Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://galspace.spb.ru/orbita/29.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:45:50 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: chandra
Как управлять космическим кораблем "Союз-ТМА"
 ОРБИТА ЗЕМЛИ
Исследование Солнечной Системы - Орбита Земли
КОСМИЧЕСКАЯ СМЕКАЛКА
КАК УПРАВЛЯТЬ КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЕМ?

    Корабли серии "Союз", которым почти полвека назад сулили лунное будущее, так и не покинули околоземную орбиту, зато завоевали себе репутацию самого надежного пассажирского космического транспорта. Посмотрим же на них взглядом командира корабля.

    Космический корабль "Союз-ТМА" состоит из приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА) и бытового отсека (БО), причем СА занимает центральную часть корабля. Подобно тому как в авиалайнере во время взлета и набора высоты нам предписывают пристегнуть ремни и не покидать кресел, космонавты также обязаны на этапе выведения корабля на орбиту и маневра находиться в своих креслах, быть пристегнутыми и не снимать скафандров. После окончания маневра экипажу, состоящему из командира корабля, бортинжене-ра-1 и бортинженера-2, разрешается снять скафандры и переместиться в бытовой отсек, где можно поесть и сходить в туалет. Полет к МКС занимает около двух суток, возврат на Землю - 3-5 часов.

    1. Стыковочный агрегат.
    2. Спускаемый аппарат.
    3. Переходный отсек.
    4. Приборный отсек.
    5. Агрегатный отсек.
    6. Бытовой отсек.
    7. Посадочный люк.
    8. Оптический визир пилота.
Компоновочная схема корабля "Союз-ТМА-М"

Тренажерный комплекс "Союз-ТМА", находящийся в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина (Звездный городок), включает в себя макет спускаемого аппарата и бытового отсека.
Тренажерный комплекс "Союз-ТМА"

УПРАВЛЕНИЕ "СОЮЗ-ТМА"
    Система отображения информации (СОИ) в корабле "Союз-ТМА" носит название "Нептун-МЭ". В настоящее время существует более новая версия СОИ для так называемых цифровых "Союзов" - кораблей типа "Союз-ТМА-М". Однако изменения затронули в основном электронную начинку системы - в частности, аналоговая система телеметрии заменена на цифровую. В основном же преемственность "интерфейса" сохранена. Применяемая в "Союзе-ТМА" система отображения информации (СОИ) "Неп-тун-МЭ" относится к пятому поколению СОИ для кораблей серии "Союз".
    Как известно, модификация "Союз-ТМА" создавалась специально под полеты к Международной космической станции, что предполагало участие астронавтов NASA с их более объемными скафандрами. Чтобы астронавты смогли пробираться через люк, соединяющий бытовой блок со спускаемым аппаратом, потребовалось уменьшить глубину и высоту пульта, естетвенно, при сохранении его полной функциональности. Проблема также состояла в том, что ряд приборных узлов, использовавшихся в предыдущих версиях СОИ, уже не мог быть произведен из-за дезинтеграции бывшей советской экономики и прекращения некоторых производств. Поэтому всю СОИ пришлось принципиально переработать. Центральным элементом СОИ корабля стал интегрированный пульт управления, аппаратно совместимый с компьютером типа IBM PC.
УПРАВЛЕНИЕ "СОЮЗ-ТМА"

УПРАВЛЕНИЕ "СОЮЗ-ТМА"
    1. Интегрированный пульт управления (ИнПУ). Всего на борту спускаемого аппарата два ИнПУ - один у командира корабля, второй у сидящего слева бортинженера-1.
    2. Цифровая клавиатура для введения кодов (для навигации по дисплею ИнПУ).
    3. Блок управления маркером (применяется для навигации по дисплею ИнПУ).
    4. Блок электролюминесцентной индикации текущего состояния систем (ТС).
    5. РПВ-1 и РПВ-2-ручные поворотные вентили. Они отвечают за наполнение магистралей кислородом из шаробаллонов, один из которых расположен в приборно-агрегатном отсеке.
    6. Электропневмоклапан подачи кислорода при посадке.
    7. Визир специальный космонавта (ВСК). Во время стыковки командир корабля смотрит на стыковочный узел и наблюдает за стыковкой корабля. Для передачи изображения применяется система зеркал, примерно такая же, как в перископе на подводной лодке.
    8. Ручка управления движением (РУД). С ее помощью командир корабля управляет двигателями для придания "Союзу-ТМА" линейного (положительного или отрицательного) ускорения.
    9. Ручкой управления ориентацией (РУО) командир корабля задает вращение "Союза-ТМА" вокруг центра масс.
    10. Холодильно-сушильный агрегат (ХСА) выводит из корабля тепло и влагу, неизбежно накапливающиеся в воздухе ввиду присутствия на борту людей.
    11. Тумблеры включения вентиляции скафандров при посадке.
    12. Вольтметр.
    13. Блок предохранителей.
    14. Кнопка запуска консервации корабля после стыковки. Ресурс "Союза-ТМА" всего четверо суток, поэтому его надо беречь. После стыковки электропитание и вентиляция поставляются уже самой орбитальной станцией.
УПРАВЛЕНИЕ "СОЮЗ-ТМА"

    Модифицированный транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА", создан на базе корабля "Союз ТМ" согласно межгосударственным соглашениям России и США и является составной частью комплекса орбитальной станции. Основным назначением транспортного пилотируемого корабля является обеспечение спасения основного экипажа станции и доставки специальных экспедиций посещения.

    В процессе полета корабль выполняет следующие задачи:

    1. Доставка на станцию экипажа экспедиции посещения численностью до трех человек и небольших сопутствующих грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, ремонтного оборудования для станции и т.п.);
    2. Постоянное дежурство корабля на станции в период ее пилотируемого полета в готовности к срочному спуску экипажа основной экспедиции на Землю в случае опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавта и т.п. (функция корабля-спасателя);
    3. Плановый спуск экипажа экспедиции посещения на Землю; состав экипажа корабля при доставке и возвращении может меняться на станции;
    4. Возвращение на Землю, одновременно с экипажем, полезных грузов относительно небольшой массы и объема (результатов работы экспедиции на станции, личных вещей и др.);
    5. Удаление отходов со станции в бытовом отсеке, сгорающем в атмосфере при спуске.
Авторы: ОЛЕГ МАКАРОВ, журнал ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, дополнение сайт РКК ЕНЕРГИЯ 

http://www.vetlider.ru/
2005 - , Проект "Исследование Солнечной системы"
Открыт 15.12.2005, E-mail: lobandrey@yandex.ru