Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/1999/02/57.pdf
Дата изменения: Fri Dec 23 19:25:07 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:15:29 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
ИНФ ОРМА Ц И Я
С 1993 года в рамках 'Диалога' успешно осуществляется программа 'Выживем вместе', целью которой является социально-психологическая реабилитация интеллектуально одаренных детей и подростков с особенностями психологического и физического развития. Главным средством достижения поставленной цели является включение детей и подростков, страдающих тем или иным видом заболевания, в исследовательскую, трудовую и творческую деятельность в коллективе здоровых сверстников. Указанная программа реализуется под наблюдением специалистов медиков и педагогов. Важную роль в исследовательской программе 'Диалога' играют физические проекты. Практически с момента организации Школы в рамках физической секции сложился и функционирует своеобразный физический практикум 'Клуб любителей физики на кухне'. В основе предлагаемых проектов, как правило, лежат задачи и явления из окружающего нас мира. Их цель спровоцировать вдумчивого школьника на глубокие размышления, поскольку порой самые обыденные явления могут предстать в весьма необычной трактовке и далеко не всегда допускают простое и однозначное решение. Можно сказать, что рассматриваемые задачи являются по своему смыслу задачами-оценками, для решения которых необходимо сформулировать соответствующую физическую модель, отражающую основные черты рассматриваемого явления. В качестве примеров приведем краткие аннотации некоторых физических проектов последних лет. 'Вокруг куриного яйца'. Исследовательская цель проекта заключалась в том, чтобы в рамках наглядной модели объяснить удивительную прочность куриного яйца при его сжатии с торцов. Для решения задачи участниками проекта была изготовлена соответствующая экспериментальная установка и проведены необходимые измерения. Полученные на основе опыта некоторые физические характеристики скорлупы (предельное механическое напряжение, модуль Юнга) показывают, что по своим прочностным свойствам скорлупа яйца может вполне конкурировать с такими материалами, как кирпич или бетон. 'Зеленое движение'. В этом проекте изучались конкретные виды движений ряда насекомых: кузнечика, бабочки, гусеницы. На основе результатов опытов была сформулирована механическая модель движения насекомого и рассчитана (оценена) удельная мощность, развиваемая тем или иным насекомым. Заметим, что этот проект представляет собой пример так называемого интеграционного проекта, рассчитанного на школьников, интересующихся как физикой, так и биологией. 'Жизнь мыльного пузыря'. Оказывается, обычный мыльный пузырь может не просто служить детской забавой, но и быть предметом серьезного исследования. Одной из задач этого проекта было моделирование процесса сдувания пузыря (выдутого через трубочку) в режиме реального времени. При решении этой задачи участникам проекта пришлось не только более глубоко изучить свойства поверхности жидкой пленки, но и освоить методы решения физических задач с помощью компьютера. В качестве дополнения исследовалось также влияние, которое оказывает поверхностный электрический заряд на время сдувания пузыря. Другая задача проекта заключалась в изучении зависимости времени жизни пузыря пузырь уже не может сдуваться, поскольку свободный конец трубочки залеплен пластилином от влажности окружающего воздуха. Как показало теоретическое рассмотрение, проведенное в рамках упрощенной модели, эта зависимость является весьма сильной. Результаты наблюдений действительно подтверждают, что с увеличением влажности воздуха время жизни пузыря существенно возрастает. Например, один из пузырей, помещенных в герметичную стеклянную банку, в которую было налито небольшое количество воды (100-процентная влажность воздуха), прожил около 59 часов! Однако более любопытно другое: при близких к идеальным условиям (100-процентная влажность, практически постоянная температура, отсутствие воздушных потоков, пылинок и т.п.) мыльный пузырь не может жить вечно! Как показали наблюдения, по истечении длительного времени пузырь съеживается и превращается в маленький белесый шарик. Причина этого явления так называемое диффузионное увядание пузыря. Нечто похожее происходит и с детским воздушным шариком, оставленном в комнате на длительный срок. Может быть, у читателей появятся идеи, как еще больше увеличить время жизни пузыря? Что же, 'Диалог' готов к сотрудничеству. Мы рассмотрим любые предложения, которые могут способствовать расширению географии 'Диалога' и совершенствованию его исследовательских программ. Наш почтовый адрес: 141980 г.Дубна Московской обл., ул.Университетская, д.19, корп.7, лицей 'Дубна'. Электронный адрес: kurlapov@liceum.cntc.dubna.su. Более подробную информацию о проектах школы 'Диалог' можно получить через Интернет по адресам: http//www.dubna.ru/dialogue, http://dialogue.df.ru. Предложения и замечания по физическим проектам Школы можно направлять по электронному адресу: lomach@nfsunl.jinr.ru. Руководитель физической секции школы 'Диалог' И.Ломаченков

'Квант'длямладшихшкольников Задачи
(см. 'Квант' ?1)

минут. По условию

1. Пусть Пятачок поглощает р, а Винни-Пух kp горшков меда

в минуту. Тогда два одинаковых Пятачка, подкрепляясь одновременно и не отвлекаясь на разговоры, управятся с одним 1 минут, два одинаковых Винни-Пуха за горшком меда за 2p 1 1 минут, а Пятачок с Винни-Пухом справятся за p 1+ k 2kp

b

g

Вычтя из второго уравнения первое и избавившись от знаменаk -1 телей, находим 1 k + 10kp = 0, откуда р = . 10k

R1 | pb1 + k g | S1 | | pb1 + k g | T

=

1 2p 1

- 4,

=

2kp

+ 1.

57