Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/bulletin/32-33/text.html
Дата изменения: Tue Jan 20 10:52:20 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:37:58 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п р п р р п
[содержание] [главная]

НОВОЕ РАДИОПОСЛАНИЕ К ЗВЕЗДАМ

Разработка и реализация проекта METI@home

 9 октября 2008 года с помощью 70-м антенны и передатчика Евпаторийского планетного радиолокатора отправлено радиопослание к звезде Gliese 581 созвездия Весы, имеющей не менее трёх планет, одна из которых – земного типа и находится в обитаемой зоне. Передача осуществлена в рамках проекта METI@home. Идея и структура проекта предложены А. Л. Зайцевым в 2002 году [1, 2]. Используются множество персональных компьютеров и специализированный вэб-сайт, который служит для синтеза межзвездных радиопосланий участников проекта.

В 2008 году, благодаря инициативе Оливера Мадгета, менеджера медиакорпорации RDF Digital (Великобритания), удалось осуществить практическую реализацию предложенного проекта. Сначала в международной социальной сети Bebo, насчитывающей свыше 40 млн. пользователей, был создан специальный сайт, получивший название AMFE (A Message From Earth) [3]. Участники проекта прислали 7818 сообщений. Параллельно они же путем голосования выбирали 500 наиболее выразительных сообщений (фактически было выбрано 501 сообщение). А затем, 9 октября 2008 года эти избранные письма были отправлены в автодекодируемом формате (кадры размером 347х347 элементов) с помощью 70-м антенны и передатчика Евпаторийского планетного радиолокатора к звезде Gliese 581. Научный руководитель Проекта – д. ф.-м. н. А.Л. Зайцев, ИРЭ РАН. Более полная информация будет опубликована в следующем выпуске «Вестника SETI».

Литература

1. А.Л. Зайцев. Проект METI@home: Радиопослания внеземным цивилизациям из дома.

2. Alexander Zaitsev. Project METI@home: Messages to ETI from home.

3. Bebo's latest expansion - into Space. 

4. Nancy Atkinson. Messages From Earth Beamed to Alien World.


1. СТАТЬИ

 1.1. Космос и космическое мышление в видении студентов

О.М. Тенякова, Мос. гос. агроинженерный университет

 В 2007 г. мировое научное сообщество отметило 50-летие космической эры. 1957-ой – год запуска первого искусственного спутника Земли и рождения отечественной космической фантастики в её современном виде, поскольку именно тогда вышел в свет социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В далёких теперь 50-х и 60-х гг. космос был мечтой миллионов студентов и школьников нашей страны. Что думают о космосе и космонавтике современные студенты спустя полвека от начала космического этапа развития человечества?

Этот вопрос для автора послужил импульсом к следующему социологическому исследованию: 150-ти студентам Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина (2-ой курс факультета «Технический сервис в агропромышленном комплексе») было предложено изложить свои мысли в форме творческой самостоятельной работы по довольно необычной теме – «Космическое мышление: моё определение и понимание».

Само понятие «космическое мышление» – довольно популярная тема научных и философских дискуссий, причем зачастую использующееся в разных значениях. Автор предлагает следующее его определение: космическое мышление – это осмысление бытия с позиций человека как вселенского существа, несущего ответственность за сохранение и развитие жизни и разума в космическом масштабе. Данное понятие разрабатывалось в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем божественное единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах русских космистов. Эти мыслители указывали на то, что человек должен стать идеалом космического единства, что умножение творческих сил человечества соответствует божественному замыслу мироздания, а общество, построенное на началах любви, духовного общения и нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса. В контексте курса истории русской философии студенты получают первоначальное представление о русском космизме, но в целом предложенная тема являлась для них новой. Это самым лучшим образом сказалось при анализе самостоятельных работ, поскольку позволило выявить все ассоциации студентов в русле обозначенной темы.

1. Определение понятия «космическое мышление»

Студенты, которые пытались дать определение космического мышления, в большинстве работ исходили из его актуальности. Во-первых, они вполне осознают тот факт, что человечество вступило в антропогенную эру (по выражению В.И. Вернадского): «Роль человека на Земле имеет огромное значение. Люди – самые развитые живые существа, они как бы задают новый ритм жизни». А поскольку в современном мире космосу и его изучению отводится особое место, то «…с каждым годом космонавтика развивается всё больше, база научных знаний о космосе возрастает, и это необратимый процесс». Следовательно, «у каждого человека есть или должно быть космическое мышление – понимание человеком того, какое место он занимает в мире и в пределах космоса». Студенты очень логично заключают: чем более будет развито это понимание у людей, тем активнее будет человек «общаться» с космосом, «ведь до сих пор в космосе остается столько неразгаданных вещей…». В нескольких работах прозвучала мысль о том, что космическое мышление – это осознание чего-то «нового», возможно, «сверхъестественного», и даже такое обобщение: «Вселенная – это и есть то самое, странное космическое мышление».

Во многих работах (их около 60 %) под космическим мышлением понимается развитие человеческой деятельности в космосе и, в целом, научно-технический прогресс: «По моему мнению, термин “космическое мышление” связан с развитием новых технологий, которые в наше время достигли высокого уровня. Человечество большими шагами идёт к тому, чтобы совершить межпланетное путешествие».

Некоторые студенты признавались: «Этот вопрос поставил меня в тупик, как и многих других. Раньше я никогда не задумывался над тем, что “я” есть для Вселенной», «…словосочетание “космическое мышление” я понять не могу. Космос это для меня что-то далёкое, холодное, ещё не изученное и непонятное от этого вдвойне!» Поэтому в более чем половине работ при определении понятия «космическое мышление» студенты затрагивали смежные мировоззренческие вопросы. Какое место я занимаю в этом мире? Что было до меня? Что там, «за горизонтом»? Что будет после меня? Зачем и почему я живу, осознаю жизнь вокруг себя? И, наконец, главный вопрос – одни ли мы во Вселенной?..

2. Проблема внеземных цивилизаций

Студенты с энтузиазмом поднимают вопрос бытия иных космических миров: «Всех интересует, существует ли жизнь на других планетах». В большинстве случаев они довольно оптимистично оценивают шансы получить на него точный ответ: «Каждый из нас – всего лишь маленькая частица в этом огромном мире. Мы не одиноки во Вселенной и, возможно, вскоре мы узнаем об этом правду». Ведь это обусловлено тем, что «на какой-нибудь планете вполне могли зародиться формы жизни, как и у нас». В 20 % работ второкурсники демонстрировали неплохую осведомлённость относительно современного состояния проблемы космических цивилизаций. Однако при анализе студенческих работ нельзя не упомянуть о таком аспекте, как мифологизация сознания при помощи литературы, киноискусства и СМИ, а также об отождествлении внеземных цивилизаций и аномальных явлений в мифологизированном сознании. Видимо, под воздействием популярной концепции Эриха фон Дэникена (изложенной в книге «Воспоминания о будущем», одноимённом фильме и многих других работах этого автора) студенты с уверенностью пишут о том, что египетские пирамиды были построены агентами внеземных цивилизаций. Ещё одно убеждение, граничащее с фобией, – представление о межпланетных войнах. На формировании этого мифа, несомненно, сказывается большое влияние фантастических и фэнтезийных романов и кинофильмов.

 3. Представления о космосе и отношение к нему

Очень интересны студенческие суждения о Вселенной. Во многих лейтмотивом является то, что космос и человек – взаимосвязанные понятия: «Ещё с древних времён человек начал ощущать себя частицей космоса. Он старался изучить все космические явления, но множество явлений так и остались не разгаданы. Большинство людей стремятся как можно больше познать космос и открыть для себя много нового. Некоторые люди живут мечтами о космосе. Бывает, что космоса могут бояться, но никто не может остаться к нему безразличным». «Космос – это загадка, тайна, которую он не хочет открывать. Я думаю, что можно продолжать разгадывать её до бесконечности, и всё равно ответа не будет. Поэтому я считаю, что чёткого определения космоса дать нельзя. Это что-то очень масштабное, безграничное и даже непонятное для человеческого разума, мистическое...» Без сомнения, вселяет надежду и гносеологический оптимизм некоторых второкурсников: «Конечно, со Вселенной связано много загадок, но я надеюсь, что человеку удастся узнать о ней много нового, и хочу внести свой вклад в эти исследования». Лишь в нескольких работах (их не более 5 %) студенты проявили весьма прагматичный подход к предложенной теме: «Я не умею связываться с космосом, не задумывалась о том, имеются ли потусторонние силы, существуют ли инопланетяне, потому что есть дела поважнее», «…к сожалению, у меня нет достаточно времени, чтобы занятся мыслями о космосе».

4. Космическая деятельность человечества и потенциальная экспансия

Какую роль играет человек в космосе? Имеет ли он какое-либо влияние? Приносит ли пользу или же наоборот, делает лишь хуже? На эти вопросы студенты дают массу различных, порой противоположных ответов. Очень часто космическая деятельность оценивается отрицательно, иногда в тесной связи с земными экологическими проблемами: «Человек влияет на комос, но пагубно. Связано это с загрязнением окружающей среды. И участвуют в этом все – от мала до велика. Тем самым вокруг Земли создаётся “инородное”, не свойственное космосу “биополе”». В то же время «…изучать космос полезно и необходимо. Экологическая ситуация на Земле и так уже катастрофическая. Возможно, нам или нашим внукам придётся улетать с этой планеты, сделав здесь большую помойку…».

В 30 % сочинений студенты понимают под космическим сознанием именно развитие человеческой деятельности в космосе. Как полагал советский астрофизик И.С. Шкловский, современное человечество осваивает всю биосферу и вступает в фазу предельно быстрого развития, которую он назвал «фазой взрывной, или неограниченной, экспансии» (экспансия — расширение, распространение). Студенты вполне осознают, что со временем человек начнёт осваивать другие планеты, высаживаться на них с целью расширения своей территории, и, в целом, дают этому позитивную оценку. Но не обошлось и без курьёзов – некоторые ответы вызывают удивление своей наивностью: «Через много лет люди научатся жить за пределами Земли. Пустят какие-нибудь корабли с Земли до Луны, Юпитера и т.д., и в галактике будет взаимосвязанная деятельность человека. Мы познакомимся с инопланетянами и заживём все вместе».

5. Экологическая проблема

В контексте предложенной темы студенты часто связывали проблему сохранения окружающей среды с загрязнением человеком ближнего космоса. При этом их высказывания зачастую поражают своим крайним пессимизмом: «Может быть, человек – самое ужасное существо во Вселенной». Однако минусы глобального хозяйствования человека находят у студентов не только эмоциональный, но и рациональный отклик: «Каждому человеку нужно задумываться о том, что он даёт природе и что от неё забирает, т.к. должно быть положение равновесия». Люди должны «сломать свою эгоистическую сущность» и поставить перед собой решение общих проблем: «Мы живём на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, а это часть огромной Вселенной. Человек – это лишь очень маленькая, но важная частичка космоса. Он должен понять, что планета – это его дом, дом его детей. Нужно бережно относиться к дарам природы. Человек должен думать во вселенском масштабе».

 В заключение хотелось бы отметить, что комплексное видение проблем человечества крайне актуально для исправления нынешней ситуации на планете Земля, – и студенты хорошо это понимают. Всe это говорит о том, что безусловной задачей современного воспитания и образования является развитие космического самосознания, т.е. осознания самого себя как неразрывной части беспредельного космоса, и основанной на этом системы духовных ценностей.

1.2. Завершены съемки немецкого документального фильма о передаче и поисках разумных сигналов во Вселенной

А.Л. Зайцев, ИРЭ РАН, научный консультант фильма

 В середине июня 2007 г. в Крыму, под Евпаторией, где находится крупнейшая в Старом Свете 70-метровая приемо-передающая антенна планетного радиолокатора, были завершены съёмки немецкого двухсерийного научно-популярного фильма с рабочим названием «Calling all Aliens», которое можно перевести как «Обращение к инопланетянам». Немецкие кинодокументалисты (студия VIDICOM, Гамбург) собираются выпустить этот фильм к 4 октября 2007 года, когда исполнится 50 лет со дня запуска 1-го искусственного спутника Земли.

По замыслу режиссера Кристиана Шидловского и других создателей фильма, в нем впервые с единых позиций предполагается рассказать о современном состоянии и перспективах нового вида человеческой деятельности, связанного с вовлечением нашей цивилизации в информационное взаимодействие с предполагаемыми внеземными цивилизациями. При этом основное внимание обращается на необходимость гармонизации данного взаимодействия, что подразумевает как поиски разумных сигналов, излучаемых другими цивилизациями, так и предоставление другим гипотетическим цивилизациям возможности обнаружить разумные сигналы, излучаемые нашей цивилизацией.

Первая серия фильма, посвященная, в основном, поисками разумных сигналов во Вселенной, снималась в США. Классик SETI (SETI = Search for Extra-Terrestrial Intelligence = Поиски внеземных цивилизаций) Фрэнк Дрейк, известные учёные Джилл Тартер, Сет Шостак, Кент Каллерс и Рик Форстер

рассказывают о продолжающихся уже почти полвека поисках, начало которым было положено в 1959 году, когда в журнале «Nature» появилась пионерская статья Джузеппе Коккони и Филиппа Мориссона «Поиски межзвездных связей». В ней, в частности, на основе общеизвестных радиофизических соотношений показывалось, что даже при достигнутом в те годы уровне развития радиоастрономии и космической связи можно надеяться на обнаружение разумных радиосигналов, излучаемых с ближайших звезд.

Сейчас в США, в штате Калифорния, где находится единственный на планете Институт SETI, создается первый специализированный радиотелескоп, предназначенный почти исключительно для поисков разумных сигналов из космоса. По завершении строительства он будет содержать 350 параболоидов диаметром 6 м каждый, сфазированных с помощью суперкомпьютера таким образом, что в сумме синтезируется единая собирающая поверхность с эффективной площадью в 1 гектар, имеющая, к тому же, несколько десятков независимых направлений радиопоиска. К настоящему времени введены в строй первые 42 параболоида, об их работе как раз и рассказывает один из сюжетов первой серии. Интересно, что эта антенна уже имеет имя – ATA = Allen Telescope Array = Антенная Решетка Алена. Её назвали в честь ныне здравствующего миллиардера Пола Алена, одного из создателей и совладельцев компании Майкрософт, который пожертвовал несколько десятков миллионов долларов на проектирование и строительство. Не обойдены вниманием и другие, менее крупные меценаты – у них есть возможность жертвовать на отдельные 6-м параболоиды. В этом случае спонсоров увековечивают путем установки табличек с их именами и фамилиями на основаниях параболоидов.

На очереди создание в сто раз большего радиотелескопа – с эффективной площадью в 1 миллион квадратных метров. Это будет уже международный проект. В фильм вошел сюжет о выборе на одном из плоскогорий Южной Африки места для этого уникального инструмента. Но пока ни окончательная схема, ни место строительства грандиозного радиотелескопа не выбраны, однако фронт исследований весьма широк и глобален, что дает весомые основания для надежды на скорое начало строительства.

Несколько особняком в фильме стоит сюжет об исследованиях американским профессором Лоуренсом Дойлом сообщества китов и о его попытках разгадать их язык, что, по мнению ряда ученых, могло бы помочь нам понять особенности установления контактов между разумными существами различной природы. Во второй серии фильма, которая снималась в России и на Украине, повествуется, в основном, о синтезе и передаче межзвездных радиопосланий (МРП) с Земли в адрес предполагаемых братьев по разуму. Первый сюжет, посвященный изложению теории и практики МРП, снимался во Фрязинском филиале Института радиотехники и электроники РАН. Второй представляет собой своеобразный репортаж с презентации Открытого проекта «Европейское радиопослание», состоявшейся 13 июня 2007 г. в Москве на конференции российского научно-культурного центра SETI. С докладами, освещающими различные аспекты концепции и содержания Открытого проекта, выступил автор этих строк и известные ученые в области SETI – Лев Гиндилис, Лилия Филиппова, Георгий Рудницкий, Николай Петрович.      

Два заключительных сюжета будущего фильма снимались под Евпаторией, где в составе Центра управления и испытания космических систем находится единственный вне США планетный радиолокатор, с помощью которого в 1999, 2001 и 2003 годах нами было отправлено, в общей сложности, 15 межзвёздных радиопосланий к 14 соседним звездам солнечного типа.

Премьера двухсерийного научно-популярного фильма, повествующего о передаче и поисках разумных сигналов во Вселенной, запланирована на конец сентября 2007 г. в Хайдарабаде, Индия, на 58-м Международном астронавтическом конгрессе (МАК), который в этом году собирается как раз накануне знаменательной даты – 50-летия Космической эры.

И в заключение – пару слов о перспективах этого, как было сказано, нового вида человеческой деятельности. На методологическом и теоретическом уровнях ученые и специалисты разных стран близки к взаимопониманию. Так, на предстоящей в июле 2007 г. международной конференции «Биоастрономия 2007», которая состоится в Сан Хуане, Пуэрто-Рико, проблеме передачи и поиска разумных сигналов во Вселенной посвящена специальная сессия, где представлены один пленарный, шесть устных и 17 стендовых докладов. А в рамках вышеупомянутого Конгресса МАК пройдет ежегодный, уже 36-й по счету Симпозиум SETI, где также в ряде докладов взаимосвязанные вопросы поиска и передачи межзвездных посланий рассматриваются в комплексе, с единых позиций.

В части инструментальной базы дела обстоят мене удачно – не секрет, что энергетический потенциал Евпаторийского радиокомплекса со временем только падает, поскольку его проектировали и строили российские инженеры и рабочие, и сейчас квалифицированное обслуживание, не говоря уже о давно назревшей модернизации, попросту невозможно. Но есть надежда – дело в том, что тогда же (в 80-х годах прошлого века) точно такая же антенна была построена и на Дальнем Востоке, под Уссурийском. Сейчас в том же московском НИИ, где в свое время создавались все предыдущие поколения радиокомплексов, и при участии нашего Института (ИРЭ РАН), подготовлен Технический проект модернизации Уссурийского Центра дальней космической связи. Финансирование работ по модернизации можно было бы осуществить на международной основе, силами динамично развивающихся стран АТР – России, Китая и Японии. Реализация проекта позволит, за счет перехода к диапазону 3,5 см и увеличения мощности передатчика, повысить почти в 10 раз энергетический потенциал радиоканала. Соответственно, в это же число раз возрастет и скорость передачи информации, что даст возможность отправлять уже из России новые межзвездные радиопослания, причем значительно большего, чем сейчас, объёма.

Для тех, кого заинтересовала данная тематика, сообщаем адреса видеоролика о первой серии фильма:       http://81.223.231.226/discovery_camp/qt_calling.html

и вэб-страниц «Передача и поиски межзвёздных радиопосланий»:   http://fire.relarn.ru/index.htm?main=126/activity.htm

и «Interstellar Radio Messages»:      http://www.cplire.ru/html/ra&sr/index.html

1.3. Спутник и SETI: соединяя Восток и Запад

Х. Пол Шух, почетный исполнительный директор Лиги SETI

Резюме

Реализация технологии космических полётов и зарождение современной науки SETI были одновременными и взаимозависимыми достижениями. Влияние ранних советских достижений на западное общество хорошо задокументировано. Менее известны параллельные шаги в современном SETI, сделанные восточными и западными учёными в следующие за спутником годы. Эта короткая статья представляет мнение западного учёного о том, как Космическая эра и Эра межзвёздного контакта за последние полвека сблизили наш мир.

Введение

В «недобрые старые времена» холодной войны учёные США и Западной Европы были изолированы от российских коллег и мало представляли или ценили те большие шаги в космической науке, которые делались в Советском государстве. Успешный запуск первого спутника, хотя и объявленный в связи с Международным геофизическим годом ООН 1957, застал западных учёных врасплох и стимулировал как большой прогресс в образовании, так и переоценку научных и технических возможностей России. Только годы спустя, когда правительства решили бороться за мир, восточные и западные коллеги вступили в плодотворное сотрудничество. В последние годы российские и западные учёные даже развили тесное сотрудничество в будущих космических миссиях, запусках космических аппаратов и разработке элементов и систем будущих спутников.

Автор заметки учился в Соединённых Штатах и получил прямую выгоду от прогресса в американском научном и техническом образовании, который в большой мере был результатом западных опасений относительно советского технического превосходства. «Вы делаете успехи в науке, в математике, – сказал автору его научный руководитель после запуска первого спутника. – Идите в инженеры; у нас никогда не будет достаточно инженеров, чтобы угнаться за русскими».

Лишь совсем недавно, в конце холодной войны, автору, наконец, представилась возможность встретиться с анонимным российским коллегой (тем, кто на протяжении многих лет обеспечивал автора работой, так же как и автор его). Этот «обретённый брат» рассказал похожую историю. «Вы делаете успехи в науке, в математике», – сказал автору его научный руководитель после запуска первого спутника. – Идите в инженеры; у нас никогда не будет достаточно инженеров, чтобы быть всегда впереди американцев».

Несмотря на достойный сожаления факт, что космическая гонка не раз ставила мир на грань войны, она всё же была здоровым соревнованием, на фоне которого шло взаимное движение вперёд. Напротив, SETI был предприятием, которым правящие круги по обе стороны железного занавеса в значительной мере пренебрегали. Поэтому SETI перерос во что-то более кооперативное: восточные и западные учёные общались и сотрудничали через географические и идеологические границы (в той степени, как это дозволялось их правительствами). Это представляется вполне уместным ввиду того, что общая цель SETI – добиться принятия объединённой Земли в галактическое сообщество.