Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://heritage.sai.msu.ru/ucheb/zadachi/Din.htm
Дата изменения: Fri May 11 04:46:29 2007 Дата индексирования: Mon Oct 1 19:56:29 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п |
К.В.БЫЧКОВ
[ГАИШ],
А.С.НИФАНОВ,
И.М.САРАЕВА [физфак МГУ]
|
Предлагается
несколько задач для семинарских занятий со студентами - астрономами по теме
'Динамика материальной точки'. В основе
статьи - накопленный авторами опыт семинарских занятий по курсу общей физики и
астрономии со студентами астрономического отделения физического факультета МГУ.
В задачах рассматривается движение
материальной точки в гравитационном (и кулоновском) поле. Эти задачи являются
важными элементами фундамента для изучения курса современной астрономии. В
задачах обсуждаются события, реально наблюдаемые астрономами. Так задача о прецессии орбиты имеет
прямое отношение к объяснению траектории движения вокруг Солнца его ближайшей
планеты - Меркурия. В задаче о гравитационном взаимодействии движущихся масс
рассматривается ситуация, часто реализующаяся в космическом пространстве. В некоторых
случаях два взаимодействующих тела можно
рассматривать, пренебрегая в первом приближении влиянием других тел. Так,
например, у двойных звезд траектории в основном определяется их гравитационным взаимодействием. Кроме того, движение каждой планеты Солнечной системы
происходит, в первую очередь, под влиянием ее притяжения к Солнцу, другие тела
вызывают лишь малые искажения эллиптичности орбиты. При решении задач используется, как
уже известный, материал семинара 'Кинематика материальной точки',
опубликованный ранее [3]. Задача 1.
Планета массы движется по эллипсу под действием центральной притягивающей
силы . Как нужно изменить величину силы, чтобы относительное
движение по орбите осталось неизменным, а орбита, не изменяя своего вида,
вращалась вокруг центра сил (рис.2)?
Рис. 2. Движение по эллиптической орбите, вращающейся
вокруг центра сил O относительно
неподвижной системы координат. |
|