Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/jour_tv/tv_report.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:47:44 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Программа дисциплины

«Основы телевизионного дела: информационная журналистика»

для подготовки бакалавра по направлению «журналистика»

Автор: Шевелев Г.А.,заведующий кафедрой истории телевидения, кандидат исторических наук, член Академии Российского телевидения

1. Тематический план учебной дисциплины

I. Понятие информации. СМИ и массовая информация. Новость – острие информации. Свобода и несвобода журналиста в сфере информации. Право журналиста на информацию.

1.Понятие информации. Информация как процесс познавательной деятельности человека. Виды информации. Общие свойства информации. Социальная информация и ее функции.

2.Массовая информация как часть социальной информации. Свойства массовой информации. СМИ и массовая информация: природа, сущность и функции. Виды массовой информации в СМИ.

3.Новость – острие информации. Понятие «новости» в журналистике. Признаки новостной информации. Формула Марка Флавия и Квинтилиана.

4.Новость в информационном потоке. Виды новостной информации. Реальное и виртуальное отображение действительности в информационной журналистике.

5.Профессионализм и новостная специализация журналиста. Понятие творческой индивидуальности.

6.Источники информации. Методы сбора и обработки информации. Работа журналиста на чрезвычайных событиях и в экстремальных ситуациях.

7.Новости как товар. Понятие новостного бренда. Конкуренция и сотрудничество журналистов информационных служб. Основы корпоративной этики.

8.Три модели существования СМИ в обществе. Свобода и несвобода журналиста в сфере информации. Право журналиста на информацию. Закон о СМИ

II. Основы практической деятельности журналиста информационной службы телевидения

9.Телевидение как средство массовой информации. Специфические свойства телевидения. Становление и история информационного вещания в СССР и в России.

10.Система информационного телевизионного вещания в России. Роль и место информационных программ в телевизионном вещании. Типология новостных программ.

11.Информационные жанры телевидения. Законы построения информационного сообщения. Язык информационного телевидения.

12.Способы привлечения внимания к новости и приемы удержания ее в информационных программах. Сенсации как тип информации и другое.

13.Верстка информационных программ. Виды и способы верстки.

14.Структура информационной службы телевидения. Профессии информационной службы телевидения и квалификационные требования к ним.

15.Итоговое зачетное занятие.

2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине (зачет) складывается из следующих элементов:

- участие в обсуждении отдельных теоретических положений лекционного курса на практических занятиях;

- выполнение домашних заданий по редактированию информационных сообщений, написанию информационных заметок, сценариев информационных репортажей и пр.;

- представление краткого описания основных информационных программ одного из каналов телевидения, а также работа над моделью информационного выпуска для телевидения

3. Литература к курсу

Основным материалом для освоения дисциплины является курс лекций.

Основная литература

Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. - М., Ростов н/Д, 2006.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М. , 2002.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб, 2005.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для вузов. Серия: «Практическая журналистика». М., 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М., 2003.

Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. МГУ, Наука.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008.

Дополнительная литература

Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. СПб., 2007.

Гаймакова Б. Д., Сенкевич М. П., Макарова С. К. Мастерство эфирного выступления. М., 1996.

Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. Симонов. М., 2000.

Зарва М. В. Произношение в радио- и телевизионной речи. М., 1976.

Коломиец В. Телевизионные новости: happy end обязателен. В кн.: Российское телевидение: между спросом и предложением. Т.1.М.,2007

Корконосенко С.Г. Правовая и этическая культура журналиста // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Льюис Брус. Диктор телевидения. М., 1973.

Ляшенко Б. П. Хочу к микрофону. М., 2007.

Маккаллах Кэрролл В. Новости на ТВ/ Пер. с англ. 2-е изд., испр.М., 2004.

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994.

Прохоров А. Новости как мистификация. В кн. : Телевидение: режиссура реальности. Сост. Д.Дондурей. М., 2007.

Руководство для создателей передачи Би-би-си. Пер. с англ. М.. 1997

Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.

Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюссирование и презентация новостей в СМИ: Пер. с англ. Абдуллиной М.В./ Под ред. В.Пиманова. М., 2006.

Рувинский А. Беседа о «паркетной» журналистике. В кн.: Ключи к эфиру. Кн.1 Радиожурналист и политика./ Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.

Уайт Тэд. Производство эфирных новостей. М., 2007.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Уроки Аграновского. М., 1986.

Хейли А. Вечерние новости. Роман. /Любое издание./

Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. Учеб. пособие. М., 2002.

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории тележурналистики. М., 1983.

4. Содержание программы

Введение

Программа дисциплины «Основы журналистики: информационная тележурналистика» разработана в Высшей школе телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова для подготовки бакалавра по направлению «Журналистика» с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и отвечает требованиям основных профессиональных образовательных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений.

Цели и задачи

Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о журналистике как о массово-информационной деятельности; показать место информационной журналистики в системе средств массовой информации России; выделить место и роль телевидения как средства массовой информации; представить специфические свойства телевидения и показать значение информационной журналистики для телевизионной журналистики в целом. Дать представление о функциях информационной журналистики вообще и на телевидении в частности. Познакомить с основными жанрами информационной журналистики и с методами их реализации на телевидении. Представить технологию производства телевизионных новостей, верстку информационных выпусков, структуру информационных служб телевещателей, а также познакомить с основными профессиями, занятыми в подготовке новостных выпусков.

Задачи дисциплины:

- вооружить будущих специалистов пониманием места, роли и значения информационной журналистике в массово-информационной деятельности;

- дать понимание специфики информационной журналистики на телевидении;

- познакомить их с методами созданию информационных телевизионных программ;

- дать представление об основных информационных жанрах, используемых телевидением;

- сформировать устойчивый интерес к информационной деятельности как основе журналистики.

Дисциплина включает в себя как лекционные занятия, так и практические, семинарские занятия, с последующей летней ознакомительной практикой в информационных службах телевидения.

Изучение дисциплины на двух уровнях – теоретическом и практическом – создает предпосылки к формированию у студентов устойчивых профессиональных представлений и навыков.

Формы организации учебного процесса

Учебный процесс предполагает два взаимно увязанных метода общения со студентами: традиционный – лекционный, семинарский - и специфический, присущий обучению творческим профессиям: написание заметок, репортажей, интервью, коллективное формирование новостных выпусков как на практических занятиях, так и в процессе внеаудиторной работы. Именно поэтому курс предполагает значительное количество часов, отведенных на практические занятия и самостоятельную внеаудиторную работу.

I. Понятие информации. СМИ и массовая информация. Новость – острие информации. Свобода и несвобода журналиста в сфере информации. Право журналиста на информацию.

Тема 1

Понятие информации. Информация как процесс познавательной деятельности человека. Виды информации. Общие свойства информации. Социальная информация и ее функции.

Понятие информации. Информация как процесс познавательной деятельности человека. Информация как главный и самый ценный ресурс социального прогресса. Глобализация информационного пространства и его регионализация. Информационный коммуникативный процесс – дорога с двухсторонним движением: потребность общества в информации и развитие технической и технологической базы информационных процессов. Многообразие информации в мире. Виды информации. Общие свойства и функции информационного процесса.

Понятие социальной информации. Функции социальной информации. Информационный коммуникативный процесс.

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб., 2005.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005

Философская энциклопедия. /Любое издание./

Дополнительная литература

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. Симонов. М., 2000.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.

Тема 2

Массовая информация как часть социальной информации. Свойства массовой информации. СМИ и массовая информация: природа, сущность и функции. Виды массовой информации в СМИ.

Понятие массовой информации. Свойства массовой информации.Массовая информация и СМИ. Социальная основа журналистской информации. Функции журналистской информации. Опыт классификации массовой информации для СМИ.

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб, 2005.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М., 2003.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.,, 2005

Философская энциклопедия. /Любое издание./

Дополнительная литература

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. Симонов. М., 2000.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000

Тема 3

Новость – острие информации. Понятие «новости» в журналистике. Признаки новостной информации. Формула Марка Флавия и Квинтилиана.

Понятие «новость» в журналистике. Различия в понимании терминов «журналистская информация» и «новость». «Новости» в профессиональном журналистском понимании. Новостная журналистская информация как существенная часть массовой информации в СМИ. Предмет новостной информации в СМИ. Ее отличие от иных информационных потоков. Признаки «новостной» информации. Формула Марка Флавия и Квинтилиана «Что? Где? Когда? (При каких обстоятельствах? Почему?)»

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник.СПб, 2005.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М., 2003.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.,, 2005

Философская энциклопедия. /Любое издание./

Дополнительная литература

Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. Симонов. М., 2000.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Тема 4

«Новость» в информационном потоке. Виды новостной информации. Реальное и виртуальное отображение действительности в информационной журналистике.

Место и доля «новости» в информационном потоке. Каналы доставки новостной информации: «новость» на газетной полосе, в радиоэфире, в среде Интернет, на телевидении. Информационное агентство как «склад» новостных сообщений.

Возможности и преимущества каждого из каналов по отношению друг к другу в части информирования аудитории. Значение «новости» на газетной полосе, в программах телевидения и радио.

Реалии жизни и новостная информация. Информация и пропаганда. Субъективное и объективное в подаче новостей.

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник.. СПб, 2005.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М., 2003.

Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.,, 2005.

Дополнительная литература

Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. Симонов. М., 2000.

Прохоров А. Новости как мистификация. В кн. :Телевидение: режиссура реальности. Сост. Д.Дондурей. М., 2007.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Тема 5

Профессионализм и новостная специализация журналиста. Понятие творческой индивидуальности.

Универсализм журналистской профессии. Универсализм и специализация в профессии журналиста. Возможные виды специализации: по характеру носителя информации, по типу печатного издания или теле-, радиоканала, по жанровому признаку, по выбору темы и др. Универсализм и специализация – противоречие или нет? Признаки непрофессионализма. Понятие творческой индивидуальности.

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб, 2005.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М., 2003.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.,, 2005

Дополнительная литература

Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Журналист в поисках информации / Отв. ред. А. Симонов. М., 2000.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для ВУЗов. Серия: «Практическая журналистика». М., 2002 .

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Тема 6

Источники информации. Методы сбора и обработки информации. Работа журналиста на чрезвычайных событиях и в экстремальных ситуациях.

Реальная жизнь – главный источник информации. Виды официальной информации. Агентская информация. Центральные и региональные СМИ как источник информации. Особенности работы с пресс-службами государственных, общественных и других организаций. Особые источники информации. Собственная информация в СМИ.

Методы сбора и обработки информации. Наблюдение. Анализ. Перепроверка фактов. Обобщение и обогащение информации. Способы редактирования.

Работа с информацией о чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Кодекс журналиста «Не навреди!» при работе в экстремальных ситуациях.

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб, 2005.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Дополнительная литература

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994

Руководство для создателей передачи Би-би-си. Пер. с англ. М., 1997.

Рувинский А. И. Беседа о «паркетной» журналистике. В кн.: Ключи к эфиру. Кн.1. Радиожурналист и политика / Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.

Тема 7

Новости как товар. Понятие новостного бренда. Конкуренция и сотрудничество журналистов информационных служб.

Основы корпоративной этики. Информация как специфический товар, основная социальная ценность общества. Признаки новости как товара. Новости как товар в условиях многопрограммного телевидения, их конкурентоспособность. Понятие «бренд» применительно к телевизионным новостям. Составляющие информационного бренда. Бренд и его функции в информационном телевидении, иными словами, как работает бренд на телевещателя. Бренд телеканала и бренд его информационного вещания: взаимосвязь и взаимозависимость. Конкуренция и сотрудничество журналистов информационных служб. Основы корпоративной этики.

Основная литература

Рувинский А. И. Беседа о «паркетной» журналистике. В кн.: Ключи к эфиру. Кн.1.Радиожурналист и политика / Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008

Тема 8

Три модели существования СМИ в обществе. Свобода и несвобода журналиста в сфере информации. Право журналиста на информацию в законодательстве о СМИ.

Модели существования СМИ в обществе и информационное телевидение. Предпосылки свободы журналистской информации и ее несвободы. Свобода личности журналиста.

Правовые основы деятельности журналиста по сбору и распространению информации.

Основная литература

Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М., Ростов н/Д, 2006

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003.

Дополнительная литература

Рувинский А. И. Беседа о «паркетной» журналистике. В кн.: Ключи к эфиру. Кн.1.Радиожурналист и политика / Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.

II. Основы практической деятельности журналиста информационной службы телевидения

Тема 9

Телевидение как средство массовой информации. Специфические свойства телевидения. Становление и история информационного телевещания в СССР и в России.

Место информационного телевидения в системе средств массовой информации. Природа, специфические свойства телевидения и его функции в обществе. Информационные возможности.

Становление телевизионного информационного вещания. Взаимосвязь технического развития телевидения и информационных потребностей общества. 1938 - 10 марта 1939 года: открытие телецентра на Шаболовке и начало регулярных передач. Лето 1940 года - начало информационного вещания. Информационные сообщения в исполнении радиодиктора.

Перерыв в телевещании в годы войны.

1 июня 1949 года первая внестудийная передача со стадиона «Динамо». 1952 год – показ по субботам киножурнала «Новости дня». В 1954 году появление первых журналистов - первые репортажи и трансляции парада и демонстрации с Красной площа-ди. В 1955 году переход Первой программы на ежедневный гра-фик вещания и создание редакции «Последних известий». Первые выпуски новостей с диктором или без диктора. Вклю-чение радионовостей. Использование кинохроники. Фотография как изобразительный ряд выпусков «Новостей». 1957 - репортажи с Всемирного фестиваля молодежи и студентов как первые опыты оперативной информационной журналистики самого телевидения.

Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советс-кого телевидения» от 29 января 1960 года о превращении телевидения в главный источник информации населения.

«Оттепель» 1960-х годов, рождение первой «информационно-аналитической передачи» «Эстафета новостей» Юрия Фокина. Первый опыт персонификации информации.

Становление регулярного информационного вещания и создание 1 января 1968 года «Програм-мы «Время». «Программа «Время» времен Ю.А. Летунова. Рождение информационного формата. Возвраще-ние диктора в кадр. «Программа «Время» и ее лица: репортеры, редакторы, дикторы. Обязательной трансляции «Програм-мы «Время» по всем каналам. Ре-кордная аудитория главной пропагандистской передачи.

1980-1990-е годы. Эпоха «перестройки». Эксперименты с заменой диктора на журналиста в «Программе «Время». Поиск нового названия и логотипа. «ТСН». «600 секунд». Возникновение утреннего иформационно-музыкального вещания. «Вести» и «Программа «Время». НТВ – «Новости – наша профессия». Информационное телевидение в дни путча ГКЧП в августе 1991 года и в период октябрьских событий 1993 года.

Основная литература

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. .

Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 2008.

Дополнительная литература

Кравченко Л.П. Как я стал телевизионным камикадзе. М., 2005.

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории тележурналистики. М., 1983.

Тема 10

Система информационного телевизионного вещания в новой России. Роль и место информационных программ в телевизионном вещании. Типология новостных программ.

Система информационного телевизионного вещания в России. Новостные программы федерального, регионального, местного уровня. Новостные телевизионные каналы. Спутниковые информационные каналы. Международные информационные каналы. Телевизионный информационный канал для зарубежной аудитории.

Роль и место информационных программ в телевизионном вещании. Новости как политическое лицо канала. Новости как стержень программной концепции. Новости как способ конкуренции. Новости как затратная часть бюджета. Новости как способ брендирования канала.

Типология новостных программ: по формату, по тематической направленности, по региональному принципу.

Основная литература

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003. .

Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008.

Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. Учеб. пособие. М., 2002.

Тема 11

Информационные жанры телевидения. Законы построения информационного сообщения. Язык информационного телевидения.

Понятие жанра. Композиция. Сюжет. Фабула. «Смысловой узел» или «конфликт» как стержень журналистского произведения. Жанровые особенности информационной журналистики. Основные жанры информационной журналистики. Границы жанра и его трансформация. «Сюжет» как подмена понятия жанра. Жанры устного сообщения. Визуальные жанры. Специфика визуальных жанров. Особенности работы журналиста в кадре и в прямом эфире.

Технология журналистского творчества: тема, замысел, идея, факт. Сценарная разработка. Правила построения информационного сообщения. Понятие «лида». Первая и последняя фраза сообщения. Правило «перевернутой пирамиды».

Язык информационного телевидения. Литературная основа и «разговорность». Принципы построения фразы. Употребление числительных, собственных имен, иностранных слов, аббревиатур и пр. Техника речи и интонирование. Особенности текста «за кадром» и «в кадре».

Основная литература.

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб, 2005.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для вузов. Серия: «Практическая журналистика». М., 2002.

Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008.

.

Дополнительная литература

Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом.СПб., 2007.

Гаймакова Б. Д., Сенкевич М. П., Макарова С. К. Мастерство эфирного выступления. М., 1996.

Зарва М. В. Произношение в радио- и телевизионной речи. М., 1976

Ляшенко Б. П. Хочу к микрофону. М., 2007

Льюис Брус. Диктор телевидения. М., 1973.

Маккаллах Кэрролл В. Новости на ТВ/ Пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 2004.

Руководство для создателей передачи Би-би-си. Пер. с англ.М.. 1997.

Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.

Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюссирование и презентация новостей в СМИ.Пер. с англ. Абдуллиной М.В. / Под ред. В.Пиманова. М., 2006.

Уайт Тэд. Производство эфирных новостей.М., 2007.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Тема 12

Способы привлечения внимания к новости и приемы удержания ее в информационных программах. Сенсации как тип информации и другое.

Способы привлечения внимания к новости и приемы удержания ее в информационных программах. Развитие новости, беграунд, деталь, обогащение, краткое комментирование. «Сенсация». Различие во взглядах на «сенсацию» как особый вид новости. «Слухи» и как с ними работать. «Фишинг», «эвен экшен», «акция» в выпусках теленовостей. «Инфотейменд» - как особый вид информационного телевидения. Различие во взглядах.

Основная литература

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб, 2005.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для вузов. Серия: «Практическая журналистика». М., 2002.

Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008.

Дополнительная литература

Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом.СПб., 2007.

Маккаллах Кэрролл В. Новости на ТВ/ Пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 2004.

Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюссирование и презентация новостей в СМИ.Пер. с англ. Абдуллиной М.В. / Под ред. В.Пиманова. М., 2006.

Уайт Тэд. Производство эфирных новостей.М., 2007.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004.

Тема 13

Верстка информационных программ. Виды и способы верстки.

Принципы построения выпуска новостей. «Шпигель». Первая новость.

Тематические блоки: внутренняя информация, международная информация, политическая информация, экономический блок, блок культурных новостей, спортивная информация, информация о погоде и погодных явлениях, познавательная и занимательная информация. Новость «последней минуты».

Место и роль «прямых включений» в информационный выпуск.

Соотношение «устной» и «визуальной» информации в новостном выпуске.

Место и роль модератора в информационной программе.

Драматургия и ритм информационной программы.

Информационно-аналитические программы и их особенности. Место и роль модератора в информационно-аналитической программе.

Основная литература

Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008.

Дополнительная литература

Маккаллах Кэрролл В. Новости на ТВ/ Пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 2004.

Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюссирование и презентация новостей в СМИ.Пер. с англ. Абдуллиной М.В. / Под ред. В.Пиманова. М., 2006.

Уайт Тэд. Производство эфирных новостей.М., 2007.

Тема 14

Структура информационной службы телевидения. Профессии телевизионной информационной службы и квалификационные требования к ним.

Структура информационной службы телевидения. Возможны варианты, но… всегда есть высший менеджмент службы, а также: служба выпуска, корреспондентская служба, продюсерская служба, редакторская группа сбора новостей, подразделение режиссеров, служба координации и технического обеспечения. Возможно наличие корреспондентской сети. Возможны отделы или подразделения по тематическим направлениям: внутренние новости, зарубежные новости, культурная информация, спортивная информация и пр. В службу новостей могут входить операторы, монтажеры. В инфраструктуру службы новостей могут входить специалисты по IT-технологиям, финансовые специалисты, курьеры, автотранспортное подразделение, другие вспомогательные подразделения.

Непременный и возможный набор профессий. Всегда есть редакторская часть информационной службы. В нее входят: шеф-редакторы или ответственные выпускающие, редакторы или выпускающие новостных программ, модераторы-ведущие новостных программ, редакторы разных уровней по направлениям сбора информации; корреспондентский состав разных уровней; продюсеры разных уровней, режиссеры, ассистенты режиссеров. Дополнительно возможны следующие специалисты (они могут состоять в штате других подразделений телекомпании): студийные операторы и операторы оперативных съемок, монтажеры, технические специалисты и специалисты по IT-технологиям, финансовые специалисты, курьеры и пр.

Квалификационные требования и образовательный ценз.

Основная литература

Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601. М., 2008.

Дополнительная литература

Маккаллах Кэрролл В. Новости на ТВ/ Пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 2004.

Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюссирование и презентация новостей в СМИ.Пер. с англ. Абдуллиной М.В. / Под ред. В.Пиманова. М., 2006.

Уайт Тэд. Производство эфирных новостей.М., 2007.

Вопросы к зачету

Понятие информации. Виды и общие свойства информации.

Социальная информация и ее функции.СМИ и массовая информация.

Понятие журналистской информации. Природа, сущность и функции.

Понятие «новости» в журналистике и ее признаки. «Золотое правило» информации

«Новость» в информационном потоке. Виды новостной информации.

Реальное и виртуальное отображение действительности в информационной журналистике.

Универсальность, специализация и творческая индивидуальность журналиста информационной службы.

Источники информации. Методы сбора и обработки.

Новости как товар. Понятие новостного бренда.

Свобода и несвобода журналиста в сфере информации. Право журналиста на информацию в законодательстве о СМИ.

Телевидение как средство массовой информации и его специфические свойства.

История информационного телевещания в стране.

Система информационного телевизионного вещания России.

Роль и место информационных программ в телевизионном вещании. Типология новостных программ.

Устные жанры в телевизионной информации.

Законы построения информационного сообщения. Язык информационного телевидения.

Видеожанры в телевизионной информации.

Информационное интервью.

Информационной репортаж.

Приемы редакционной работы с информацией и способы ее подачи в телеэфире.

Сенсация и слухи – как способ привлечения внимания аудитории.

«Развлекающие» новости.

Принципы верстки информационных выпусков.

Место и роль модератора-ведущего в информационном выпуске

Структура службы новостей телевидения.

Основные профессии информационной службы телевидения. Профессиональные требования.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...