Идея множественности обитаемых миров и массовое сознание.
С.А.Язев
Астрономическая обсерватория ИГУ,
Институт солнечно-земной физики СО РАН, г. Иркутск
Опыт автора при общении со школьниками и студентами позволил сделать вывод
о широком распространении некоторых убеждений (тезисов) мифологического характера.
Автор сформулировал 8 тезисов, которые, по его мнению, отражают
суть широко распространенных мифов, в том числе 3 имеющих отношение к проблеме
SETI. Ста школьникам - учащимся девятых классов Лицея ИГУ (г. Иркутск) весной
2000 года было предложено анонимно высказать свое отношение к этим тезисам.
Поскольку эти учащиеся только что перешли в результате отбора
в упомянутый лицей из школ всего города, имея целью улучшенную подготовку
для последующего поступления в вузы, выборка отражает представления наиболее
сильных (читающих и думающих) учащихся. Можно с осторожностью утверждать,
что, несмотря на недостаточную статистику ответов, последняя более или менее
адекватно отражает ситуацию.
Предлагалось три варианта ответа - "верю", "не
верю", и "иное", при этом "иное" отвечавший мог расшифровать.
В тезис о том, что Землю посещают пришельцы с других планет, верят 59%, не
верят 30%, иное - 11% отвечавших. В то, что на Марсе обнаружены следы цивилизации,
верят 49%, не верят 40%, иное - 11%. В то, что некоторые памятники истории
созданы пришельцами, верят 26%, не верят 64%, иное - 10%. Учитывая, что ответы
"иное" отражали неотрицательное отношение к предложенным идеям,
можно констатировать, что до 70% опрошенных всерьез считают, что посещения
Земли представителями внеземного разума - доказанный факт.
Восприятие внеземного разума на уровне не гипотезы, а веры,
субъективно воспринимаемой как знание, стало распространенным явлением. В
немалой степени это связано с деятельностью СМИ. На ситуацию влияют фантастические
кинофильмы, уфологические телесюжеты (например, посвященные аварии 1947 г.
в Россвелле). Можно вспомнить носившую массовый характер уверенность в существовании
цивилизации на Марсе, характерную для конца XIX - большей части ХХ века. Существенно,
что проблема внеземного разума в массовом сознании обычно отождествляется
с уфологией, превращается в предельно упрощенный, шаблонный миф о пришельцах
и летающих тарелках. Во всяком случае, неподготовленные студенты и школьники
априори не видели разницы между постановкой проблемы в варианте SETI и варианте
коммерческой уфологии. Специалисты отмечают, что образы инопланетянина и летающей
тарелки, подчерпнутые из кинофильмов и СМИ, стали своего рода архетипами.
Описаны бредовые галлюцинации с типовыми персонажами, похожими на кинообразы
пришельцев (по-видимому, этим объясняется большинство соответствующих свидетельств).
В конце 1980-ых - начале 1990-ых годов публиковались (и покупались!) даже
энциклопедии (бестиарии) с описанием различных типов инопланетных существ.
В результате, можно констатировать, что идея множественности
обитаемых миров в настоящее время широко распространена, и высокий процент
населения (десятки процентов) верят в то, что внеземной разум существует,
активно проявляет себя и обнаружен. Идея существует в сильно вульгаризированном
виде в форме примитивной, "народной" уфологии.
Представляется, что одной из задач, стоящих перед специалистами,
должен быть своеобразный ликбез в этой области. Просвещение, пропаганда научного
подхода к проблеме, а также наработанных в рамках исследований в области SETI
идей, концепций, методов и подходов с применением всех возможностей современных
информационных технологий - еще одна достойная задача для НКЦ SETI.
|