Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/literature/romantic.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:49:32 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«______»___________________2009 г.

Рабочая программа курса

«История зарубежной литературы. I пол. XIX в. Романтизм»

(Проект)

Автор-составитель: кандидат исторических наук доцент Мигранян З.А.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс «Зарубежная литература» один из основных базовых курсов, читаемых студентам факультета Высшая школа телевидения. Данный курс предназначен для студентов 2 курса.

Предметом курса является западная литература как феномен культуры, закономерности, основные этапы и особенности ее исторического развития.

Основные задачи курса:

- дать студентам общее представление о месте западной литературы в целостной системе западной культуры;

- На конкретном литературном, литературоведческом и культурологическом материале показать особенности развития западной литературы (При этом особое внимание уделяется основным шедеврам литературного творчества);

- Закрепить и развить навыки анализа литературного произведения.

Специфика курса предполагает не подробное изучение и максимальный охват произведений западной литературы, а знакомство с наиболее крупными шедеврами, ставшими культурным явлением не только для своего времени, но и вошедшими в мировую сокровищницу художественного творчества.

Лекционный курс раздела «Западная литература первой половины XIX века» рассчитан на один семестр, в течение этого времени предполагается знакомство с основными литературными течениями и их важнейшими представителями в западно-европейской и американской литературе.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 Введение

Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность. Великая Французская революция и романтизм. Изменения в истории общества и в представлениях о природе человека. Процесс индивидуализации сознания. Великие завоевания просветителей, открытия романтиков, достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство и его поэтику. Деятельность, творчество, созидание нового и самосозидание – актуальные категории в романтизме. Ситуация социальной нестабильности, активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы. Новое положение писателей в обществе, не свойственное характеру их труда и прямому назначению: Байрон руководит национально-освободительным движением в Греции. Гюго сражается с политикой Наполеона Малого. Стендаль становится консулом в Чивитта-Веккье после интендантской службы у Наполеона. Борьба «литературности» и «правды жизни». Фигура автора, подчиняющего себе жанр и стиль. Особенности взаимного сосуществования романтизма и реализма. Стадии стремления к обобщению и синтезу – перерождение в натурализм, вызревание новой оппозиции со стороны романтизма; взаимодействие и взаимное отталкивание направлений. Динамика литературного процесса, раскрытие национальной специфики искусства. Проблемы периодизации литературного процесса в Западной Европе XIX века. Образ романтического героя, бунтаря-одиночки. Романтическое двоемирие, обусловленное новым центральным персонажем литературного процесса – автором, создающим из окружающего хаоса свой гармоничный и упорядоченный мир. Различные типы двоемирия, сформированные немецким, английским и французским национальным сознанием. Проблемы свободы и несвободы. Отличие трактовки творческого сознания немецкой и английской литературе. Разрушение традиционной системы жанров, пересмотр традиционных жанров в романтизме. Новые концепции природы, человека, открытие истории для конкретной личности. Мир души, внутреннего «я», дуализм отношений автора и читателя.

Раздел 1. Немецкий романтизм

Тема 1. Лекция 2. Ранний романтизм в Германии.

Национальное своеобразие немецкого романтизма. Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И.Кантом, Й.-Г.Фихте, Фр.В.Шеллингом. Людвиг Тик «Странствия Франца Штернбальда», «Любовные песни немецких миннезингеров». Преобразование жанра романа в романтизме. Ослабление идейно-сюжетного стержня за счет усиления лирической стихии. Художник – новый культурный герой. «Белокурый Экберт». Романтическая сказка – «канон поэзии» (Новалис): способ стихийного мифотворчества и лекарство для культуры, больной отчуждением. Тик - комедиограф. Философская направленность йенской школы. Теория и практика йенских романтиков. Филологический характер второй школы гейдельбергских романтиков.

Система жанров, романтическая ирония. Связь литературы с философией (Фихте, Кант, Шеллинг). Научные идеи в немецком романтизме и пропагандистские цели романтического искусства. Романтическая философия религии (Шлейермахер). Мистический подход к религии. Критическое отношение Ф.Шлегеля к «Речам о религии» Шлейермахера. Двоемирие, понятие свободы и несвободы. Тема судьбы художника, творческого воображения. Связь с фольклором и немецкими легендами. «Генрих фон Офтердинген» и «Странствия Франца Штернбальда» - воплощение теории воображения, творческого процесса в художественном фрагменте. Путешествие и странствие как пути выхода за объективную реальность и погружения в мир природы, в собственный внутренний мир, взыскующий свободы самовыражения. Метафоричность и символизм немецкого романтизма. Специфика романа воспитания, вариации этого жанра. Фридрих фон Гарденберг (Новалис). «Гимны ночи». Поэзия как магия, «искусство использовать чувственный мир по своему желанию». «Ученики в Саисе». Романтическая натурфилософия: природа и человечество между утратой и возвратом Золотого века, воображение и любовь как царский путь познания. «Генрих фон Офтердинген» - романтическая версия «романа воспитания», «анти-Мейстер».

Тема 2. Лекция 3. Пути развития немецкого романтизма. Клейст.

Фридрих Шлегель как теоретик нового искусства. «Люцинда»: индивидуальная идиллия на грани пародии. Рефлексивность и самокритика в романтизме. Романтическая ирония как возможность подняться «над всем обусловленным» (Фр. Шлегель) и ее по неизбежности двойственная функция: волшебная палочка, освобождение из плена связанного сознания, - рычаг, расшатывающий бытие в его основаниях. К. Брентано. «Повесть о честном Каспере и пригожей Аннерль». Болезненное отречение от раннеромантической эйфории. Переход от романтизма к эпохе (стилю) биндермейера.

Проблематика взаимоотношений романтизма и христианства. Истинный верующий=поэт=пророк, творчество=священнодействие. Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас». Драматургия Г. Фон Клейста как пример эксперимента в драме. «Невидимый театр» как способ расширения сценического пространства и метод создания напряженности и внутреннего драматизма. Метод «пристального чтения» в применении к драмам «Пентесилея», «Принц Гомбургский», «Кэтхен из Гейльбронна» и комедии «Разбитый кувшин». Крайности романтизма в представлении трагедии рока. Особое понимание судьбы. Параллельное существование мира фантазии и мира реальности.

Тема 3. Лекция 4. Гофман и др.

Периодизация. Э.Т.А. Гофман. «Золотой горшок». «Песочный человек». «Крошка Цахес». «Царство грез» как сфера обитания художника – сладостно-смутный промежуток между миром вещей и миром духа, филистерским бытом и ясным светом абсолюта. Философия творчества у Гофмана. Хрупкий баланс поэтического и гротескного, смешного и страшного. Романтический гений – предмет едко-критической самоиронии. Субъективное и объективное видение жизни в их относительной силе и уязвимости («Угловое окно»). «Житейские воззрения кота Мура» двойничество как прием и жизненный принцип. Природа фантастического в романтическом искусстве. Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Деление мира на «музыкантов и немузыкантов», фантастическое и реальное. Музыка в жизни и творчестве Гофмана. Первая романтическая опера и сказки, положенные на музыку. Феи и волшебники в произведениях Гофмана. Изображение творческого процесса. Взаимообратимость двух миров как игра с читателем в «Житейских воззрениях кота Мурра». «Пристальное прочтение» «Золотого горшка», новелл «Мадемуазель Скюдери», «Угловое окно», «Крошка Цахес». Уродцы и искусственные люди, тема двойничества, магического зеркала в произведениях Гофмана.

Русские мотивы в лирике Шамиссо. «Чудесная история Петера Шлеймиля». Взаимодействие с гуманистической идеологией Просвещения. Романтический смысл сделки с дьяволом, воплощенном в «человеке в сером».

Гейне и его видение Германии. История и современность. Проблема будущего Германии. «Романтическая школа» и отношение к романтизму. Лирический герой Гейне. Русские переводы Гейне, разные облики романтического мира Гейне в осмыслении разных школ критики.

Раздел 2. Французский романтизм

Тема 1. Лекция 5. Истоки и основная проблематика французского романтизма.

Социальная и культурная ситуация в послереволюционной Франции. Идейно-эстетическое противостояние «реставраторов» (Л.де Бональд, Ж. де Местр) и либералов. Принудительная образцовость революционного и имперского классицизма и вызов нового в виде «северных», германских влияний. Ф.Р. де Шатобриан между «Опытом о революциях» и «Гением христианства». Культ «чувствительности» и эстетизация веры. «Несчастное сознание» Рене как предмет критики и живописания. А.Л.Ж. де Сталь. Обоснование романтизма как «современного» искусства. Сравнение и взаимодействие национальных культур как источник взаимовдохновения. Романтическая теория перевода. «Коринна»: плодотворное столкновение духовных способностей и культурных типов. Б. Констан. Развернутая симптоматика «болезни века» в «Адольфе», сила и слабость гипертрофированной рефлексии. Национальное своеобразие романтизма во Франции, обусловленное социальной активностью нации, бурным и стремительным развитием общества в период революций, наполеоновских войн. Устойчивое положение классицизма, его парадоксальная жизненность в начале 1830-х годов. Бои между классиками и романтиками. Своеобразие движения жанров: от исповедальной повести к философской поэме, историческому роману и драме. Параллельное формирование историографической науки, осмысление опыта революций писателями и дипломатами, философами и историками (Шатобриан, де Сталь, де Местр, Гизо, Тьерри). Русское и английское общество о Ж. де Сталь. Концепция страстей в ее произведениях. Сопоставление разных национальных исторических и литературных опытов. Критерии оценки нравственных и художественных ценностей при сопоставлении дохристианского и христианского искусства.

Жанровое своеобразие повестей Шатобриана, обусловленное их иллюстративным характером. Общее и индивидуальное в «Адольфе» Рене, героях Ж. де Сталь, Нодье, Обермана. Проблема памяти в лирике Ламартина. Описательная, философская по своему характеру лиро-эпическая поэма французских романтиков (Виньи, Ламартин). Отношение к английскому романтизму. Исторический роман 1820-1830-х годов как феномен французской культуры, не вполне аналогичный английскому историческому роману.

Тема 2. Лекция 6. Мюссе и Ж. Санд.

Манифесты французского романтизма в контексте историко-литературного процесса. «Исповедь сына века» Мюссе – беллетризованная история романтизма, отражающая разные этапы его эволюции. Теоретические открытия французских романтиков – романтический гротеск, реформа языка («нет слов-патрициев и нет плебеев-слов»), местный колорит, специфика эпохи, наиболее полным освещением, которой является драма. А. де Мюссе. Лирика и «Исповедь сына века»: Драма одиночества в мире без трансцендентной опоры. Болезненное двуличие героя, разом мечтателя и циника. Поэт уже не пророк, а усталый профессионал слова (Фантазио), чей контакт с аудиторией все более проблематичен. «Лоренцаччо»: жизнь, замысленная как героическая поэма, не может состояться, потому что ее некому прочесть.

Ж. Санд и увлечения эпохи: сенсимонизм, левый республиканизм, утопический социализм, мистицизм и учение о метемпсихозе. Славянские мотивы в произведениях Ж. Санд (влияние Шопена и Мицкевича). Особенности образов женщин у Ж. Санд: связь с традицией и отход от нее. Полемика о романтизме: Мюссе и Гюго. Новый Мольер и романтический трагик. Пушкин о Мюссе. Тщательно выписанный внутренний мир героев новелл. Совершенствование техники диалога, смешение лирики и патетики, быстрые репризы, переходы от серьезности к иронии, к смелым и озорным афоризмам.

А. де Виньи. «Чаттертон». «Стелло». Образ поэта как заведомой жертвы и мученика, чье прибежище – самодостаточность чистой мысли, гордый аристократизм духа. Поздняя лирика – поле становления протосимволистской эстетики.

Тема 3. Лекция 7. Гюго.

Битва за романтизм. «Эрнани» на французской сцене. Шекспир как знамя. Преобладание лирической стихии, пышные контрасты «возвышенного и гротескного» в театре Гюго намечают движение романтической драмы в направлении оперы (ср. позднейшие опыты Вагнера). Гегель о невозможности современной трагедии.

Драматургия Гюго и реформа французского театра. Массовые сцены, местный колорит при воссоздании разных национальных характеров и нравов. Значение правила единства действия для драматургической фактуры произведений Гюго. Эволюция Гюго-романиста от исторического романа до социальной эпопеи. Исторический роман Гюго. Проблематика и «местный колорит». Принцип историчности. Образ урода в творчестве Гюго. Идея перерождения и «пробуждения» души как центральная для творчества Гюго. Соотношение внешнего и внутреннего мира. Принцип контраста. Принцип фрагмента. Возможность искусственной циклизации трех романов «Отверженные», «Человек, который смеется» и «Труженики моря». Русские писатели о Гюго – писателе, политике, человеке.

Раздел 3. Английский романтизм

Тема 1. Лекция 8. Истоки английского романтизма. Поэзия.

Творящее воображение – центральная категория философии и эстетики У. Блейка. «Песни невинности» и «Песни опыта». «Невинность» как неотчужденно-целостное, интерактивно, творческое переживание мира; «опыт» как пагуба и благо: противоречивый опыт современности. Символизм и мифотворчество Блейка: «Пророческие книги». «Озерная школа». «Лирические баллады»: новаторство замысла и характер соавторства У. Вордсворта и С.Т. Кольриджа. «Природы идеал» в лирике Вордсворта (сравнение с пейзажной лирикой Ламартина). Кольридж о функциях воображения и специфике поэтического языка, развитие им теории органической формы (в частности идей А.В. Шлегеля). «Сказание о старом мореходе»: между символом и глоссой, поэтической грезой и моральным приговором.

Кельтское возрождение и роль Т. Грея; переводы его произведений В.А. Жуковским. «Песни Оссиана» Макферсона, полемика вокруг них. Оссианизм в русской поэзии и европейской литературе («Страдания юного Вертера»). Манифест «Озерной школы» - предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта и труд Кольриджа «Литературная биография», установление связи с предшествующими литературными эпохами и жанрами. Главные задачи новой поэзии, требующие четких и пространных комментариев. Наметившееся различие между Кольриджем и Вордсвортом, дискуссия с Шеллингом. Кольридж – первый пропагандист немецкой культуры в Англии. Переводы произведений Гете Кольриджем.

Главный герой «Тинтернского аббатства» - «мысль», пробуждающая воспоминание, воскрешающая в памяти события и лица, которых в данный момент лирический герой не видит. Пейзажи, связанные с историческими событиями, с именем Наполеона. Изменение стилей повествования, использование милитаристской лексики, связь личной судьбы героя произведениям судьбами крупных исторических фигур и Европы в целом («Прелюдия» Вордсворта). Трансформация жанров баллады и пастушеской поэмы (анализ на примере произведений «Нас семеро», «Суд Божий над епископом», «Мэдок», «Сказание о старом мореходе»). Повествовательные поэмы – шаг по пути создания лиро-эпической поэмы, первого крупного открытия романтиков.

Тема 2. Лекция 9. Вальтер Скотт. Готический роман. Шелли.

В. Скотт. Романтический историзм, усилие понять прошлое как другое время, в его неповторимой своеобычности. Проблема анонимного творчества («Великий Неизвестный»). «Шотландские романы». «Квентин Дорвард». Функция протагониста в романе: мера свободы и несвободы человека как субъекта и объекта истории. Художническое воображение в арсенале историка, осмысление отношений факта и вымысла в историческом повествовании. Формульность Скоттовской модели исторического романа, ее сильные и слабые стороны, последующее бытование в литературе (другие современные версии жанра: Ф. Купер – пенталогия о Кожаном Чулке, А. де Виньи – «Сен-Мар»). Проблема малых и больших народов и культур. Местный колорит, увиденный глазами великого поэта. Стихия языка – один из способов ощутить двуязычие; возможность мышления в двух лицах. Использование принципа возвращающихся персонажей для воссоздания исторического характера (Мария Стюарт, Ричард Львиное Сердце). Школа эпигонов – так называемая школа костюмного исторического романа; пародии Теккерея «Рейнская легенда» и «Ревека и Ровена».

«Готический роман» как литературный феномен европейского масштаба. Гораций Уолпол. Разновидности готического жанра – источника зарождения разных современных жанров. Русский исторический роман и заимствования в нем из арсенала средств «готического романа». Русские путешественники в Англии и своеобразие русско-английских связей.

П.Б. Шелли. Лирика. Своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов («Защита поэзии»). «Освобожденный Прометей». Прометей – архетипический революционер, постигающий парадоксальную природу деяния. Человек призван к творчеству, но не ведает, что творит: освобождая себя, себя же заковывает в цепи в меру бессознательной робости собственной мысли. (Близкая проблематика в «Франкенштейне, или Новом Прометее» Мэри Шелли: творение бросает упрек творцу, творец с ужасом узнает себя в творении. Героическое и риторическое в поэзии Шелли. Романтические раздумья об активности героя-бунтаря. Ориентальные мотивы у Байрона и Шелли. «Озиандия», «Ода к западному ветру» Шелли, «Тьма» Байрона – эсхатологический вариации на тему судьбы цивилизации и мира. Библейская символика в творчестве поэтов.

Тема 3. Лекция 10. Байрон. Китс.

Дж. Г. Байрон. Проблема маски и театрализации жизни в романтизме. «Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд-Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). «Дон Жуан»: взрыв жанрового канона и «связанного сознания», поэма как «роман в стихах». Иронический скепсис и героический индивидуализм Байрона. Космополитизм байронизма: «Байрон писал о Европе и для Европы». Поэтические образы корабля и путешественника, «бегущего от самого себя», изучившего чужие наречия и входившего к другим народам не чужестранцем. Особенности поэтического мышления Байрона, специфика его мировидения, формировавшегося в процессе активного вмешательства в действительность. Цикл о Наполеоне. Альтернатива поискам героя. Опыт лиро-эпической поэмы в «Чайльд-Гарольде». История жанра в период написания. Реалии быта, стран, национального характера глазами наблюдателя и участника событий. Автор и герой. «Восточные поэмы» Байрона: размышления о героическом наполеонизме; формирование байронического героя, его история и перспективы. Проблема жанра в творчестве Байрона. «Дон Жуан» - состоявшееся и несостоявшееся в поэме. Русские эпизоды как экспериментальное поле в процессе становления героя. Функциональность языка, литературные аллюзии в поэме. Байронический герой в русской литературе. Пушкин о Байроне.

Дж. Китс. «Поэт» как носитель «негативной способности» и в этом смысле противоположность «мечтателю». Романтический уход (слияние с абсолютом) как соблазн и тупик. Поздние оды («Ода греческой вазе» - усилие воспеть чувственное богатство, полноту и противоречивость жизни. Союз жизни и искусства основан на их разности и взаимной необходимости (не взаимоуподоблении).

Тема 4. Лекция 11. Женщины-писательницы в английской литературе.

Трудности самообнаружения женщины-писательницы, обретения ею собственного литературного голоса и имени. Опыт сестер Бронте, Джордж Элиот. «Джейн Эйр». Роман-автобиография. Богатство психологического портрета за счет контрастного взаимодействия реалистической и романтической манер письма. «Грозовой перевал». Непримиренное соседство натуралистического и мистического, социального и космического измерений бытия. Прием ненадежного повествователя. «Мидлмарч». Философские взгляды Элиот. Попытки осмыслить обусловленность личности и доступную ей меру нравственной свободы. Новая техника романного повествования акцентирует множественность точек зрения – индивидуальных миров, сообщающихся в отсутствие единого центра.

Произведения женщин-писательниц. Своеобразное отношение к проблеме равноправия. Проблема воображения и художественного сознания, воссоздание устойчивых сюжетных моделей. Роль поэзии и поэтического элемента в двоемирие произведений сестер Бронте. Романы Эмили и Шарлоты и сенсационный роман. Разные типы байронических героев. Психология мужского персонажа и традиции XVIII века в творчестве Бронте. Причины интереса к творчеству сестер Бронте в ХХ веке.

Творчество Джейн Остин как нечто абсолютно противоположное романтическрй мечтательности. Гимн здравому смыслу. Начало реализма в английской литературе. Джейн Остин как предшественница большинства направлений в английской литературе XIX и ХХ веков. «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк».

Раздел 4. Американский романтизм

Тема 1. Лекция 12. Рождение американской национальной литературы.

Прерывистый характер развития американского романтизма. Американская мечта, национальный тип сознания и менталитета. Отсутствие литературной истории. Отношение к культуре и традициям западноевропейского искусства.

Жанры молодой литературы. Новеллистка В. Ирвинга: европейские традиции, национальный фольклор, источники комического. Пенталогия Купера о «Кожаном Чулке» - своеобразное преломление истории США, проблема покорения природы, цивилизация и древняя культура. Романтический герой. Отличие от европейской романтической личности. Проблема контекста. Судьба романов Купера на Родине и в России.

Творчество Э. По. Поэзия По в русских переводах и в музыке. Новеллистка и принципы ее систематизации и классификации. Ш. Бодлер об Э.По. Романтизм в контексте культуры США XIX века. Э.А. По. «Америка» как европейский миф, «фронтир» как географическая реалия и культурный символ. «Американский Адам» - человек» один на один с Природой и Богом» (А. де Токвиль). Э. По – наследник и пародист романтической идеи и романтической формы, разведчик психологической «границы» между самосознанием и подсознательными импульсами в их противоречивой, парадоксальной природе. Произведение как криптограмма: взаимодействие в нем поверхностно-явного и символического смыслов, гротеска и пафоса. Лирика и эссеистика По, космогонические гипотезы («Эврика») в контексте философии творчества.

Тема 2. Лекция 13. Американские трансценденталисты.

Эссеистика Р.У. Эмерсона. Категории «Опыта» и «доверия к себе», понимание истины. Стиль прозы Эмерсона. Г. Торо «Уолден или Жизнь в лесу». Природа как зеркало метаморфоз духа. Метафора как инструмент познания.

«Американское возрождение» 1840-1850-х годов. Литература и рынок, начало дифференциации «высоколобой» и популярной литературы. Сентиментальный роман (Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома») – рождение понятия «бестселлер». Аутсайдеры литературного рынка. Нравственная рефлексия и проблематика явленного и сокрытого, осознанного и неосознаваемого, формы и смысла в прозе Н. Готорна.

Тема 3. Лекция 14. Философия знака в Америке, ее литературные версии.

Г. Мелвилл. «Моби Дик, или Белый Кит». Факт как знак, произвольно читаемый и предполагающий множественность перспектив восприятия. Поиск сверхсмысла, чреватый срывом в нигилистическое отрицание – тема безумия капитана Ахава. Специфика композиции, повествования, жанрового синтеза в «Моби Дике». Многоуровневый философский роман-притча. История одного китобойного рейса как история всего человечества. Синтетическая природа романа. «Писец Бартльби» - американская версия «подпольного человека».

Тема 4. Лекция 15. Поэтическая традиция и ее обновление во второй трети XIX века.

Англо-американская «викторианская» поэзия (Г. Лонгфелло, А. Теннисон, М. Арнольд), их эпигоны и противостоящие им независимые, «самодеятельные» одиночки.

У. Уитмен. «Листья травы». История создания книги. «Песня о себе» как постромантический эпос. Космизм мировосприятия Уитмена, его антиэстетика и «языковый эксперимент». Взрыв и становление новой поэтической формы. Э. Дикинсон. Осознанно-экспериментальный подход к духовному опыту и языку. Культ единичности и одиночества. Созвучные опыты поэтов-прерафаэлитов в Англии, «драматическая лирика» Р. Браунинга.

Раздел 5. На стыке с реализмом.

Тема 1. Лекция 16. Стендаль

Аналитический психологический метод Стендаля и его основные компоненты. Наполеонизме молодых героев. Специфика реализации личности в разные эпохи и в разных странах, многообразие способов «охоты за счастьем». Отказ от изображения господствующей страсти. Смысл романа «Красное и черное» - история сложного внутреннего развития героя, приводящего его к переоценке ценностей, распознанию «ложных» и «действительных» благ современной жизни (а не история неудачной карьеры). Историко-литературные источники романа «Пармская обитель». Батальные сцены и их значение для Л.Н. Толстого при написании «Войны и мира». Живописные портреты героев в сочетании с тончайшими психологическими зарисовками внутреннего мира человека, «настоящего героя», возвышенной натуры.

Стендаль. Становление мировоззрения, эстетических взглядов. Парадокс о герое: «наполеонство», деятельное самоутверждение засчет измены себе или верность себе засчет отречения от социального действия. Три версии романа-воспитания: «Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель». Лицедейство, игра как основа общественной жизни и как вынужденный модус жизнетворчества. Иронический скепсис, художественный аналитизм, эстетизм Стендаля. Идеал искусства как абсолютной искренности. Поиск стилистического эквивалента «правды жизни».

Тема 2. Лекция 17. П. Мериме.

Начало пути: «Гузла», «Театр Клары Газуль». Игра в романтизм и «местный колорит» под иронической маской. «Хроника времен Карла IX». Проблема историзма – множественности культурных миров, относительности критериев суждения. Скепсис как последовательная мировоззренческая позиция: невозможность веры и подозрительность страсти. Изысканный лаконизм новеллы Мериме. Психология современного человека как невольной жертвы социального маскарада. Экзотические и фантастические сюжеты: «герой» - наивная, цельная натура, безоглядный исполнитель своей и чужой судьбы – увиден глазами рефлексирующего «туриста». «Примитив» интригует, пугает, становится предметом эстетизации.

Мериме и русская культура. Проблема национальной самобытности и самосознания, отношение к классицизму и романтизму, отразившееся в новеллистке. Особая роль концовок и многофункциональность повествовательных линий в новеллах Мериме. Драматургия Мериме. Мастерство мистификации и шекспировский полифонизм в раскрытии характеров.

Раздел 6. Лекция 18.

Реализм в первой половине XIX века. Бальзак.

Основные идеи «Человеческой комедии». Принцип построения единого целого из множества разрозненных историй. Использование метода Вальтера Скотта. Авторское введение к «Человеческой комедии» - идея изображать «типические характеры в типических обстоятельствах. Принципиальное отличие авторской позиции от романтической – автором является сама жизнь, писатель – лишь ее секретарь. Наблюдения, анализ, фиксация типов. «Отец Горио» - первый роман «Человеческой комедии», написанный целиком в соответствии с общим замыслом. Образ Растиньяка – «типического героя» в «типических обстоятельствах». Образ провинциала в большом городе. Еще один вариант темы «утраченных иллюзий». «Утраченные иллюзии», «Блески и нищета куртизанок» - та же история, рассказанная с другой стороны. Люсьен де Рюмбапре – человек, которого Париж сломал. Сквозные сюжеты и персонажи, переходящие из романа в роман. Изображение высшего света, нравы журналистов, писателей, актеров. Использование некоторых приемов романтиков («Лилия долины»), но в целом уже предтеча натурализма. Оскар Уайльд: «Главное событие XIX века – смерть Люсьена де Рюмбапре».

III. Возможно проведение семинаров вне сетки занятий.

Возможные темы семинаров:

1. Особенности развития немецкого романтизма. Знаковые фигуры и ключевые образы.

2. Особенности развития французского романтизма. Знаковые фигуры и ключевые образы.

3. Особенности развития английского романтизма. Знаковые фигуры и ключевые образы.

4. Особенности развития американского романтизма. Знаковые фигуры и ключевые образы.

IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

?? п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самотоя-

тельная

работа

В том числе

Лекции

Семинары

1.

Вводная

6

2

4

2.

Ранний романтизм в Германии

6

2

4

3.

Пути развития немецкого романтизма. Клейст.

6

2

4

4.

Зрелый романтизм. Гофман. Гейне.

10

2

2 (?)

6

5.

Истоки и основная проблематика французского романтизма.

6

2

4

6.

А. де Мюссе и Ж. Санд

6

2

4

7.

Гюго

10

2

2 (?)

6

8.

Истоки английского романтизма. Поэзия.

6

2

4

9.

Вальтер Скотт. Готический роман. Шелли.

6

2

4

10.

Байрон. Китс.

10

2

2 (?)

6

11.

Английские Женщины-писательницы

6

2

4

12.

Рождение американской национальной литературы.

6

2

4

13.

Американские трансценденталисты.

8

2

6

14.

Философия знака в Америке, ее литературные версии.

10

2

2 (?)

6

15.

Поэтическая традиция и ее обновление во второй трети XIX века.

6

2

4

16.

Переход от романтизма к реализму: Стендаль

6

2

4

17.

Переход от романтизма к реализму: Мериме

6

2

4

18.

Формирование базовых принципов реализма: Бальзак

8

2

6

Итого

128

36

8

84

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Список обязательной литературы:

1. Л. Тик. «Любовные песни немецких миннезингеров»

2. Г. фон Клейст «Принц Гомбург».

5. Э. Т. А. Гофман «Дон Жуан», «Житейские воззрения кота Мурра»

6. Г. Гейне. «Германия».

7. А. де Мюссе «Исповедь сына века».

8. Ж. Санд «Консуэло».

9. В. Гюго. Предисловие к драме «Кромвель». «Собор Парижской Богоматери»

10. В. Блейк «Песни невинности», «Песни опыта».

11. С.Т. Кольридж «Сказание о Старом Мореходе»

12. Р. Саути. Баллады.

13. В. Вордсворт. Стихи.

14. В. Скотт «Айвенго»

15. П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей».

16. М. Шелли «Франкенштейн или Новый Прометей».

17. Дж. Гордон Байрон «Манфред», «Каин», «Дон Жуан».

18. Ш. Бронте «Джейн Эйр»

19. Э. Бронте «Грозовой перевал».

20. Дж. Остин «Гордость и предубеждение».

21. Ф. Купер «Последний из могикан».

22. Эдгар По «Золотой жук», «Ворон».

23. Г. Мелвилл «Моби Дик».

24. У. Уитмен «Листья травы».

25. Стендаль «Красное и черное», «Расин и Шекспир».

26. П. Мериме «Кармен», «Души чистилища»

27. О. де Бальзак Введение к «Человеческой комедии», «Отец Горио»

Список дополнительной литературы:

1. Новалис «Гимны ночи»

2. Ф. Шлегель «Фрагменты», «Люцинда.

3. Л. Тик. «Белокурый Экберт», «Странствия Франца Штернбальда»

4. Ф. Гедерлин «Гиперион», «Смерть Эмпедокла», лирика

5. К. Брентано «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль».

6. Г. фон Клейст «Кэтхен из Гейльбронна»

7. Э.Т.А. Гофман «Эликсиры дьявола», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и мышиный король», «Повелитель блох».

8. А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля».

9. Г. Гейне «Атта Тролль».

10. Ж. де Сталь «Коринна»

11. Б. Констан «Адольф»

12. Р. Шатобриан «Рене»

13. А. Ламартин. Лирика.

14. А. Виньи «Сен-Мар», «Чаттертон».

15. Ж. Санд «Графиня фон Рудольштадт»

16. В. Гюго «Отверженные».

17. Г. Уолпол «Замок Отранто»

18. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда».

19. В. Скотт «Кенилворт», «Аббат», «Монастырь», «Квентин Дорвард», «Уэверли».

20. Дж. Остин «Эмма», «Мэнсфилд-парк»

21. В. Ирвинг. Новеллы

22. Г. Торо «Уолден или Жизнь в лесу»

23. Стендаль «Пармская обитель»

24. П. Мериме «Маттео Фальконе», «Хроника времен Карла IX»

25. А. де Мюссе «Лоренцаччо»

26. О. де Бальзак «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок».

Список вспомогательной литературы:

1. История зарубежной литературы XIX века. Ч. 1-2. М., 1979.

2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

3. Свободной музы приношенье. Европейская романтическая поэзия. М., 1988.

4. Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934.

5. Эстетика немецких романтиков. М., 1982.

6. Немецкая романтическая повесть. Т. 1-2. Л., 1934.

7. Избранная проза немецких романтиков. Т. 1-2. М., 1979.

8. Поэзия немецких романтиков. М., 1984.

9. Немецкая поэзия XIX века. М., 1984.

10. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

11. Французская романтическая повесть. Л., 1982.

12. Поэзия Франции XIX века. М., 1985.

13. Европейская поэзия XIX века. М., 1977.

14. Эстетика американского романтизма. М., 1977.

15. Моруа А. Байрон.

Вопросы к зачету

1. Общая характеристика романтизма в литературе. Основные принципы. Наиболее яркие представители.

2. Романтизм в разных странах: зарождение, развитие – форма, тематика, герои.

3. Склонность к мистицизму как одна из главных характеристик немецкого романтизма.

4. Генрих фон Клейст «Принц Гомбург». Тема патриотизма. Тема «сна».

5. Эрнест Теодор Амадей Гофман «Житейские воззрения кота Мурра». Конфликт музыкантов и немузыкантов.

6. Образ Дон Жуана в западной литературе.

7. Генрих Гейне. Ключевые образы поэмы «Германия». Главные герои, основные идеи.

8. Образ героя в «Исповеди сына века» Альфреда де Мюссе. Век и его болезни.

9. Жорж Санд. Музыка как главный герой романа «Консуэло»

10. Жорж Санд. «Консуэло» как «готический роман». Мистика, религия, ритуалы, жертвы.

11. Виктор Гюго «Отверженные». Тема любви.

12. Виктор Гюго «Отверженные». Тема восстания.

13. Виктор Гюго «Отверженные». Образ Парижа.

14. Виктор Гюго «Отверженные». Детские образы.

15. Виктор Гюго «Отверженные». Характеры в развитии. Психологизм.

16. Виктор Гюго «Отверженные». Столкновение абсолютного добра и абсолютного зла.

17. Исторический роман в XIX веке: «Собор Парижской Богоматери», «Айвенго», другие.

18. Вильям Блейк. От «Песен невинности» к «Песням опыта».

19. Кольридж. Символизм «преступления» и «наказания» в «Сказании о Старом Мореходе».

20. Образ Прометея в поэзии П.Б. Шелли.

21. Образ Прометея в романе Мэри Шелли «Франкенштейн или Новый Прометей».

22. Мэри Шелли «Франкенштейн или Новый Прометей». Тема одиночества. Тема ответственности.

23. Мэри Шелли «Франкенштейн или Новый Прометей». Творец и творение. Природа естественного человека.

24. Джордж Гордон Байрон «Манфред». Байроническая личность. Параллели с «Фаустом» Гете.

25. Джордж Гордон Байрон. Богоборческая мистерия «Каин». Байроническая личность.

26. Джордж Гордон Байрон «Дон Жуан». Сравнительная характеристика с предшественниками.

27. Шарлота Бронте. «Джейн Эйр». Основная проблематика. Любовь и смерть.

28. Эмилия Бронте. «Грозовой перевал». Основная проблематика. Любовь и смерть.

29. Джейн Остин. «Гордость и предубеждение». Гимн здравому смыслу.

30. Фенимор Купер. «Последний из могикан». У истоков американской литературы. Заимствования и национальные особенности.

31. Эдгар По. «Золотой жук», «Ворон». Основные темы творчества.

32. Герман Мелвилл «Моби Дик». Американский эпос.

33. Герман Мелвилл «Моби Дик». Образ главного героя.

34. Уолт Уитмен «Листья травы». Основная проблематика творчества.

35. Стендаль «Красное и черное». Тема любви.

36. Стендаль «Красное и черное». Тема тщеславия.

37. Проспер Мериме «Кармен». Образ главной героини.

38. Проспер Мериме. «Души чистилища». Образ Дон Жуана. Сравнение с предшественниками.

39. Образ Наполеона в западной литературе XIX века.

40. Оноре де Бальзак «Отец Горио». Типические характеры в типических обстоятельствах.

41. Оноре де Бальзак «Отец Горио». Образы высшего света.

42. Оноре де Бальзак «Отец Горио». Растиньяк и Париж.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...