Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/bulletin/26/1.1.3.html
Дата изменения: Tue Feb 14 14:27:15 2006 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:35:50 2012 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: ngc 6992 |
[содержание] [главная]1.1.3. Уравнение Дрейка с METI-коэффициентомА.Л. Зайцев, ИРЭ РАНMETI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence = Передача посланий другим цивилизациям) представляет собой, как я полагаю, деятельность, являющуюся непременным атрибутом высокоразвитой цивилизации. Для того, чтобы учесть истинное число цивилизаций, находящихся в коммуникативной фазе (то есть тех, кто действительно проводит METI), предлагается ввести METI-коэффициент fm в классическое уравнение Дрейка. В этом случае модифицированное уравнение Дрейка имеет следующий вид:
N = R* × fp × ne × fl × fi × fc × fm × L, где
Попытаемся оценить коэффициент fm. Поскольку мы не являемся приверженцами антропоцентризма, то должны исходить из предположения, что земное сознание не есть нечто оригинальное в ряду других планетарных сознаний. Тогда METI-коэффициент fm должен быть очень малым, порядка 0,01. Этот вывод следует из того факта, что наша цивилизация регулярно проводит сейчас (и проводила прежде), в общей сложности, не менее ста программ SETI (см., например, недавний обзор Джил Тартер “Archive of SETI” в книге «SETI 2020», pp. 381-425, [2]), и лишь одну эпизодическую программу METI (на Евпаторийском планетном радиолокаторе). Мало того, если мы примем во внимание, что изоляционистские тенденции превалируют всюду в нашей Вселенной, наподобие того, как это имеет место в недавней статье Мишеля Мишо «Активный поиск – это не наука», [3] и, если мы соглашаемся с его доводами, то вынуждены будем признать, что METI-коэффициент fm должен быть много меньше, чем 0,01 и возможно, близок к нулю. Но в этом случае также близко к нулю и N, и SETI не имеет никакого смысла! Отсюда следует Парадокс SETI: «Мы и ОНИ должны либо проводить как SETI, так и METI, либо не делать ничего». Необходимо подчеркнуть, что пионеры SETI чувствовали эту дихотомию и уделяли внимание как SETI, так и METI. Филипп Моррисон вспоминает [4], что Джузеппе Коккони пришёл к нему в 1958 году с вопросом: «Мы уже умеем создавать пучки гамма-излучения. Почему бы не направить их в космос, чтобы кто-то «нездешний» смог их обнаружить?». Фрэнк Дрейк и Карл Саган – создатели и непосредственные исполнители проектов Pioneer Plaque, Arecibo Message и Voyager Record. Лауреат Нобелевской премии академик А. Д. Сахаров, отвечая в 1971 году на вопросы анкеты «CETI», в частности, говорил: «При этом я хотел бы отметить важность проектных работ по посылке сигналов, доведенных до конкретного осуществления некоторых проектов – только так можно понять тонкие аспекты проблемы контактов. Здесь, как и в других делах, эгоисты, в конце концов, оказываются в проигрыше». Стивен Остро из Лаборатории реактивного движения (JPL) в 1989 году в статье «Проект лунного маяка: Всенаправленный радиомаяк на обратной стороне Луны» писал: «Хорошо бы нам понять, что отдавать лучше, чем принимать и что наступление на Молчание Вселенной должно начинаться из дома». В развитие тезиса: «Мы и ОНИ должны либо проводить как SETI, так и METI, либо не делать ничего», классический Антропный принцип участия [5]: «Observers are necessary to bring the Universe into being» («Наблюдатели необходимы для привнесения Вселенной в бытиё»), сформулированный Джоном Уиллером в 1983 году, получает свое естественное продолжение: «Отправители необходимы для привнесения сознания во Вселенную» («Senders are necessary to bring consciousness into the Universe»). Другими словами, разумные низкоэнтропийные METI-сигналы представляют собой осознанный вклад в строение Вселенной. «Голос Вселенной услышит лишь тот, кто преодолевает её молчание…» Литература 1. C. Sagan, F. Drake, et al. Murmurs of Earth. Balantine Book, 1984. 2. SETI 2020: A Roadmap for Future SETI Observing Projects. Ed. Jill Tarter. http://www.coseti.org/4273-15.htm 3. Настоящий сборник, стр. 3. 4. Philip Morrison. My Forty Years of SETI. http://setiathome.ssl.berkeley.edu/morrison/index.html 5. Participatory Anthropic Principle. http://ourworld.compuserve.com/homepages/rossuk/c-anthro.htm |