УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
общественных наук
А.И. Фурсов
24 апреля 2009 г.
Учебная программа дисциплины
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
Москва
2009
Автор: к. филос. наук В.Ю. Царев
Рецензенты: к. филос. наук А.А. Чанышев
Учебная программа утверждена на заседании кафедры (24 апреля 2009 г., протокол ? 6).
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЬ КУРСА
дать будущим бакалаврам в соответствии с государственными образовательными стандартами развернутое представление:
– о ключевых проявлениях многовековой умственной деятельности европейцев;
– о выделении философии в особую отрасль знания в Древней Греции; о взаимосвязи исходных форм философии с мифами, религиями и искусством;
– о древнегреческой философии, философии латинской античности и предхристианской эпохи; о любомудрии как одной из осей развития европейской культуры;
– о христианской философии западного средневековья;
– о западноевропейской философии Возрождения и Нового времени;
– о богатстве умонастроений и умопостроений XIX века;
– о насыщенной духовности XX столетия в ее достижениях и крайностях.
ЗАДАЧИ КУРСА
– познакомить аудиторию с жизнью людей, а не только с жизнью идей: идеи, конечно, витают в воздухе, но в непосредственной близости от человеческого жилья, поэтому, воссоздавая образ мыслей людей каждой эпохи, необходимо обрисовать и образ их жизни, причем, чем удаленнее по времени эпоха, тем настоятельнее такая необходимость;
– приохотить студентов к размышлению как к непростому, но все же доступному делу, избегая разговора с непосвященным как с посвященными, не обременяя восприятие слушателей суждениями, высказанными на конспиративном языке цеховой науки, не навяывая их вниманию детали и тонкости, недоступные порою даже специалистам;
– подчеркнуть то часто остающееся непроясненным - при рутинном преподавании - обстоятельство, что мысли, как и стихи, произрастают, не ведая стыда, на самой разной почве, что философия не имеет преимущественных прав на идеетворчество, что все другие отрасли культуры наделяют философию идеями в неменьшей степени, нежели она их;
– убедить слушателей, чье будущее так или иначе связано с общественным поприщем, что они сами часть общества и в столкновении с его силами могут искать подсказки для себя и других в мудрости дальних и близких поколений;
– преподать урок работы со словом будущим работникам телевидения, поскольку любые СМИ - в идеале - опираются на живые, нестертые слова.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс читается в первом и втором семестрах 1-го курса бакалавриата. Он призван ознакомить студента с философским наследием Запада, привить студенту вкус к философской культуре и творческой мысли, столь необходимый работникам ТВ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
По окончании курса студент должен:
l усвоить фактографический материал по истории западной философии;
l уметь ориентироваться в различных школах и направлениях философской мысли;
l овладеть философской терминологией;
l знать биографии и содержание основных работ изучаемых философов.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема I. Любовь к мудрости: мудрость защищающая и мудрость защищаемая.
Обитатели Ойкумены.
Досократики и Сократ: поворот к человеку; Платон и Аристотель: радикализм и лоялизм; Стоя и стоицизм; эпикуреизм – наслаждение мудростью; скептики; общее и различное в античных «материализме» и «идеализме».
Тема II. Латинская античность: гражданственность и мудрость.
Квириты в Городе и его окрестностях.
Усвоение греческой мысли; философия поступка; стоицизм, эпикуреизм, скептицизм в их римском переложении; разделение и схождение нормы и жизни: Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, «последний римлянин» Боэций.
Тема III. Неоплатонизм и патристика.
Жизнь «эпохи Апостата».
Завершение античной традиции, соединение платонизма, аристотелизма, стоицизма и неопифагореизма; «отцы церкви»; религиозность и духовное самопогружение (рефлексия).
Тертуллиан и Августин – их заслуги перед церковью и не перед нею одной; на пороге средневековой духовности.
Тема IV.Средневековье «темное» и просветленное.
Средние века в доспехах и без них.
Алкуин; шартрская школа; номиналисты и реалисты; Сорбонна; Оксфордская школа; Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура, Джон из Оккама; свобода воли; вера во всеобщее благо как нравственный итог схоластики.
Тема V. Мудрость Возрождения: лицевая и оборотная стороны.
Гении, злодеи и другие люди эпохи Ренессанса.
Обновление античности и обновление христианства; гуманизм; Ренессанс как художническое мировоззрение; исторические репутации гуманистов – необходимость здоровой критичности; Бруно; Кампанелла; Фичино; Маккиавелли; Николай Кузанский – христианизация пантеизма; Возрождение и Реформация; пороговые фигуры Лютера и Бэкона.
Тема VI. Новое время: смелый новый мир
Жизнь при абсолютизме и во время первых революций.
Декарт и Паскаль на полюсах новой науки; Паскаль-душевед; Гоббс – систематизатор, политолог и антрополог; свободолюбивый Джон Локк; Лейбниц – включение человека в теодицею (богооправдание); обновление скептицизма; рождение новой хозяйственной философии А. Смита.
Тема VII. Образовательнось и завоевательность Просвещения.
Кого хотели просвещать просветители.
Связь идеологии просветительства с Контрреформацией; «вольные каменщики» как благодетели человечества; просветители-революционеры и просветители-эволюционисты; теизм и деизм; утилитаризм; «естественный человек», «просвещенный властитель» и другие порождения эпохи; бедный Жан-Жак; английские моралисты; американцы Джефферсон и Франклин; немцы Хр. Вольф, А. Баумгартен, «мировое правительство» Лессинга – их след в русской культуре .
Тема VIII. Философский систематизм, названный немецкой классической философией.
Жизнь в пределах старых и новых империй.
Кантовское великое восстановление метафизики; кантовское оправдание христианской морали; что такое эстетика; «трансцедентальный идеализм» Фихте и проблема «идеализмов»; особый путь Шеллинга; диалектик Гегель; немецкая философская классика в России; К. Г. Маркс - восприемник и разрушитель классической традиции.
Тема IX. Позитивизмы: первый и последующие.
Жизнь под знаком промышленной, научной и социальной революционности.
Смысл и назначение «положительного знания»; первый позитивизм это не субъективизм; ниспровержение метафизики; эволюционизм и прогрессизм; Конт, Спенсер и Милль, новая хозяйственная философия Сея(Сэ) и Сисмонди; философия права Беккариа, новое душеведение (Шарко и другие), новая история И.Тэна и Л. фон Ранке, новое обществоведение А. де Токвиля; второй позитивизм – метафизическая реакция на первый; романтический ответ позитивизму со стороны Шопенгауэра, Ницше, Мишле, Кьеркегора; романтизм это не иррационализм; восстановление репутации «положительного знания» в неопозитивизме
Тема X. Конец XIX столетия: мыслители и их мысли.
Насельники «конца эпохи».
Время дилемм; слияние «положительности» и романтичности в «философии жизни», Дильтей и Зиммель, печальный романтик Шпенглер; творческая эволюция нобелевского лауреата Бергсона; марксизм подлинный и неподлинный; утопии социалистические и националистические; анархизм как движение и мышление; мистическое и фантастическое: фрейдизм, космизм, теософия, антропософия на переломе веков; причины влиятельности мистики и фантастики во времена предгрозового благополучия.
Тема XI. Англо-американская философия конца XIX и начала XX веков.
Существование в условиях демократии Америки и Старой Метрополии.
Особенности англо-американской философии; английские неогегельянство и абсолютный идеализм; историцизм У.Коллингвуда; блумсберрийская группа; критицизм Рассела и Уайтхеда; Витгенштейн в Англии; прагматисты и инструметалисты; реформатор хозяйственного мышления Д.М. Кейнс; социальный психолог Дж. Г. Мид; лингвистическая относительность Уорфа и Сэпира; философский вклад художников, литераторов и филологов.
Тема XII. Религиозная философия новейшего времени.
Защита верою и гнет веры.
Принцип гармонии религии и разума в неотомизме; креационизм и современная наука; гилеоморфизм; социальная доктрина неотомизма; французский персонализм; Э. Жильсон; еретик Тейяр де Шарден; современный мыслящий католицизм; «теология освобождения»; Иоанн Павел II; обновители и фундаменталисты в протестантской философии XX века; Р.Гвардини, П. Тиллих
Тема XIII. Философия и наука.
Когда наука становится влиятельным общественным явлением.
Социальная наука М. Вебера; историософия А. Тойнби; историософия «новой истории»; критический рационализм К.Поппера и его социально-политические взгляды; «исследовательские программ» И. Лакатоса; Т.Кун о научных революциях: «задача», «проблема», «парадигма», «нормальная» наука»; пересмотр идеалов «строгой науки»
Тема XIV. Философия существования, или экзистенциализм.
«Потерянное поколение» и «обретенное время».
Человеческое существование как философская проблема; экзитенциальный выбор; экзистенция и религиозность; немецкий экзистенциализм: Хайдеггер и Ясперс («Бытие и время», «Эпоха картины мира», хайдегеровский «поворот», «пограничная ситуация», «осевая» и «прометеевская» эпохи); французский экзистенциализм: Сартр о сущности и существовании, Камю об абсурде и бунте, экзистенциализм веры у Г. Марселя; испанцы Мигель де Унамуно, Хосе Ортега-и-Гассет
Тема XV. Европейская философия после II мировой войны.
Восстановление жизни и реконструкция мышления.
Рецепты доктора Эрхарда; философская антропология и философия техники; "Диалектика Просвещения" Т.Адорно и М.Хоркхаймера; "Спор о методе" в социологии - полемика между неомарксистами и представителями критического рационализма; франкфуртская школ; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; "Спор о герменевтике". Философский структурализм и его переход "постструктурализму";археология власти и генеалогия знания М. Фуко; постмодернизм: воля к распаду как воля к власти
Примерный перечень вопросов к экзамену
Билет ? 1
1. Что возродил и что зародил Ренессанс?
2. Жизнь и суждения Альберта Швейцера.
3. Бэкон, Фрэнсис. Учение об идолах.
Билет ? 2
1. Человек, общество, государство в свете гуманизма Возрождения.
2. Жизнь и суждения Эдмунда Гуссерля.
3. Гегель, Георг. Феноменология духа.
Билет ? 3
1. "Причина причин" и свобода: теизм, деизм и этика малых дел.
2. Жизнь и суждения Ортега-и-Гассета.
3. Блок, Марк. Ремесло историка.
Билет ? 4
1.Платонизм, аристотелизм, пантеизм в ренессансном мышлении.
2. Жизнь и суждения Мишеля Фуко.
3. Гоббс, Томас. Левиафан.
Билет ? 5
1. Возрождение: новое ощущение исторического времени и эсхатизм.
2. Жизнь и суждения Карла Поппера.
3. Вольтер. Философские повести.
Билет ? 6
1. Обратная сторона ренессансного титанизма: действительность и кажимость.
2. Жизнь и суждения Ж-П Сартра.
3. Зиммель, Георг. Понятие и трагедия культуры.
Билет ? 7
1. Новая наука от "ученого незнания" к "великому восстановлению".
2. Жизнь и суждения Мартина Хайдеггера.
3. Валери, Поль. Введение в систему Леонардо да Винчи.
Билет ? 8
1. Реформация - это футуризм или пассеизм?
2. Жизнь и суждения Герберта Спенсера.
3. Адорно, Теодор. Социология музыки.
Билет ? 9
1. Революция христианской учености: аналитическое и органическое направления в мировоззрении Нового времени.
2. Жизнь и суждения Огюста Конта.
3. Кант, Имммануил. Пролегомены ко всякой будущей метафизике.
Билет ? 10
1. Просвещение к югу и к северу от Альп.
2. Жизнь и суждения Генриха Вельфлина.
3. Гуссерль, Эдмунд. Философия как строгая наука.
Билет ? 11
1. Всемирные свобода, равенство и братство - Просвещение как политический проект.
2. Жизнь и суждения Ипполита Тэна.
3. Шопенгауэр, Артур. Афоризмы житейской мудрости.
Билет ? 12
1. "Война всех против всех", "естественный человек" и "общественный договор".
2. Жизнь и суждения Освальда Шпенглера.
3. Дидро, Дени. Философские мысли.
Билет ? 13
1. Просветительство, промышленная революция, социология сотрудничества как основания новой хозяйственной философии.
2. Жизнь и суждения А. де Токвиля.
3. Ясперс, Карл. Духовная ситуация эпохи.
Билет ? 14
1. Так что же такое "дух капитализма"?
2. Жизнь и суждения Анри Бергсона.
3. Юм, Дэйвид. О человеческом разумении.
Билет ? 15
1. Немецкая системная (классическая) философия как итог Просвещения.
2. Жизнь и суждения Фридриха Ницше.
3. Камю, Альбер. Миф о Сизифе.
Билет ? 16
1. Вклад Просвещения в европейское правосознание.
2. Жизнь и суждения Артура Шопенгауэра.
3. Токвиль, Алексис де. Старый порядок и революция.
Билет ? 17
1. Закон культурного маятника и эволюция позитивизма.
2. Жизнь и суждения Фридриха Шеллинга.
3. Руссо, Жан-Жак. Об общественном договоре.
Билет ? 18
1.Эволюция, прогресс в "первом позитивизме".
2. Жизнь и суждения Георга Гегеля.
3. Фуко, Мишель. Слова и вещи.
Билет ? 19
1. Апология свободы в "первом позитивизме".
2. Жизнь и суждения Иммануила Канта.
3. Уорф, Бенджамен. Отношение норм поведения и мышления к языку.
Билет ? 20
1. Позитивистские естествознание, социология, психология, "культурный историзм" в борьбе с "метафизикой".
2. Жизнь и суждения Ж-Ж Руссо.
3. Шеллинг, Ф-В-Й фон. О сущности свободы.
Билет ? 21
1. Романтический гуманизм XIX века и философия жизни.
2. Жизнь и суждения Джорджа Беркли.
3. Хейзинга, Йохан. Homo ludens.
Билет ? 22
1. Марксизм и радикализм.
2. Жизнь и суждения Дэйвида Юма.
3. Фрейд, Зигмунд. Я и Оно
Билет ? 23
1. Истоки и смысл фантастического человековедения фрейдистов, юнгианцев, антропософов, космистов.
2. Жизнь и суждения Готфрида Лейбница.
3. Рикер, Поль. Герменевтика и метод социальных наук.
Билет ? 24
1. Отклик "третьего позитивизма" на мощь, но небеспредельность возможностей "строгих наук".
2. Жизнь и суждения Джона Локка.
3. Хайдеггер, Мартин. Время картины мира.
Билет ? 24
1. Американизм в философии XIX-XX вв.
2. Жизнь и суждения Томаса Гоббса.
3. Паскаль, Блез. Мысли.
Билет ? 26
1. Выход специального знания к универсальным обобщениям "(новая история", структурализм, семантика).
2. Жизнь и суждения Блеза Паскаля.
3. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс.
Билет ? 27
1. Превратилась ли методология науки в отдельное мировоззрение?
2. Жизнь и суждения Рене Декарта.
3. Кьеркегор, Серен. Афоризмы эстетика.
Билет ? 28
1. Критический рационализм.
2. Жизнь и суждения Фрэнсиса Бэкона.
3. Ницше, Фридрих. Антихристианин.
Билет ? 29
1. Что такое экзистенциализм?
2. Жизнь и суждения Мартина Лютера.
3. Мишле, Жюль. Народ.
Билет ? 30
1. Бунтарство и лоялизм в "философии существования".
2. Жизнь и суждения Эразма из Роттердама.
3. Беккариа, Чезаре. О преступлениях и наказаниях
Билет ? 31
1. Христианская философия ХХ века: католичество, протестанство, еретизм.
2. Жизнь и суждения Марсилио Фичино.
3. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна.
Билет ? 32
1. Постмодернизм это новый рубеж или откат?
2. Жизнь и суждения Никколо Маккиавели.
3. Кун, Т.С. Структура научных революций.
Билет ? 33
1. Философия с приставкою нео- (неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм).
2. Жизнь и суждения Николая Кузанского.
3. Камю, Альбер. Миф о Сизифе.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ
И ВИДАМ РАБОТ
п/п ??
|
Наименование тем и разделов
|
Всего (часов)
|
Аудиторные занятия (часы)
|
Самостоятельная работа
|
лекции
|
семинары
|
1
|
Философия и история. Пути мудрости от древности к современности
|
2
|
2
|
|
|
2
|
Обитание людей и обитание идей в ойкумене: чем жили досократики и другие эллины
|
2
|
2
|
|
|
3
|
Сократический завет: возвышение Человека
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Заря идеализма: Платон и платоники
|
2
|
2
|
|
|
5
|
«Аристод ученый», великий полигистор
|
2
|
2
|
|
|
6
|
Двойственность квиритов: доблесть-сервильность, распорядительность-распущенность, жесткость-жестокость в обыденном, общественном и умственном укладах римлян
|
2
|
2
|
|
|
7
|
Переимчивость als ob – различия в стоицизме, скептицизме, эпикуреизме греков и римлян (2 часа).
|
2
|
2
|
|
|
8
|
Латинская философия – философия поступка: Цицерон, Сенека, Марк Аврелий
|
2
|
2
|
|
|
9
|
Римско-эллинистический плавильный котел: возникновение апологетики и патристики. Последние римляне и первые христиане
|
2
|
2
|
|
|
10
|
Аврелий Августин – Святой, Блаженный – продолжатель и основоположник
|
2
|
2
|
|
|
11
|
Клирики и миряне в Средние Века. Духовное и мирское подвижничество европейского монашества
|
2
|
2
|
|
|
12
|
«Смирись, гордый секамбр»: рождение новой государственной идеологии из духа монастырских уставов и варварско-римско-христианских узаконений
|
2
|
2
|
|
|
13
|
Отцы церкви, бестиарии, алхимия, астрология, магическая медицина, крестовые походы и мифологизированная география – сложение новой картины мира
|
2
|
2
|
|
|
14
|
Подъемы культуры и взлеты сознания: каролингское возрождение и золотой век средневековья
|
2
|
2
|
|
|
15
|
Теология, философия, естествознание - их соединение в деятельности университетов и отражение в схоластических «суммах»
|
2
|
2
|
|
|
ИТОГО
|
30
|
30
|
|
|
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен в первом и во втором семестре.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная рекомендуемая литература
Источники
Августин Аврелий. Исповедь. - (Памятники религиозно-политической мысли). - М.: Renaissnce, 1991
Адлер Альфред. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995
Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. - (Памятники философской мысли). - М.: Наука, 1984
Аристотель. Политика; Поэтика. - Собрание сочинений. Т. 4 - (Философское наследие). - М.: Мысль, 1983
Беккариа Чезаре. О преступлениях и наказаниях.- М.: Стелс; БИМПЛ,1995
Бергсон Анри. Творческая эволюция - (Канон философии). - М.:Терра; КАНОН-пресс, 2001
Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. - (Памятники исторической мысли). - М.: Наука 1986
Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. - (Памятники исторической мысли). - М.: Наука, 1978
Буркхард Якоб. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 1996
Бэкон Фрэнсис. Бэкон Фр. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека). - Сочинения в 2 томах. Т.2. — М.: Мысль, 1977
Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма. - Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990
Вейнингер Отто. Пол и характер.- М.: Терра, 1992
Вельфлин Генрих. Основные понятия истории искусств. - (Классика искусствознания). - М.: Мифрил, 1994
Вико Джамбаттиста. Основания новой науки об общей природе наций. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007
Вольтер. Философские повести.- М.: Художественная литература, 1978
Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Феноменология духа
Гердер Иоганн Готфрид. Идеи к философии истории человечесства. - (Памятники исторической мысли). - М.: Наука, 1977
Гоббс Томас. Левиафан.-М.: Мысль
Гуардини Романо. Человек и вера. - Брюссель: Жизнь с богом, 1994
Декарт Рене. Рассуждение о методе.- Соч., т. I - М.: Мысль, 1989.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - (Философское наследие). - М.: Наука, 1979
Зиммель Георг. Понятие и трагедия культуры; Гете. - Избранное. Т. 1. - (Лики культуры) - М.: Юристъ,1996
Зиммель Георг. Человек как враг. - Избранное. Т. 2. - (Лики культуры) - М.: Юристъ,1996
Зомбарт Вернер. Буржуа. - М.: Наука, 1994
Камю Альбер. Бунтующий человек.- (Мыслители ХХ века) - М.: ИПЛ, 1990
Кант Иммануил. Трактаты и письма. - (Памятники философской мысли). - М.: Наука, 1980
Климент Александрийский. Педагог. - М.: Центр Ап. Павла, 1996
Коллингвуд Робин Джордж. Идея истории. Автобиография. - (Памятники исторической мысли). - М.: Наука, 1980
Кьеркегор Серен. Страх и трепет. М.: Республика, 1993
Локк Джон. Опыт о человеческом разумении - (Философское наследие. Т.93).- М.: Мысль, 1985
Лютер Мартин. Избранные произведения. - СПб.: Андреев и Согласие, 1994
Макиавелли Никколо. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1982
Марк Аврелий Антонин. Размышления. - (Литературные памятники). - Л.: Наука, 1985
Мишле Жюль. Народ. - (Литературные памятники). - М.: Наука, 1964
Ницше Фридрих. Антихрист. Проклятие христианству. - Сочинения в 2-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1990
Ницше Фридрих. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. - Сочинения в 2-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1990
Ориген. Против Цельса. - М.: Центр Ап. Павла, 1996
Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия?. - М.: Наука,1991
Паскаль Блез. Мысли. - М.: Изд.им.Сабашниковых, 1995
Платон. Апология Сократа; Протагор. - Собрание сочинений. Т. 1. - (Философское наследие). - М.: Мысль, 1990
Платон. Государство.- Собрание сочинений. Т. 3 - (Философское наследие).- М.: Мысль, 1994
Платон. Пир; Федр. - Собрание сочинений. Т. 2 - (Философское наследие).- М.: Мысль, 1993
Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998
Руссо Жан-Жак. Исповедь. - (Биографии и мемуары). - М.: Захаров-Москва, 2004
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. - (Литературные памятники). - М.: Наука, 1977
Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. - М.:Наука, 1987
Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. - М.: Прогресс, 1994
Тойнби Арнольд Дж.. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991
Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992
Тэн Ипполит. Об уме и познании. Пер. под ред. Н. Н. Страхова, 2 тт. - СПБ, 1872
Тэн Ипполит. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. под ред. А. Рябинина и М. Головина, ч. I и II. - СПБ, 1871
Тэн Ипполит. Французская философия первой половины XIX в. - СПБ, 1896
Февр Люсьен. Бои за историю. - (Памятники исторической мысли). - М.: Наука. 1991
Франсуа де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. - М., Наука, 1993
Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989
Фуко Мишель. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998
Фуко Мишель. Слова и вещи.Археология гуманитарных наук - М.: Прогресс. 1977
Хайдеггер Мартин. Время и Бытие. - М.: Республика, 1993
Хейзинга Йохан. Homo Ludens.-М.: Прогресс - Традиция, 1997
Хейзинга Йохан. Осень средневековья. - (Памятники исторической мысли). - М.: Наука, 1988
Цицерон Марк Туллий. Письма. - (Литературные памятники). - М.-Л.: Наука, 1949
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф фон. О сущности человеческой свободы
Шопенгауэр Артур. Афоризмы житейской мудрости. Репринт изд1914 - М: Советский писатель, 1990
Шпенглер Освальд. Годы решения. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007
Шпенглер Освальд. Закат Европы. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007
Штайнер Рудольф. Путь к самопознанию.Порог духовного мира. - Ереван: Ной, 1991
Эразм Роттердамский. Похвала глупости. - М.:ГИХЛ, 1960
Эрхард Людвиг. Полвека размышлений. Речи и статьи. - М.: Руссико; Ордынка, 1993
Юнг Карл-Густав. Архетип и Символ. - М.:Renaissance,1991
Ясперс Карл. Смысл и назначение истории.- (Мыслители ХХ века) - М.: ИПЛ, 1991
Исследования и справочники
Грималь Пьер. Сенека, или Совесть Империи - М.: Мол. гвардия, 2003
Жильсон Этьен. Философия в средние века. - М.: Республика, 2004
История философии в кратком изложении / Под. ред. И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995
История философии. Энциклопедия / Под. ред. А.А. Грицанова. - (Мир энциклопедий) - Минск: Книжный дом; Интерпресссервис, 2002
Кармайкл Джоэл. Разгадка происхождения христианства. - М.: Республика, 2002
Коплстон Фредерик Чарлз. История философии. XX век.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2002
Коплстон Фредерик Чарлз. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997.
Коплстон Фредерик Чарлз. От Фихте до Ницше. - М.: Республика, 2004
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991
Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Современная западная философия. Словарь. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИПЛ, 1991
Тарнас Ричард. История западного мышления (Страсти западного ума). - М.: Крон-Пресс, 1995
Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004
Хюбшер Артур. Мыслители нашего времени (62 портрета. - М., Иностранная литература,1994
Честертон Гилберт Кит. Вечный человек. - М.: ИПЛ, 1991
Дополнительная рекомендуемая литература
Бадью Ален. Апостол Павел. Обоснование универсализма. - М.-СПб.: Московский философский фонд; Университетская книга, 1999
Бартон Элизабет. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. - ( Живая история: Повседневная жизнь человечества). - М.: Молодая гвардия, 2005
Бордонов Жорж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. - ( Живая история: Повседневная жизнь человечества). - М.: Молодая гвардия, 2004
Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и Римлян. . - М.: Просвещение, 1988
Винничук Лидия. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988
Виолле-ле-Дюк Э.Э. .Жизнь и развлечения в средние века. - СПб.: Евразия, 1997
Гаспаров Михаил. Занимательная Греция. - (История для юных). - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2007
Диль Шарль. Византийские портреты. - М.: Искусство, 1994
Карсавин Л.П. Монашество в средние века: Учеб. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992
Кенигсбергер Гельмут. Средневековая Европа. - М.: Издательство «Весь Мир», 2001
Колобова Ксения Михайловна, Озерецкая Елена Леонидовна. Как жили древние греки. - Л.: Учпедгиз, 1959
Креспель Жан-Поль. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905-1930 гг. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). - М.: Молодая гвардия, 2000
Ленотр Жорж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества) - М.: Молодая гвардия, 2006
Марселен Дефурно. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк - СПб.: Евразия, 2002
Мишо Жозеф. История крестовых походов. - М.: Алетейя, 2001
Мулен Лео. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X–XV вв.). - ( Живая история: Повседневная жизнь человечества). - М.: Молодая гвардия, 2006
Флем Лидия. Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. - ( Живая история: Повседневная жизнь человечества). - М.: Молодая гвардия, 2003
Хафнер Герман. Выдающиеся портреты античности. - М.: Прогресс, 1984
Эко Умберто. Имя розы. - (Белая серия). - М.: Симпозиум, 2006
Примечание:
Представлены тематическая и источниковая составные части лекционного курса. Глоссарий, персоналии, литература (сами источники, а не только их перечень) в электронном форме уже доступны слушателям и в «бумажном» виде могут быть подключены к печатному варианту этой программы.
Выбор тем определен логикой развития европейской мысли, ее временными рамками, эпохальными границами, весомостью вклада отдельных идей и идейных течений на ход истории. А вот количество тем обусловлено привязкой к заданному количеству лекций (их тридцать) и общему количеству часов, им отведенных (60 академических часов).
Усредненное соотношение «одна тема – две лекции – четыре академических часа аудиторных занятий» само по себе предоставляет немалые возможности для преподавания. Такой предварительный расклад не лишает лектора возможности маневрировать, излагая некоторые темы в сжатом виде, а другим, наоборот, уделяя больше внимания и места. К тому же, в учебном процессе нередко возникают возможности, которые можно использовать для дополнительных занятий.
|