Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/tikhomirov.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Thu Feb 27 20:52:50 2014 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п |
В Новгородском кремле недалеко от древнего Софийского собора стоит памятник 1000-летия России, созданный Микешиным. Памятник этот приурочен был к большому событию – празднованию 1000-летия России, помпезно отмеченному в 1862 г. высшими кругами Российской империи. Советская общественность сохранила и оберегла памятник от разрушения, включила его в число выдающихся произведений искусства, подлежащих охране государства, но не приняла 862 год как дату, с которой следует исчислять историю России. В 1959 г. в том же Новгороде было отпраздновано 1100-летие этого города. Однако вопрос о времени "начала Русской земли" остался нерешенным.
Конечно, все древние даты основания государств и городов обычно условны, даже такие, которые прямо отмечены в старинных летописях и хрониках. Только о сравнительно немногих русских городах можно точно сказать, что эти города основаны в таком-то году и при таких-то обстоятельствах. Например, город Дмитров под Москвой был основан в 1154 г. Юрием Долгоруким; в 1221 г. Юрий Всеволодович заложил Нижний Новгород и т. д. Для большинства древних русских городов датой времени их возникновения считается первое упоминание о них в летописях или в других источниках. Иногда такое первое упоминание само по себе требует пояснения и не может быть отнесено к определенному году. Так, о городе Каменце-Подольском на Украине упоминается в летописи только под 1196 г., но ученые установили по армянским источникам, что этот город существовал уже в конце XI века.
Еще труднее и сложнее обстоит дело с установлением даты "начала" того или иного государства, потому что процесс создания государств – долгий и слабо поддающийся изучению, когда речь идет об отдаленных эпохах.
Для авторов дореволюционного времени казалось наиболее простым связать "начало" того или иного государства с какой-либо династией, царем или князем, будто бы создавшим государство, подобно творцу мироздания, сделавшему из ничего солнце, луну и прочие принадлежности вселенной, с чего и начинается ее история.
К тому же авторами царского времени при установлении тех или иных памятных дат руководили не только, а порой даже не столько научные интересы, сколько желание ответить на запросы окружающей их среды, соответствовать требованиям и интересам монархической власти и определенным династиям.
Между тем в России, в отличие от ряда других стран, власть монопольно держалась в руках так называемых Рюриковичей, считавших себя прямыми потомками варяжского князя Рюрика, будто бы прибывшего на Русь в 862 г. вместе с братьями Синеусом и Трувором откуда-то из Скандинавии в сопровождении варяжской дружины. Род "Рюриковичей" прервался в 1598 г., когда умер бездетный царь Федор Иванович, однако новая династия – Романовых – считала себя продолжательницей Рюрикова рода на том слабом оснований, что ее родоначальник царь Михаил Федооович был "внуком" царя Ивана Грозного. Он и был царским внучатым племянником, однако не прямым, а по женской линии, о чем официальные документы новой династии предпочитали скромно умалчивать или писать иносказательно. Таким образом, создавалась как бы тысячелетняя непрерывная традиция от Рюрика до Александра II, когда праздновалось "1000-летие России", нечто импозантное, хотя исторически и малообоснованное.
Для средневекового читателя происхождение той или иной династии от некоего приезжего князя представлялось естественным и даже удобным. Поэтому не только княжеские, но и боярские фамилии выводили себя от какого-либо давнего предка, выехавшего чаще всего "из Немец" и положившего начало знатному боярскому роду.
Московские люди XV-XVII вв. и не придавали этому особого значения, как и в соседних странах, никак не связывая приход Рюрика с "началом Русской земли". Больше того, древнейшие русские летописцы, как истинные ученые, стояли выше позднейших русских историков и связывали "начало" своей страны не с династией Рюриковичей, а с первым упоминанием о Русской земле.
В древнем
русском историческом сочинении "Повести временных лет" вначале излагаются
сведения о славянах и их расселении, сообщается предание об основании Киева
и других событиях, без (указания годов, когда случились те или иные события.
Лишь после этого летописец многозначительно пишет: "В лето 6360, когда
начал Михаил царствовать, начала прозываться Русская земля. О том ведь
мы узнали, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется в
греческом летописании, поэтому отсюда и положим годы". Далее летописец
проводит расчет лет от легендарного Адама до первого года княжения Олега
Русского князя1.
Следовательно, древнейшая русская летопись считала, что о "начале Русской земли" с полной
достоверностью можно говорить с того времени, когда Русь впервые появляется
в письменных греческих источниках.
Эту дату,
6360 год, как дату "начала Русской земли" признавали и другие древнейшие
русские летописцы. В Новгородской первой летописи помещено предисловие,
после которого следует заглавие: "В лето 6362. Начало земли Русской" В летописных
сводах более позднего происхождения встречаем и первую и вторую дату "начала
Русской земли": 6360 и 6362 годы. Спрашивается: какая же из этих дат является
более первоначальной? Ответ на этот вопрос дает (указание летописца, что
известие о начале Руси связано с походом Руси на Константинополь (Царьград)
и началом царствования византийского императора (по-русски – цесаря) Михаила.
По вопросу
о времени похода Руси на Царьград возникла большая литература. Все усилия
историков-норманистов как раньше, так и теперь сосредоточены на стремлении
доказать, что поход Руси на Царьград состоялся после 862 г. – даты призвания
варяжских князей во главе с Рюриком. Забыв, можно сказать, собственное
достоинство ученых, многие, даже очень крупные зарубежные авторы, добросовестные
при решении других вопросов, занимались и все еще занимаются словесной
эквилибристикой, чтобы опровергнуть неопровергаемое. Серьезные исследователи
давно уже отказались от старых теорий норманистов и уверенно, на основании
византийских источников, отмечают точную дату похода Руси на Царьград:
18 июня 860 года В летописи
дата похода Руси на Царьград оказалась связанной с началом царствования
императора Михаила. Этот император вступил "а престол в возрасте 4 лет,
но, естественно, не мог править государством. Правительницей Византийской
империи во время малолетства Михаила была его мать императрица Феодора.
Самостоятельное правление Михаила некоторые источники относят к 864 г.,
когда был убит цесарь Варда, занимавший господствующее положение в государстве,
и коронован Василий Македонянин. На этой дате и настаивают норманисты,
несмотря на летопись, связывающую начало царствования Михаила с походом
Руси на Царьград. Однако начало самостоятельного правления Михаила можно
отнести и к более раннему времени, так как поход Руси на Царьград состоялся
в 860 г., когда восемнадцатилетний Михаил уже выступил в поход против арабов.
Таким
образом, летописец правильно связал поход Руси на Царь-град с началом самостоятельного
царствования Михаила.
Как же
получилось разногласие между 860 г., когда, по византийским источникам,
Русь напала на Царьград, и датой летописи – 6360 г., если, как обычно,
вычитать 5508 лет? Ответ на этот вопрос дает хронология русских летописей.
Древнейшие русские летописцы пользовались не только византийским счетом,
по которому от "сотворения мира" до "рождения Христа" считалось 5 508 лет,
но и другим, александрийским счетом – 5500 лет. Такой расчет делает, например,
краткий летописец в пергаменной Кормчей 1280 года. На это в свое время
указывал и А. А. Шахматов Александрийским
счетом пользовался в своих расчетах и летописец. Тогда получается следующая
дата: из летописной даты – 6360 год – вычитаем не 5508, а 5500 лет
(6360-5500) и получаем 860 год, год похода Руси на Царьград и начала царствования
Михаила, что совпадает и с византийскими источниками. Дату 860 год как
время первого похода Руси на Константинополь указывает и Б. А. Рыбаков
в своем очерке о древнерусских летописях 860 год и должен считаться основной и точной датой "начала Русской земли", которую
следовало бы отмечать как великую и памятную дату в истории нашей Родины.
^1
"Повесть временных лет". Ч. I. Текст и перевод. Подготовка текста Д. С.
Лихачева и Б. А. Романова. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР В.
П. Андриановой-Перетц. Изд-во АН СССР. М.-Л. 1950, стр. 17. В подлиннике
это звучит так: "В лето 6360, индикта 15 день, наченшю Михаилу царствовати,
начася прозывати Руска земля. О сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша
Русь на Царьград, яко же пишется в летописаньи гречьстем. Тем же отселе
почнем .и числа положим".
^2
"Новгородская
первая летопись старшего и младшего изводов" М -Л 1950 стр. 104.
^3
Подробнее об этом см. М. В. Левченко. Очерки по истории русско-византийских
отношений. Изд-во АН СССР. М. 1956, стр. 59 и сл.
^4
Cyril Mango. The homilies of Photius patriarch of Constantinople. Harward
University Press. Cambridge. Massaschusetts. 1958, p. 4.
^5
"Всехъ лет от Адама до въплощения господня 5000 и 500..." М. Н. Тихомиров.
Забытые и неизвестные произведения русской письменности. "Археографический
ежегодник за I960 год". М. 1962, стр. 236; А. А. Шахматов. Исходная точка
летосчисления "Повести временных лет". "Журнал министерства народного просвещения"
СПБ. 1897, ч. 310, ь 3, стр. 220.
^6
"Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение системы
феодализма на территории СССР. III-IX вв." Ответственный редактор академик
Б. А. Рыбаков. М. 1958, стр. 803-804, примечание 1.