Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://lnfm1.sai.msu.ru/SETI/koi/articles/Shvartsman-RS.htm
Дата изменения: Tue May 30 18:02:15 2006
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:28:03 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п

В.Ф.ШВАРЦМАН: ПОИСК ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПРОБЛЕМА АСТРОФИЗИКИ ИЛИ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ?

Л.М.Гиндилис

В сентябре 2005 года в Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук (пос. Буково, Карачаево-Черкессия) прошла научная конференция «Горизонты астрономии и SETI», посвященная памяти выдающегося советского астрофизика В.Ф.Шварцмана. Будучи профессионалом самого высокого класса, Шварцман не замыкался в узком круге специальных астрофизических проблем. Ряд его идей, на мой взгляд, представляют интерес для широкой научной и культурной общественности. О некоторых из них я попытаюсь рассказать в этой статье

Лирический астрофизик

«С детских лет он твердил об одном – о высшем долге, о Надличном. О самых рискованных экспериментах. О самых необычных решениях. Не знаю кем и почему, но его мозг всегда был настроен на высшую отметку.»

      (Из воспоминаний Б. Штивельмана[1])

 

Викторий Фавлович Шварцман – талантливейший, блестящий астрофизик. Он работал на самом переднем крае астрономии – в области релятивистской астрофизики (особенно физики черных дыр), космологии и космофизики. Его калибр ученого, несмотря на молодость, был признан всеми, и его авторитет среди коллег был очень высок.

По своему базовому образованию Виктор был физиком-теоретиком. Судьба его сложилась так, что после окончания аспирантуры в МГУ и защиты диссертации он уехал на работу в Специальную астрофизическую обсерваторию (ныне САО РАН), влившись в молодой коллектив создаваемой в то время обсерватории. В этом решении было что-то от романтики, а что-то от суровой необходимости. Оставаясь физиком-теоретиком самого высокого класса, Виктор очень быстро впитал в себя «дух астрономии» и развил астрономическое мышление. Мне приходилось наблюдать, как крупные физики-теоретики, пришедшие в астрофизику, теряли уверенность и даже проявляли некомпетентность, когда они переходили от уравнений к сопоставлению теории с астрономическими наблюдениями. Виктор легко преодолел этот барьер. Встречаясь с ним на различных семинарах, симпозиумах, конференциях, просто в рабочих дискуссиях, я не переставал удивляться ясности и глубине его астрономического мышления, той непринужденности, с которой он обращался с богатым банком астрономических данных, оперируя массой цифр, фактов, прекрасно ориентируясь в самой сложной «астрономической обстановке».

В Викторе поражает, прежде всего, мощь его интеллекта. Но не менее поразителен был разнообразный, тонкий и глубокий внутренний мир его личности. Виктор был человеком удивительным – необычайно эрудированным с очень широким кругозором. Его интерес к науке не ограничивался физикой и астрофизикой. Помимо других естественных наук, он очень серьезно интересовался гуманитарными науками, изучал литературу, прекрасно знал поэзию (и сам писал стихи), любил и изучал музыку, живопись, философию, религию, духовные учения человечества.

Хорошо известно, что многие крупные физики, будучи людьми широко талантливыми, образованными и культурными, интересовались литературой, искусством, гуманитарными науками. В этом отношении Виктор не был уникальным. Но его отличие, как правильно заметил Ю.Н.Парийский [1], состояло в том, что главные ценности человечества он видел не в науке, а в культуре.

В 1995 г. небольшим тиражом вышел сборник, посвященный памяти Виктора Шварцмана под многозначительным названием «В поисках единства» [1]. В нем, наряду с работами самого Шварцмана, его дневниковыми записями и стихами, помещены воспоминания о нем коллег и друзей. Вот некоторые заголовки этих кратких статей, характеризующие Виктора как человека:

- Человек различных миров,

- Отвергая любой компромисс,

- Мимолетное и незабываемое знакомство,

- Его шкала,

- Любимец богов,

- Его волновало все,

- Он был светел и истинно интеллигентен,

- Лирический астрофизик,

- Блестящий генератор идей,

- Он был хранителем ценностей.

 

Приведу несколько выдержек из воспоминаний о нем.

Л.М.Мухин, биофизик и планетолог, доктор физико-математических наук: «Он явно был человеком не нашего времени», в нем сочетались «глубокая духовность и внутренняя культура, [которые]  неумолимо становятся все более редкими явлениями даже среди интеллигенции. <…> Он был одним из самых ярких и необычных людей, которых я встречал в своей жизни, и я глубоко уверен, что мне просто повезло, что я встретил Виктора» [1, с. 125-126].

Ю.Фрейдин, врач-психиатр. Рыцарь-романтик, преданный науке, он сочетал эту преданность с самым искренним гуманизмом. Не мысля науки в отрыве от гуманистической этики, он должен был постоянно сталкиваться с циниками и карьеристами, противодействовать им в непрерывной позиционной войне, притом, что на их стороне был не только количественный перевес, официальная поддержка и неразборчивость в средствах, но и сам дух времени, затхлый и растленный.

Прекрасные способности, сила и острота интеллекта, широкая образованность, внутренняя честность и бескомпромиссность сочетались в нем с удивительной открытостью, наивностью и доверчивостью. Такая противоречивая композиция делала Витю ранимым и уязвимым» [1, с. 117].

В.Артемов, композитор. «Мне кажется, он ощущал себя случайным гостем в этом мире. Единственная ценность – это путь познания, а ему, идущему по этому пути, чужды мирские соблазны и суетность в себе. Он был исключительно деликатным, щепетильным в вопросах нравственных и находился в постоянной творческой обеспокоенности. Мне кажется, что он обладал особым талантом провоцировать и аккумулировать интерес к разным научным вопросам. Он мыслил широко, чему способствовали и его разнообразные научные интересы. Он был светел и истинно интеллигентен» [1. с. 113].

Все друзья и коллеги отмечают необычайно широкий кругозор Шварцмана. Но все же каждый из нас соприкасался с ним какой-то одной (может быть, несколькими) близкими нам гранями. Потому более или менее полное представление о Викторе можно получить, почитав все отзывы-воспоминания. Все они очень интересны, каждое воспоминание по своему. Виктор был неординарным человеком, и друзья его, по большей части были неординарные. Отсюда и интерес к воспоминаниям. Но вот что мне хотелось бы отметить. Некоторые воспоминания написаны его коллегами, с которыми я знаком, и о которых думал, что я их довольно хорошо знаю. Но в этих воспоминаниях они открылись для меня с совершенно неожиданной стороны – более глубокой, сокровенной, духовной. Таково воздействие личности Виктора.

Мне пришлось соприкоснуться с Виктором той гранью его личности, на которой запечатлен неугасимый интерес к проблеме Внеземного Разума. Думаю, именно в этой проблеме наиболее полно, синтетично сконцентрировался круг его интересов и устремлений – это был как бы фокус. Если судить по внешним признакам, например, по количеству опубликованных работ, может создаться впечатление, что проблема SETI[2] занимала его не слишком сильно. Но я знаю, что это не так. Виктор очень серьезно относился к проблеме SETI, и с годами интерес к ней усиливался, и он отводил ей все большее место в своих творческих планах.

Вклад Шварцмана в проблему SETI включает два направления: поиск сигналов от внеземных цивилизаций в оптическом диапазоне и широкая программа, стратегия, можно сказать, философия контакта, изложенная им статье «Поиск внеземных цивилизаций – проблема астрофизики или культуры в целом?» [2]. Я не буду касаться первого направления, это интересно, в основном, для специалистов. Остановлюсь на его философии контакта. В этом плане интересна не только упомянутая статья, но и дневник Шварцмана.

Анкета SETI

Знакомясь с его дневниковыми записями, опубликованными в сборнике [1], я обнаружил запись от 17 февраля 1973 года: «Мои ответы на анкету CETI[3]». Эта анкета была подготовлена для участников Первой советско-американской конференции CETI в Бюракане в сентябре 1971 г. Предварительный анализ ответов был опубликован в 1975 г. [3], а полный много позднее, в 2001 г. [4]. Виктор не был участником конференции, и ему анкета не рассылалась. Но он где-то раздобыл ее и счел нужным ответить на некоторые вопросы. Ответы его очень интересны и помогают лучше понять его позицию по проблеме SETI. Я воспроизвожу их ниже.

 

В.Ф.Шварцман. Мои ответы на анкету CETI.

 

1. Что Вы понимаете под внеземной цивилизацией?

 

– Форму существования материи, промежуточную между «Живое» и «Высшее».[4]

 

2. Существуют ли цивилизации за пределами земного шара?

 

Думаю, что имеют место взаимопроникающие цивилизации. В часть из них у каждого из нас есть возможность проникнуть (принципиальная), в часть - нет. В частности, наша цивилизация состоит из большого количества «взаимопроникающих», но обособленных цивилизаций.[5]

 

3. Считаете ли Вы возможным контакт с внеземной цивилизацией?

 

– Возможно, он существует уже, возможно, он недостижим на этом этапе эволюции «человечества».

 

4. Существует ли принципиальная возможность понять информацию, содержащуюся в сигналах ВЦ?

 

– Распознать сигналы – да.

– Понять содержание – нет.

 

5. Ваше мнение по методике поиска ВЦ, нужна ли специальная аппаратура и методика, или их можно обнаружить в процессе обычных астрономических и радиоастрономических наблюдений?

 

– Нужно просто всегда помнить о бытии в мире "Высшего начала" и "иных миров".

6. В каких направлениях следует развивать исследования по проблеме ВЦ?

– Прежде всего, в гуманитарном, музыкальном и теологическом. Кроме того – в плане совершенствования человека, его мозга, а не ЭВМ.

7. Каковы возможные последствия контакта?

– Умный станет умнее, глупый – глупее, а тысяча прочих ни в чем не изменится.[6]

 

Листая страницы дневника.

Представляют интерес и некоторые другие дневниковые записи Щварцмана.

10.06.72. О рождении частиц и предметов.

Удивительность (парадоксальность) физики элементарных частиц – это их рождение из пустоты <…>и их взаимные превращения. Здесь речь идет о качественно новой грани природы: Ведь эти частицы не содержались в предыдущих (фотон – в атоме, электроны – в сталкивающихся протонах и т.п.) <…>

Рождаться могут не только сами элементарные частицы, но и их комплексы… Поэтому, в принципе, могут рождаться «из пустоты» не только частицы, но и предметы. <…> Вопрос философский: каким образом в пустоте может возникать частица с фиксированной массой, зарядом и другими характеристиками? Не естественно ли для этого привлекать «сопряженное пространство « типа дираковского?

 

1.09.72. Советские школы теорфизиков [физиков-теоретиков] и культура. Школа Я.Б [7] (как, впрочем, и другие)– это идет от традиций Ландау – полагает, что можно создавать физику в отрыве от общечеловеческой культуры, духа вообще…Кто из них попытался осмыслить современный статус физики с исторической т[очки] з[рения], попытался уловить логику развития этой науки?

 4.09.72. Нужно ли искусство людям науки? Нужно. <…> Искусство не помогает ученому решить ту или иную научную проблему, но оно помогает ее выбрать.

6.10.72. О разнице между наукой и религией в области естествознания: религия предлагает законченную картину мира, наука никогда не дает законченного решения (путь познания – дорога без финиша).[8]

Интересны размышления Шварцмана о науке  и вере. Принято считать, что вера относится к религии, а в науке она неприменима. В работе [7] я обращал внимание на ограниченность такой точки зрения. В.Шварцман пишет:

8.11.73. Наука целиком основана на доверии людей друг к другу, и с этой точки зрения она является разновидностью духовной общности. <…> Наука целиком есть акт веры, поскольку практически ни один из ее функционеров не только не в состоянии проверить те утверждения, которые она использует как готовые, но даже не знает, что понимать под словом «проверить», когда речь идет о достаточно широком типе  утверждений.

 22.12.74. Каждый день в чем-то становиться лучше – это значит каждый день в чем-то себя побеждать, каждый день хоть часть времени делать то, что больше всего не хочется.

23.12.74. (К вопросу о занятиях космологией): Что важнее: знать, где мы живем – или как должно жить?

 Больше всего записей относится к 1975 году. Видимо, этот год был знаменательным для Шварцмана в его творческих поисках. В октябре этого года состоялась Зеленчукская школа-семинар CETI, на котором Шварцман выступил со своим знаменитым докладом «Поиск ВЦ – проблема астрофизики или культуры в целом?» О чем же думал, о чем размышлял Виктор накануне Зеленчукской школы? Перелистаем страницы дневника.

19.01.75: Мне кажется, что Мандельштам совершил такое же открытие в поэзии, как Эйнштейн в физике (далее идет развитие этой темы). 

26.01.75: Цель искусства - дать человечеству толчок к творчеству...

06.02.75: Одна страница мандельштамовского текста содержит больше открытий, чем десять ApJ! <...> Его нужно читать, чтобы представлять, что такое внеземная цивилизация.

14.03.75: О неприемлемости буддийской философии.

<...> Между человеком и Богом находится цивилизация, культура, т.е. субстанция, причастность к которой отличает человека от живого вообще, от живой массы, биосферы. <...> Наука удивительнее научной фантастики. <...> Новая философия должна совмещать в себе этические и другие положения буддизма с тем, чего добилась цивилизация <...> Итак, я вновь вернулся к западной культуре, но по-новому.

22.03.75: Каждый культурный человек должен знать свою обязанность перед цивилизацией, подарившей ему возможность общения с Духом. Она не сводится  к рождению ребенка.

 

5-10.07.75: Христос.

Из всех людей наибольшее влияние на развитие цивилизации оказал Христос. С этой точки зреия он "самый великий человек". Именно благодаря ему, возникла христианская нравственность и христианская культура, и христианская наука.

 

12.07.75: О моем отношении к магии.

Я резко отрицательно отношусь к людям, верящим в магию. <...> Это опошление Высшего начала, Бога то есть.

 

12.07.75: Отношение к традиционным религиям.

Я резко отрицательно отношусь к традиционным религиям, потому что:

а) они антропоцентричны – Бог любит человека, потому что человек может ему молиться. Но животные молиться не могут

б) Бог, вмешивающийся в судьбу отдельного человека, тем самым выступает против законов созданных им самим же

в) Я не верю, что приближение к Богу может быть таким прямолинейным (достаточно захотеть. Я думаю, что движените вверх таит в себе гораздо больше неожиданностей.

 

13.07.75: