Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/2003/04/17.pdf
Дата изменения: Fri Dec 23 19:27:31 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:32:09 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: scientist
ВОЛНЫ

НА

СРЕЗЕ

БРЕВНА

17

Во-первых, ясно, что поверхности трущихся деталей не должны содержать неоднородностей, т.е. областей, различающихся своими упругими и прочностными свойствами. Во-вторых, необходимо достаточно большое отличие в прочностных свойствах трущихся деталей. В этом случае поверхностные неровности более прочной детали будут срезать образующиеся борозды на менее прочной. Конечно, изнашивание менее прочной детали возрастет, но, главное, удастся избежать фреттинг-коррозии. Это же правило срабатывает, когда в зимнее время после включения компьютера холодный кулер системного блока сначала начинает завывать, а через некоторое время, необходимое для его

разогрева и размягчения материала подшипника, прекращает. И в-третьих, необходимо учитывать существование критического отношения прочности трущихся деталей при заданной остроте поверхностных выступов одной из них (как это следует из рисунка 12). Таким образом, бытовой процесс пиления дров, использованный в качестве развлекательного упражнения для ума и тела, оказывается стыкующимся с анализом актуальных для современной техники проблем. Пилить дрова и готовить статью нам помогали наши дети София, Барбора, Ксения и Вероника.

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

И все-таки она вертится...
А.ВАСИЛЬЕВ
ного естествознания Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в итальянском городе Пизе в обедневшей дворянской семье (его отец был видным теоретиком музыки и математиком). Еще подростком Галилей познакомился с трудами греческих и латинских философов в монастырской школе во Флоренции. В 17 лет он поступил в Пизанский университет для получения медицинского образования, однако основным его занятием стало изучение физики Аристотеля, сочинений Евклида и Архимеда. В 1584 году он оставил медицину и уже через два года опубликовал оригинальную работу об изобретенных им гидростатических весах и геометрическое исследование о центрах тяжести телесных фигур. Известность и научный авторитет Галилея быстро росли, чему способствовали не только его обширные знания, но и редкая способность по-новому увидеть, казалось, давно знакомые вещи и, как писал Лагранж, 'извлечь законы из явлений, постоянно совершающихся перед глазами и все же никем не объясненных'. С 25 лет Галилей профессор физики и математики в крупнейших итальянских университетах: сначала в Пизанском (15891592) и Падуанском (15921610), а затем в университете Флоренции, где он занимал почетную должность первого математика и придворного философа при Тосканском герцоге Козимо II Медичи. Большим авторитетом Галилей пользовался также среди высших духовных лиц Флоренции. Такова была внешняя сторона жизни Галилея до 1632

О

ДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВРЕМЕН-

года, до выхода его знаменитой книги 'Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой', которая обессмертила его имя, но при жизни принесла ему много унижений и лишений. Уже в ранние годы своей преподавательской деятельности в письмах к друзьям и ученикам, получавших затем распространение в копиях, в своих заметках, долгое время остававшихся в рукописях, Галилей начал наступление на старую и догматизированную физику Аристотеля, на узаконенное католической церковью представление о строении мира геоцентрическую систему Птолемея. Физика в то время сводилась по существу к механике, проблемами которой Галилей занимался в течение всей жизни, но вместе с тем охватывала и широкий круг общих мировоззренческих проблем. До Галилея в физике господствовали представления аристотелевской школы о принципиальном различии 'земных' и 'небесных' явлений, о существовании 'насильственных' и 'естественных' движений, определяемых якобы самой природой тела. Так, согласно Аристотелю, для 'совершенных' идеально гладких небесных тел 'естественным' было равномерное движение по окружностям, тогда как на Земле одни тела в силу своей природы, например из-за присущего им свойства тяжести, обладали 'естественным' для них движением вниз, а другие, не имеющие такого свойства (например, огонь), движением вверх. Причем тела 'тяжелые' должны были, по мнению Аристотеля, падать с различной скоростью в зависимости от их веса. К 'насильственным' движениям относились движения под действием некоторой силы (например,