Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://jet.sao.ru/hq/sekbta/Manual/vertikal_bta_1.htm
Дата изменения: Wed Feb 10 09:36:02 2016 Дата индексирования: Sun Apr 10 02:44:04 2016 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: п п п п п п п п |
Специальная астрофизическая обсерватория
Российской Академии наук
С 1980 года наклон вертикальной оси вращения БТА контролируется при помощиљ электронных уровнейљ по методике, разработанной в ЦНИИГАиКљ В.Я.Вайнбергом. Составляющие угла наклона оси вычислялись по формулам из инструкции к электронным уровням.
За все время измерений с 1980 по 2004 год расчеты показывали, что наклон оси находится в пределах 1 секунды, но при измерениях в диапазоне «точно» прибор, со временем, сталљ зашкаливать. Авторы методики предложили провести аттестацию прибора. После аттестации прибораљ расчеты показывали, что наклон оси, по-прежнему, находитсяљ в пределах 1 сек. Был проведен ряд дополнительных измерений и проверок методики измерений для подтверждения или опровержения этихљ расчетов. Измерения, проводимые гидроуровнем ЛОМО и теодолитом REC ELTAљ (с точностью 2 секунды),љ показали, что наклон оси на востокљ составляет 15-20 сек.
При проверке формул расчета А.М.Притыченко доказал их ошибочность и сделал необходимые исправления. Авторы методики согласились с исправлениями формул. По уточненным формулам произведен расчет наклона оси и оказалось,љ что, начиная с 1989 года, наклон оси превысил допустимые 5 секунд и прогрессирует. Это отражено на графике. К 2004 году наклон увеличился до15 секунд, что соответствует измерениям гидроуровня и теодолита.
Техническим советом САО принят план работ по вертикализации с остановкой наблюдений в июне – июле 2004г.
№ |
Наименование работ |
Требуемые затраты времени |
Исполнители |
Подготовительные работы без остановки наблюдений. |
|||
|
Постановка задачи, изучение документации составление плана работ. |
1месяц |
Ю.М.Маметьев А.М.Притыченко |
1 |
Проверка точности наведения БТА для уточнения коэффициентов СКН, до начала вертикализации. |
4 часа наблюдательного времени |
В.С. Шергин В.М. Максимова |
2 |
Измерить боковой зазор в гл. червячном зацеплении, зазор в прямозубых зацеплениях. Измерить амплитуду наклона гидрошарнира МСљ «Z» при вращении БТА на 360о. |
1 день |
Мех. участок |
3 |
Сделать расчет величины подвижки радиальной опоры, расчет получаемого зазора в гл. червячном зацеплении, расчет получаемого зазора в прямозубых зацеплениях. |
1 день |
А.М.Притыченко |
4 |
Произвести необходимые расчеты для последующей регулировки зацеплений. |
1 день |
А.М.Притыченко |
5 |
Продумать схему, установить датчики для дополнительного контроля вертикальности оси. |
5 дней |
Мех. участок |
Работы с остановкой наблюдений. |
|||
6 |
Установить Z=0, выключить из работы грузы выборки мертвого хода по оси А. Уменьшить усилие поджатия пружинного упора подвески гл. червяка для освобождения шаровљ и стержня. Вывести гл. червяк из зацепления, вывести из зацепления прямозубые шестерни. Освободить крепление гидрошарнира СМП Z. |
1 день |
Мех. участок |
7 |
Отключить СМП Z, выключить агрегат смазки червяка. Включить СМП А, произвести смещение радиальной опоры на расчетную величину, контролируя перемещение по часовым индикаторам, по ЭУ и дополнительным точкам. Сместить гидрошарнир СМП Z. |
2 дня |
Мех. участок |
8 |
Отрегулировать гл. червячное зацепление, пружинный упор, прямозубые зацепления, включить грузы выборки мертвого хода. |
2 дня |
Мех. участок |
9 |
Включить СМП А, СМП Z, систему смазки червяка. Проверить амплитуду наклона гидрошарнира СМП Z. Проверить вертикальность оси по ЭУ. |
1 день |
Мех. участок |
10 |
Проверка точности наведения БТА для уточнения коэффициентов СКН, после вертикализации. |
4 часа наблюдательного времени |
В.С. Шергин В.М. Максимова |
11 |
Составление отчета |
|
А.М.Притыченко |
|
Итого |
6 р. дней с остановкой наблюдений |
|
Схема изменения наклона и необходимые расчеты приведены на рис.1.
Рис.1 Расчетная схема.
Фото 1.
3. Контролируя крайние положения координаты А (азимут) по дисплею на УВК, определить величину бокового зазораљ в главном червячном зацеплении (замерено 18.4сек.).
9.
Измерить усилие вращения монтировки по оси А, оно
составило 8-
Фото 2
Фото 3
Смещение радиальной опоры СМ111сб20 наљ 0. 77мм, соответствующее устранению наклона вертикальной оси БТА на восток, производится следующим образом:
ћ ослабить пружину 1 (фото 4), выборки зазоровљ в шарнирных соединениях тяг, включить СМП и электронные уровни на прогрев;
ћ отвернуть стопоры 2 на червячных редукторах 3;
ћ вращая ключом валы червяков, сместить радиальную опору с запада на восток, контролируя её смещение по часовому индикатору и электронным уровням одновременно. Записать показания индикаторов и электронных уровней;
ћ добившись необходимого смещения зафиксировать стопорные винты редукторов, сжать пружину до исходного положения и затянуть контргайки.
Фото 4.
Измерения показали, что ось червяка «А» до расцепленияљ была смещена вниз относительно средней линии зацепления червячного колеса на 0.4¸0.5 мм. Перекос оси червяка и средней линии колеса составлял 61.6 сек. В архивных документах ЛОМО не отмечено рекомендацийљ по специальному смещению червяка. Поэтому червячное зацепление было отрегулировано с устранением этого смещения и смещения вызванного заклоном монтировки при вертикализации. Устранен перекос осей червяка и средней линии колеса.
Ввести главный червяк в зацепление и установить боковой зазор 20.8 сек. Сжать пружины 3 (фото 1) до длины L = 133мм (было L = 139мм). Вращением эксцентриковых втулок роликов и поджатием 3-х пружин добиться того, чтобы ось главного червяка совпала со средней линией червячного колеса, а подвеска червяка находилась во взвешенном состоянии. При этом пятно контакта составило 75 – 80% по длине и высоте зуба, а ролики без зазора касались обода червячного колеса. После выполнения всех регулировок боковой зазор в червячном зацеплении равенљ 25.8 сек.
Последующая проверка вращения телескопа после вертикализации показала, что при положении телескопа по А = 180о начала срабатывать защита на эл. приводахљ А.
љ Происходило касание опорно-поворотной части к страховочному упору. Принято решениељ снять стружку по 1мм на двух деревянных страховочных упорах А = -157.5о и А= -112.5о (азимут указан в привязке к азимуту телескопа). Упор А = -67.5ољ строгали ЛОМО, но за время эксплуатации телескопа упоры не строгали. (Фото 5.)
Фото 5.
Таблица положения вертикальной оси БТА по датчикам ЦНИИГАИК до начала вертикализации. Измерение только в диапазоне грубо, т.к.љ диапазон «точно» зашкаливает.
25.06.1984г |
љξ= +14.85" |
||||||
АО |
V3 |
V4 |
|||||
|
|
среднее |
|
|
среднее |
η= -1.1" |
|
-180 |
25 |
25.4 |
25.3 |
25 |
24.2 |
24.6 |
|
-90 |
26.5 |
27 |
26.75 |
23 |
22.6 |
22.8 |
|
0 |
25.2 |
25.6 |
25.4 |
21 |
21 |
21 |
|
+90 |
23.5 |
23.7 |
23.6 |
22.5 |
22.5 |
22.5 |
|
Таблица положения вертикальной оси БТА по датчикам ЦНИИГАИК после вертикализации. љИзмерение в диапазоне точно.
7.07.1984г |
ξ= +0.0975" |
||||||
АО |
V3 |
V4 |
|||||
|
|
среднее |
|
|
среднее |
η= -0.57" |
|
-180 |
24.5 |
38 |
31.25 |
24.8 |
24.8 |
24.8 |
|
-90 |
22.9 |
34.5 |
28.7 |
21.8 |
23.5 |
22.65 |
|
0 |
29 |
36.3 |
32.65 |
19 |
22.2 |
20.6 |
|
+90 |
31.5 |
33 |
32.25 |
20 |
20.5 |
20.25 |
|
Во время проверки по звездам выявлено, что при А = +180о ±10о груз выборки мертвого хода не вращает телескоп, червяку приходится толкать телескоп, а не удерживать, когда он ведёт в минус. Обнаружено, что происходит трение троса о детали подвески из-за того, что неправильнољ выбрана точка крепления троса. Поэтому, при Ателескопа> =+160о , т.е. когда трос максимально намотан на цилиндр, а груз находится вверху, происходит его отклонениељ и трос пилит направляющую деталь подвески. Смотри (фото 6.)
Неисправность устранена по временной схеме. Требуется конструктивная доработка и телескопное время.
љ
Фото 6.
Также во время наблюдений выявлено, что цилиндрическая пара включается в работу и во время режима ведения. В результате многократных регулировок и измерений принято решение об изменении методики регулировки цилиндрического зацепления (А.М.Притыченко). Регулировка бокового зазора цилиндрического зацепления, зазора между регулировочными винтами водила и упорным сектором шестерни Z = 100.љ Боковой зазор в цилиндрическом зацеплении, согласно требованиям чертежа СМ11сб.22 лист 1,љљ должен быть 0.1 – 0.3мм.
К регулировке зазоров в водиле ЛОМО предусматривало неоднозначные требования:
1. Зазоры между винтами водила и упорным сектором шестерни Z = 100 выставлялись : левый 10.6мм, правый 9.8мм (см. акт. от 12.12.1977г.)
2. В технических требованиях чертеж СМ111сб.22 лист 1 п.17 даны другие указания пољљ регулировке зазоров в водиле. «Зазор установить на 1мм больше той величины, при которой происходит осевое смещение главного червяка».
љПосле вертикализаци и введения главного червяка в зацепление зазоры в водиле установлены согласно требования чертежа СМ111сб.22 лист 1 п.17љ при положении телескопа А = - 46о. Нужно отметить, что оба варианта регулировки не исключают возникновения контакта в цилиндрическом зацеплении из-за неточности изготовления большого цилиндрического колеса. Т.е. на каком-то азимуте, телескоп будет вести цилиндрическая пара, а контакт в червячном зацепленииљ исчезнет. При этом усилия выборки мертвого ходаљ не достаточно для обеспечения надёжного контакта в червячном зацеплении.
Чтобы исключить влияние цилиндрического зацепления, боковой зазор в нём увеличен до 0.8мм, а с помощью регулировочных винтов водила, зазор отрегулирован так, что при контакте в главном червячном зацеплении в цилиндрическом зацеплении оставался зазор 0.4мм с обеих сторон зуба. Такого зазора достаточно, чтобы компенсировать неточность изготовления большого цилиндрического колеса и не допускать включения его в работу по всему диаметру колеса, обеспечив механическую защиту червячной пары от перегрузок, путём включения цилиндрической шестерни в работу при смещении подвески червяка на 0.3-0.4мм. После устранения причин, вызывающих дополнительное сопротивление вращению телескопа по оси А, уменьшен груз выборки мертвого хода с 462 до 294кг.
25 - 26 июля проведены пробные наблюдения по звездам. Ниже приведены графики ведения звезды в ПФ.
љ
До регулировки цилиндрического зацепления.
После регулировки.
Для более полного анализа состояния регулировок приводаљ А необходимо телескопное время и накопление статистики в наблюдениях по звездам.
Работы с остановкой наблюдений проводились с 26.06 по 5.07.2004г. В результате выполненных работ по вертикализации,љ на телескопе устранены следующие неисправности:
Отчет составил:
3.08.04г.
Нач. компл. БТАљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљ Ю.М.Маметьев
Нач. мех. уч-ка СЭК БТАљљљљљљљљљљ А.М.Притыченко