Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/2011/056/Inform.pdf
Дата изменения: Thu Jan 10 14:49:34 2013
Дата индексирования: Sun Feb 3 06:47:22 2013
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: storm
ИНФОРМАЦИЯ

Очередной набор в ОЛ ВЗМШ
Открытый лицей 'Всероссийская заочная многопредметная школа' (ОЛ ВЗМШ) Российской академии образования, работающий при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, в сорок восьмой раз проводит набор учащихся. ОЛ ВЗМШ государственное учреждение дополнительного образования, причем не только для школьников. 'ОТКРЫТЫЙ' значит доступный для всех желающих пополнить свои знания в одной или нескольких из следующих областей науки: математика, биология, филология, физика, экономика, химия, правоведение, история (перечисление в хронологическом порядке открытия отделений). Сейчас ОЛ ВЗМШ совместно с другими научно-педагогическими учреждениями ведет исследовательские работы по разработке новых интерактивных технологий в образовании и переводу части своих учебно-методических комплексов на язык современных телекоммуникаций, в частности по организации Интернет-отделения ОЛ ВЗМШ. За время существования ВЗМШ удостоверения о ее окончании получили несколько сотен тысяч школьников и тысячи кружков групп 'Коллективный ученик ВЗМШ'. Обучение в школе ЗАОЧНОЕ, т.е. начиная с сентября октября 2012 года все поступившие будут систематически получать специально разработанные для заочного обучения материалы, содержащие изложение теоретических вопросов, методов рассуждений, разнообразные задачи для самостоятельной работы, образцы решений задач, деловые игры, контрольные и практические задания. Контрольные работы учащихся будут тщательно проверяться и рецензироваться преподавателями ВЗМШ студентами, аспирантами, преподавателями и научными сотрудниками МГУ, а также других вузов и учреждений, где имеются филиалы школы. Многие из преподавателей в свое время сами закончили ВЗМШ и поэтому особенно хорошо понимают, как важно указать, помимо конкретных недочетов, пути ликвидации имеющихся пробелов в знаниях, порекомендовать дополнительную литературу, поругать за невнимательность и похвалить за заметный (а иногда и за самый маленький) прогресс и трудолюбие. Поступившие в ОЛ ВЗМШ смогут узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьного учебника, познакомиться с интересными нестандартными задачами и попробовать свои силы в их решении. Для многих станет откровением, что задачи бывают не только в математике, физике и химии, но и в биологии, филологии, экономике и других науках. Решение задач поможет прояснить и сделать интересными многие разделы, казавшиеся непонятными и скучными. Одна из особенностей учебных программ и пособий ВЗМШ в том, что они созданы действующими на переднем крае науки талантливыми учеными и опытными незаурядными педагогами. Недаром на X Всемирном конгрессе по математическому образованию, который прошел летом 2004 года в Дании, рассказ о 40-летней работе математического отделения ОЛ ВЗМШ вызвал неподдельный интерес и одобрение участников. Чтобы успешно заниматься в заочной школе, вам придется научиться самостоятельно и продуктивно работать с книгой, грамотно, четко, коротко и ясно излагать свои мысли, а это, как известно, умеют далеко не все. Возможно, наша заочная школа поможет вам выбрать профессию, найти свое место в окружающем мире. Все выполнившие программу ОЛ ВЗМШ получают дипло-

мы. Хотя формальных преимуществ они не дают, приемные комиссии многих вузов учитывают, что обладатели этих удостоверений в течение продолжительного времени самоотверженно трудились над приобретением знаний, научились самостоятельно творчески работать, а это значит, что из них получатся хорошие студенты и, в дальнейшем, грамотные, вдумчивые, широко образованные специалисты. Если у вас имеется такая возможность, вы будете частично общаться с нашей школой с помощью Интернета чем дальше, тем больше. Для поступления в ОЛ ВЗМШ надо успешно выполнить вступительную контрольную работу. Приемную комиссию интересует, в первую очередь, ваше умение рассуждать, попытки (пусть поначалу не совсем удачные) самостоятельно мыслить и делать выводы. Преимуществом при поступлении пользуются проживающие в сельской местности, поселках и небольших городах, где нет крупных научных центров и учебных заведений и где получить дополнительное образование можно лишь заочно. Решения задач вступительной работы надо написать на русском языке в обычной ученической тетради в клетку (на некоторые отделения на открытке или на двойном тетрадном листе; см. ниже). Желающие поступить сразу на несколько отделений каждую работу присылают в отдельной тетради. На обложке тетради укажите: фамилию, имя, отчество, год рождения, базовое образование (сколько классов средней школы будет закончено к сентябрю 2012 года), полный почтовый адрес (с индексом), откуда узнали об ОЛ ВЗМШ (из 'Кванта', от друзей, из афиш заочной школы и т.п.), на какое отделение хотите поступить. Вступительные работы обратно не высылаются. Без вступительной работы, только по заявлению, принимаются на индивидуальное обучение победители областных (краевых, республиканских) туров всероссийских олимпиад по соответствующим предметам, а также участники финальных туров этих олимпиад. Учащиеся ОЛ ВЗМШ частично возмещают расходы на свое обучение. По просьбе тех, кто не в состоянии внести эту плату, ОЛ ВЗМШ готов обратиться в школу, в орган народного образования, к другому спонсору с ходатайством об оплате этим благотворителем соответствующих расходов. Помимо индивидуального обучения, на всех отделениях ВЗМШ, кроме экономического и биологического, имеется форма обучения 'Коллективный ученик'. Это группа учащихся, работающая под руководством преподавателя (школьного учителя, преподавателя вуза, студента или другого энтузиаста), как правило, по тем же пособиям и программам, что и индивидуально. Прием в эти группы проводится до 15 октября 2012 года. Для зачисления группы требуется заявление ее руководителя (с указанием его профессии и должности, со списком учащихся и сообщением о том, в каком классе они будут учиться с сентября 2012года); заявление должно быть подписано руководителем группы, заверено и подписано руководителем учреждения, при котором будет работать группа. Работа с группами 'Коллективный ученик' может оплачиваться школами как факультативные занятия. Обо всех наших отделениях вы можете узнать на общешкольном сайте ОЛ ВЗМШ: www.vzmsh.ru На ваши вопросы мы ответим по электронной почте: vzms@yandex.ru На Северо-Западе России работает Заочная школа Ленинградского областного Министерства образования, созданная при Санкт-Петербургском государственном университете и имеющая отделения математики, биологии и химии.


Желающие поступить на отделение математики, проживающие на Северо-Западе России (в Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, Карельской и Коми республиках), высылают вступительные работы по адресу: 197755 СанктПетербург, Лисий Нос, Ново-Центральная ул., д. 21/7, Северо-западная ЗМШ (на прием). Проживающие в стальных регионах России, дальнем и ближнем зарубежье высылают свои работы по математике в адрес ОЛ ВЗМШ или соответствующего филиала: Адрес ОЛ ВЗМШ: 119234 Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ, на прием (укажите отделение) Телефон: (495) 939-39-30 Адреса филиалов математического отделения ОЛ ВЗМШ: 241035 г. Брянск, ул. Мало-Орловская, д. 8, тел.: (4832) 56-18-08, e-mail: brotek@mail.ru 610002 г. Киров, а/я 2039, ЦДООШ, тел.: (8332) 35-1503, 35-15-04, e-mail: sms@extedu.kirov.ru, сайт: http:/ / cdoosh.kirov.ru 150000 г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, тел.: (0852) 1182-03, e-mail: olimp@olimp.edu.yar.ru Ниже вы найдете краткие сведения о каждом отделении ОЛ ВЗМШ и условия вступительных контрольных заданий.

задачи в скобках указано, учащимся каких классов она предназначена; впрочем, можно, конечно, решать и задачи для более старших классов). На обложке тетради напишите, на какой курс вы хотите поступить и в каком классе будете учиться с 1 сентября 2012 года. Срок отправки вступительной работы до 15 апреля 2012 года. Группы 'Коллективный ученик' (на все курсы по любой программе) принимаются без вступительной работы. Работы можно отправлять по электронному адресу: priem@vzmsh.org Сайт математического отделения: http:/ /math.vzms.org Задачи 1 (610). Одно из двух положительных чисел увеличили на 1%, а второе на 4%. Могла ли их сумма при этом увеличиться на 4%? (Приведите пример, если ответ 'да', или докажите, что ответ 'нет'.) 2 (610). Можно ли разрезать произвольный треугольник на 4 треугольника так, чтобы любые два из них имели общий участок границы (не одну точку)? 3 (610). Простое или составное число 2001 2041 + 400 ? (Натуральное число называется простым, если оно делится лишь на себя и на единицу, и составным в противном случае.) 4 (710). Сколькими способами можно разложить восемь разных монет в три кармана? ab = можно 5 (610). Верно ли, что из пропорции bc 2 2 a +b a =? получить такую 'производную пропорцию': 2 c b + c2 6 (810). На стороне АВ треугольника АВС построен квадрат ABDE с центром О так, что точки D и С лежат по разные стороны от прямой АВ. Найдите ОС, если АВ = с, а -АСВ = 135. 7 (810). Существуют ли действительные числа а, b, c такие, что ни одно из уравнений

Отделение математики
Из этого отделения, открывшегося в 1964 году, выросла вся заочная школа (вначале она так и называлась математическая). За время обучения вы более глубоко, чем в обычной школе, сможете осознать основные идеи, на которых базируется курс элементарной математики, познакомиться (по желанию) с некоторыми дополнительными, не входящими сейчас в школьную программу разделами, а также поучиться решать олимпиадные задачи. На последнем курсе большое внимание уделяется подготовке к сдаче школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы. На отделении созданы учебно-методические комплексы, приспособленные для заочного обучения. Часть из них издана массовым тиражом. Осуществляется перевод уже апробированных и вновь создаваемых материалов на электронный язык в интерактивном режиме, отделение готовится к работе в Интернете. Практически каждый год издаются и 'проходят обкатку' новые пособия, расширяющие и дополняющие программу обучения. Окончившие отделение математики получат, в зависимости от желания и способностей, либо подготовку, необходимую для выбора математики как профессии, либо математическую базу для успешного усвоения вузовского курса математики, лежащего в основе профессиональной подготовки по другим специальностям: ведь сейчас математика служит мощным инструментом исследований во многих отраслях человеческой деятельности. Поступившие в этом году на первый курс смогут выбирать новые пособия, разработанные для будущих физиков и биологов, химиков и историков Обучение длится 5 лет. Можно поступить на любой курс. Для этого к сентябрю 2012 года надо иметь следующую базу: на 1-й курс 6 классов средней школы, на 2-й курс 7 классов, на 3-й 8, на 4-й 9, на 5-й 10 классов. При этом поступившим на 2-й, 3-й и 4-й курсы будет предложена часть заданий за предыдущие курсы. Для поступивших на 5-й курс обучение проводится по специальной интенсивной программе. Для поступления надо решить хотя бы часть задач помещенной ниже вступительной работы (около номера каждой

ах 2 + 2bx + c = 0, bx 2 + 2cx + a = 0, cx 2 + 2ax + b = 0
не имеет действительных решений? 8 (610). Семь грибников собрали вместе 100 грибов. Обязательно ли найдутся три грибника, собравшие вместе не менее 50 грибов, если: а) каждый из семерых собрал разное количество грибов; б) среди грибников могут быть собравшие одинаковое количество грибов? 100 ! 1 2 3 ... 99 100 записали в виде 9 (610). Число 50 = 10 10 ... 10 10
50 раз

несократимой дроби. Найдите ее знаменатель. (Произведение всех последовательных натуральных чисел от 1 до n обозначается через n! и читается 'n факториал', так что числитель данной дроби это '100 факториал'.) 10 (810). Стороны треугольника равны 5, 6 и 7. Найдите расстояние от точки пересечения медиан этого треугольника до центра вписанной в него окружности. 11 (810). Сумма неотрицательных чисел x1, x2, ... , xn равна 1. Найдите наибольшее возможное значение суммы x1x2 + x2 x3 + ... + xn -1xn . 12 (910). Решите уравнение f f f ( f ( х )) = 0, где
f ( x ) = x 2 + 10 x + 20.

((

))


ИНФОРМАЦИЯ

Отделение биологии
Прием ведется на два потока трехгодичное обучение на базе 8 классов и двухгодичное на базе 9 классов. Зачисление на отделение осуществляется на конкурсной основе по результатам помещенной ниже вступительной работы. Необходимо выполнить все пять заданий. В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники. При использовании сведений, полученных с помощью сети Интернет, необходимо приводить полную ссылку (URL). Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения Приемной комиссии). Вступительную работу можно отправить по электронной почте: uchenikivzmsh@gmail.com Не забудьте в письме указать свои имя, фамилию, класс, а также полный почтовый адрес. Срок отправки вступительной работы не позднее 20 июня 2012 года. Задачи 1. Существуют виды живых организмов, распространенные практически по всей земле (виды-космополиты). Очевидно, что популяции таких видов с разных континентов могут иметь существенные различия. Представьте, что перед вами поставлена задача разработать программу сохранения космополитического вида. Попробуйте составить такую программу и обосновать ее положения. 2. Представим, что вы обнаружили архивы кругосветной ботанической экспедиции прошлого века. Основные материалы экспедиции сборы плодов и семян растений. К огромному сожалению, этикетки от большинства пакетиков с семенами утрачены. Можно, конечно, прорастить семена и определить те растения, которые взрастут. Однако возникают две проблемы: а) среди сборов могут быть еще не описанные виды; б) в сборах может попасться уже известный вид, но из новой для него местности. Перед вами стоит задача с максимальной точностью определить место сбора каждого пакетика семян. Опишите и обоснуйте последовательность ваших действий. 3. Всем известно, что человек получает свой генетический материал в наследство от родителей в процессе слияния родительских половых клеток в зиготу. Можно встретить утверждение, что все клетки организма, произошедшие от зиготы, генетически идентичны. Приведите как можно больше примеров клеток человеческого организма, которые нельзя считать генетически идентичными зиготе. 4. В современной систематике принято выделять царство Протистов, которое включает в себя (помимо прочего) амебу, инфузорию, эвглену и других одноклеточных, ранее рассматривавшихся в составе царства Животных. Приведите аргументы за и против выделения самостоятельного царства Протистов. 5. Подробно опишите эксперименты, результаты которых могли бы убедить вас в безвредности (или вредности) генетически модифицированных организмов.

Ф0). Для поступления на курс Ф3 нужно решить задачи 1 5 приведенной ниже вступительной работы, на курс Ф2 задачи 49, на курс Ф1 задачи 510, на курс Ф0 задачи 410. На обложке тетради следует указать фамилию, имя и отчество, код курса (Ф0, Ф1, Ф2 или Ф3), сколько классов будет закончено к 1 сентября 2012 года, полный почтовый адрес (с индексом), e-mail (если есть), телефон. Срок отправки вступительной работы до 1 июня 2012 года. Группы 'Коллективный ученик' принимаются на курсы Ф1, Ф2, Ф3 без вступительной работы, только по заявлению руководителя. E-mail отделения физики: olphys@polly.phys.msu.ru Интернет-сайт: http:/ /phys.problems.ru Задачи 1. Два жука ползают с одной и той же скоростью: один по правильному треугольнику ABС, а другой, по треугольнику DEF, соединяющему середины сторон первого треугольника. Нарисуйте, как будет выглядеть траектория второго жука в системе отсчета, связанной с первым жуком. Известно, что жуки начинают двигаться одновременно из А к В и из Е (середины стороны BC) к F (середине AC). 2. Пустой цилиндрический стакан плавает в воде так, что его дно погружено на H = 3 см. Когда в стакан доливают V = 50 мл масла, его дно опускается еще на h = 6 см. Найдите массу стакана. Плотность воды в = 1000 кг м 3 , плотность масла м = 800 кг м 3 . 3. Сосуд с водой нагрели от t0 = 0 C до некоторой температуры t, затратив при этом количество теплоты Q1 = = 664 кДж. Если воду заменить на лед той же массы при 0 C , то на нагревание сосуда с содержимым до температуры t потребуется количество теплоты Q2 = 1654 кДж, если сосуд вначале имеет температуру t0 , и Q3 = 1494 кДж, если начальная температура сосуда равна t. Определите по этим данным теплоемкость сосуда. Теплообменом с окружающей средой пренебречь. 4. Проводник сопротивлением R согнули в кольцо диаметром d и присоединили к источнику постоянного тока. Один из контактов закреплен на кольце, а второй двигается вдоль кольца с постоянной скоростью v. Постройте зависимость падения напряжения U на проводнике от времени, если известно, что в начальный момент оно максимально и равно U0 . 5. Посередине комнаты с закругленными стенами (на рисунке 1 дан вид сверху) находится вертушка из четырех двухсторонних зеркал шириной a каждое, соединенных под прямым углом. Луч лазера проходит на расстоянии s = a/2 от оси вертушки. Какую траекторию описывает этот луч на стене комнаты при вращении вертушки? 6. Тело, брошенное в горизонтальном направлении, должно упасть на землю не ближе L = 10 м по горизонтали от места бро- Рис. 1 сания. С какой высоты нужно произвести бросок, чтобы скорость тела при падении на землю была минимальной? 7. Вода вытекает со скоростью u вниз из резервуара, который двигается со скоростью v взад-вперед по горизон-

Отделение физики
Обучение на отделении одно-, двух- и трехгодичное. На трехгодичный поток (курс Ф3) принимаются оканчивающие в 2012 году 8 классов средней школы, на двухгодичный (курс Ф2) оканчивающие 9 классов и на одногодичный (курс Ф1) 10 классов. Учащиеся, оканчивающие десятый класс, могут пройти ускоренно всю программу за один год (курс


тали вдоль направляющей длиной L. Найдите длину мокрого следа на полу, если расстояние от пола до резервуара равно h. Какое место на полу окажется самым мокрым? Скорости воды и резервуара можно считать постоянными по величине. 8. Конструкция в форме буквы Н состоит из двух столбиков и перекладины. Перекладина вдвое короче и соединяет середины столбиков. Все части сделаны из одного и того же материала и имеют одинаковые площади поперечного сечения. Найдите силу взаимодействия между перекладиной и каждым из столбиков, если конструкцию подвесить за конец одного из столбиков. Масса столбика равна m. 9. Два вольтметра и резистор соединены треугольником, как показано на рисунке 2. Если подключить батарейку параллельно резистору, то вольтметры покажут U1 = 3,6 В и U2 = 2,4 В. Если эту же батарейку подключить параллельно первому вольтметру, Рис. 2 то показание второго вольтметра составит * U2 = 2,4 В. Что покажет первый вольтметр, если эту батарейку подключить параллельно второму вольтметру? Внутренним сопротивлением батарейки пренебречь. 10. Одноатомный газ в количестве = 1 моль находится в сосуде с поршнем при температуре T1 = 300 К и давлении p1 = 300 кПа. Какое минимальное количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы его объем увеличился в k = 4 раза, температура газа при этом не опускалась ниже T2 = 200 К и ни на одном участке тепло не отводилось от газа?

пропустили через 150 г 20%-го раствора гидроксида натрия. Найдите массы всех растворенных веществ. 4. Напишите уравнения двух реакций, в которых хромат калия K 2CrO4 реагент, и уравнения двух реакций, в которых хромат калия продукт. 5. Напишите структурные формулы всех продуктов, которые могут образоваться при нагревании смеси бутанола-2 и пропанола-1 с концентрированной серной кислотой.

Отделение филологии
За время существования отделения подготовлено и издано большое количество уникальных учебных пособий по русскому языку, общему языкознанию, истории и теории литературы. На отделение принимаются все желающие, имеющие базовую подготовку в объеме 7 классов. Отделение предлагает на выбор 18 учебных программ. Подробно о них рассказано на нашем сайте. Сведения о программах и порядке обучения высылаются также вместе с извещением о решении Приемной комиссии. При оценке вступительной работы учитывается, в каком классе вы учитесь. Вы хотите исправить грамотность? Познакомиться с любопытными проблемами теории и практики русского языка? Освоить приемы лингвистического или литературоведческого анализа? Узнать кое-что о журналистике и оценить свои творческие способности? Приобрести навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов в вуз? Тогда выполните и пришлите нам вступительное задание, вопросы которого приведены ниже. Внимание! На первой странице укажите следующие данные о себе: Ф.И.О., какой класс заканчиваете, полный (с индексом!) почтовый адрес, телефон. Вместе с выполненным заданием пришлите, пожалуйста, стандартный конверт с маркой и заполненным вашим адресом (с индексом) для ответа Приемной комиссии. Срок отправки вступительной работы до 15 мая 2012 года. Группы 'Коллективный ученик' принимаются без вступительной работы. Если вопросы, предложенные нами, для вас пока сложны, но вы хотите у нас учиться, пришлите информацию о себе, и мы постараемся помочь. Наш e-mail: filologiyvzmsh@mail.ru Наш сайт: http:/ /philologist.su Вопросы 1. Помните историю дуэли Онегина и Ленского? Автор утверждает, что 'пружина чести', сработав безотказно, заставила Евгения принять вызов. При этом сам герой чувствует, что повел себя не так, как следовало 'мужу с честью и умом'. Итак, стрелялся, следуя закону чести или вопреки ему? Разъясните мнимое противоречие. 2. Как вам кажется, почему русские поэты-классики XIX века так любили ямб, а детские поэты всех времен предпочитают хорей? 3. Придумайте слово, в котором нашли бы отражение основные фонетические законы русского языка: озвончение, оглушение, редукция. 4. Расскажите об одном и том же событии в двух текстах, принадлежащих разным стилям речи.

Отделение химии
На отделение принимаются учащиеся, имеющие базовое образование в объеме 8, 9 и 10 классов средней школы. Полная программа обучения на отделении три года. Программа включает следующие одногодичные курсы: i общая химия (с элементами неорганической химии); i неорганическая химия; i органическая химия; i химия окружающей среды (полгода). Если вы хотите научиться решать задачи, вам будет полезен курс 'Методы решений задач по химии'. Его можно совмещать с другими курсами. Более подробные сведения о программе и порядке обучения высылаются вместе с извещением о решении Приемной комиссии. Задачи вступительной работы, помещенные ниже, общие для всех поступающих, независимо от базового образования. Прием на отделение проводится в течение всего 2012 года. Однако желательно отправить вступительную работу до 15 июня 2012 года. Группы 'Коллективный ученик' принимаются без вступительной работы. Наш сайт: http:/ www.chem-dist.ru / Задачи 1. Изобразите строение молекул H2S , H2S2 , SO2 , H2SO4 . Укажите валентность и степень окисления серы в каждом из этих соединений. 2. Газообразное соединение азота и водорода содержит 12,5% водорода по массе, а плотность его паров по водороду равна 16. Найдите простейшую и молекулярную формулы этого соединения. 3. 12,0 г угля сожгли в 16,8 л кислорода. Продукты

Отделение экономики
Хотите научиться разбираться в экономике? Узнать изнутри работу маркетологов, банкиров, предпринимателей? Открыть свою собственную фирму, пока в экономической игре? Тогда эта информация для вас!


ИНФОРМАЦИЯ

Обучение на отделении заочное, все учебные материалы школьники получают по почте (часть материалов учащиеся могут получить по Интернету и электронной почте для тех, у кого они есть). Учиться на экономическом отделении могут те, кто в 2012 году закончит 710 класс, срок обучения от 1 года до 4 лет. Обучение индивидуальное (формы учебы 'Коллективный ученик' на экономическом отделении нет). Программа экономического отделения включает изучение экономической теории и знакомство с практикой экономики и бизнеса. Сначала все учащиеся познакомятся с основами экономики, а далее вы сможете выбрать такие предметы, как предпринимательство и менеджмент, бухгалтерский учет и финансы, мировая экономика и география, экономическая история. Учащиеся 1011 классов в дополнение к курсу экономики получат необходимую подготовку по русскому языку и литературе, математике, обществознанию, что поможет лучше сдать ЕГЭ, успешно участвовать в предметных олимпиадах и поступить в лучшие вузы страны. Учась на экономическом отделении, вы сможете заочно познакомиться со студентами, выпускниками и даже преподавателями МГУ имени М.В.Ломоносова, узнаете о разнообразных замечательных профессиях в экономике, одну из которых, возможно, вы выберете для себя в будущем. Во время обучения ученики становятся участниками увлекательной бизнес-игры, которая будет вестись по переписке (а также через Интернет). Для поступления на отделение вам нужно выполнить приведенное ниже вступительное задание. Прочитайте текст: Этим летом школьник Тепа Экономов вместе с бабушкой в первый раз побывал в Москве. Кремль, музеи, прогулка на теплоходе по Москве-реке, здание Московского университета на Ленинских горах все смешалось в одно яркое впечатление. Но особенно поразил Тепу огромный супермаркет, в котором прямо посреди торгового зала был залит ледяной каток. После катания Тепа поужинал в 'Макдональдсе' ему показалось, что ничего вкуснее он в жизни не пробовал, хотя бабушка имела на этот счет другое мнение. Гуляя по улицам Москвы, Тепа не раз наблюдал, как сносили мелкие палатки и ларьки на рынках, возле метро и у строящихся торговых центров. Нагулявшись вдоволь, через неделю Тепа возвратился в свой небольшой город. Только теперь ему показались неказистыми торговые ларьки и шумный рынок, куда он любил ходить раньше. Может быть, здесь люди просто не знают о том, что торговля может быть организована по-другому? У Тепы появилась идея предложить городской администрации снести все ларьки на рыночной площади, а на их месте построить большой супермаркет с летним катком и 'Макдональдсом'. Тепе очень понравилась его идея, он даже представлял себе, что городские власти похвалят его и может быть даже дадут премию, которая была бы ему очень кстати для его предпринимательских планов. Задание Оцените рассуждения Тепы Экономова, скажите, прав ли он и почему. Постарайтесь изложить свои мысли коротко, в нескольких предложениях. Найти ответ на наш вопрос вам помогут Интернет, учебники и справочники, научно-популярные журналы (например, 'Наука и жизнь'), друзья и учителя. Свои ответы присылайте по электронной почте: econ@vzms.ru или обычным письмом с указанием полного почтового адреса и индекса, фамилии, имени и отчества (в письме всю информацию о себе пишите, пожалуйста, печат-

ными буквами). Озаглавьте письмо так: 'Экономика, вступительное задание-2012'. Укажите класс, в котором вы сейчас учитесь. Пожалуйста, укажите источник информации об ОЛ ВЗМШ 'Квант', 'Наука и жизнь', афиша, другое (например, узнал от учителя, друзей). Срок отправки вступительной работы до 31 мая 2012 года. Наш адрес в Интернете: www.vzmsh.ru/page/econ

Отделение 'Права человека и демократия'
Школьникам 811 классов и группам 'Коллективный ученик' предлагаются два курса. 1) Годовой курс 'Беседы о правах человека, нравственности, праве, законе и государстве'. В курсе даются современные представления об основных понятиях, связанных с правом, законом и государством, рассказывается об основах российского законодательства, о правах человека. Разбираются примеры судебных процессов, приводятся общекультурные примеры, связанные с направленностью курса. 2) Полуторагодовой курс 'Беседы об основах демократии'. Желающие учиться должны сообщить свой полный почтовый адрес, адрес электронной почты (если есть), фамилию, имя и отчество, сколько классов закончено. При оценке вступительной работы мы учитываем возраст (базовое образование) поступающего. В письмо обязательно вложите обычный конверт с маркой и вашим адресом (чтобы мы могли вам ответить) и ответы на приведенные ниже вопросы. Срок отправки вступительной работы до 1 июня 2012 года. Группы 'Коллективный ученик' принимаются без вступительной работы. Наш сайт: http:/ www.femida-ru.org / Наш e-mail: pravo04@mail.ru Вопросы 1. Как вы полагаете, когда люди стали задумываться о правах отдельного человека? 2. Каково основное отличие демократии от других форм организации общества? 3. Зачем нужны партии, представляющие заведомое меньшинство населения? 4. Какая из перечисленных ниже фамилий попала сюда 'по ошибке': Кони А.Ф., Корнилов Л.Г., Плевако Ф.Н., Александров П.А., Спасович В.Д.?

Отделение истории
Обучение на отделении позволит всем, в том числе жителям самых отдаленных городов и деревень, расширить свой кругозор, подготовиться к единому государственному экзамену по истории. Успешно прошедшие курс обучения получают диплом. А зачем нужно изучать историю? Во-первых, это просто интересно. Любопытно знать, как жили когда-то люди, во что одевались, чем питались, что читали, как женились и выходили замуж, за что боролись и 'на что напарывались'. Во-вторых, это полезно. Только зная прошлое, можно понять настоящее и прогнозировать будущее. Мы поможем вам в этом разобраться. Специально для вас опытные преподаватели пишут книжки. Последние новости из мира истории вы узнаете одними из первых! Мы будем поддерживать с вами постоянную связь. По нашим книжкам вы будете выполнять особые задания и сообщать нам, что вы раскопали. Ведь, в сущности, труд историка и состоит из этих раскопок. Историкархеолог, копая землю и песок, отыскивает крупицы ушед-


ших времен; историк-архивариус копается в груде бумаг и достает из архивов и даже из частной переписки все, что может позволить ему понять образ времени; историк-теоретик как увлекательный роман читает археологические таблицы, сухие сводки, статистику и восстанавливает по ним живую ткань ушедшей жизни. У историка особая профессия: он в одном лице следователь, прокурор и адвокат времени. Вступительное задание, приведенное ниже, нужно выполнить на двойном листе бумаги. Срок отправки вступительной работы до 1 июня 2012 года. Группы 'Коллективный ученик' принимаются без вступительной работы. Задание 1. Отгадайте, кто это i Над его гробом воздвигнут храм. i Ему посвящена икона Андрея Рублева 'Троица' и картина Нестерова 'Видение отроку Варфоломею'. i Сын бедного ростовского дворянина. i В детстве имел необычный для XIV века интерес страсть к грамоте. i В XX веке о нем бы сказали: 'не от мира сего, белая ворона'. i Возможная карьера для такого юноши в Древней Руси книгочей в храме, переписчик книг, составитель летописного свода, если бы не его подвижническая натура. i В молодости отшельник. В лесу на крутом холме поставил келью и уединился, дав обет молчания, иночества, безбрачия. i Основатель и настоятель Троице-Сергиева монастыря. i Установил на Руси праздник Троицы (в годы ига символ единства Руси).

i Личным примером увлек массы русских людей на неосвоенные земли. i Способствовал переселению в края, недоступные для ордынских набегов. i Один за другим его ученики уходят в глухие места на пустоши и ставят монастыри духовные и культурные центры Руси. i Его ученики поставили 40 монастырей, ученики учеников 60. i Его последователи Савва Сторожевский, Кирилл Белозерский и др. 2. Опишите, не более чем в 7 предложениях, политический портрет председателя первого советского правительства.
Внимание! ОЛ ВЗМШ проводит набор на курс 'Обществознание'. Курс включает следующие дисциплины: философия, человек и общество, политология, теория государства, государственное устройство России, право, экономика. Слушателям направляются оригинальные учебные пособия, созданные на основе многолетнего опыта работы авторов курса. Проверка знаний осуществляется с помощью общепринятой системы тестирования. Программа курса рассчитана на 1 год. Обучение носит заочный характер и имеет целью дать выпускникам школ как крупных городов, так и небольших сел глубокие зн