. Она дает возможность студентам ознакомиться с различными видами полевых геофизических исследований непосредственно на самом объекте изучения Земле. До 1991 года практика студентов-геофизиков проходила на акватории Черного моря (с базой в городе Севастополе) на судах научного флота МГУ. После потери Московским университетом кораблей и севастопольской океанологической базы студенческая практика осуществлялась на судах, арендуемых у гидрографической службы Черноморского флота. В программу морской практики входили: отбор проб донных осадков в различных морфологических зонах Черного моря (шельф, материковый склон, абиссаль) и в районах, отличающихся характером осадконакопления (Кавказский и Крымский регионы, юго-западная часть турецкого материкового склона, район Дунайского конуса выноса и т.д.); анализ и описание морских донных осадков; измерение их физических характеристик на борту судна; ознакомление студентов с судовыми работами, с эхолотированием морского дна и навигационными приборами. Однако, недостаточное финансирование побудило нас искать и другие возможности. Одной из них явилось использование геологического полигона МГУ в пос. Прохладное Бахчисарайского р-на Крыма для максимального ознакомления студентов с разнообразием геологических структур и типов горных пород. Полигон расположен в юго-западной части Горного Крыма в пределах второй Крымской Гряды и обладает в силу своей уникальности в геологическом отношении всеми условиями для постановки и проведения практики студентов нашей кафедры. На сравнительно небольшой территории студенты под руководством опытных преподавателей знакомятся с различными геологическими структурами, проводят отбор и описание образцов горных пород и минералов, знакомятся с проведением геотермических и сейсмических полевых исследований. В процессе прохождения практики, помимо обязательных маршрутов, для студентов проводятся экскурсии в геологический музей, в астрофизическую обсерваторию МГУ, в Бахчисарайский историко-художе-

14


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

ственный музей, в пещерный город Чуфут-Кале и др. По мере освоения кафедрой крымского полигона совершенствуется учебный процесс как в плане постановки новых современных задач, так и в плане модернизации полевого оборудования. Дальнейшее развитие летней студенческой практики на кафедре физики Земли предполагает проведение ее как на геологическом полигоне в долине р.Бодрак (р-н пос.Прохладное), так и на гидрографических судах. Наряду с проведением геолого-геофизической практики, кафедрой в 1997 году была организована экспедиция в северную Карелию с привлечением студентов. Уникальность района проведения экспедиционных работ позволила собрать большой фактологический материал для геофизических исследований, а красоты русского севера сами по себе уникальны и дают огромный заряд бодрости. В этом направлении предполагается продолжение работ, но уже в других регионах нашей необъятной страны, отличающейся великим разнообразием геолого-геофизических объектов. Результаты проводимых во время летних студенческих практик полевых геофизических исследований имеют не только учебную, но и научную ценность и используются для выполнения курсовых и дипломных работ; часть этих результатов опубликована и доложена на научных конференциях. снс В.Г. Попов

КОНКУРС ЛУЧШИХ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ им. Р.В. ХОХЛОВА 1997-98 г.
В январе 1998 года, после завершения защит дипломных работ на физическом факультете был проведен традиционный конкурс им. Р.В. Хохлова. На этот конкурс представляются, как правило, дипломные работы студентов, т.е. по сути дела самые последние, свежие результаты научных исследований, выполненных на кафедрах факультета и в этом смысле конкурс является хорошим индикатором уровня и характера исследований, выполняемых на факультете.

15


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

Следует отметить, что как по объему работ, так и по качеству и значительности полученных результатов этот уровень является очень высоким. На конкурс была представлена по решениям кафедр 31 дипломная работа. Это самое большое количество представленных работ за все годы проведения конкурса. После тщательного и детального обсуждения жюри конкурса путем тайного голосования отобрало 12 лучших работ и присудило им 3 первых премии, 4 вторых и 5 третьих премий. Жюри отметило высокий научный уровень всех представленных дипломных работ, а среди работ-лауреатов некоторые удовлетворяли всем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Следует с удовлетворением отметить, что среди работлауреатов в большинстве случаев были представлены результаты исследований экспериментального характера (7 из 12). В некоторых из них впервые наблюдались новые физические явления, были открыты новые физические эффекты. В ряде дипломов была выполнена большая методическая работа по созданию новых экспериментальных установок, что в наше сложное время связано с особенно большими трудностями. Очень высок уровень научной апробации и публикации результатов, полученных в дипломных работах - в подавляющем большинстве эти результаты уже опубликованы, либо доложены на Национальных или Международных научных конференциях. Рекордсменом в этом аспекте является студент В.Е. Кудряшов, у которого уже имеется 17 публикаций (8 статей и 9 тезисов докладов на конференциях). Хочу несколько подробнее остановиться на некоторых работах. В дипломе Г.А. Новикова был проведен расчет магнитной системы для конкретной конструкции разрядного микротрона на 70 МэВ. При этом в качестве источников поля впервые вместо электомагнитов были использованы постоянные редкоземельные магниты и разработана оригинальная методика расчета. В результате дипломнику удалось рассчитать конструкцию ускорителя с огромным выигрышем в габаритах и весе. Новый ускоритель на 70 МэВ можно будет разместить буквально на лабораторном столе. К работе Г.А. Новикова проявили очень большой интерес специалисты в США и сейчас уже заключено соглаше-

16


СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

?2-3/1998

ние о совместном производстве такого ускорителя. Эта работа удостоена Первой премии. Первая премия присуждена также теоретическому исследованию Д.С. Горбунова, посвященному проблеме несохранения лептонных чисел в моделях с передачей нарушения суперсимметрии калибровочными взаимодействиями. В результате оригинальных теоретических расчетов Д.С. Горбунову удалось предсказать возможность протекания процессов с нарушением глобальных квантовых чисел, приводящих к эффекту слептонных осцилляций на линейных колайдерах. Результаты работы послужили мотивацией для сооружения интенсивного источника мюонов Московской мезонной фабрики ИЯИ РАН. В работе И.В. Неделько, также удостоенной Первой премии, предложен новый метод исследования неустойчивости решений с пограничными и внутренними слоями для нелинейных сингулярно возмущенных уравнений с частными производными. В результате решена трудная задача об устойчивости многомерных контрастных структур. Развитый метод имеет важное значение как для дальнейшего развития теории сингулярных возмущений, так и для многих прикладных задач. Очень интересный результат был получен в дипломной работе В.Н. Онищука, удостоенной Второй премии. Дипломник провел модернизацию экспериментальной установки и сумел впервые обнаружить новый эффект - зарождение мезоскопических магнитных структур в пленке феррита-граната под действием сфокусированного лазерного пучка. Предложенная дипломником методика наблюдения позволила ему визуализировать такой элемент доменной структуры как вертикальная блоховская линия с характерным размером 0,1 мкм, что имеет большое значение для дальнейшего совершенствования магнитной записи информации. В дипломной работе И.В. Шнайдштейна впервые наблюдался предсказанный теорией изоморфный фазовый переход в несобственных сегнетоэлектриках. Эта работа удостоена Третьей премии. Очень актуальной проблеме - разработке новых нелинейно-оптических методов, предназначенных для селективной диагностики хиральных молекул посвящена дипломная работа Н.Н. Брандта. В теоретической части диплома автор провел квантово-механический расчет частотной дисперсии квадратичной не-

17


?2-3/1998

СОВЕТСКИЙ ФИЗИК

линейно-оптической восприимчивости и обратного линейного электрооптического эффекта в изотропной среде. Вторая часть дипломной работы посвящена реализации экспериментальной методики, позволяющей исследовать эти эффекты при помощи техники синхронного детектирования. Получены спектры оптической активности, кругового дихроизма и эффекта Керра для раствора азокрасителя D*5 в бензоле, а также впервые получен сиг