Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/2001/04/09.pdf
Дата изменения: Fri Dec 23 19:26:27 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:09:56 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
СТИХИ

И

ФИГУРЫ

9
ропейских языков. Вот пример из японской поэзии [6, 7]: 'Однажды Нарихира пригласил одного или двух друзей отправиться с ним в путешествие в Восточный край Адзума. Достигнув местности под названием Яцухаси (Восемь мостов), что в провинции Микава, они спешились и присели в тени деревьев, плененные зрелищем цветущих у реки ирисов, и тогда Нарихира, изливая чувства, навеянные странствием, сложил песню, в которой каждая строка начиналась слогом из слова какицубата (ирис): кара коромо кицуцу нарэниси цума си арэба харубару кинуру таби о си дзо омоу'
Приведенная запись нуждаются в пояснении. При чтении подряд слогов ка, ки, цу, ха, та согласная х оказывается после гласной у и озвончается. Поэтому слог ха читается здесь как ба.

лагающиеся по фону стихотворения причудливыми зигзагообразными узорами. Традиция фигурных стихов продолжалась в поэзии средних веков, Возрождения (достаточно вспомнить стихотворение в виде бутылки в конце 'Гаргантюа и Пантагрюэля' Ф.Рабле) и барокко; в России Симеон Полоцкий писал стихи в форме сердца, А.П.Сумароков в виде креста, Г.Р.Державин в форме треугольника. Определенный интерес к фигурным стихам сохранился и в XX веке. Понятно, что художественный эффект таких стихов возможен лишь при их зрительном восприятии. Приведем несколько простых примеров этой зрительной поэзии.

.2


Акростихи относятся, пожалуй, к самым известным фигурным стихам. (Напомним, что слово 'акростих' (краестишие) происходит от греческих akros край и stichos строка.) Нередко это стихи-посвящения [3]:
Ангел лег у края небосклона, Наклонившись, удивлялся безднам: Новый мир был синим и беззвездным, Ад молчал, не слышалось ни стона. Алой крови робкое биенье, Хрупких рук испуг и содроганье. Миру снов досталось в обладанье Ангела святое отраженье. Тесно в мире, пусть живет, мечтая О любви, о свете и о тени, В ужасе предвечном открывая Азбуку своих же откровений. (Н.Гумилев)
.4 .3

фигуры. Вот, например, одно из наиболее редких по форме латинских стихотворений этого жанра [4] (рис.5):
Inter cuncia micans Igniti sidera caelI Expellit tenebras Etoto phoebus etorbE Sic caecas revjcas IESVS caloginis umbraS Viviticansque simul Vero praecordia motV Solem lusritiae Sese probat esse beatiS

В русской поэзии начала XX века стихотворных посвящений подобного рода было особенно много. Упомянем еще написанные в форме акростиха сонеты-посвящения Михаила Кузмина Валерию Брюсову и Валерия Брюсова Игорю Северянину. Вертикальный отрезок, воспроизводящий траекторию прописных букв, является как бы геометрическим стержнем акростиха (рис.2). Формы подобных стихов довольно разнообразны. Это и телестих, когда соответствующий вертикальный отрезок образуется из последних букв каждой строчки (рис.3), и мезостих, когда вертикальный отрезок разбивает стихотворение (рис.4). Акро-, теле- и мезостихи могут сочетаться и в достаточно сложные
3 Квант ? 4

Это стихотворение не только представляет собой акростих (вид японской поэтической игры орику). Оно несет в себе еще и изысканную внутреннюю симметрию, заслуживающую отдельного пояснения. Как известно, японская письменность является иероглифической. При помощи иероглифов было записано и это стихотворение. Однако, будучи прочтенным вслух, оно допускает и другую иероглифическую запись (с тем же звучанием) и представляет тем самым уникальный пример письменной поэзии. При замене иероглифов меняется и смысл. Сравните два перевода: Думается мне: Там в столице далеко Милая жена. Грусть на сердце у меня: Как далеко мы зашли! Их парчовая ткань Роскошным нарядом подруги Искушает мой взор. Сколь тоскливо на сердце нынче У того, кто избрал скитанья!.. Обратим внимание читателя на то, что второй из переводов выполнен в форме акростиха. Наблюдение. Положенные на бумагу акро-, мезо- и телестихи порождают простые геометрические фигуры, составленные из прямолинейных отрезков (рис.6).

.5

Филигранные (по общепризнанному мнению специалистов по английской поэзии) акростихи, виртуозный плод поэтической техники, опубликованы в знаменитом честеровском сборнике 'Песни голубя' [5]. Не следует думать, однако, что акростих есть привилегия только ев-