Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/bulletin/28-29/3.6.html
Дата изменения: Thu Aug 2 11:07:49 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:37:27 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
[содержание] [главная]

3.6. Место человека во Вселенной

О.М.Тенякова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П.Горячкина, 2006. № 2(17). С. 125-127.

 В процессе преподавания философии в МГАУ автором практикуется проведение небольших письменных творческих работ (минисочинений), где в качестве темы предлагаются актуальные вопросы из разных областей современной науки и культуры. Одной из таких тем была предложена тема «Место человека во Вселенной». По мнению автора, ее можно назвать синтезом жизненной философии, предельным обобщением всех наших знаний о мироздании. Тема была предложена 146-ти второкурсникам МГАУ.  

Подавляющее большинство студентов начинают с постановки вопросов: что такое человек, что такое Вселенная, и как понимать «место» во Вселенной. Многие сходятся в том, что человек – это уникальное существо, отличающееся такими качествами, как сознание, разум, совесть, способность ставить перед собой осмысленные цели. В соотношении с Вселенной следует рассматривать не единичного человека, а человечество в целом. Не у всех студентов имеется правильное представление о масштабах Вселенной (некоторые отождествляют ее с Солнечной системой). Большинство считает, что Вселенная – это безграничное пространство, некоторые рассматривают ее как «нечто необъяснимое, красивое и живое». Характерна такая точка зрения: « С нашим повседневным миром трудно осознать бесконечность Вселенной, мы привыкли к тому, что все имеет начало и конец. Можно даже сказать, что все материальное имеет начало и конец. Тогда получается, что Вселенная не материальна? Эти вопросы очень сложны». Представления о месте человека во Вселенной весьма разнообразны: Вселенная – это театр, в котором каждое существо играет определенную роль, причем для человека эту роль выбирает он сам; каждый человек рожден для какой-то определенной цели, он «должен совершить что-то очень хорошее, что пойдет на развитие мира или будет необходимо другим людям»; в человеке существует бескрайний духовный мир, поэтому «место человека во Вселенной есть Вселенная внутреннего мира человека»; «каждый человек имеет свое значение во Вселенной – это и является его местом в мире». Есть и такая точка зрения: «может, это и есть тот вопрос, на который не надо знать ответа».

По признаниям студентов, эта тема порождает размышления по целому ряду глубоких философских проблем: что я значу для Вселенной, и что она значит для меня? Какое место я занимаю в обществе, в своей собственной Вселенной? В чем смысл жизни? Откуда произошел человек? Что такое разум? Есть ли в космосе другие разумные существа? Существует ли другое мышление, другое мировоззрение? Что такое жизнь, смерть, любовь, радость…?

В 75% работ предложенная тема связывается с проблемой существования жизни и разума во Вселенной, а также с аномальными явлениями (НЛО, Бермудский треугольник и т п.). В ответах проявляется то обстоятельство, что сознание студентов в сильной степени мифологизировано (под воздействием фантастических кинофильмов). Вызывает интерес, что студенты оценивают внеземные цивилизации как более развитые, разумные, совершенные не только в научном плане, но и «в биологической цепи». При этом они могут быть «сгустками энергии», невидимыми нашими глазами. В связи с этим в некоторых работах появляются пессимистические нотки: «человек – кукла в руках Высшего Разума».

С представлением о Высшем разуме у студентов связана тема Создателя Вселенной. Многие студенты верят в божественное происхождение мира, боятся гнева Божьего. По мнению верующих студентов, Бог как Творец мира сотворил не только нас, значит, мы не одни во Вселенной. Но так как человек создан по образу и подобию Божию, он должен быть максимально приближен к Богу и, следовательно, занимает лидирующее положение в Мироздании (после Бога). Однако такой точки зрения придерживаются не все религиозные студенты. Некоторые из них полагают, что поскольку человек - лишь один из множества разумных существ, пока неизвестно, каково его положение на лестнице этих существ.

Студенты полагают, что человеческие существа – это скопление песчинок «одушевленной космической пыли». Поэтому человек никогда не будет влиять на эволюцию Вселенной, но у него есть возможность познавать ее. В одной из работ прозвучало мнение в духе космологического антропного принципа: «Когда мы смотрим на Вселенную и видим, как много случайных физических и астрономических явлений работает на нас, то создается ощущение, что Вселенная, в каком-то смысле, «знала», что мы должны в ней появиться». Пока мы только наблюдатели во Вселенной – отмечается в студенческих работах – и мы не можем ничего в ней изменить. Но что будет лет через 100, неизвестно. Нужно быть очень осторожным, когда нам захочется что-то изменить в космосе. Характерно следующее высказывание: «Космос заключает в себе огромную силу и энергию, и при попытке повлиять на него, можно получить реакцию в обратную сторону… Нам нужно научиться правильно жить, и, может быть, тогда мы узнаем наше предназначение и место». Некоторые студенты приходят к выводу, что человек и Вселенная – одно целое, они тесно взаимосвязаны и на материальном, и на духовном плане. «Во Вселенной существует баланс, и человечество необходимо для его поддержания».

Когда студенты касаются экологических проблем, их высказывания поражают своим пессимизмом. Они понимают, что роль человечества в биосфере растет, но его деятельность во многом противоестественна. Отсюда такие высказывания: « Человек – это существо, которое само себя убивает, и если бы он влиял на Вселенную, то давно бы настал конец всему»; «люди только все портят, загрязняют, умертвляют, думаю, лучше бы человека не было на этой планете…»; «природа, создав человека, совершила самую большую ошибку». Вместе с тем, отмечает автор, никто из студентов не задал себе вопрос: а что я делаю для сохранения природы, могу ли я внести свой посильный вклад в ее защиту?

Парадоксальным выводом из анализа сочинений студентов, считает автор, является тот факт, что, несмотря на приведенные выдержки из их сочинений, подавляющее большинство студентов очень высоко оценивает роль человека. По их мнению, он занимает «лидирующее», «самое главное», «наивысшее», «ведущее», « центральное» место в Универсуме («человек вершина творения», «нам нет равных» и т.п.). Возможным объяснением этого парадокса, считает автор,  является природная двойственность и противоречивость человека, амбивалентность его чувств и мыслей. Помимо этого, большинство студентов не обладают целостным мировоззрением, а лишь пользуются фрагментарными, схематично усвоенными знаниями гуманитарных и естественных наук.    

Вместе с тем, сами студенты отмечают, что, размышляя на подобные темы, они чувствуют, что все земные проблемы и задачи становятся очень незначительными. По мнению автора, надо чаще предлагать студентам подобные темы – пусть задумываются о своем месте в мире и о будущем.